МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В 20 ВЕКЕ (ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ) В последней трети 20 века происходит взаимосближение, взаимодействие традиционных форм культуры и обиходной жизни. НТР делает культурные ценности доступными самым широким слоям населения. Тенденции, вызванные требованиями НТР: I Быстрый рост среднего и высшего образования, преодоление его элитарности, расширение подготовки инженерно-технических и технико-экономических кадров. Концепция непрерывного образования. Оснащение образовательных учреждений обучающими машинами, электронными лабораториями, видеофонами. II Качественное насыщение быта новейшим электронным оборудованием (персональное ЭВМ), прочные навыки работы с компьютером, новые аппараты бытовой электроники. III Широкий доступ населения к средствам информации и разного рода развлечениям сопровождался дальнейшим распространением «массовой культуры», рассчитанные на вкусы и стереотипы массового сознания. Производство культурной продукции и «индустрия развлечений» были поставлены на коммерческий поток, превратились в источник доходов и эффективное средство воздействия на массы. «Массовая культура» способствовала приобщению к плодам культуры широких слоев населения, но часто в ее примитивных проявлениях на уровне «развлекательства». Массовая культура – термин, используемый в современной культурологи для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Предпосылки возникновения: 1) Эпоха крупного промышленного производства, создание армии наемных рабочих, ломка традиционных социальных структур, появление массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. 2) Возникает как попытка новых социальных слоев (наемных) создать собственную разновидность городской народной культуры или как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур. Сущность: массовая культура стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения. Оперирует такими представлениями и чувствами как: желание любви, страх перед неведомым, стремление к успеху, надежда на чудо. На этой основе создаются произведения, рассчитанные на немедленную эмоциональную реакцию. Характерен точный выбор адресата-потребителя (возраст, социальная группа), это способствует выбору художественных и технических приемов, при успехе приносит хороший доход. Создаются упрощенные, адаптированные для массового сознания версии достижений «высокой» культуры. Функции: - обогащение и развитие духовного мира человека, - фиксирование существующих в обществе массовых умонастроений и ориентаций - определение ракурса современного прочтения культурной традиции - дает достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества - является естественным порождением современной цивилизации. Наиболее яркие феномены массовой культуры (комикс, «черный» криминальный роман, семейная сага) рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора. Значимость конкретного продута массовой культуры определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.