И. С. Бах Сын бедного городского музыканта, Иоганн Себастьян Бах родился эпоху тягчайшего разорения Германии после тридцатилетний войны. Разрушенные города, опустошенные поля, разореные крестьянские хозяйства были результатом этой войны (1618 – 1648 гг). Предки Баха были крестьянами, но одному из них удалось получить образование и стать музыкантом, положив начало целой плеяде музыкантов. Известность этой семьи была такова, что одно время всех городских музыкантов называли «Бахами». Иоганн Себастьян родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где прожил до десятилетнего возраста. Осиротев, он переехал в Ордруф, к своему старшему брату Иоганну Христофу, органисту и ученику Пахельбеля. Брат стал его первым учителем на клавире. В 15 лет, чтобы не быть в тягость брату, он перебрался в Люнебург, где поступает в местную гимназию и становиться певчим в хоре, что дает ему возможность прокормиться. В то время в Люнебурге органистом был Георг Бем, и Бах многому научился у него, познакомился с произведениями Адама Рейнкена – знаменитого тогда органиста. Дважды Бах отправлялся в Гамбург, чтобы послушать его игру. Удалось ему послушать и светскую французскую музыку в исполнении отличного оркестра крошечного герцогства Целлле. Музыка Куперена «великого» оказала большое влияние на клавесинный стиль. В 19 лет Бах стал органистом в городке Арнштадт, где написал первые дошедшие до нас произведения. Отсюда он прошел 350 км пешком, чтобы услышать в Любеке Дитриха Букстехуде, оказавшего на творчество Баха огромное влияние. Интересно, что здесь он очутился почти одновременно с Генделем, своим гениальным современником, родившимся, как и Бах в 1685 г. Но оба великих музыканта так и не встречались. В 1708 г. Бах возвратился в Веймар, откуда предпринимая поездки в качестве виртуоза на органе и клавесине по северу Германии. В 1717 году, после конфликта с герцогом и месячного ареста, он перешел на службу в Кетен, где создал сборник «Прелюдий и фуг» для темперированного клавира, оркестровые концерты, сюиты, сонаты, сюиты для скрипки и клавира, виолы да-гамба и скрипичные концерты. В 1723 году, чтобы дать образование сыновьям, Бах переезжает в Лейпциг, поступив на службу в качестве кантора в местной гимназии св. Фомы. Эта должность считалась почетной, и до Баха ее занимал ряд выдающихся композиторов. Кантор должен был преподавать ученикам пение, латинский язык, писать музыку для 4х лейпицигских церквей. Кроме этого, с 1729 года Бах был музикдиректором Лейпцигского университета и руководил студенческим музыкальным обществом. В Лейпциге Бах написал огромное количество произведений. Произведения его можно играть целый год, даже если исполнять их ежедневно. К 1740 году достиг наибольшей известности, но стал вести наиболее замкнутый образ жизни, отдавая все свое время своим высокоталантливым детям, чья слава в дальнейшем затмила славу отца. Последние годы своей жизни Бах страдал болезнью глаз, перенес операцию, ослеп. Скончался в возрасте 65 лет, 27 июля 1750 года. Число произведений Баха очень велико. Они разбиваются на пять групп. Наиболее обширная – церковных кантат (350). Вторая – крупные художественные культовые композиции – пассии, оратории, торжественная месса и 4 неполных мессы. Третья группа – произведения для органа и клавесина. 4 группы – произведения для различных инструментов – скрипки, виолы, флейты, лютни. Последняя, пятая группа включает произведения для оркестрового состава. В лице Баха завершается огромный исторический процесс, основывающийся, с одной стороны, на связи музыки с культом, а с другой – на могущественном развитии бытовой музыки – танца, народной песни, музыки с драматическим представлением. Обе эти струи слились в творчестве Бах и делают его самым всеобъемлющим музыкантом времени. Нельзя не поразиться легкостью письма, его уверенностью, проявляемых им в самых различных областях музыкальной композиции. От изящных, простых танцев до грациозных вокальных произведений, Бах всегда обнаруживает законченное владение стилем, выразительную мелодику ярко пульсирующий ритм, строго логичную модуляцию в неисчерпаемое богатство гармонии. При жизни Баха ценили в основном, как исполнителя виртуоза. Каковы же были характерные особенности исполнения клавишных произведений. В первую очередь Баха интересовала именно певучая и выразительная игра – искусство cantabile, по его собственному произведению. Это не было идеей одного лишь Бах. Ее находят во всех трактатах того времени. Иоганн Готфрид Вальтер – ученик Иоганна Бернхарда Баха – пишет в своем «Словаре»: Сantabile, относится к вокальной или инструментальной композиции, каждый голос который легко может быть спет. Телеман говорит, что очень важно вдохновляться человеческим голосом: «Какую бы пьесу не играть – вокальную или инструментальную, - все в ней должно быть cantabile.» Искусство cantabile – это правильный способ выявить независимость и красоту мелодии, ее выразительность. Это было искусство фразировки и выделения голосов – каждого в отдельности или всех вместе. Другое важнейшее качество исполнителя – точность и аккуратность. Для достижения этой цели необходимо соблюдать все правила, которыми обременяют себя большие мастера. Инструмент должен разговаривать, а заставить его говорить хорошо – это действительно искусство и большой талан. Искусный клавесинист имел в своем арсенала богатую палитру красок, которые можно было добиться лишь посредством утонченного и разнообразного туше. В эпоху Баха совершенным исполнителем считался лишь тот, кто владел искусством туше. Современники с восторгом говорили о баховском туше. Ясность и точность, ритмичность и легкость делали его игру чем-то совершенно уникальным. Бах, несмотря на свой серьезный характер, был восприимчив к веселости и изяществу. Те его пьесы, которые обычно считались очень трудными, были для него пустяками: он играл их с таким совершенством и легкостью, что они казались не более, чем простыми мелодиями волынки, все его пальцы были развиты в равной степени и могли передавать тончайшие нюансы. Сегодня вы прослушаете такие произведения Баха: «Вступление, прелюдия и фуга» из Партиты c-moll. «Итальянский концерт», ч. I, «Пастораль», c-moll, а так же произведения его современников: И. Пахельбель. Чакона, f-moll Л. Куперен. Вольта. С. Карвальо. Токката, g-moll. Ф. Куперен. «Душистая вода.» Д. Циполи. Сарабанда, g-moll Дж. Пиччи. Балет. Л.-К. Дакен. Ригодон. Г. Гендель. Куранта, d-moll. Д. Скарлатти. Гавот. Ж.-Б. Лейе. Куранта, g-moll.