Грибоедов. Пушкин
 
Павел Афанасьевич Фамусов
Павел Афанасьевич Фамусов одно из главных действующих лиц комедии, представитель лагеря крепостников. Фамусов - дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте. Он известный человек в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия (фама - с греческого "молва") . Грибоедов подчеркивает, что Ф. боится молвы. При переводе с латыни фамилия Фамусов означает - "известный", "пользующийся славой". Он, по-видимому, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Его дядя, Максим Петрович, играл при дворе Екатерины II огромную роль. Его "домашние друзья" - князья Тугоуховские, преуспевающий "не нынче - завтра генерал" Скалозуб.
Фамусов - вдовец, любит дочь, заботится о ней, считает, что для ее воспитания сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет выдать ее за богатого Скалозуба. Фамусов хвастается, что "монашеским известен поведеньем", однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Он гордится принадлежностью к кругу знатных московских дворян, известен гостеприимством, жизнью на широкую ногу.
Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатерины II. Фамусов - сторонник крепостных порядков. Обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по-своему усмотрению представляется ему законным и вполне справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим достоинством. Ругает их, не стесняясь в выражениях, называет "ослами", "чурбанами", "фомками", "фильками", не считаясь, с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: "Изволь-ка в избу, марш за птицами ходить". Будучи помещиком Фамусов, однако, живет в деревне, в имении, а не в Москве и занимает видное положение на службе. Служба для него только средство для получения наград, чинов и денег. Дела по службе он передоверил Молчалину-секретарю, живущему у него в доме которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях ("... и будь не я, коптел бы в Твери... ") . Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается: А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.
На службе Фамусов окружил себя родственниками, считая достойной похвалы такую заботу о родне. Он с гордостью говорит, что при нем "служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки", один Молчалин ему не свой, а потому как "деловой":
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
Самое важное для Фамусова-чиновника- это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться. Идеалом для него в этом отношении является его дядя Максим Петрович- подхалим Екатерининского времени. Тогда, по выражению, Чацкого, "не на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея". Максим Петрович был важным вельможей, "на золоте едал, езжал-то вечно цугом", "когда же надо выслужиться, и он сгибался вперегиб. "Таким путем он приобрел вес, "выводил в чины" и пенсии давал". Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем, который был камергером "с ключом и сыну ключ умел доставить, богат и на богатой был женат". Таким людям Фамусов стремится подражать. Их способ получения чинов и денег считает самым верным. Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасшествии Чацкого, считает, что болезнь Чацкий унаследовал от матери, сходившей с ума 8 раз. Однако основной причиной этого Фамусов считает учение-науку. О книгах он отзывается с неприязнью:
"Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений. "
И заканчивает свою мысль категорическим требованием:
Нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь!
Фамусов подсмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гувернерами. Он ворчит:
А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
оттуда мода к нам, и авторы, и музы:
губители карманов и сердец!
Однако сам следует этой моде:
"Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать. "
Учителей которых нанимали для обучения детей "числом по более, ценою подешевле", Фамусов называет "побродягами". Он считает, что дело не в учителях и "не в мадаме сила", детей надо воспитывать в духе подражания старшим. "Учились бы на старших глядя", - поучает он Чацкого. А дочери внушает: "Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца".
Он ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодобрением он относится к двоюродному брату Скалозуба, который "набрался каких-то новых правил": "чин следовал ему- он службу вдруг оставил, уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называет "карбонарием", опасным человеком". Причины его возмущения ясны: Чацкий высказывается против того строя, тех порядков, которые являются для Фамусова основой всего его благополучия.
Типичные для 20 годов XIX века нравы и взгляды детализированы в образе Фамусова, который является антиподом Чацкого.
 
Александр Андреевич Чацкий
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. В ней отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным обществом дворян-крепостников, борьба нового мировоззрения со старым. Эту борьбу идей "века нынешнего" и "века минувшего" Грибоедов показал с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Главный герой комедии - А. А.  Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Чацкий рано лишился родителей и, будучи сыном умершего друга Фамусова, Андрея Ильича Чацкого, рос и воспитывался в доме Фамусова. Чацкий с нежностью вспоминает о детстве, проведенном вместе с Софьей, в которую влюблен. Со слов Софьи мы узнаем, что он покинул их дом, где ему было скучно, редко у них бывал, затем опять "прикинулся влюбленным, взыскательным и огорченным", а потом поехал "ума искать". Сам Чацкий говорил, что "хотел объехать целый свет, но не объехал сотой доли". Чацкий был на военной службе, вероятно, с русской армией за границей. Молчалин напоминает ему, что в Москве много говорили о службе Чацкого в Петербурге, о связи его с министрами и о разрыве с ними. О настоящих занятиях Чацкого говорит Фамусов:
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти - так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
После длительного путешествия он спешит в Москву, для встречи с любимой девушкой. Любовь его к Софье - чувство искреннее. Ему хочется верить во взаимность, поэтому он не верит в любовь Софьи к Молчалину. Он понял, что заблуждается, только тогда, когда стал свидетелем объяснения Молчалина с Лизой. Любовь поглотила Чацкого, он страдает и называет свое чувство сумасшествием. В ответ на это Софья замечает: "Вот нехотя с ума свела! ". Это определение и послужило толчком для развития сплетни о сумасшествии Чацкого, опасного по своим взглядам человека. Личная драма Чацкого, придающая движение всему сюжету, углубляет и осложняет общественную его драму, способствует возрастающей резкости его выпадов против дворянской Москвы. В этой критике нравов и взглядов фамусовского общества ясно представляется, против чего выступает Чацкий, каковы его взгляды. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, к рабской морали косности, к идеалам "века минувшего", "невежеству".
Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Смысл жизни он видит в служении народу, Родине.
Убеждение героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о "Несторе негодяев знатных", обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые "не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели", о тех, "чья чаще гнулась шея".
Он презирает людей, готовых
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.
Он клеймит "век минувший": "Прямой был век покорности и страха". Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся вписаться в полк шутов". Критически относится к засилью иностранцев:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам творческим высоким и прекрасным". Стремление Чацкого "служ