История оперных жанров
Цель настоящей работы — проследить развитие различных жанров оперного искусства в историческом разрезе и через творчество различных композиторов, творчество которых по праву считается вехами в истории оперной музыки.
ВВЕДЕНИЕ
Что такое опера?
Опера – это художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образах. В опере сочетаются музыка, драматургия, изобразительное искусство, хореография.
Первая опера "Дафна" была написана итальянским композитором Якопо Пери и впервые исполнена во Флоренции в 1597 году. С этого момента и началось постепенное развитие совершенно нового, для того времени, вида искусства, которое продолжалось на протяжении XVII-XVIII веков. В результате попытки возродить элегантность и простоту древнегреческой трагедии, которая рассказывала истории богов и мифологических героев в драматической форме, и зародилась опера.
Соединение искусства песни с драматическим повествованием произошло потому, что в конце XVI века группа итальянских дворян пожелала освободить музыку от средневековой усложненности и возобновить дух чистоты, которую они находили в древнегреческих пьесах. Первые оперные начинания получили свое развитие, прежде всего благодаря такому великому композитору своего времени как Монтеверди, который написал в 1607 году свою первую оперу "Орфей", а последнюю 1642 году, которая называлась "Коронация Поппеи". Монтеверди и его современниками была придумана классическая оперная конструкция, которая продолжает действовать и в наше время:
-арии-
-дуэты-
-терцеты-
-квартеты-
-ансамбли-
В них герои выражают свои эмоции:
-речитативы-
-хоры-
А них уже объясняются происходящие события:
-оркестровые увертюры-
-прелюдии-
Чтобы дать зрителям возможность рассесться по местам, включались в программу представления:
-интерлюдии-
-антракты-
ЕВРОПЕЙСКАЯ ОПЕРА
Английская опера развивалась из королевского театра масок. Развлекательная церемония состояла из театрального представления, танцев и музыки. Персонажами были мифологические герои. Декорации и костюмы были необыкновенно изысканными. Английский театр масок достиг совершенства в начале XVII века. По своей форме эти представления были очень схожи с оперой: так, например, в них использовали речитатив и оркестровые интерлюдии.
В Англии Гражданская война 1640-х годов и последующие годы правления пуританского режима Кромвеля задержали развитие оперы. Исключением стал Генри Пёрселл и его опера "Дидона и Эней", написанная в 1689 году для девичьей школы в Челси, вплоть до тех пор, пока Бриттен не написал 250 лет спустя "Питера Граймза".
Во Франции, где Людовик XIV оценил возможности оперы с пышными декорациями, танцевальными номерами, дополнявшими чисто музыкальную сторону спектаклей. Его придворным композитором был Жан Батист (Джованни Батиста) Люлли, итальянец по рождению, прошедший путь от мальчишки — кухонного подсобника до бесспорного законодателя французской музыки. Люлли сделал себе состояние, покупая право на каждую оперу, исполняемую в стране.
Примерно к 1740 году итальянская опера в Лондоне пришла в упадок. "Опера нищего" Джона Пепуша (либретто Джона Гея), поставленная в 1728 году, нанесла сокрушительный удар по помпезности прежней итальянской оперы: с появлением на сцене разбойников, их подруг и т.д. стало уже невозможным увлечь зрителя напыщенными героями из античной мифологии. Гендель попытался основать в Лондоне другой итальянский оперный театр, однако попытка не увенчалась успехом.
На континенте опера не знала перерывов в своем развитии. После Монтеверди в Италии один за другим появились такие оперные композиторы, как Кавалли, Алессандро Скарлатти (отец Доменико Скарлатти, крупнейший из авторов произведений для клавесина), Вивальди и Перголези. Во Франции на смену Люлли пришел Рамо, господствовавший на оперной сцене всю первую половину 18 века.
Георг Фредерик Гендель (1658-1759)
Георг Фредерик Гендель родился в Германии в городе Галль, в том же, что и Бах. Он сделал короткую, но яркую карьеру в Италии, до того как осесть в Англии в 1712 году, Годом раньше в Лондоне с огромным успехом была поставлена его опера "Ринальдо", после которой он выпускал оперу за оперой на протяжении 30 лет. Он сам взялся направлять всю лондонскую музыкальную жизнь, разыскивая по всей Европе певцов, нанимая театры.
В 30-х годах его мастерство оперного композитора достигает предельной высоты, когда он и создает свои лучшие сочинения: “Поро”, “Ариадна”, “Ариодант”.
Гендель значительно углубил музыкально-драматическую характеристику героических и бытовых образов итальянской оперы-сериа ("серьёзной оперы"), значительно обогатил её вокальные формы, музыкальную декламацию, оркестр. При этом важнейшеё заслугой Генделя по праву создание классического типа оратории — монументального эпико-драматического жанра с преобладающей ролью хора.
Христоф Виллибальд Глюк (1714-1787)
Христоф Виллибальд Глюк родился 2 июля 1714 года в Эрасбахе. В 1726 году Глюк поступил в иезуитскую коллегию в чешском городе Комотау, где он проучился 6 лет и пел в хоре школьной церкви. Именно там Глюк овладел греческим и латинским языками, античной литературой и поэзией. Оперному композитору в ту эпоху, когда оперное искусство во многом основывалось на античной тематике, это было необходимо. Свои первые творения композитор создаёт в Италии.
Следующий важный период в творческой деятельности Глюка связан с работой в области французской комической оперы для французского театра в Вене, куда он переехал после пребывания в ряде других стран, в частности для Лондона он написал оперы-сериа ("серьёзные оперы") "Артамена" и "Падение гигантов".
5 октября 1762 года явилось знаменательной датой в истории оперного театра: в этот день впервые был поставлен в Вене "Орфей" Глюка на текст Кальцабиджи. Это было начало оперно-реформаторской деятельности композитора. Через пять лет после "Орфея", 16 декабря 1767 года, состоялась там же, в Вене, первая постановка оперы Глюка "Альцеста".
В апреле 1774 года в Париже состоялась первая постановка новой оперы Глюка "Ифигения в Авлиде", французское либретто которое написано Дю Рулле по трагедии Расина того же названия. Эта постановка вызвала бурную реакцию в музыкальным мире той эпохи — "Ифигения..." явила собой переломный этап в оперном искусстве.
Заключительными реформаторскими операми композитора, поставленными в Париже, были "Армида" и "Ифигения в Авлиде". ".
Георг Филипп Телеман (1681-1767)
Главной чертой этого немецкого композитора является стремление к музыкальной характеристике персонажей инструментальными средствами. В этом смысле Телеман являлся непосредственным предшественником Глюка и Моцарта. За свою более чем 70-летнюю творческую деятельность Телеман создал произведения во всех известных в то время музыкальных жанрах и в различных стилях существовавшей в 18 веке музыки. Он один из первых отошел от стиля так называемого "немецкого барокко" и начинал сочинять в "галантном стиле", подготовляя почву для возникающего нового направления музыкального искусства, которое привело к классическому стилю венской школы.
Период творчества Моцарта
К началу ХVIII века, когда талант Моцарта достиг своего расцвета, опера в Вене разделилась на три основных направления. Ведущее место занимала серьезная итальянская опера (итал. opera seria), где классические герои и боги жили и умирали в атмосфере высокой трагедии. Менее формальной была комическая опера (opera buffa), основанная на сюжете Арлекина и Коломбины из итальянской комедии (commedia dell'arte), окруженных бесстыдными лакеями, их дряхлыми хозяевами и всякими плутами и жуликами. Наравне с этими итальянскими формами развивалась немецкая комическая опера (singspiel), чей успех заключался, пожалуй, в использовании доступного широкой публике родного немецкого языка. Еще до того, как началась оперная карьера Моцарта, Глюк выступал за возврат к простоте оперы XVII века, сюжеты которой не приглушались длинными сольными ариями, задерживающими развитие действия и служившими для певцов лишь поводами для демонстрации силы своего голоса.
Силой своего таланта Моцарт объединил эти три направления. Еще подростком он написал по одной опере каждого вида. Будучи зрелым композитором, он продолжал работать во всех трех направлениях, хотя традиция opera seria увядала. Одна из двух его больших опер — "Идоменей, царь Крита" (1781), полная страсти и огня, — исполняется и сегодня, а "Милосердие Тита" (1791) можно услышать очень редко.
Три оперы buffa — "Женитьба Фигаро", "Дон Жуан", "Так поступают все женщины" — подлинные шедевры. Они настолько расширили границы жанра, внеся в них трагические мотивы, что зритель уже не знал, смеяться ему или плакать, — здесь можно вести речь о сравнении с шекспировскими пьесами. В каждой из этих трех опер любовь в той или иной форме является ведущей темой. "Фигаро" рассказывает, как слуга (Фигаро) чинит всевозможные препятствия своему хозяину, желающему соблазнить девушку, на которой он хочет жениться. В "Дон Жуане" мы становимс