1. Введение.
2. Современный Алмазный Фонд.
3. История Алмазного Фонда.
ВВЕДЕНИЕ.
На мой взгляд тема Алмазного фонда является одной из са-
мых интересных тем, представленных в курсе "Московеде-
ние". Я давно интересуюсь историей Алмазного фонда и фирмы Фа-
берже. Раньше в советской литературе умалчивалось содержание
Алмазного фонда до 1917 года. Также почти не говорилось о ре-
визии, проходившей с 1920 по 1923 год, которая отобрала "вто-
ростепенные" вещи из царской коллекции Бриллиантовой комнаты,
после которой русские сокровища все чаще и чаще стали появ-
лятся на Западных антикварных ювелирных аукционах. В советской
исторической публицистике сообщалось о том, как в трудные годы
становления молодого Советского государства Алмазный фонд был
не только сохранен, но и преумножен. Только в конце 80-х годов
начали появляться статьи, правдиво рассказывающие о судьбе Ал-
мазного фонда при Советской власти и разоблачающие "ювелирную
политику" бывших руководителей Советского государства. Эти
статьи и послужили поводом для написания этого реферата.
СОВРЕМЕННЫЙ АЛМАЗНЫЙ ФОНД.
Алмазный фонд СССР - это государственное собрание уникаль-
ных драгоценных камней и произведений ювелирного искусства,
имеющих выдающуюся историческую, художественную и материальную
ценность.
Выставка Алмазного фонда в Московском Кремле откры-
лась 2-го ноября 1967 года - к 50-летию Советской власти. Ее
открытие стало заметным событием в культурной жизни нашей
страны.
Первоначальный срок работы выставки был определен в один
год, но в связи с ее широкой популярностью в 1968 году было
решено преобразовать выставку в постоянно действующую.
Выставка Алмазного фонда СССР занимает два зала нижнего
этажа Оружейной палаты.
Экспозиция открывается витринами с советскими природными
алмазами - ювелирными и техническими. Тысячи каратов алмазов
находятся в них. Во втором зале экспонируется историческая
часть Алмазного фонда: уникальные драгоценные камни, известные
как " Семь исторических камней", или " Семь чудес Алмазного
фонда", в которые входят алмаз "Орлов", алмаз "Шах", плоский
портретный алмаз, гигантские шпинель, изумруд и сапфир; импе-
раторские регалии, старинные ордена, лучшие образцы ювелирных
изделий 18-19 веков. По исключительной красоте и ценности поч-
ти каждый из этих экспонатов заслуживает отдельной витрины.
Посетителей, выходящих из полутьмы "исторического зала
снова в первый зал, встречают ярким блеском витрины советских
бриллиантов (4500 каратов) и современных ювелирных изде-
лий. Красота, разнообразие и благородство форм, виртуозное
исполнение этих изделий свидетельствуют о высоком совершенстве
советского ювелирного искусства.
Здесь же представлена обширная коллекция цветных драго-
ценных камней, в которой почетное место занимает изумруд - ка-
мень столь же драгоценный и сегодня еще более редкий, чем ал-
маз. Советским изумрудам и драгоценным камням первого класса -
рубинам, сапфирам и александритам - посвящена отдельная витри-
на.
И наконец, уральские самоцветы, полудрагоценные и поде-
лочные камни. Их красота никого не оставляет равнодушным.
Центральная витрина. Внешне спокойный, но колдовски маня-
щий, поистине подземный свет золотых и платиновых самородков,
фантастических произведений нерукотворного искусства неживой
природы. Эта коллекция самая большая в мире, ей более 150 лет.
ИСТОРИЯ АЛМАЗНОГО ФОНДА.
Составившие основу Алмазного фонда исторические ценности
России - императорские регалии, драгоценные камни и ювелирные из-
делия, накопленные в течении столетий, - юридически не были
собственностью русских царей. Они принадлежали "короне" - госу-
дарству и выдавались царствующим особам "для временного пользова-
ния".
Предыстория Алмазного фонда как государственного собрания
восходит к эпохе Петра Первого, который в 1719 году при организа-
ции Камер-коллегии впервые включил в ее регламент параграф "О
подлежащих государству вещах".После петровской "рентереи" корон-
ные ценности хранились в специальных охраняемых помещениях,
носивших название Комнаты его императорского величества, а с 1839
года - Бриллиантовой комнаты. Ведали ими различные отделы
кабинета его императорского величества, а с начала 19 века - спе-
циальное Камеральное отделение ( Камеральная часть ) .
Русские цари и царицы, особенно в 18 веке, стремясь затмить
роскошью иностранных владык, стараясь увеличивать богатство и
пышность своего двора. Они приобретали лучшие экземпляры драго-
ценных камней, создавали из них соответствующие украшения и хра-
нили их неподалеку от "своего монаршего внимания".
Большинство этих вещей приобреталось на государственные
средства, а небольшая часть поступала в виде подарков, и поэто-
му кроме регалий,т.е. знаков монархической власти,в состав корон-
ных драгоценностей включались и светские украшения, пользоваться
которыми могли только царицы.
Порядок хранения, учета, пополнения коронных драгоценностей
и бриллиантов время от времени учитывались и меняли места хране-
ния. При Николае Первом окончательно определилась юридическая
природа коронных драгоценностей как части государственного иму-
щества.
Значительные вклады в Алмазный фонд были сделаны в 18 веке,
особенно при Елизавете и Екатерине Второй, - большая часть рега-
лий, яркие, светские украшения стиля рококо, прекрасные но более
строгие изделия классического стиля.
Среди многих драгоценных камней главное место тогда занимал
бриллиант.18 век называли веком бриллианта. В ювелирных изделиях
начала 19 века продолжены лучшие традиции русского ювелирного
прикладного искусства, но среди более поздних изделий уже не
встретишь произведений, сравнимых с шедеврами 18-начала 19 века.
Они становятся суше и в целом ординарнее. Эволюция вкусов хорошо
отражают данные А.Е.Ферсмана о составе предметов, отобранных в
1922 году для Алмазного фонда: вещи, изготовленные или приобре-
тенные в 1761 году (Петр Первый, Елизавета), - 20 процентов; в
1762 - 1801 годах (Екатерина Вторая, Павел Первый) - 40; в
1802 - 1855 годах (Александр Первый, Николай Первый) - 25; 1856 -
1899 годах (Александр Второй, Александр Третий, частично Николай
Второй) - 10; в 1900 - 1917 годах (Николай Второй) - 5 процентов.
Почти ничего неизвестно о тех, кто создавал эти шедевры:
большинство исторических ценностей Алмазного фонда безымянны.
Лишь три имени за двести лет дошли до нас: Позье, Дюваль, Пфисте-
рер.
В начале первой мировой войны драгоценности Бриллиантовой
комнаты были поспешно и беспорядочно, даже без описи, эвакуирова-
ны в восьми сундуках из Петрограда в Москву. Так, без проверки,
их приняли в Оружейную палату Московского Кремля вместе с другим
эвакуированным имуществом Камеральной части. Впоследствии их за-
валили новыми грузами, и в таком виде они хранились вплоть до Ок-
тябрьской революции.
После жестоких боев Октябрьской революции чудом уцелели цен-
ности Кремля - как находившаяся там эрмитажная коллекция, так и
бессмертные сокровища самого Кремля, хотя постройки сильно пост-
радали. Главный хранитель Эрмитажа академик Я.И.Смирнов дважды
выезжал в Москву, чтобы убедиться в этом, а сохранность крем-
левских богатств установила впоследствии специальная комиссия.
Пожалуй, ни одна страна в начале нашего века не обладала та-
ким запасом драгоценностей, находившимся в храмах, монастырях,
музеях, дворцах, особняках и личном пользовании граждан, как
Россия, - подавляющая часть этих несметных богатств досталась нам
в наследство после революции. Тайна исчезновения сокровищ России
восходит ко времени образования Антикварного экспортного фонда ...
А.М.ГОРЬКИЙ - В СОВНАРКОМ (не позднее 21 /10 - 1921 года).
" В феврале месяце 1919 года по предложению наркома Красина
(тогда нарком торговли и промышленности РСФСР .- авт.) была орга-
низована в Петрограде А.Пешковым "Экспертная комиссия", цель ко-
торой заключалась: в отборе и оценке вещей, имеющих художествен-
ное значение, в тридцати трех национализированных складах Петрог-
рада, бесхозных квартирах, ломбардах и антикварный лавках. Эти
вещи отбирались на предмет создания в Советской республике анти-
кварного экспортного фонда.
До 1-го октября 1920 года "Экспертная комиссия", работая в
составе 80 человек под председательством А.Пешкова, образовала
два склада отобранных ею вещей, как то: художественной старинной
мебели, картин различных эпох, стран и школ, фарфора русского,
севрского, саксонского и т.д., бронзы, художественного стекла,
керамики, старинн