Берт Хеллингер. Три вида совести.
Bert Hellinger "On consciences"          (в редакции Марины Бебчук) Перевод с английского Елены Веселаго, январь 2008.
Оригинал статьи был разослан Бертом Хеллингером участникам Первого международного лагеря в Пичле, Австрия, состоявшегося в мае 2007 года. Оригинал предоставлен Светланой и Алексеем Пескиными.   
Марина Александровна Бебчук (кандидат медицинских наук, директор Института Интегративной семейной терапии, врач-психотерапевт и системный семейный терапевт) сделала редакторскую обработку и структурирование текста для его лучшего восприятия. 
Перевод текста с сохранением авторской структуры можно прочитать здесь.
Разрешается использование данного текста только в некоммерческих целях, с обязательным указанием всей вышеприведенной информации и ссылкой на место первоначальной публикации: http://www.mirta-elena.narod.ru/literatura/consciences_MB.html


Главная >> Литература >> Переводы
Содержание
Часть первая. Три вида совести.
Личная совестьКоллективная совесть
Кто принадлежит системеЗакон приоритетаБаланс
Духовная совесть
Часть вторая. Три вида совести и их роль в семейных расстановках.
Духовная совесть    Различия между тремя видами совести    Духовные семейные расстановкиЛичная совестьКоллективная совестьЗаключение   
Часть первая. Три вида совести.
Существует три вида совести, каждый из которых составляет своего рода духовное поле.
Первый вид - личная совесть - является узкой и ограниченной по своему масштабу. Эта совесть определяет различия между «хорошим» и «плохим». Она служит способом установить для некоторых право на принадлежность [группе] и лишить этого права других.
Второй вид совести – коллективная - шире по своему охвату, и представляет  также интересы тех, кто исключен из действия личной совести. В силу этого она часто находится в противоречии с личной совестью. Коллективная совесть также имеет свои ограничения, поскольку она включает в себя только членов группы, которой она управляет.
Третий вид совести – духовная - преодолевает ограничения других видов совести, которые созданы в процессе разделения на «хорошее» и «плохое», и в которых одни рассматриваются как «принадлежащие», в то время как другие исключаются.
 << к оглавлению
1. Личная совесть.
Принадлежность.
Мы на своем опыте переживаем действие личной совести, чувствуя себя хорошо, когда у нас «чистая» совесть, и, чувствуя себя плохо, когда совесть «нечистая».
Внимательно наблюдая за собой,  мы можем заметить, что «нечистая» совесть возникает тогда, когда мы думаем, чувствуем или делаем нечто, что не соответствует ожиданиям или требованиям тех людей или групп, к которым мы хотим принадлежать, или даже от которых зависит наше выживание.
 Это значит, что наша совесть находится на «страже» тесной связи со значимыми людьми или группами людей. Личная совесть постоянно следит за тем, не представляют ли наши мысли, желания, знания и/или действия опасность для наших связей и не угрожают ли они нашей принадлежности. И когда совесть находит, что мы можем быть отвергнуты людьми, от которых зависим, возникает страх, что наша принадлежность подвергается серьезной опасности. Этот страх ощущается как «муки совести».
С другой стороны, когда мы думаем, желаем и действуем в согласии с тем, что от нас ожидают и требуют значимые люди и группы,  то чувствуем, что можем быть уверены в своей принадлежности. Чувство безопасности от принадлежности дает легкость, покой, защищенность и  воспринимается как «чистая совесть».  Таким образом, личная совесть соединяет нас с теми людьми и группами людей, кто важен для благополучия и играет существенную роль в нашей жизни.
Соединяя нас только с определенными людьми и группами, личная совесть одновременно исключает других. Этот вид совести имеет первостепенное значение в детстве. Дети делают все, чтобы оставаться принадлежащими системе, без которой они могут не выжить.
Хорошее и плохое
Понимание «хорошего» и «плохого» базируется на различиях, которые формирует личная совесть. Эти различия создают способ измерения того, до какой степени наши мысли или действия сохраняют или нарушают нашу принадлежность. Мы признаем происходящее хорошим через ощущение «чистой» совести и не чувствуем необходимости  какого-либо дополнительного анализа.  Однако, если бы мы «отошли» от личной совести и посмотрели бы на происходящее с большей дистанции, то сочли бы происходящее по-прежнему хорошим или оно оказалось бы плохим? Для наблюдателя, находящегося вне этого ментального поля, то, что называется хорошим, может выглядеть странным или даже опасным. Но для тех, кто внутри поля, не остается пространства для вопросов. Именно поэтому хорошее «защищается» как хорошее часто без лишних размышлений.
 << к оглавлению
 
2. Коллективная совесть.
Помимо той совести, которую мы можем ощущать (личная совесть), есть еще один вид совести, который действует на нас. Ее действие гораздо более сильное, чем действие личной совести. Однако, она остается по большей части скрытой от нас. Почему?  В наших внутренних ощущениях личная совесть имеет преимущество перед коллективной совестью.
Коллективная совесть - это совесть группы. В то время как личная совесть ощущается человеком и обеспечивает его личную принадлежность и личное выживание, коллективная совесть обращена к семье в целом и к группе в целом. Она обслуживает выживание группы в целом, даже если это означает, что отдельные люди приносятся в жертву во имя этого выживания. Эта совесть находится на службе обеспечения целостности группы, она укрепляет те нормы, которые лучше всего защищают существование группы.
Если интересы одного человека находятся в противоречии с интересами группы, то личная совесть может так же быть в противоречии с коллективной совестью.
 << к оглавлению
Полнота
Каким законам служит коллективная совесть, и как она укрепляет эти законы?
Первый закон устанавливает, что каждый член группы имеет равное право на принадлежность.  Что происходит, если член семьи лишается этого права? Нарушение восстанавливается через другого члена семьи, который «принимает» на себя судьбу исключенного.  Представляя его или ее, этот член семьи думает, как исключенный, испытывает подобные чувства, проживает похожую жизнь и даже умирает близким образом. Через такое представление, один член семьи как бы «служит» исключенному, возвращая ему место в системе. Важно, что этот «служащий» не осознает своей взаимосвязи с ранее исключенным. Человек как бы «захвачен» исключенным, но при этом без «потери» собственной личности. При восстановлении места исключенного в системе у «представляющего» или «служащего» возникает чувство освобождения.
 Нельзя сказать, что исключенный желает быть представленным таким образом (хотя иногда исключенный имеет недобрые пожелания в адрес кого-либо в семье). Это коллективная совесть направлена на такое представление, что и создает в последующем переплетение [судеб]. Целью является восстановление полноты группы.
Коллективная совесть - вне морали. Она не делает различий между хорошим и плохим, между виной и невиновностью. Она защищает всех членов группы в равной степени, обеспечивая для всех равную защиту права на принадлежность, и, восстанавливая его, если это требуется. 
Принадлежность шире, чем смерть
Следует помнить, что никто не теряет своего права на принадлежность, даже если он умер.  Семейная система включает в себя в равной степени живых и умерших членов. Это означает, что коллективная совесть рассматривает умерших членов семьи точно так же, как и живых.
Коллективная совесть ищет пути включения даже умерших членов семьи, если они были исключены, и в особенности именно их. Можно распознать, кто входит в сферу влияния коллективной совести,  наблюдая, за тем, кто может быть выбран для представления  исключенного члена семьи, а кто нет. Через смерть люди лишаются своих жизней, но никогда не лишаются своего права на принадлежность семье.
Кто принадлежит системе?
Перечислю тех, кто принадлежит к семейной системе и подчиняется действию коллективной совести, начиная