Взгляд на российскую репрессивную систему в произведениях Солженицына
План:
Введение
Художественное исследование произведения “Архипелаг Гулаг”.
"Один день Ивана Денисовича" и его связь с историей.
Заключение
Введение
Наверное, каждое литературное произведение, каким бы оно ни было, за счет отражения реалий нашей жизни на бумаге посредством слова, направлено к сознанию читателей и оказывает на него определенное воздействие. Это воздействие может быть как прямым, так и косвенным.
Несомненно, самым ярким примером прямого воздействия можно считать публицистические произведения, в которых отображаются самые актуальные вопросы общественной жизни. Для писателя-публициста человек, его жизнь, судьба и характер являются реальной основой для собственных взглядов. Цель такого писателя – убедить своих читателей принять его собственную точку зрения, что достигается за счет фактов, логических построений и выразительных образов.
В художественном произведении все происходит несколько иначе. Для того чтобы проникнуть в суть происходящего, одним из важнейших используемых инструментов познания становится вымысел. Именно благодаря вымыслу внутренняя сущность явления раскрывается куда более убедительно, чем это могло бы произойти с использованием только голых фактов. В результате мы видим, что художественная правда по своей силе воздействия на читателей оказывается куда более значительной, нежели правда факта.
Целью данного реферата стала попытка рассмотреть основные стороны творчества Солженицына, касающиеся объективной оценки репрессивной системы советских лагерей сталинской эпохи.
Актуальность этой темы исследования очевидна и по сей день, ведь, несмотря на то, что многое из пережитого нашими соотечественниками во времена репрессий действительно страшно, еще более страшным было бы предать забвению события прошлых лет. Известно, что история развивается во времени по спирали, многие события повторяются, поэтому никто не может дать твердой гарантии того, что произошедшее в те годы не повторится снова, но только в более жестокой форме.
Заслуга Солженицына в этом плане была несомненна, ведь именно он стал первым, кто показал в своих произведениях психологию того времени. Солженицын не побоялся рассказать миру о тех тайнах, которые многие знали, но боялись открывать другим людям. Но Солженицын открыто и правдиво стал освещать проблемы, касающиеся нашего общества и отдельного человека в нем. Конечно, спустя какое-то время появятся и другие, например, В. Шаламов, который в ответ на произведения Солженицына скажет, что “в таком лагере, как Иван Денисович, можно провести хоть всю жизнь. Это упорядоченный послевоенный лагерь, а совсем не ад Колымы”.
Но сейчас самое главное заключается в том, что все, кто прошел – не важно где именно - описанные Солженицыным и другими авторами “круги ада”, заслуживают всяческого почтения и особого внимания. Роман “Архипелаг Гулаг”, таким образом, является прежде всего напоминанием, предостережением будущему поколению людей, и уже потом памятником всем тем, кто так и не сумел рассказать об этом в своей жизни.
Цель настоящей работы не в отслеживании соотношения категорий "правда факта" и "художественная правда" в произведениях "Архипелаг ГУЛАГ" и "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицына. На самом деле, эти произведения, на создание которых ушло целое десятилетие, давно стали настоящей энциклопедией лагерной жизни, мира советских лагерей.
Но прежде чем приступать к работе, нужно определить, что такое "Архипелаг ГУЛАГ", ведь одновременно это произведение может быть и мемуарами, и автобиографическим романом, и даже исторической хроникой? Сам Солженицын дает такое определение жанра своего произведения, как "опыт художественного исследования". Данное определение очень точно, оно как ничто иное четко формулирует цель, которую ставил перед собой писатель при написании романа: художественное исследование лагеря как явления, которое играет определяющую роль в характере государства, исследование лагерной жизни и человека, живущего в этой среде. И в то же время, это определение может восприниматься читателем как некий термин, который не задает четкого жанрового содержания с одной стороны, и отражает историческую, документальную и философскую направленность произведения – с другой.
Всем известно, что любой диалог, даже самый яркий и, казалось бы, запоминающийся, если он не будет зафиксирован на бумаге, то спустя несколько лет его уже невозможно будет воспроизвести с первоначальной точностью. Точно также и события, происходящие в мире, не могут быть переданы во всей объективной полноте мыслей и переживаний отдельных его участников или свидетелей. Здесь большую роль играет автор, который, будучи мастером, перестраивает материал, превращает документальные сведения в мир уже непосредственно увиденного, с той целью, чтобы проявились нераздельность искусства и реальной жизни и их непрерывное взаимодействие.
Но для Солженицына все было несколько иначе, в своих произведениях он мало прибегал к описанному выше приему, ведь для него было важным передавать все, что попадало на страницы книг, без искажения. Для Солженицына было очень важно сохранить тот особый отпечаток, который накладывает на происходящее время, власть, история. От всего этого нельзя открещиваться, необходимо понимать, принимать и помнить свершившиеся факты, а также стараться открыть на них глаза и другим людям.
Солженицын ухитрился в своих работах изобразить жизнь очень полно, во все её "красе", и поэтому "не каждый читатель долетит своим взором хотя бы до середины Архипелага", но я постараюсь раскрыть основные аспекты творчества этого автора.
Художественное исследование произведения “Архипелаг Гулаг”
Внебрачное наследие ГУЛАГА,
дитя единокровное - общага.Раскрыла пасть на трассе Усть-Улима.Как ни крути, а не проехать мимо.Гром и литавры бесконечной стройки,целинные былинные края.Фанерной стенкой стиснутые койки.Одна из них, из десяти, моя.А на соседней, с Панькой Волосатой,живет подростокиз породы статуй.Сильномогуч и абсолютно лыс.Столовая и туалет дощатыйв замерзшей луже, в наледях слились.Пристанище для обнаглевших крыс.О, разве всем ниспослано терпеньеидти на свет сквозь мерзость запустенья!И где он есть, тот благодатный свет,когда кругом, как я, такие ж люди?..Простым словам о святости, о чудеповерил бы я в девятнадцать лет?..
(Александр Зорин)
“Архипелаг Гулаг” - одно из наиболее капитальных произведений Александра Солженицына. Всегдашний и острый критик нашей действительности, нашего общества и его политической системы, Солженицын, надо думать, останется таковым до конца своей жизни. Вместе с тем есть основания, что к происходящим у нас переменам он присматривается, как и все мы, с надеждой на мирное выздоровление страны.
Но вот что главное: чем трагичнее, чем ужаснее было пережитое время, тем больше “друзей” било челом до земли, восхваляя великих вождей и отцов народов. Злодейство, кровь и ложь всегда сопровождаются одами, которые долго не смолкают даже и после того, как ложь разоблачена, кровь оплакана и принесены уже громкие покаяния. Так, может быть, умные и честные оппоненты нужнее нашему обществу, чем дешево приобретенные и даже - искренние, но недалекие друзья? А если так, Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам нынче попросту необходим - мы должны его знать и слышать, а не знать и не слышать не имеем ни морального, ни умственного права.
Пусть далеко не все, что высказано автором в его “Архипелаге”, мы разделяем, но когда сейчас рассчитываемся со своим прошлым, мы убеждаемся, что он-то противостоял ему чуть ли не всю свою сознательную и, уж во всяком случае, творческую жизнь. Этот факт обязывает нас задуматься о многом. Тем более что нынче мы тоже ведь другие, уже не те, к кому взывал когда-то наш писатель. Будучи другими, многое узнав, поняв и пережив, мы по-другому прочитаем его, вполне возможно, что даже и не так, как он того хотел бы. Но это и есть та долгожданная свобода- свобода печатного слова и свобода прочтения, без которой нет и не может быть деятельной, с несомненной пользой для общества литературной жизни, которую на равных правах веками создают и литература, и общество.
Человек не выбирает время, в котором ему жить. Оно дается ему, и в отношении к нему он определяет и выявляет себя как личность. Обычных способностей и обычного усердия требует оно от живущих в согласии с ним, за что и награждает спокойной жизнью. Не всякому дано бросить ему вызов.
Встав против течения, трудно устоять под напором его. Но зато устоявшие, бросившие безумный вызов и нареченные современниками бунтарями, открываются нам подлинными героями своего времени. Геройство их - в силе духа и нравственной самоотверженности. В том, что прожили они жизнь свою не во лжи.
Таким и видится уже сегодня жизненный и творческий путь Александра Солженицына - выдающегося современного русского писателя. Понять его – значит, многое понять в истории уходящего XX века. Но, прежде всего нужно назвать трех “китов”, составляющих пафос творчества. Это - патриотиз