Витольд Барский о Теории Колберга
В течение десятилетий Колберг и его коллеги изучали проблему уровня моральногоразвития человека. По меньшей мере в 20 исследованиях анализировалисьрезультаты проведения нравственных дискуссий в различных аудиториях. Былисделаны следующие выводы: Люди способны размышлять о нравственных вопросах на 6-ти качественно различныхступенях, объединенных в 3 уровня (по 2 ступени в каждом уровне). Когда человек принимает решение, как поступить, оценивает поступок какплохой или хороший, он может использовать разные аргументы: - за это накажут (похвалят); - он мне сделал плохо и я отплачу ему тем же; - меня перестанут уважать; - это справедливо, все поступают так же в этих случаях; - я перестану уважать себя, если сделаю так; и т.п. В ранее предложенных моральных дилеммах главный вопрос был "Почему?"- именно он позволяет выявить систему аргументации. Выявленные в исследованияхКолберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейскимпредставлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборепоступка.
I уровень: Страх наказания. 1. Страх перед правом силы. 2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми. 3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением. 4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальныхгрупп.
III уровень: Совесть. 5. Желание соответствовать своим нравственным принципам. 6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.
Колберг назвал эти уровни и ступени так:
I уровень: Преддоговорный или доморальный уровень. На этом уровне право силы, физические действия, такие как наказания, награды,обмен любезностями, определяют нравственные суждения. Уровень включаетв себя 1-ю и 2-ю ступени:
1. Ориентация на наказание и повиновение (право силы). На этой ступени физические последствия того или иного действия, степеньнаказания или поощрения, определяют "плохо" или "хорошо"для каждого поступка. Люди, находящиеся на этой ступени, думают о том,как заслужить награду или избежать наказания, и они подчиняются правусилы: "Кто сильнее - тот и прав". Их действиями в жизни руководитстрах. Они сконцентрированы только на собственных интересах и не думаюто своей ответственности перед другими или о своей принадлежности к группе.
2. Ориентация на справедливость, главный принцип "ты - мне, я- тебе". На этой ступени руководством к действию служит желание в первую очередьудовлетворить собственные потребности, а уж потом учесть интересы других.Мышление часто включает принцип взаимности: "Ты мне - я тебе",но при этом всегда скорее по прагматическим соображениям, чем исходя изчувства справедливости или лояльности. Действиями людей, находящихся наэтой ступени, руководит страх. Страх быть обманутым. Они сконцентрированыв большей степени на собственных интересах, но способны предвидеть реакциии других людей. Они согласны пойти на компромисс для достижения желаемогорезультата.
II уровень: Договорный или моральный уровень. Лица этого уровня защищают интересы собственной семьи, группы или нациидля их блага и независимо от немедленных последствий. Люди этого уровнялояльны к социальному порядку и активно защищают, поддерживают и оправдываютего. Уровень включает в себя 3-ю и 4-ю ступени:
3. Межличностная ориентация, ориентация на семью, на близких людей. На этой ступени люди отождествляют хорошее поведение с тем, что нравитсяили помогает другим и что одобряют окружающие. Люди этой ступени частоподчиняются имеющимся в их группе стереотипам поведения. Они часто судято поведении других, ориентируясь на реакцию окружающих, а не на собственноемнение. Их действиями в жизни руководит стыд. Стыд перед близкими людьми:друзьями, родными, знакомыми. Они способны понять другого человека и встатьна его точку зрения, только если они его хорошо знают, если он принадлежитк их группе. Для них очень важными являются взаимоотношения между людьми,доверие и понимание.
4. Ориентация на общество, на закон как на общественный договор. Мышление людей, находящихся на этой ступени развития, ориентировано навласть, фиксированные правила и защиту социального порядка. Их действиямив жизни руководит стыд. Стыд общественного осуждения, стыд перед окружающимилюдьми. Для них правильное поведение состоит из выполнения своих обязанностей,проявления доверия к власти или защиты данного социального порядка воимя собственного блага. Они могут принять точку зрения людей своего круга,способны увидеть ситуацию глазами других людей, даже незнакомых.
III уровень: Принципиальный уровень или автономная мораль. На этом уровне люди рассуждают в соответствии с нравственными принципами,которые обоснованы ими самими независимо от власти в группе, к которойони принадлежат. Их действиями в жизни руководит совесть, желание соответствоватьсвоим нравственным принципам, которые обоснованы ими независимо от окружения,в котором они находятся. Причем набор нравственных критериев таких людейможет и не совпадать с теми правилами поведения, которые приняты в современномим обществе. Они не отвергают законности и порядка, но считают возможнымизменить или даже нарушить закон, если совершаемое действие действительнопойдет на благо общества или отдельной личности. Такие люди способны понятьлюбого человека: старика и ребенка, мужчину и женщину, человека любогосоциального слоя или нации. Уровень включает в себя 5-ю и 6-ю ступени:
5. Ориентация на социальный договор, права человека и благополучие. Люди, находящиеся на этой ступени, склонны определять правильность поведениясогласно общим правам человека и критериям, которые обсуждались и былиприняты обществом в документе типа "Декларации прав человека",а не безмолвным подчинением власти.
6. Ориентация на всеобщий этический принцип. Люди, находящиеся на этой ступени, определяют правильность поведения всоответствии со своей совестью, руководствуясь этическими принципами,такими как: доверие к человеческой личности, свобода, совместимая с равнойсвободой всех других, справедливость и равенство. Эти принципы взываютк всеобъемлющей логике. Не являясь конкретными правилами, они представляютсобой абстрактные этические принципы.
Например, отвечая на дилемму об умирающей женщине, люди, находящиесяна разных ступенях развития отвечали приблизительно так:
I Преддоговорный или доморальный уровень. 1-я ступень. "Воровать нельзя, его поймают и посадят в тюрьму". 2-я ступень. "Украсть можно, аптекарь сам виноват, взвинтил цены.Нельзя наживаться на чужой беде".
II Договорный или моральный уровень. 3-я ступень. "Ради любимого человека можно пойти на все, моя семьяменя поймет, а там будь что будет". 4-я ступень. "Воровать нельзя, закон - для всех закон, что бы таму тебя в жизни ни случилось. Мог бы достать деньги честным путем"или "Воровать нельзя. Представь себя на месте аптекаря. Разве бытебе понравилось, если бы тебя обокрали? У каждого свой бизнес и каждыйволен устанавливать такие цены, как сам считает нужным".
III Принципиальный уровень или автономная мораль. 5-я ступень. "Ни один закон не может запретить одному человеку спастижизнь другому человеку". 6-я ступень. "Сохранение жизни и здоровья - высшая ценность".
Для определения ступени морального развития не столь важно знать, какчеловек оценивает действия главного героя (хорошо или плохо он поступил),важно понять систему мышления по типу используемых аргументов.
Рассмотрим теперь вторую ситуацию (о Тане и Свете) и разные виды ответов,соответствующих одной и той же ступени развития:
I Преддоговорный или доморальный уровень. 1-я ступень. "Света должна сказать. Воровать нельзя, за это накажут,а Света станет соучастницей кражи и тоже пострадает". 2-я ступень. "Света должна сказать. В конце концов, Таня сбежала,бросив Свету на произвол судьбы. Света должна отплатить ей тем же. Этосправедливо. Почему она должна страдать из-за Тани, когда та ее бросила". 2 вариант: "Света не должна говорить. Магазин получает достаточныйдоход, чтобы покрыть непредвиденные расходы. Во всех магазинах так поступают.Таня лишь вернет себе часть того, за что она да и мы все уже заплатили". 3 вариант: "Света не должна говорить. Ни хозяин магазина, ни охрананикогда для нее ничего хорошего не сделали. Почему она должна помогатьим, назвав имя Тани?" Эти три ответа различны по предлагаемому действию. Два из них настаиваютна том, что Света не должна называть имя Тани, а один - что должна. Крометого, в каждом ответе по-разному определяется, что такое справедливостьи правильность. Но структура мышления во всех этих ответах одинакова,каждый из них включает элемент справедливости, основанный на принципе"ты - мне, я - тебе". Именно поэтому все они отнесены ко второйступени.
II Договорный или моральный уровень. 3-я ступень. "Света не должна выдавать лучшую подругу. Друзей в беденадо выручать, а Свете ничего не будет, она же не воровала". 4-я ступень. "Света должна сказать. Это будет для Тани уроком и вдальнейшем убережет ее от более серьезных неприятностей" или "Светадолжна сказать. Воровать нельзя, закон один для всех, даже если это касаетсялучшей подруги. Долг честного человека сообщить о краже представителямвласти".
III Принципиальный уровень или автономная мораль. 5-я ступень. "Света не должна называть Танино имя. Свобода человекагораздо важнее какого-то там свитера. Она потом объяснит подруге, чтотак поступать нехорошо, но сейчас важнее спасти Таню". 6-я ступень. "Света не должна ничего говорить, ведь неизвестно покакой причине Таня совершила кражу. Сначала нужно разобраться. Поспешноерешение может принести человеку больше вреда чем пользы, а честь и свобода- это самое главное в жизни. Таня потом сама поймет, что нарушение законаэто не тот путь, которым можно решать жизненные проблемы".
Каждая ступень представляет собой организованную систему мышления.За двадцать лет исследований Колберг и его коллеги определили типичныеответы на вопросы нравственных интервью на всех 6-ти ступенях нравственногомышления. Вот некоторые данные, уже полученные исследователями.
1. Люди двигаются последовательно от одной ступени к другой, хотякаждый может остановиться в развитии на любой из них. Ребенок обычно рассуждаетна 1-й ступени. Большинство затем переходит на 2-ю ступень. В ранней (средней)юности большинство переходят на 3-ю, а некоторые затем на 4-ю ступеньв средней (поздней) юности. Переход на 5-ю ступень происходит (если вообщеимеет место) ближе к 20-ти годам, а то и позже. Мало кто достигает 6-йступени, а те, кто ее достигает, обычно старше 30 лет. Никто не можетперескочить через ступень, а достигнув ее однажды, никогда не спуститсяниже. Но развитие может прекратиться на любой ступени.
2. Человек мыслит преимущественно в рамках одной ступени и используетсмежные ступени как вторичные. Будучи поставленным перед несколькими дилеммами,имеющими дело с различными нравственными ценностями, человек, рассуждающийпреимущественно, например, на 2-й ступени, чаще всего будет давать ответы,соответствующие ей. Например, если подросток дает на дилемму ответы, соответствующие3-ей ступени в 70% случаев, и лишь в 30% задействована 2-я ступень мышления,то этот человек заканчивает переход со 2-й ступени мышления на 3-ю ступень.Другой же человек, дающий в 70% случаев ответы, соответствующие 3-ей ступени,и лишь в 30% случаев - ответы 4-й ступени, лишь начинает переход от 3-йступени к 4-й.
3. Люди способны понять нравственные аргументы собственной ступени,всех ступеней, находящихся ниже своей и, иногда, аргументы ступени, превышающейсобственную на одну, иногда две ступени. Обычно люди предпочитают наивысшуюступень мышления, которую они могут понять.
Вот он ответ на извечный вопрос о конфликте отцов и детей. Уровеньвзаимопонимания зависит от возраста человека и от уровня его моральногоразвития. С каждым человеком нужно разговаривать на том уровне аргументов,которые он способен понять. Чем выше уровень морального развития взрослого,тем проще ему понять ребенка или подростка. Ведь взрослый может спуститьсяниже и понять аргументы низшей ступени, а ребенок часто не в состоянииподняться выше, он не понимает аргументов взрослого, он до них простоеще не дорос. Существует много взрослых вполне благополучных людей, которыевсю жизнь решают проблемы на 3-ей или даже 2-ой и 1-ой ступенях нравственногоразвития. Следует поставить вопрос: действительно ли высшие ступени лучшенизших? Каждая ступень развития нужна, каждая вносит вклад в становлениепредставлений о мире, необходимых для того, чтобы существовать в нем.Но если человек "застрял" на какой-то ступени, то в полной мерепроявляются "слабые" места низших ступеней развития. В целомна высших ступенях аргументы имеют более широкую сферу применения, позволяютполучить однозначное решение проблемы и на их основе развиваются болеездоровые отношения между людьми. Рассмотрим сильные и слабые стороны отношений, построенных на основе ступенейморального сознания.
По поводу необходимости прохождения первой ступени нравственного развитияспоры между психологами разных теоретических направлений особенно ожесточенные.Некоторые полагают, что эта ступень вообще не нужна, более того, вредна,так как подавляет развитие индивидуальности. Другие полагают, что ребенокдолжен получить представление о существовании границ допустимого поведения,о значении слова "нельзя", должен научиться доверять взросломуи признавать за ним право руководить его действиями, особенно еще в неосвоенныхситуациях. В том случае, если этот этап развития ребенок пройдет с любящимиего родителями в дошкольном возрасте, то он сохраняет свое самоуважение.Если же эту ступень развития ребенок проходит в ситуации эмоциональногоотчуждения (в учебном заведении) или остается на ней во взрослом состоянии,то он вынужден приспосабливаться к требованиям ситуации, при этом снижаетсяего самоуважение и мотивация. Применение принципа "сильный всегдаправ" ведет к становлению авторитарных отношений, появлению иерархиина основе права силы и некритическому принятию ценностей авторитетныхличностей.
На второй ступени развития ребенок осваивает представления о равноправныхотношениях в сфере распределения благ, о принципе справедливости и учитсяпроявлять активность в отстаивании своих прав. Система отношений, основаннаяна принципе "ты - мне, я - тебе", универсальна в том смысле,что даже самый неразвитый человек может в нее включиться, и у него появятсямотивы деятельности. На этой ступени развития могут "застрять"многие. Конфликты возникают потому, что претензии двух противоположныхсторон друг к другу могут быть бесконечными из-за субъективно понимаемойсправедливости. Система отношений, основанная на этом принципе и организованнаявзрослыми, описывается в психологии как "использование жетонных программ".У взрослых жетонами являются деньги, в школе - оценки и призы, в исправительныхучреждениях - элементы льготного режима. При использовании этих программнеобходим арбитр, устанавливающий правильность и неправильность действий,а также систему поощрения. Недостатком этих программ является возможностьзлоупотреблений со стороны лиц, имеющих право распоряжаться благами.
На третьей ступени морального развития человек учиться жить в групперавных с ним людей, ориентироваться на групповые правила, оказывать иполучать поддержку окружающих. Для нормального прохождения младшими подросткамиэтой ступени необходимо организовывать совместную групповую деятельностьс помощью взрослых. Проблемой третьей ступени морального развития являетсяглавенство принципа "мы важнее, чем я", а общность "мы"активнее образуется при наличии врага, поэтому среди людей, находящихсяна этой стадии развития, часто можно наблюдать межгрупповые разборки,межнациональные конфликты, причем завершение конфликта представляетсямалоперспективным без перехода на более высокую ступень развития.
На четвертой ступени морального развития человек получает представлениео законности и порядке в обществе ради блага всех. Он учиться выполнятьопределенные социальные роли и сотрудничать с другими людьми в социальнойсфере. Возможно установление согласия даже между враждующими ранее группировкамичерез установление законов, единых для всех. Ориентация на защиту принятогосоциального порядка позволяет избежать многих конфликтов. Однако принятыезаконы пока не подвергаются проверке личностью на их соответствие этическимпринципам. Так, например, если государство разрешает рабство или второстепенноеположение женщин, то человек будет поддерживать и эти законы тоже.
Только на пятой ступени человек способен пересмотреть свою позицию иначать выступать, например, против рабства или за эмансипацию. Но дажена пятой ступени человек не может разрешить проблемы, выходящие за рамкисоциального контакта и включающие необходимость выбора между высшими ценностями.Например, имели ли право американцы сбрасывать бомбу на Хиросиму? Наличиеиерархии ценностей необходимо, чтобы сделать заключение о праве на жизнькак высшей ценности и осудить это действие, что возможно только на шестойступени развития. Таким образом, чем выше ступень нравственного развития, тем бесконфликтнеесистема отношений, в которую способны вступать люди.
На развитие уровня морального сознания влияют два основных фактора: уровеньразвития интеллекта и способность понимать позиции другого человека. И,конечно, немаловажным фактором является воспитание и окружение человека,т.е. наличие или отсутствие проблем, связанных с любовью окружающих. Есличеловек не научился понимать позиции других людей, то даже при высокомуровне развития интеллекта его уровень развития морального сознания можетоставаться невысоким.
Сделаем небольшой экскурс в описание психологических исследованийдругого направления, чтобы получить представление о влиянии отношенийк себе и к людям на способность понимать другого человека. Эрик Берн и его последователи описывают четыре жизненные позиции, которыескладываются у ребенка на третьем году жизни: 1. Я плохой, ты хороший. 2. Я плохой, ты плохой. 3. Я хороший, ты плохой. 4. Я хороший, ты хороший. Ребенок в силу того, что он мал, неуклюж и не умеет многого делать,в то время как окружающие взрослые умеют все, останавливается на однойиз трех первых позиций (появление четвертой - редчайшее исключение и подароксудьбы); четвертая позиция вырабатывается позже самим человеком сознательнымиусилиями на протяжении долгих лет, причем более или менее успешно.
Позиция "Я плохой, ты хороший" - универсальная позицияраннего детства, полагают представители трансактного анализа. Ребенокполагается на милость окружающих. Они могут сделать ему приятное, а могутнаказать, могут приласкать, но надо заслужить эти "поглаживания".Если эта позиция сохраняется надолго, то человек пытается подкрепить позициюнесколькими способами: 1. Потребность в "поглаживаниях" удовлетворяется с помощью фантазий,это предполагает жизнь затворника, чтобы не разрушить иллюзии "еслибы". 2. Потребность в подтверждении позиции "я плохой" побуждаетчеловека досаждать окружающим "я плохой, ну так и буду плохим":так ведет себя маленький хулиган, а потом взрослый неудачник. 3. Часто вначале человек стремится угодить более сильным, заслужить одобрение,но постепенно приходит к выводу: "Что бы я ни делал, я все равноплохой".
Позиция "Я плохой, ты плохой" возникает у ребенка, еслиего мало ласкали, он мало получал "поглаживаний" с младенчества(это самый трудный случай), но чаще она появляется на смену позиции "Яплохой, ты хороший" после уменьшения заботы и ласки по мере взросленияребенка. Такой человек отгораживается от окружающих, часто действует вовред себе и другим, не умеет получать удовольствие от жизни.
Позиция "Я хороший, ты плохой" замечена у детей, которыхвоспитывали в системе жестких взаимоотношений, она появляется у маленькогомученика, когда он "зализывает свои раны". Позже он сам становитсяжестоким, ненависть придает ему силы. Трагедия его в том, что он не способеносознать своей ответственности за происходящее даже в зрелом возрасте:всегда во всем виноваты окружающие, он только защищается. Если появляетсячеловек, способный любить его, он не верит ему и даже начинает презиратьего за доброе к себе отношение. Это тип потенциального преступника.
Позиция "Я хороший, ты хороший" единственная, основаннаяне только на чувствах, но являющаяся результатом размышлений, веры и желаниядействовать. Это волевое решение, которое принимает человек. Ему можнопомочь в этом, создавая условия, в которых ребенок может проявить своюхорошесть, осознать свою значимость и значимость других людей.
Несомненно, человек, занимающий одну из первых трех позиций, испытываеттрудности, пытаясь понять позиции другого человека. Он больше ориентированна защиту самого себя от окружения и нуждается в информации, улучшающейвозможность самозащиты, а не в истинном понимании индивидуальности другогочеловека. Полноценный искренний диалог возможен только с человеком, находящимсяна четвертой позиции.
Последним в перечне причин, влияющих на уровень морального развития человека,но далеко не последним по степени важности, является фактор содержанияэтических взглядов, которые преобладают в обществе, окружающем ребенка.В качестве иллюстрации в проведенном опросе была представлена концепцияВ.А. Лефевра, в которой сравнивались, в частности, этические системы демократическогои тоталитарного общества. Напомню вопросы задания: Нужно было попробовать ответить "ДА" или "НЕТ" наследующие вопросы: 1. Должен ли врач скрыть от больного диагноз онкологического заболевания,чтобы уменьшить его страдания? 2. Должен ли преступник быть наказан строже, чем предусматривает закон,чтобы другим неповадно было? 3. Можно ли давать ложные показания в суде, чтобы помочь невиновному? 4. Следует ли подсказывать другу на экзамене? 5. Должен ли достойный человек в ситуации конфликта с наглецом стремитьсяк компромиссу? 6. Террористы захватили заложников. Следует ли вступать с ними в переговоры,если есть возможность применить силу, не подвергая опасности заложников? 7. Следует ли дать оппоненту возможность настоять на своем (хотя Вы сним совершенно не согласны), если это сделает его счастливым? 8. Следует ли человека, оскорбившего Вас, простить, а не платить ему тойже монетой?
Далее, для подведения итогов, анализируем количество ответов "Да"на первые четыре и последние четыре дилеммы. Если Вы дали не меньше 2-х ответов "Да" на первые четыре дилеммыи не более одного ответа "Да" на последние (с 5-го по 8-й вопросы),то Вы не имеете единой системы ценностей (например, христианской), неразличаете добро и зло (допускаете ложь во спасение или принцип "лесрубят, щепки летят"), и ориентированы на конфронтацию с целью самозащиты.Такую систему этических взглядов имеют представители тоталитарного общества(авторитарная личность). Если Вы дали не более 1 ответа "Да" на первые четыре вопросаи не менее 2-х ответов "Да" на последние четыре вопроса, тоВы имеете сложившуюся систему ценностей (ориентацию на христианские ценности)и склонны к поиску согласия, сотрудничества с людьми разных взглядов.Демократическая личность. Если у Вас 2-4 ответа "Да" как на первые, так и на последниечетыре вопроса, то Вы "Соглашатель", человек, не имеющий своейсистемы ценностей, но и к другим не предъявляющий никаких требований. Если у Вас мало (0-1) ответов "Да" на первые и на последниечетыре вопроса, то Вы скорее "Экстремист", человек, имеющийсвою систему ценностей, но отстаивающий свои взгляды путем вступленияв конфронтацию с другими людьми, не принимающий другие взгляды.
Если дети растут среди авторитарных личностей, то они также не учатсяразличать добро и зло и ориентированы на поиск врага, их развитие частоостанавливается на 3-ей ступени морального развития (как и у окружающихвзрослых). Поэтому очень важно, чтобы дети могли ориентироваться на сложившуюсясистему ценностей (в наших условиях - христианской морали), а люди, которыевоспитывают их, умели любить и понимать других.
Переход со ступени на ступень происходит медленно. Обычные ученикиначальной школы остаются на 2-й ступени несколько лет. Но большинствоиз них постоянно сталкивается с аргументами 3-й ступени. Чем старше онистановятся, тем больше их жизнь в обществе вращается вокруг равных имгрупп, члены которых ожидают от них преданности друзьям, поведения, котороебыло бы одобрено другими подростками, и помощи. Их родители часто выдвигаютподобные аргументы. И, таким образом, через несколько лет прежняя системаценностей теряет свою убедительность и привлекательность, происходит переходна следующую ступень.
А как соотносятся между собой морально-нравственные убеждения и следующиеза ними поступки? Нравственное суждение - необходимое, но не единственноеусловие для нравственного действия. На поверхности это утверждение кажетсядовольно простым. Оно предполагает, что человек должен понимать и веритьв нравственные принципы прежде, чем он сможет им следовать, что человекможет рассуждать, используя нравственные принципы, но не действовать поним. Однако существуют 3 основные причины того, что отношения между нравственныммышлением и действием не такие простые, как кажется. Как минимум еще 3фактора, в дополнение к нравственному мышлению, влияют на нравственноедействие: 1. ситуативный стресс; 2. распределение ответственности; 3. сложность нравственных вопросов.
Например, в ситуации войны солдаты сталкиваются с сильными эмоциональнымии ситуативными стрессами, многие их товарищи убиты, и они начинают рассматриватьлюбого представителя другой нации как врага. Решая нравственную дилеммуо возможности убивать других, они не могут не считаться с необходимостьювыполнять приказы (а значит, снимать с себя индивидуальную ответственность),не могут забыть о погибших товарищах: такова сама природа войны. Пониманиесвященности жизни в такой ситуации уходит на второй план, и мало кто способендействовать в соответствии со своим уровнем нравственного развития. Сложность нравственных вопросов и влияние ситуации также хорошо видныв нашей повседневной жизни: все мы знаем 10 заповедей, одна из которых"Не лжесвидетельствуй", попросту говоря "Не ври".А выполняем ли мы ее? Когда как. Большинство вполне добропорядочных граждан,с высоким уровнем морально-нравственного развития, тем не менее считаютдопустимым скрывать от больного диагноз его страшного заболевания. "Ложьво спасение" весьма распространенное явление, хотя от этого она неперестала быть ложью. Влияние ситуации на поведение людей огромно и нельзя его недооценивать.Мы часто рубим сплеча, осуждаем. Кто из нас не слышал, да и сам поройне говорил: "Да я бы на его месте:". Но никто на самом делене знает, как бы он повел себя будучи "на его месте". Легкорассуждать, стоя в стороне. А поэтому, вслед за Христом, сказавшим этоеще две тысячи лет назад, я призываю Вас: "Не судите, да не судимыбудете".

Теперь несколько статистических данных по результатам опроса.На момент написания этого выпуска 463 человека ответилина вопросы, 160 из них женщин (34%), 206 - мужчин (44%),оставшиеся (около сотни) - невнимательные, которые пол свой не указали(по незнанию? ;-) кстати, в одном из предыдущих выпусков тоже был опрос,так вот в нем описывался алгоритм определения пола желающие могут ознакомиться) Возраст: до 20 включительно: 23% 21 - 30: 54% старше 30: 23%
Теперь посмотрим, какой нравственный выбор сделали эти люди и на какойступени развития (по Колбергу) они находятся.
Ситуация 1
Женщина умирает от рака. Аптекарь требует от мужа за лекарство сумму,в 10 раз превышающую его действительную стоимость. Отчаявшись достатьденег, муж ночью похищает лекарство. Правильно ли он поступил?
I Преддоговорный или доморальный уровень. 12%
II Договорный или моральный уровень. 36%
III Принципиальный уровень или автономная мораль. 52%
Ситуация 2
Представьте, что Таня украла в магазине свитер. Охрана задержала ее лучшуюподругу Свету. Ей говорят, что у нее будут неприятности до тех пор, покаона не назовет имя подруги. Должна ли Света назвать имя подруги?
I Преддоговорный или доморальный уровень. 11%
II Договорный или моральный уровень. 28%
III Принципиальный уровень или автономная мораль. 61%
Попробуйте ответить "ДА" или "НЕТ" на следующиевопросы:
1. Должен ли врач скрыть от больного диагноз онкологического заболевания,чтобы уменьшить его страдания? "ДА" - 29% "НЕТ" - 71%
2. Должен ли преступник быть наказан строже, чем предусматривает закон,чтобы другим неповадно было? "ДА" - 13% "НЕТ" - 87%
3. Можно ли давать ложные показания в суде, чтобы помочь невиновному? "ДА" - 56% "НЕТ" - 44%
4. Следует ли подсказывать другу на экзамене? "ДА" - 87% "НЕТ" - 13%
5. Должен ли достойный человек в ситуации конфликта с наглецом стремитьсяк компромиссу? "ДА" - 63% "НЕТ" - 37%
6. Террористы захватили заложников. Следует ли вступать с ними в переговоры,если есть возможность применить силу, не подвергая опасности заложников? "ДА" - 50% "НЕТ" - 50%
7. Следует ли дать оппоненту возможность настоять на своем (хотя Выс ним совершенно не согласны), если это сделает его счастливым? "ДА" - 82% "НЕТ" - 18%
8. Следует ли человека, оскорбившего Вас, простить, а не платить емутой же монетой? "ДА" - 82% "НЕТ" - 18% __________________
Дополнительная литература по представленной теме: 1. Гусейнов А. "Золотое правило нравственности", Москва, 1988. 2. Харрис Томас "Я хороший, ты хороший", Москва: "Соль",1993. 3. Дробницкий О.Г. "Проблемы нравственности", Москва, 1977. 4. Шорохова Е.В. "Моральное сознание личности и регулятивные механизмыкультуры". 5. Муздыбаев К. "Психология ответственности", Москва, 1983.