Михаил Иванович Глинка
 
Так как народная песня всегда была душой русской, то для нас теперь неразрывно спаянная с ней напевная и задушевная музыка Глинки звучит одинако-во, как родное былое и вместе с тем настоящееЕ Поэтому Глинка, как и народное песенное творчество, - поистине живой родник всей русской музыки.
Б. В. Асафьев.
 
В ряду великих русских композиторов, составляющих славу и гордость русской музыки, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в музыке душу русского народа. Разнообразное по жанрам вокальное творчество Глинки – бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое. Охватывающее широкий круг человеческих переживаний, облачённое в гармонически стройную форму, оно созвучно лирическим стихотворениям Пушкина, и не случайно лучшие из романсов Глинки сочинены были именно на стихи великого русского поэта.
УВо многих отношениях Глинка, - писал В. В. Стасов, - имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества – оба глубоко национальные, черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыкеФ.
Развитию музыкальных способностей Глинки способствовало домашнее воспитание. Но и в Благородном пансионе для юношей, и после его окончания Глинка почти все свое свободное время отдавал игре на фортепиано и сочинению музыки.
В последние месяцы 1824 года Глинка сочинил романс УМоя арфаФ. Автор считал его Унеудачной попыткойФ и прозвал его УдопотопнымФ, так как написал его до 7 ноября 1824 года, дня страшного наводнения в Петербурге. Свой первый УудачныйФ романс Глинка написал только зимой следующего, 1825 года. Действительно, романс УНе искушайФ - одно из лучших, проникновенных по музыке сочинений. В том же году, трудясь Ус большим напряжениемФ, он написал первый струнный квартет (дошедший до нашего времени не полностью) и работал над сонатой для альта и фортепиано, не завершив её. Впрочем, он полагал, что в этих сочинениях Умало толкуФ.
УРомантическим устройствомФ натуры Глинки объясняется его тогдашнее стремление мечтать в сумерках за фортепиано и пристрастие к элегическим стихам Жуковского, трогавшим композитора до слёз. Отзвуком такого состояния его духа родились тогда печальные романсы на слова этого поэта УСветит месяц на кладбищеФ и УБедный певецФ.
Весной 1828 года А. С. Грибоедов сообщил Глинке мелодию одной грузинской народной песни, на основе которой композитор написал один из лучших своих романсов УНе пой, красавица, при мнеФ на стихи А.С. Пушкина. В следующем году стараниями Глинки и Н. И. Павлищева, зятя А. С. Пушкина, Уявился в светФ УЛирический альбом на 1829 годФ. В нем среди малозамечательных пьес друзей Глинки появилось два романса молодого композитора и в числе их УПамять сердцаФ - одно из привлекательнейших по теплой искренности мелодики его сочинение тех лет.
Три года (1830 – 1833 гг.), проведенные Глинкой в Италии, стали временем окончательного созревания его таланта, годами вдумчивого труда. Здесь новыми чертами обогатилось его мелодическое дарование. Глубокую красоту итальянской лунной ночи Глинка гениально передал в своей баркароле – романсе УВенецианская ночьФ, исполненном трепетного чувства радости жизни. Кроме УВенецианской ночиФ на стихи И. И. Козлова Глинка написал тогда еще два романса на стихи В. А. Жуковского и Феличе Романи.
В свое пребывание в Москве (1834 год) Глинка слушал сочинения местных композиторов и сам написал романс УНе называй ее небеснойФ на слова московского литератора Н. Ф. Павлова. Но самой важной была в то время мысль о написании русской оперы УИван СусанинФ.
В пору расцвета (1837 год) для своей Умилой ученицыФ Каролины Колковской в театральной школе Глинка сочинил полный любовного томления и проникновенной печали романс УСомнениеФ.
Глинка иногда и сам пел свои романсы. Его высокий голос не обладал красивым тембром, но, как вспоминал А. Н. Серов, Умогуче-гениальный, как творец музыки, он был столь же гениален и в исполнении вокальномФ, поэзию которого Серов назвал УнепередаваемойФ!
28 марта 1839 г. Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью Анны Петровны Керн, чье имя освящено чувством к ней А. С. Пушкина. Волновавшие композитора чувства он выразил в двух посвященных Е. Керн сочинениях. Первым из них был пленительно изящный, овеянный элегической поэзией нежной влюбленности УВальс – фантазияФ (второе название - УПавловский вальсФ). Иным настроением исполнен сочиненный в 1840 году романс УЯ помню чудное мгновеньеФ, проникнутый волнением светлой восторженности, лишь ненадолго уступающей место печальным раздумьям. Написанное на стихотворение А. С. Пушкина, вдохновленное образом матери Екатерины Керн Анны Петровны, это произведение Глинки есть совершенное слияние высокой поэзии текста с музыкальным его выражением.
Работа над оперой УРуслан и ЛюдмилаФ чередовалась у композитора с осуществлением и других его музыкальных намерений. К тому же творчески необычайно плодотворному 1840 году относится и сочинение Угармонической галереи романсовФ - цикла УПрощание с ПетербургомФ (на стихи Нестора Кукольника). В него вошли такие Уисполненные жизни, правды и увлеченияФ (по отзыву УХудожественной газетыФ от 1 сентября того же года) или лирические пьесы, как УРыцарский романсФ, УБаркаролаФ, УЖаворонокФ, УО дева чудная мояФ. Входила в цикл и своего рода прощальная УПопутная песняФ.
С 1844 по 1847 – Угоды странствийФ: Франция, Испания. Зимой 1847 – 1848 года в Смоленске Глинка пишет несколько фортепианных пьес и два романса. Первый из них, УМилочкаФ, - светлое воспоминание об Испании (для него композитор взял мелодию хоты, услышанную им в Вальядолиде). Второй, УТы скоро меня позабудешьФ на слова молодой поэтессы Юлии Жадовской, - печальное обращение к любимому существу, полное глубокой любви и покорности перед неизбежным концом, стал новым шагом в развитии вокально – декламационного стиля Глинки.
Уединенная, творчески сосредоточенная жизнь композитора прекратилась в конце января 1848 года. УСуматошная жизньФ Петербурга после тихого Смоленска скоро привела Глинку в отчаяние и он в ожидании заграничного паспорта спешно уехал в Варшаву. В польской столице, в пору творческого подъема лета и осени 1848 года, Глинка сочинил замечательные романсы: УСлышу ли голос твойФ (на слова М. Ю. Лермонтова), УЗаздравный кубокФ (на стихи А. С. Пушкина), шутливо посвященный им УВдове КликоФ, иначе говоря, шампанскому вину, и лучший из них – УПеснь МаргаритыФ (на слова И. В. Гете); по образной глубине и силе трагической выразительности эта песня-романс примыкает уже к вокальной лирике последнего периода глинкинского творчества.
В ноябре 1844 года Глинка возвратился в Петербург, а весной вновь вернулся в Варшаву. Но этот двухлетний период не был столь плодотворным, хотя было написано несколько новых романсов: осенью 1849 года Глинка посвятил Эмилии Ом романс УRozmowaФ (УБеседаФ) на слова польского поэта А. Мицкевича, затем последовало сочинение романсов УАдельФ и УМериФ на стихи А. С. Пушкина, а также и другие произведения.
В начале 1856 года Глинка сочинил свой последний романс УНе говори, что сердцу больноФ на стихи своего давнего московского знакомого Н. Ф. Павлова (тот Уна коленяхФ вымолил у него музыку на свои слова). УВ них обруган свет, значит, и публика, что мне по нутруФ, - заметил Глинка в одном из писем к Нестору Кукольнику. Его раздражение было вполне понятно: отношение официальных кругов к музыке Глинки оставалось по-прежнему неприязненным. Много неприятностей доставляло и развязное обращение с текстом романсов Глинки при их публикации издателем-дельцом Стелловским. Но самым огорчительным для композитора были идейно враждебные ему и общему направлению зарождавшейся русской национальной школы самодовольно малограмотные рассуждения критиков о его сочинениях. Здоровье Глинки слабело, и в феврале 1857 года великий композитор умер.