Атомно-молекулярное учение и его законы
Химия ( наука о веществах, изучающая их состав, строение, свойства, а также превращения веществ, на сопровождающиеся изменением состава атомных ядер.
Использование для нужд человека природных ресурсов — руд, каменного угля, нефти, природного газа, известняков, глин, песка — тесно связано с их химической переработкой. Из природного сырья производятся разнообразные вещества, используемые во всех отраслях техники, в сельском хозяйстве и быту.
Химизация народного хозяйства является одним из решающих факторов технического прогресса. Использование новейших достижений химии позволяет значительно повысить выплавку металлов из руд, создать сплавы высокой прочности и термостойкости. Развитие, в частности, атомной энергетики и космической техники, тесно связано с применением новых материалов, высококалорийного топлива и т. д. Растёт потребность в различных пластических массах и синтетических материалах, которые во всё больших масштабах производятся химической промышленностью.
1. Атомно-молекулярное учение
Представление о том, что все вещества состоят из отдельных частиц, возникло задолго до нашей эры. Древнегреческие философы считали, что вещества построены из мельчайших неделимых частиц — атомов, находящихся в непрерывном движении. В промежутках между атомами находится пустое пространство. Древние мыслители полагали, что все вещества отличаются друг от друга формой, числом и расположением образующих их атомов, а все происходящие в природе изменения объясняли соединением или разъединением атомов.
Наиболее ярко эти взгляды были развиты в древней Греции. Греческий ум отличался особой силой творчества в области гипотез. Он практически исчерпал все мыслимые теории для объяснения Вселенной. Рассмотрим наиболее известных представителей греческой философии и вкратце опишем суть их идей.
Фалес Милетский (640-550 гг. до н. э.) — “Начало всех вещей — вода, из воды всё происходит и всё возвращается к воде”. Вода — главный элемент мироздания из неё всё происходит. Историки науки усматривают в этом Египетские мотивы, где плодородие Земли находилось в прямой зависимости от нильских вод. Это подтверждается тем, что Фалес бывал в Египте.
Анаксимандр (610-547 гг. до н. э.) считал началом всех вещей первоначальное, качественно неопределённое первичное и бесконечное вещество, из коего выделяются первоначальные противоположности тепла и холода, сухости и влажности. Из влажного начального периода произошла Земля и из него же развились постепенно под влиянием тепла растения и животные, и лишь с постепенным высыханием Земли они примяли другие формы.
Анаксимен (ок. 550 г до н. э.) — “Все тела произошли из воздуха, сгущаясь воздух превращается в воду, а вода в землю, через разряжение воздуха происходит огонь. Все вещества вдыхают воздух, живут им и в него в конце концов возвращаются.
Пифагор Самосский (582-500). Основал в Кротоне школу и философско-политический тайный союз. Поступивший в него осуждался на пятилетнее молчание, и несмотря на это, общество увеличивалось и потом было свергнуто. Пифагор умер добровольной голодной смертью в храме Муз.
Ксенофан “Всё, что произрастает или рождается, — земля и вода”
Гераклит Эффесский утверждал, что начало всему любовь и вражда, что бог — это умный огонь, что всё движется в противоположных направлениях и ничего не стоит. Огонь создал мир и управляет миром.
Анаксагор (500-428 до н. э.) — “Греки ошибочно предполагают, будто что-либо начинается или прекращается; ничто не возникает вновь и не уничтожается; всё сводится к сочетанию или разъединению вещей, существовавших от века. Вернее было бы признать возникновение сочетанием, а прекращение разъединением мельчайших, невидимых глазу частиц которых существует бесконечное множество, и все они непреходящие и неизменяемые первоначальные вещества, отличающиеся друг от друга по форме, цвету и вкусу.
Эмпедокл из Агригента (492-432 до н. э.) — “Безумцы полагают, что может возникнуть что-либо никогда не бывшее или погибнуть, исчезнуть без следа что-либо существенное... В природе нет возникновения того, что может умереть; нет полного уничтожения; ничего, кроме смешения и разъединения сочетаемого, только невежды называют это рождением и смертью”. В основу своих сочинений Эмпедокл кладёт четыре стихии или “корня”: землю, воду, воздух и огонь. Стихии эти неизменны и неспособны ни возникнуть одна из другой, ни переходить друг в друга. Из их смещения и разъединения происходит всё.
Чтобы прослыть божеством бросился в жерло вулкана — Этны. По легенде гора низвергла назад железные сандалии, показав этим, что божество было мнимым.
Демокрит Абдерский (460-370 гг. до н. э.) разрабатывал атомистическую картину мира, развивая учение своего учителя Левкиппа.
Вселенная состоит из пустого пространства и бесконечного множества неделимых мельчайших частиц — атомов отличающихся по своему очертанию. Тела возникают и исчезают лишь путём сочетания и разъединения атомов, так как из ничего не может произойти ничего и ничто существующее не может исчезнуть. Движение атомов обуславливается не влиянием какой-либо внешней, независимой от них силы, а действием силы, присущей им самим от века. Все атомы находятся в состоянии непрерывного падения в бесконечном пространстве.
Наличие пустоты в пространстве доказывается Демокритом возможностью движения в пространстве, возможностью разряжения с сгущения тел.
Платон (429-342 до н. э.) — земля покоится в центре Вселенной, планеты следуют друг за другом, элементы огня имеют форму тетраэдров, элементы воздуха — октаэдров, воды — икосаэдров, а элементы земли — кубов. Этим элементам соответствуют четыре области: ниже всех лежит наиболее тяжёлая стихия земля; затем следует вода, воздух и огонь. Каждая стихия стремится занять своё место, и тела следуют движению преобладающего в них начала: камень падает на землю, огненные пары поднимаются вверх.
Аристотель (Стагирит) (384-322 гг. до н. э.) учился в академии Платона. Был учителем Александра Македонского, который сказал о нём: “Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотеля обязан всем, что даёт ей цену”.
Природа есть совокупность физических тел, состоящих из вещества и находящихся в состоянии непрерывного движения или изменения. Всякое движение предполагает пространство и время. Пространство сплошь заполнено материей и следовательно не существует пустого пространства, ни мельчайших неделимых частиц материи или атомов.
Если мы будем искать начала чувственных, т. е. осязаемых вещей, то мы найдём не более четырёх противоположностей, доступных ощущению и не выводимых из каких-либо начал: тепло и холод, сухость и влажность. Они представляют собой первоначальные качества материи, т. к. противоположности не могут быть соединимы, то из попарного сочетания их получаются четыре
Сухость
Земля Огонь
Холод Тепло
Вода Воздух
Влажность
основных вещества: жаркий и холодный — огонь; жаркий и влажный — воздух; холодная и влажная — вода; холодная и сухая — земля. Эти четыре вещества содержатся во всех телах либо в действительности, либо потенциально и могут быть выделены из всех тел... И эти тела неспособны разлагаться на другие вещества, поэтому их и называют стихиями или началами. Начала по природе своей легки и тяжелы. Земля абсолютно тяжёлая, огонь абсолютно лёгкая стихия, воздух и вода по тяжести занимают промежуточное положение. Все тела стремятся вниз к Земле или вверх к небу и движутся в этом направлении до тех пор, пока сопротивление другого тела не остановит их движения.
Наиболее совершенное движение, движение по кругу, продолжающееся равномерно и однообразно во веки веков. Для осуществления этого совершеннейшего движения в природе находится ещё пятое начало, которому также свойственно круговое движение — это эфир, из которого состоит небо — квинтэссенция. Сфера неподвижных звёзд состоит из чистого эфира.
Весьма вероятно, что Эмпедокл и Аристотель не самостоятельно дошли до своего учения об элементах, а заимствовали его из других источников. В древнеиндийских рукописях говорится, что Вселенная состоит из названных четырёх элементов и из эфира, имеющего много общего с квинтэссенцией Аристотеля.
Представления Аристотеля господствовали в науке две тысячи лет. Из теории Аристотеля алхимики сделали вывод о возможном превращении химических элементов. А из квинтэссенции — возможность получения философского камня (эликсира долголетия, универсального растворителя и т. д.).
Роберт Бойль для обозначения атома ввёл понятие “корпускула”. Корпускулы по Бойлю различаются размером и формой. Корпускулы первого порядка посредствам имеющихся у них зазубринок соединяются образуя корпускулы второго порядка.
Исаак Ньютон полагал, что мельчайшие частицы, из которых состоят тела, обладают массой. Между частицами действуют силы притяжения и отталкивания.
Основные положения атомно-молекулярного учения:
1. Все вещества состоят из находящихся в непрерывном движении частиц — корпускул (молекул).
2. Корпускулы, в свою очередь, с