АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ О СВЯТОТАТСТВЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Святотатством по уложению 1845 года признается всякое похищение церковных вещей и денег, как из самих церквей, так и из часовен, ризниц и других постоянных и временных церковных хранилищ, даже если они и находятся вне церковных строений. Значимость преступления и соответственно наказания за совершение его увеличивается, когда оно соединено с оскорблением святыни, сопровождается применением насилия или взломом.
ОБЪЕКТ
В роли объекта преступного посягательства в данном случае выступает все церковное имущество церквей православного, а также иных признанных и покровительствуемых законом христианских вероисповеданий. Причем в самом тексте закона объекты посягательства дифференцируются по принципу их местонахождения, а так же в зависимости от степени их священности. По принципу местонахождения имущество подрязделяется на находящееся в церквях, в часовнях, в ризницах и в иных хранилищах церковной утвари. Классификация же по признаку святости вещи определяется непосредственно важностью этой вещи для церковного обряда. Таким образом согласно тексту закона получаем три категории вещей. Первая категория – «священные вещи». Эти предметы играют непосредственную и исключительно важную роль в обрядах и таинствах и потому обладают наивысшей святостью. К ним относятся потиров, дискосов, дарохранительниц, лжиц, крестов, евангелий, образов, мощей. Так же к ним относятся покрывала с священных сосудов, оклады мощей и образов, сосуды и одежды с престолов и жертвенников. Вторая категория – «не столь священные». Это вещи которые так же играют роль в отправлении религиозного обряда, но эта роль вторична. Исходя из этого данные предметы и отнесены ко категории меньшей святости. Это купели и другие большие чаши для водоосвящения, ковши, кропила, одеяния с налоев, ризы, кадила, ломпады и богослужебные книги кроме евангелий. Наконец третью категорию составляют предметы несвященные. Это просто предметы церковной утвари, такие как свечи, деньги и тому подобное.Так же надо отметить особые полномочия духовного начальства каждого из вероисповеданий, какие предметы к какой категории священности причислять. Как представляется данное решение должно приниматься исходя из значимости каждой конкретной вещи для обряда с учетом специфики его отправления в конкретном виде православного вероисповедания.
СУБЪЕКТ
В качестве субъекта преступного посягательства согласно букве закона может выступать любой человек. При этом практически в каждой статье приводится различие между лицами которых можно подвергнуть телесному наказанию, и лиц от этих наказаний освобожденными. Таким образом вопрос о назначении наказания решался исходя из этих, сословных главным образом различий. В качестве отдельных субъектов выступают сами служители церкви, которым было поручено хранение похищенных впоследствии ценностей и имущества.Вопрос ответственности в данном случае будет подробнее рассмотрен при рассмотрении субъективной стороны.
ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА
Объективной стороной являются последствия преступления и вред нанесенный им. Принесенный ущерб разделяется на две категории: ущерб принесенный самим похищением ценностей и фактом их утраты и обстоятельствами при которых они были похищены. Оценка ущерба от исчезновения вещи производится, как мне кажется, исходя из ее стоимости и значимости как составляющей для выполнения определенных обрядов. Ущерб же нанесенный самим ходом преступления исчисляется по его масштабу и характеру повреждений.
СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА
Многие русские дореволюционные юристы указывали на то, что святотатство – это исскуственный состав преступления, поскольку его объектом являются имущественные, а не религиозные отношения. Несмотря на это составители уложенияпошли включили татьбу из церкви в группу религиозных преступлений, хотя на самом деле, таковыми они не являлись. Субъективная сторона является ключевым моментом в рассмотрении данного круга преступлений. Она содержит ряд вопросов, такие как мотив, цель и динамика совершения преступления. Мотивы: предумышленное (ст.247 ч. 2; 248 ч. 2) непредумышленное (ст. 247 ч. 3; 248 ч. 3). Целью данного вида преступления является намерение завладеть церковным имуществом в той или иной форме. Динамика и способ совершения может быть различным. Законом предусмотрены различные варианты. Кража – тайное похищение имущества без дополнительных обстоятельств. Ст. 244 ч.2 Кража со взломом – тайное похищение имущества из запертого хранилища, сопровождающееся взломом места их хранения. Ст. 244 ч 1 Кража с оскорблением святыни – если присовершении кражи были осквернены церковные святыни. Ст 243 ч. 2 Грабеж – насильственный захват имущества, сопровождающийся применением насилия или угрозой его применения. Ст.242 ч. 1 Святотатство в форме мошенничества – хотя и не упоминается в данной главе, но реально признавалось судебной практикой. Дело в том, что в соответствии с буквальным смыслом статьи 241 святотатством признается всякое похищение церковной собственности, а мошенничество наравне с грабежом или кражей преследовало цель егонезаконного завладения.
СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ
Система наказаний по уложению 1845 года классифицируется в зависимости от динамики и способа совершения преступления, а также от сословного положения обвиняемого. Грабеж
А) церкви - лишение прав и ссылка на каторжные работы в рудниках на срок от 12 до 15 лет.Б) часовни – лишение прав и ссылка на каторжные работы в крепостях на срок от 10 до 12 лет. Кража со взломом
А) Из церкви с осквернением святыни – Лишение всех прав и ссылка на каторгу на заводах на срок от 6 до 8 лет. ( если речь идет о несвященных предметах то от 4 до 6 лет) Без осквернения святыни - лишение прав и ссылка на каторжные работы в крепостях на срок от 10 до 12 лет.Б) Часовни или хранилища – лишение прав и ссылка в Сибирь на поселение.3. Кража без взлома – регулируется теми же статьями уложения, но с условием смягчения наказания одной степенью.