ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В.Плеханова Кафедра общественных наук Реферат на тему: ФИЛОСОФИЯ ДУХА И МАТЕРИИ РЕНЕ ДЕКАРТА Реферат выполнен студенткой 1 курса дневного отделения факультета Бизнеса и делового администрирования (группа 3108) Афанасьевой Верой Александровной Москва 1995 г. - 2 - План реферата Введение 1. Важнейшие черты эпохи и основные фыкты биографии Декарта 2. Формирование Декарта как философа и ученого - 3 - Введение В истории философии творчество Рене Декарта (1596 - 1650) - одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важ- нейший принцип методологии исследования историко-философского про- цесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и идеализма [2]. Борьба эта не статична и весьма противоречива, она отнюдь не лежит на поверхности даже открыто противостоящих фило- софских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неоднопла- новой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление челове- ческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных аспектах, в его отношении к природе и культуре. Особенность фило- софского творчества Декарта в том, что в нем были сформулированы новые и материалистические и идеалистические положения. Тем самым борьба материализма и идеализма поднялась на более высокую сту- пень. И хотя сам Декарт в конечном счете склонился в сторону идеа- лизма, он сообщил этой борьбе новый импульс. ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ И ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ БИОГРАФИИ ДЕКАРТА Свои произведения Декарт написал в 20 - 40-х годах ХVII в., но уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений в европейской - прежде всего западноевропейской - истории в период Возрождения, начавшегося в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV - на- чалу ХVI в. ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. Это были времена успехов раннебуржуазной культуры, представленной бо- гатейшим творчеством гуманистов. Как известно, раннебуржуазная по своему социальному происхождению культура гуманизма, концентриро- вавшаяся в городах, рождалась и развивалась в противостоянии куль- туре феодального, преимущественно сельского, застойно-иерархичес- кого общества. Идеологической основой этого общества была хрис- тианская религия с ее многочисленными догмами, так или иначе ос- мысляемыми в схоластических философских системах и построениях. Если попытаться предельно кратко сформулировать суть теоцент- - 4 - рическо-схоластического мировоззрения, трудно найти более подходя- щее слово, чем созерцательность, молитвенная покорность средневе- кового человека, выражавшая его преимущественно приспособительную позицию в отношении природы и социального мира. Философы-гуманис- ты, в большинстве своем отнюдь не посягая еще на самые основы ре- лигиозности, вместе с тем решительно выдвигали на первый план че- ловека с его многообразными телесными и духовными потребностями. Отсюда в общем активистская позиция гуманистической философии, ко- торая в противоположность теологии и схоластической философии, ус- матривавшим смысл человеческой жизни в осуществлении царства бога на земле, обосновывала идеал учреждения в посюсторонней жизни царства самого человека. Такое обоснование было как индивидуаль- но-этическим, так и социальным. С течением времени, по мере успе- хов производственной деятельности и развития естественнонаучной мысли (особенно к концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства чело- века на земле приобретал и научно-техническую конкретизацию. Весь- ма убежденным и красноречивым пропагандистом действенной науки стал Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626), названный К. Марксом родоначаль- ником английского материализма и всей современной экспериментирую- щей науки. Горячим сторонником научно-технического прогресса - од- ной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной культуры - не раз объявлял себя и Декарт. Конечно, социальная ситуация, сложившаяся в первой половине ХVII в. во Франции, отличалась от той, которая была характерна для Англии, где приближалась буржуазная революция, самая зрелая из тех, что в нашей литературе обычно именуются ранними. Хотя Франции было тогда далеко до буржуазной революции, все же и здесь в ту эпоху возникли условия, во многом определившие вызревание фило- софской доктрины Декарта. Среди таких условий первостепенную роль играло формирование сильнейшего абсолютистского государства во времена Генриха IV, Ришелье, Мазарини. В борьбе против старой фео- дальной знати, сопротивлявшейся государственной централизации, все эти исторические деятели опирались не только на среднее и мелкое дворянство (в особенности служилое, так называемое дворянство ман- тии), но и на растущую буржуазию, тоже заинтересованную в укрепле- нии национального государства, стимулировавшего промышленно-ману- фактурную и торговую деятельность, вступавшего в военное противос- тояние с другими европейскими государствами, расширявшего колони- - 5 - альную экспансию в заморских странах. Производственные успехи в этот ранний, мануфактурный период развития капитализма в странах Западной Европы при всей их скромности в сравнении с эпохой про- мышленного переворота все же содействовали развитию научных иссле- дований и применению естественнонаучных знаний в мореплавании, во- енном деле, в некоторых сферах производственной деятельности. Как ни в одну из предшествующих эпох истории культуры, наука станови- лась производительной силой. Кружки ученых-гуманистов, возникшие в Италии уже в ХV в., в последующие два столетия и там, и в особен- ности в Англии и во Франции превращались в кружки математиков и естествоиспытателей. Возможность практического применения научных открытий обращала к науке взоры правителей. В Англии и во Франции возникали официально признанные сообщества ученых - прообразы ны- нешних академий наук. Рене Декарт родился в Лаэ (городок в провинции Турень) в семье служилого дворянина 31 марта 1596 г. В 1606 г. он был отп- равлен отцом в коллегию Ла Флеш - одно из лучших учебных заведений тогдашней Франции, за несколько лет до того основанное иезуитами с санкции Генриха IV. Юный Рене обучался здесь более девяти лет. По свидетельству зрелого Декарта, учебе в этой коллегии он был обязан весьма многим. Само возникновение такого учебного заведения - ха- рактерное явление эпохи. Напомним, что орден иезуитов, возникший в середине ХVI в., стал одним из основных организационно-идеологических орудий конт- рреформации. В борьбе против реформационных движений, отделивших от католической церкви ряд стран и областей Европы, этому ордену принадлежала главная роль. Основное социальное содержание Реформа- ции (особенно ее кальвинистского направления) было буржуазным. Ка- толическая контрреформация, напротив, выражала прежде всего инте- ресы стабилизации феодальных порядков и ценностей. Но в Западной Европе они становились все более шаткими - определяющим руслом со- циального и культурного прогресса был путь буржуазного развития, невозможного без тесной связи с развитием знания (в особенности естественнонаучного). Это нашло свое отражение в некоторых особен- ностях организации и деятельности ордена иезуитов. Стремясь к фор- мированию образованных и убежденных носителей католической веры, иезуиты в основанных ими учебных заведениях были вынуждены отда- вать определенную дань веяниям времени. - 6 - Конечно, основное содержание программ обучения оставалось традиционным, "гуманитарным". В них предусматривалось прежде всего изучение древних языков. Латинским языком, остававшимся языком ев- ропейской науки и международного общения ученых, Декарт овладел в совершенстве (латынь стала, можно сказать, вторым его родным язы- ком). Много времени отводилось в коллегии изучению произведений древних писателей, освоению правил риторики. Все это занимало бо- лее пяти лет учебы. Три последних класса считались "философскими". В древности и в средневековье философия включала в себя совокуп- ность как собственно философских, так и конкретнонаучных знаний - метафизику, логику, этику, физику и математику. В философской тра- диции католицизма господствовал аристотелизм, как он был преобра- зован крупнейшим из средневековых учителей католической церкви Фо- мой Аквинским (важнейшим элементом т