Обзор биографии. Максимилиан Александрович Волошин родился в Киеве в 1877 г. в Духов день — 16 мая. Отец — А. М. Кириенко-Волошин, по происхождению из запорожских казаков, — после рождения сына оставил семью и вскоре умер. Воспитанием ребёнка занималась мать — Елена Оттобальдовна. Детство Волошина, по его словам, проходило в кругу взрослых людей, домашних животных, книг. В пять лет он уже бегло читал, а ещё раньше помнил многое наизусть из русской классики. Учась в гимназии и университете, переводил из Гейне, Ленау, Фрейлиграта. На его развитие влияли и французские писатели, особенно Верлен и Малларме. Позже Волошин назовёт Париж своей духовной родиной. С детства он бредит стихами и даже “молится о том, чтобы стать поэтом” . В ранних поэтических опытах заметно подражание Брюсову. Гимназию он закончил в Феодосии, провинциальном городке, вдали от родительского дома. В нём рано проявилась самостоятельность. Ничему путному, как ему казалось, он в гимназии не научился, равно как и в Московском университете, куда поступил в 1897 г. на юридический факультет. В 1899 г. Волошина изгнали из него за участие в студенческих беспорядках. Несмотря на скорое восстановление в университете, Волошин всё же покинул Москву. В 1901 г. он переехал в Париж, чтобы слушать лекции в Сорбонне и Русской высшей школе общественных наук, заниматься самообразованием. В той среде, которая окружала его в Париже, увлекались средневековой и восточной мистикой. Взгляды восточных философов на жизнь как на особый, данный свыше путь для духовных исканий оказались чрезвычайно близкими Волошину. Сам он прошёл через краткое увлечение социализмом, был масоном, изучал буддизм (в Париже познакомился с одним из тибетских лам) , а затем антропософию. Противник всякого насилия над личностью — религиозного или политического, — искатель тайных связей между минувшим и настоящим, Волошин блуждал от одного учения к другому, стремясь найти то, которое укажет путь истинный. Окончательно “выплавить свой дух” Волошину всё же суждено было не в Париже, а в Киммерии — так вслед за древними греками он называл восточную часть Крыма, когда-то населённую племенами киммерийцев. Здесь, в Коктебеле, где Волошин впервые побывал в 1893 г., он начал спустя десять лет строить по собственным чертежам дом, названный им впоследствии Домом Поэта. Сюда Волошин приезжал в 1907 г., чтобы вдали от шумных столиц изжить боль от разрыва с первой женой — Маргаритой Сабашниковой. Сюда возвратился он из Парижа в апреле 1916 г., чтобы поселиться уже навсегда, вплоть до самой смерти. В Коктебеле Волошин пережил революцию, Гражданскую войну, годы террора. Чуждый советской власти, он мог эмигрировать, мог покинуть Родину, но предпочёл иную судьбу: Чтоб в годы лжи, паденья и разрух В уединеньи выплавить свой дух И выстрадать великое познанье. “Дом поэта” Всегда казавшийся далёким от действительности, погружённым в мистические переживания и мало приспособленным к реальной жизни, Волошин после Октябрьской революции вдруг стал невероятно энергичен. Когда речь шла о спасении чьей-то жизни, он действовал решительно и бесстрашно: выручал людей, которым грозила тюрьма, а то и расстрел, невзирая на их принадлежность к красным или белым. На его счету много спасённых жизней, в их числе — Осип Мандельштам, Сергей Эфрон, Кузьмина-Караваева, известная позднее под именем матери Марии. В стихотворении “Дом поэта” (1926 г.) Волошин, вспоминая о Гражданской войне, писал: В те дни мой дом — слепой и запустелый — Хранил права убежища, как храм, И растворялся только беглецам, Скрывавшимся от петли и расстрела. И красный вождь, и белый офицер — Фанатики непримиримых вер — Искали здесь под кровлею поэта Убежища, защиты и совета. В событиях революции и Гражданской войны он видел не просто политическое противоборство, но мировую, даже космическую драму. Волошин верил, что не случайно пришёл в мир именно в этом столетии и в этой стране: “Я не сам ли выбрал час рожденья, век и царство, область и народ…” . В эти годы Волошин бедствовал не менее других. Он недоедал, его мучили ревматизм и астма. Однако он не только не оставил поэзию, но писал не меньше, чем в самые благополучные периоды своей биографии; в стихах пытался осмыслить происходящее в России с исторической, философской, религиозной точек зрения. Годы после окончания Гражданской войны были для Волошина немногим легче. Хлопоты о хлебе насущном, смерть матери — человека очень близкого и дорогого, невозможность печататься… В 1929 г., ко всему прочему, у поэта попытались отобрать его коктебельский дом. Отстоять дом удалось, но после пережитых волнений у Волошина произошло кровоизлияние в мозг, от которого он так полностью и не оправился. В своём завещании Максимилиан Волошин просил похоронить его на горе, с которой открывался вид на Коктебельскую бухту. После его смерти, которая произошла 11 августа 1932 г., воля поэта была исполнена. Лики творчества. В гимназии Волошин учился без особого интереса, зато уже со школьных лет с увлечением занялся переводами и сочинением собственных стихов. Осенью 1895 г. впервые в печати появилось его стихотворение — “Над могилой В. К. Виноградова” (в память умершего директора феодосийской гимназии) . Попав в Ташкент, юный Волошин печатал в газете “Русский Туркестан” не только стихи, но и свои первые статьи о литературе и о заграничных впечатлениях. Поселившись во Франции, он публиковал в русских газетах и журналах заметки, посвящённые парижской литературной и художественной жизни. Стремясь познакомить русскую публику с дорогой его сердцу французской культурой, Волошин посвятил ей более половины статей, написанных им за всю жизнь. В то же время, живя во Франции, он писал во французские газеты о событиях, происходивших в России. За границей и во время приездов на родину Волошин сблизился с символистами — К. Д. Бальмонтом, В. Я. Брюсовым, Вяч. Ивановым. Брюсов высоко ценил его как поэта, “любящего стих и слово” . Стихи Волошина печатались в символистских журналах “Весы” и “Золотое руно” . В статье “Леонид Андреев и Фёдор Соллогуб” (1907 г.) он писал: “Быть символистом — значит в обыденном явлении жизни провидеть вечное…” . Именно это “вечное” — проявление “в обыденном” каких-то внеземных законов, стоящих над человеком и человечеством, — всегда искал сам Волошин. Интересы его были на удивление разносторонни: астрономия, геология, биология. Но в первую очередь Волошина влекло искусство. И не только поэзия. Ещё в 1902 г. он начал писать маслом, а в середине 10-х гг. — акварелью. Из опубликованных им статей 69 посвящены живописи, скульптуре и графике, 34 — театру, 11 — танцу. Волошин работал над книгой “Дух готики” (1913 — 1914 гг.) , писал брошюру “О Репине” (1913 г.) , в которой выступил против излишнего натурализма в искусстве; собирал материалы для биографии В. И. Сурикова. В 10-х гг. Волошин написал ряд статей, которые печатались в газетах под общей рубрикой “Лики творчества” . Создавая в своих статьях “цельный лик художника” , он не только анализировал произведения, но глубоко проникал в душу поэта. Голос, лицо, даже одежда и обстановка комнаты, по мнению Волошина, могут порой сказать об авторе не меньше, чем его сочинения. Правда, Волошин признавал, что иногда творил “легенду о поэте” , которая не обязательно совпадала с реальными фактами. Но, как всякие легенды, они были не случайны, не произвольны; они помогали понять то, что не объяснимо никакими фактами или строгим анализом. В 1910 г. в Москве вышел первый поэтический сборник Максимилиана Волошина, неброско названный “Стихотворения. 1900-1910” . Автор включил в него уже печатавшиеся в периодических изданиях стихи — и ранние и более поздние. Большинство их написано под влиянием современных французских поэтов, у которых Волошин учился чеканности формы, точности эпитетов, ясности поэтических образов, умению зримо рисовать окружающий мир. “С начала войны я уже не писал больше чистой лирики…” — признавался Волошин. В 1915 г. он выпустил новый сборник стихов, “Anno mundi ardentis 1915” (“В год пылающего мира 1915” ) , где события Первой мировой войны преломляются в античных, библейских, апокалиптических образах. Волошин сравнивал происходящее со Всемирным потопом, он вспоминал о Ноевом ковчеге, ему мерещилась Звезда-полынь, предвещающая конец света. В 1918 г. у Волошина вышел сборник избранных стихотворений “Иверни” . В не вошедшем в книгу предисловии Волошин объяснил его содержание, исходя из древних представлений о том, что человеческую жизнь определяют четыре стихии Вселенной: земля, вода, огонь и воздух (эфир) . “Человек — странник: по земле, по звёздам, по вселенным… Вначале странник отдаётся… впечатлениям внешнего мира, переходит потом к более глубокому и горькому чувству матери-земли… проходит сквозь испытание стихией воды… познаёт огонь внутреннего мира и пожары мира внешнего…” После Октября Волошину удалось напечатать кроме “Иверни” только сборник “Демоны глухонемые” (1919 г.) . Книга состояла из трёх частей. Первая, “Ангел мщенья” , — мистическое предзнаменование революции. Вторая, “Пламенники Парижа” , — эпоха Французской революции как прообраз катастрофы 1917 г. Третья, включающая помимо стихов поэму “Протопоп Аввакум” , названа “Пути России” и непосредственно обращена к отечественной истории. Отсюда и основные мотивы сборника. В нём есть религиозные параллели, например, революция уподоблена одержимости бесами: Не тем же ль духом одержима Ты, Русь глухонемая! Бес, Украв твой разум и свободу, Тебя кидает в огонь и воду, О камни бьёт и гонит в лес. “Русь глухонемая” , 1918 г. Волошин верил в особую миссию русского народа, в избранничество России, которая, чтобы спасти Европу, “совершает в настоящее время жертвенный подвиг, принимая на себя… заболевание социальной революцией” . Поэт преклонялся перед Высшей волей, определившей России такую судьбу: Нам ли весить замысел Господний? Всё поймём, всё вынесем, любя, — Жгучий ветр полярной преисподней, Божий бич, приветствую тебя! “Северо-восток” , 1920 г. В 1925 г. Волошин подготовил к изданию поэтический сборник “Неопалимая Купина” . В него вошли произведения, созданные после 1914 г., — стихи о войне, России и революции, задуманная ещё в 1918 г. поэма “Россия” (1924 г.) . Однако опубликовать сборник не удалось, так же как поэму “Путями Каина” , создававшуюся в 1922-1929 гг. Это произведение Волошин посвятил “трагедии материальной культуры” человечества, губительным сторонам цивилизации и технического прогресса. Для идеологов нового государства подобные воззрения поэта были неприемлемы, как и его взгляды на судьбу России. В стихотворении “Подмастерье” (1917 г.) — этом, по словам самого автора, поэтическом “исповедании веры” — Волошин утверждал, что человек рождён, …чтоб выплавить из мира Необходимости и Разума — Вселенную Свободы и Любви… Революция не убила в Волошине этой глубокой веры — в возможность переплавить в человеческой душе зло в добро. Анализ стихотворений. Многие стихотворения Волошина можно понять, лишь зная его образ мыслей, те мистические идеи, которыми он жил, или конкретные обстоятельства его биографии. Примером может служить вошедшее в сборник “Anno mundi ardentis 1915” (“В год пылающего мира 1915” ) стихотворение “Томимый снами, я дремал…” , написанное в августе 1914 г., вскоре после начала Первой мировой войны, в небольшом швейцарском городке Дорнахе и посвящённое М. В. Сабашниковой: Томимый снами, я дремал, Не чуя близкой непогоды; Но грянул гром, и ветр упал, И свет померк, и вздулись воды. И кто-то для моих шагов Провёл невидимые тропы По стогнам буйных городов Объятой пламенем Европы. Уже в петлях скрипела дверь И в стены бил прибой с разбега, И я, как запоздалый зверь, Вошёл последним внутрь ковчега. Содержание стихотворения связано как с антропософскими взглядами Волошина, так и с событиями его жизни. В Дорнахе в начале XX в. велось строительство антропософского храма. В этих работах в качестве художницы участвовала и первая жена Волошина — Маргарита Сабашникова. В 1914 г. по её приглашению поэт приехал в Дорнах, как он сам вспоминал “в самые последние часы перед началом войны” . И Волошин, и его друзья в Дорнахе восприняли это благополучное прибытие как явное чудо — кругом закипала война, и ехать через Германию было небезопасно. Поэт писал: “Всюду я попадал на последний поезд, последний пароход; было чувство, что все двери за моей спиной с шумом захлопывались — и что назад возврата нет” . В стихотворении Волошин пишет о незримой опасности, которая может подстерегать человека на его жизненном пути. Но иногда судьба может преподнести страннику настоящий подарок. Для Волошина дорнахский храм превращается в спасительный ковчег, в который поэт, следуя Высшей воле, успевает войти в последний миг перед началом Всемирного потопа. Хотя война не избавляет Землю от недостойных представителей человечества, она является причиной гибели огромного числа людей, принимающих в ней участие. Поэтому Волошин, сравнивая дорнахский храм с ковчегом, намекает на бесчисленные жертвы, число которых могло быть больше только во время Всемирного потопа. Мир С Россией кончено… На последях Её мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали, Замызгали на грязных площадях, Распродали на улицах: не надо ль Кому земли, республик, да свобод, Гражданских прав? И родину народ Сам выволок на гноище, как падаль. О, Господи, разверзни, расточи, Пошли на нас огнь, язвы и бичи, Германцев с запада, Монгол с востока, Отдай нас в рабство вновь и навсегда, Чтоб искупить смиренно и глубоко Иудин грех до Страшного Суда! Стихотворение Максимилиана Волошина “Мир” , входящее в сборник “Пути России” , написано 23 ноября 1917 г. в Коктебеле. Первоначально оно называлось “Брестский мир” . Стих отражает переживания Волошина, связанные с началом (20 ноября 1917 г.) переговоров в Брест-Литовске с Германией, диктовавшей России тягчайшие условия мира. Автор выражает протест против разбазаривания Родины, использования её богатства в своих корыстных интересах. Но самым бездумным и антипатриотичным поступком Волошин считает передачу Германии части территории России. Для автора он равносилен предательству Иудой своего учителя и наставника Христа. И даже если русский народ раскается в совершённом им злодеянии, искупить свои грехи он сможет только после длительных и страшных испытаний, посланных Господом. Волошин призывает читателей не забывать о стране, в которой они родились. Необходимо сохранить её культуру, обычаи, и, конечно, нельзя раздавать территории государства, каким бы большим оно не являлось. Любовь Волошина к современной России была не только любовью благословляющей. Она предполагала, прежде всего, всестороннее знание — о высоких духовных взлётах и о хаотических всплесках, о великом и о низменном, уродливом, косном. Поэт не способен был принять и оправдать насилие, безудержно льющуюся кровь, обесценивание человеческой жизни и оскудение людских душ. Можно было бы посетовать на то, что красные и белые были для него на одно лицо: имели одно, человеческое лицо, — но, думается, сейчас, много десятилетий спустя, настало, наконец, время отдать должное искренности и силе духа художника-гуманиста, сумевшего остаться самим собой в дни тяжелейших испытаний и стать подлинным летописцем своей эпохи. Не случайно Александр Бенуа подчёркивал, что значение стихов Волошина о современности по достоинству смогут оценить только грядущие поколения: “Кто знает, когда его через полвека “откроет” какой-нибудь исследователь русской поэзии периода войны и революции, он вовсе не сочтёт творения Волошина за любопытные и изящные “отражения” , а признает их за подлинные откровения. Его во всяком случае поразит размах волошинской искренности и правдоподобия…” . Список используемой литературы. 1. М. Д. Аксёнова “Энциклопедия для детей. Русская литература” — М.: Аванта+, 1998. 2. М. А. Волошин “Избранные стихотворения” — М.: Советская Россия, 1988. 3. А. Г. Соколов “История русской литературы конца XIX- начала XX века” — М.: Высшая школа, 1979. 4. М. А. Волошин “Пути России: стихотворения и поэмы” — М.: Современник, 1992.