ОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени Т.Г. Шевченко
Дидактическая игра на этапе освоения знаний.
Курсовая работа по педагогике
студентки IV курса
Шустовой И.В.
Орск
1999
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
1.1 Значение психофизиологических особенностей младших школьников при проведении игр.
1.2 Дидактические игры на уроках математики.
1.3 Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте.1.4 Игра в эстетическом воспитании младших школьников.
ГЛАВА II
Практическое применение дидактических игр на этапе освоения знаний.
ЛИТЕРАТУРА.
ВВЕДЕНИЕ
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой ? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.
Самонадеянно ? Но ведь это только попытка...
Возможны ли счастливые лица на скучных уроках ? Конечно не только шум безразличие и постоянные “одергивания” учителя.
Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах детей, когда ручонки так и тянуться вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный, сообразительный, - вот что хотелось бы увидеть на своих уроках.
Народная мудрость создала дидактическую игр, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз.
Ребенок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.
Занимательность может быть заданна неожиданной для детей постановкой или формулировкой вопроса, создание проблемной ситуации, необычайной формой ведения урока. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни. Нужно только найти его и подать их детям, что их самих к подобным находкам и открытиям.
Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать...
Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначениях, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма цвет, величина, вес, качество материала и др.
“Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение...” - слова эти принадлежат Ж. Фабру, далекому от проблем детства, но хорошо понимавшему, как много значит игра в жизни ребенка и как важно наставнику, воспитателю, взрослому, взявшемуся за самую, может быть, ответственную миссию - растить Человека, быть рядом с ребенком и в игре тоже, руководить ею, но так, чтобы ребенок видел во взрослом друга, партнера, а не директора или надзирателя. Простая и всем, казалось бы, ясная мысль, но, как это часто бывает, легко сказать, но трудно сделать.
Вот почему проблема детской игры является одной из самых актуальных проблем детской психологии и педагогики. Актуально, как никогда ранее. Поэтому именно эту тему я рассматриваю в своей курсовой работе.
Можно назвать две причины, которые привели меня к этому. С одной стороны, увлечение разного рода обучающими программами приводит к тому, что детям все меньше времени остается для игры и общения со сверстниками. С другой стороны, зачастую неверное понимание педагогами характера руководства игрой обуславливает жесткую регламентацию детской игровой деятельности, что лишает ее творчества, инициативы, фантазии, выдумки.
Проблема применения игровых методов обучения на уроке является узловому темой, разработка которой должна способствовать эффективной подготовке учителя к преподаванию в начальной школе. Выбор игры в качестве первоочередного объекта творческого анализа и практического освоения продиктован тем обстоятельством, что именно она может выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития.
Значительное место в курсовой работе отведено анализу значения дидактических игр, для интеллектуального развития детей их учебнопознавательной деятельности при обучении грамоте и на уроках математики.
Целью моей курсовой работы является изучение и пропаганда творчества учителей: не наблюдать со стороны за стихийным развитием практики обучения маленьких школьников, с тем чтобы в дальнейшем выявлять и обобщать достижения этой практики, а осмысливая передовой педагогический опыт, внедрять в повседневную жизнь школы. Обычно проходят годы, прежде чем опыт, достойный распространения, попадет в поле зрения и получит признание.
Кроме этого, целью моей курсовой работы является выработка навыков изложения собственных мыслей и приобретение опыта защиты курсовой работы.
Данная курсовая работа составлена в соответствии с публикациями в журнале “Начальная школа”.
В основе курсовой работы лежит учебная литература, но обогащенная статьями, такими, как “Дидактические игры на уроках математики” Масловской Т.А., “Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте” Семяшкиной Н.И., “Учебные игры как средство повышения эффективности уроков” Кобановой Л.В., “Использование игровых приемов на уроках” Губановой О.В. и других.
ГЛАВА I.
1.1 Значение психофизиологических особенностей младших школьников при проведении игр.
Работа с младшими школьниками заставляют глубже изучать их психофизиологические особенности.
Внимание и запоминание (особенно у 6-7 летних) слабые, тем более если учение не захватывает. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито не произвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересно привлекает внимание учеников само собой без всяких усилий с их стороны. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью , яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение различных наглядных пособий - иллюстраций, рисунков, макетов, муляжей. Однако надо помнить, что младшие школьники весьма впечатлительны. Очень яркие наглядные впечатления иногда могут создать такой сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, что результате этого затормозиться всякая возможность понимать объяснения, анализировать и обобщать материал.
Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то естественно каждый учитель стремиться сделать свой урок интересным, занимательным. Значит, надо вводить в урок игры и игровые ситуации. Но следует иметь ввиду, что учеников надо приучать быть внимательными и по отношению к тому, что не вызывает непосредственного интереса и не является занимательным.
Чтобы сосредоточить внимание детей на том, что необходимо запомнить, можно изготовить интересное, яркое, запоминающиеся пособие и выставлять его только на 1-2 минуты в течении урока. Частая демонстрация пособия - это уже действие на память. Если пособие будет перед глазами детей длительное, время то они привыкают к нему и не реагируют на него, тогда процесса запоминания не происходит. Например, пособие с гномиками Аз и Буки - на заучивание орфограмм, жи, ши, ча, ша, чу, щу. Как работать с пособием
Посмотреть;
Проговорить;
Закрыть глаза, представить себе увиденное;
Выложить из букв разрезной азбуки, проговорить и показать гномикам
Сверить с плакатом.
Эта работа занимает 2-3 минуты, но повторяется в течении всей недели, через 10-ти дневный перерыв она повторяется вновь.
Работа по тренировке памяти и развитию внимания проводиться в системе. Игровые задания усложняются. Например, с участием куклы Минутки можно провести игру “Успей запомнить за минуту”. Эта игра развивает зрительную память. Начинается она с простого: “Сколько слияний ты запомнил с гласной О?”(на доске дано 10 слияний). “Кто больше слов запомнит из волшебной шкатулки ?” (здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, пожалуйста, спасибо, будьте добры, простите). “Кто больше всех запомнит слов - описаний друга-котенка ?”(шерстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, теплая, ходит тихо, крадучись, неслышно, царапается, прыгает).
Хорошая игра для развития речи и памяти - “Добавь следующее”. Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу тот придумывает второе слово, относившееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слов