В менеджменте используют Спиральную Динамику как основу определения аккордов мимов (vMEMEchords) взаимодействующих ценностей Аккорды определяются через три состояния, введенных Грэйвз (Graves): входное, узловое и выходное.Динамическое лидерство -- в любой момент времени как минимум три системы очень важны для поведения человека: Доминирующая система (Сердце)Возникающая система (Руки)Уходящая система (Ноги) Стили Динамического Руководства (по Майку Джею): Старейшина -- пурпурный-красный-синий (Резонанс возникает через почтение и необсуждаемый принудительный стиль), пример -- Billy Graham Генерал -- красный-синий-оранжевый (командно-принудительный стиль), пример -- Де Голль Хозяин -- синий-оранжевый-зеленый (принудительный, демократический и партнерских стили), пример -- Мао ЦзеДун Руководитель -- оранжевый-зеленый-желтый (задающий ритм,авторитарный/вдохновляющий стили, под влиянием также партнерского), пример -- Джек Уэлч Слуга -- зеленый-желтый-голубой (демократический, партнерский и вдохновляющий стили), пример -- Larry Spears, www.greenleaf.org Проводник -- желтый-голубой-коралловый (авторитарный, вдохновляющий и коучинговый стили), пример -- Махатма Ганди Алхимик -- голубой-коралловый - зеленовато-голубой (резонанс неясен), пример -- Далай Лама (NB: связь со стилем Старейшины).
Странно, они думают, что приватизация - это движение от зеленого обратно в сторону оранжевого, не понимая, что на самом деле это движение в сторону желтого. Просто у них абсолютно неверное представление о том, что из себя представляет желтый. В частности, они абсолютно не понимают связи между конкуренцией и кооперацией. А Уилбер - наш человек, судя по всему. Его критика зеленого заслуживает всяческого одобрения. Анатолий, смотри, задача видимо, заключается в том, чтобы приблизить нашу, австрийскую версию желтого к тому, как его представляют, то есть как супер-зеленый. То есть не надо отрицать зеленые ценности, надо критиковать зеленые методы... Надо говорить: мы тоже за социальную справедливость, за кооперацию, просто мы пробовали все это вот так - так не получается, давайте теперь попробуем по-честному INCLUDEPICTURE "http://www.a-training.ru/forum/html/emoticons/smile.gif" \* MERGEFORMATINET Хотя о чем я говорю, у нас полстраны в синем... Согласно теории спиральной динамики, на верхнем уровне культурной холархии существуют так называемые ценностные мемы высшего порядка – в английской терминологии vMeme (далее – цМемы). Каждый цМем представляет собой систему ценностей, которая в конечном итоге вызывает определенные верования, социальные группирования, паттерны мотивации, организационную динамику, цели. Если мы искусственно пытаемся привнести в общество решения или структуры, соответствующие цМему, отличному от того, на котором находится общество, они будут отторгнуты. Модель является иерархической, то есть цМемы в ней идут в порядке нарастающей сложности, но при этом открытой, то есть конечная точка неизвестна. На сегодняшний день описаны 8 цМемов, которые представлены ниже. 1) Бежевый – автоматическое, инстинктивное мышление – «я выживаю».Уровень каменного века, не особенно распространенный сегодня на планете. На этом уровне доминируют инстинкты выживания, человек ведет себя в целом как животное, хотя и самое умное. Социальная организация: небольшие племенные группы. Современные примеры: новорожденные и очень старые люди.Предпосылки к переходу на новый уровень: осознание себя как личности, постижение причинно-следственных связей, озабоченность выживанием, которое требует группового взаимодействия. 2) Фиолетовый – анимистичное, племенное – «мы в безопасности».Анимистическое, магическое, приземленное мышление. Индивидуум подчиняется интересам группы. Акцент на групповых ритуалах и поклонению духам. Кровные связи очень сильны. Сильная власть шаманов/вождей.Современные примеры: племена Африки.Предпосылки к переходу: появление доминантного эго, личности, которая сильнее группы, ограниченность ниш для существования. 3) Красный – эгоцентричное, эксплуататорское – «я контролирую»Жесткий авторитаризм, проявляется в рабовладельчестве или близких формах эксплуатации неквалифицированной рабочей силы. Власть через лидера и нескольких вассалов (двухуровневая модель) Убеждение, что люди ленивы и их нужно заставлять работать. Настоящие лидеры подавляют в себе человеческие эмоции. Феодализм.Современные примеры: уличные банды, «антиглобалисты», феодальные королевстваПредпосылки к переходу: признание власти морали, поиск смысла и цели жизни, увеличение дальности планирования. 4) Синий – абсолютистское, священное – «мы спасены»Патриотичное мышление, единственно верный способ думать, подчинение власти, навязывание чувства вины за несоответствие групповым нормам, самопожертвование во имя высшей цели. Хорошо работает в индустриальных экономиках. Появление сложных иерархий. «Мыслить локально – действовать глобально».Современные примеры: пуританская Америка, конфуцианские китайские семьи (Сингапур, Тайвань, Гонконг), исламский фундаментализм. Предпосылки к переходу: поиск лучшего выбора из многих альтернатив, поиск счастья в этой жизни, обнаружение ошибок, погрешимости высшего руководства. 5) Оранжевый – материалистическое, ориентированное на достижения – «я улучшаю».Постиндустриализм. Частное предпринимательство во имя собственного блага, экономическая мотивация, конкуренция улучшает производительность и качество, способствует росту. Возможно, доминирующий цМем в современной Америке. «Мыслить локально – действовать локально».Современные примеры: «капиталисты» США, Западной Европы.Предпосылки к переходу: обнаружение того, что материальное благосостояние не приносит счастья, обновленное чувство коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенством 6) Зеленый – социоцентрическое – «мы становимся».Акцент совместном росте, равенстве, гуманизме, толерантности, внимании к вопросам окружающей среды. Мотивация – человеческие отношения и обучение. Ценятся открытость и доверие, а не конкуренция. Лидера становятся менее автократическими, иерархии размываются. Эффективность падает, наступает стагнация. «Мыслить глобально – действовать локально. Современные примеры: социальные государства Европы, Гринпис, левое движение.Предпосылки к переходу: слишком высокая стоимость коллективных решений, необходимость в видимых результатах и функциональности. 7) Желтый – системное, интегрирующее – «я учусь».Мотивация обучением, акцент на росте, изменениях, вызовах. Системное мышление, экология уходит на второй план (но сохраняется), на первых план выходит эффективность системы. Признание ценности хаоса. «Мыслить глобально – действовать локально».Современные примеры: компании высокотехнологичного сектора.Предпосылки к переходу: поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и физики. 8) Бирюзовый – глобалистское, модернизаторское – «мы переживаем»Синергетическое, голографическое мышление, возможность в полной мере видеть достоинства и недостатки предшествующих цМемов, интегрируя их в единую целостность.Современные примеры: теория Гайи, «глобальная деревня», идея плюралистической гармонии Ганди.
Спиральная Динамика Грейвза. Основные характеристики мимов.
По материалам Д.Бека и К.Кована
Развивая концепции иерархии человеческих потребностей А. Маслоу, во второй половине прошлого века выдающийся психолог К.Грейвз, обработав огромное количество экспериментальных и статистических данных, сформулировал удивительную модель системы человеческих ценностей. Его работы были развиты Доном Беком и Кристофером Кованом, которые построили на их основе целое новое направление в социопсихологии, которую они назвали "миметика" или Спиральная Динамика.
В настоящее время Спиральная Динамика захватывает живой интерес не только ученых, но и политиков, бизнесменов, педагогов и др., которые находят ее удобным инструментом для анализа и решения многих практических задач, связанных с управлением и обучением. В России эта тема практически не знакома. Поэтому мы будем рады изложить здесь основные концепции Спиральной Динамики, приведя переложение на русский язык некоторых глав из книги Д.Е.Бека и К.К.Кована " Spiral Dynamics – Mastering Values , Leadership , and Change ". ( HYPERLINK "http://www.spiraldynamics.org/" www.spiraldynamics.org )
Основные характеристики мимов
Сначала мы опишем характеристики тех невидимых глубинных образов мышления (мимов), которые часто неосознаваемо влияют на людей. Затем мы заглянем в законы, правила и принципы, которые влияют на сдвиги, развитие и внутреннюю организацию в этих развивающихся способах бытия.
Мим проявляет себя в виде мировоззрения, системы ценностей, уровня психологического существования, структуры убеждений, организующих принципов, способа мышления и образа жизни.
Мимы обладают следующими качествами:
1. Мимы проявляют глубинные образы мышления, которые формируют системы и влияют на поведение человека: Мим содержит в себе базовый пакет мыслей, мотивов и инструкций, которые определяют то, как мы принимаем решения и расставляем приоритеты в жизни. Каждый из нас имеет свой собственный входной и передающий каналы, способы организации, уровень интенсивности, правила поведения, и набор предположений относительно того, Как устроен мир.
Мим занимает ум человека практически подобно тому, как паразит проникает в тело, и перестраивает нейрологическую систему так, чтобы она удовлетворяла его образу мышления. У каждого из них есть направления, в которых они делаются хищными и экспансивными или пассивными и склонными к сотрудничеству. Все они содержат антитела, чтобы отражать атаки конкурирующих мимов.
Мимы формируют наши основные жизненные приоритеты, которые, в свою очередь, на более поверхностном уровне, влияют на наше поведение и решения. Внешне люди могут делать одно и то же, однако ими будут двигать совершенно различные мимы. Невозможно определить, какой мим в настоящий момент функционирует, только наблюдая поведение – что человек делает. Только поняв, почему человек делает или говорит определенные вещи, мы придем к миму. Недобросовестный тип может пытаться убедить вас, что он говорит, основываясь на очень чувствительном Зеленом миме, в основе которого – благо человека и социальные задачи, в то время как им могут двигать очень корыстные формы Оранжевого мима, который хочет заставить вас расплатиться, поддержав его "благотворительное" мероприятие.
Вот краткий обзор восьми базовых мимов, которые уже проявились к настоящему времени.
2. Мимы влияют на все выборы, которые мы совершаем по жизни . Мимы – это самоорганизующие сущности, которые проявляются в согласованных стереотипах, охватывающих буквально все сферы нашей жизни. Подобно могущественным вирусам, они могут прикрепляться к тем идеям, людям, объектам и организациям, которые позволяют им воспроизводить себя и излучать их базовые послания. Каждый содержит свои собственные концепции религии, политики, семейной жизни, образования, душевного спокойствия, работы и управления, социального устройства и законопорядка. Один и тот же мим может пронизывать и стадионы, и СМИ, и законодательные собрания, и офисы, и соборы и классные комнаты.
Мимы действуют подобно магнитным полям, которые связывают объекты или побуждают их отталкиваться. Расовые деления часто обуславливаются различиями мимов. Церкви раскалываются, когда в части их последователей пробуждаются новые мимы. Серьезные сдвиги мимов происходят в бизнесе, вызывая сильные пертурбации и потребность в реструктуризации. Современная эпидемия "разбитых семей" – в большей своей части производная смены мимов.
Хорошо утвердившийся мим будут окружать сильные и развитые структуры, и перед тем, как сможет придти и вырасти новый мим, часто могут потребоваться болезненные процессы их разрушения В таком состоянии находятся страны, переходящие от Марксизма к рыночной демократии, государственные структуры, переходящие к приватизации и диктатуры, находящиеся на гране теократии.
Мимы живут независимой жизнью. Они обладают способностью устраивать религиозные гонения, изучать космическое пространство, создавать угрозу нашему место обитания, или выступать за права человека. Никакая сила на земле не может остановить мим, чье время пришло – ни призывы СМИ, ни военная сила, ни резолюции ООН.
3. Мимы могут проявлять и здоровые и нездоровые качества. Сами по себе мимы не хорошие, не плохие, не здоровые, не нездоровые, не позитивные, не негативные. Например, один и тот же мим может проявляться в виде мистических откровений, фантазий в духе Диснея или ритуалов каннибализма. Мим, который направляет воображение и преданность миллионов на благородные дела и придает их жизням смыл и порядок, может обусловить других рамками военного фанатичного религиозного или этнического терроризма.
Здоровые мимы – это те, которые позволяют или даже способствуют позитивному выражению других мимов эволюционной спирали, даже если те конкурируют с ними за влияние. Часто мимы становятся злокачественными, утрачивая внутреннюю систему регуляции, которая говорила бы им, когда следует перестать расти. Иногда мимы становятся ограниченными, замкнутыми и репрессивными, навязывая умонастроение чрезмерной опеки.
4. Мимы – это структуры мышления. Мим определяет, как люди мыслят или принимают решения, в отличие от того, в чем они убеждены или что ценят. Это "схемы", в рамках которых могут находиться разные "темы". Два апологета разных религий будут иметь одни и те же мимы. Это конфликт содержимого, нежели чем глубинных образов мышления. Другие примеры – это конфликты преступных группировок, соперничество между Республиканцами и Демократами или борьба руководством компании и профсоюзами.
Конфликты между мимами происходят, когда они пересекаются в ограниченном пространстве, физическом или концептуальном, – с тем завоевать влияние на одних и тех же людей. Например, конфликт между Оранжевыми, светскими западными ценностями и Синими идеологизированными восточными; противостояние технологического Оранжевого общества и Зеленого экологического движения; вторжение Оранжевой экспансивной цивилизации в Фиолетовую племенную жизнь американских индейцев.
5. Мимы могут разгораться и тускнеть по мере изменении условий жизни . Мимы обладают сильными кибернетическими способностями (воспринимать обратную связь и приспосабливаться) и имеют тенденцию сохранять свои глубинные образы мышления и распространять свое влияние на любой благодатной территории. У каждого есть регулятор, который позволяет ему усиливать или уменьшать свои проявления, под диктатом внутренних "ДНК" или меняющихся внешних условий жизни. Мимы – это не какие-то жесткие, неподвижные структуры. Они могут адаптироваться, менять интенсивность, точки приложения и поля деятельности, пронизывая, иногда со скоростью лесного пожара, целые сообщества, континенты и профессии.
Вчерашний Красный рецидивист становится Синим апологетом религиозного учения. Зеленый хиппи возвращается к Оранжевым прагматическим ценностям своих родителей. Синим нормам социалистической нравственности приходят Оранжевые ценности капиталистического общества.
Часто в различных подразделениях одной и той же компании действуют различные мимы, которые часто сталкиваются на общих совещаниях буквально по всяким пустякам. Возможно у вас есть друг, который проходит через болезненный сдвиг мимов в семейной или личной жизни. Сокращение часто приводит к сдвигу мимов, поскольку те, кто остаются в компании, испытывают чувство вины. Многие усилия по крупномасштабным переменам оканчиваются неудачей, поскольку они полностью игнорируют якоря мимов, которые вызывают сопротивление людей.
Однако что из себя представляет динамика, определяющая поведение соответствующих мимов? Есть ли здесь какие-то закономерности, или же это случайный результат независимых проявлений мимов? Посмотрите на следующие характеристики:
Источник HYPERLINK "http://www.leader3000.ru/articles/sd01.htm" Центр развития коучинга - Лидер 3000 .
HYPERLINK "http://www.a-training.ru/sources/spiral/" http://www.a-training.ru/sources/spiral/ Анна Иванова тренер

Краткое Введение в Спиральную Динамику (Spiral Dynamics®)

Перевод статьи: Самольянов Олег
Модель Спиральной Динамики построена на оригинальных идеях доктора Грейвз (Dr. Clare W. Graves). Вкратце, его идеи сводятся к следующему:
Человеческая природа поступательно развивается от одного сбалансированного состояния к другому. Эти состояния могут быть названы стадиями развития, при том, что каждая последующая стадия добавляет к предыдущей новые элементы. Каждая предыдущая, в свою очередь, является основой для последующей, которая может произойти, а может и не произойти.
Каждый такой уровень существования определяет определенный способ восприятия мира, так как создает определенные фильтры в человеческом сознании, влияющие на процесс восприятия. Отсюда – особенности в процессе принятия решений, принципы организации и управления бизнесом и политическими структурами, идеи и способы приспособления к реальности.
После многолетних исследований доктор Грейвз создал «растущую, цикличную двух-спиральную модель развития био-психо-социальных систем взрослых людей». HYPERLINK "http://www1.vostok-zapad.ru/adm/fckeditor/fckeditor.html?FieldName=_adm_txt&Toolbar=AllTools" \l "_ftn1" \o "" [1] Он использовал пары букв латинского алфавита для того, чтобы обозначить взаимодействие внешних условий и внутренних систем. Он назвали их vMemes и они выглядят следующим образом: A-N, B-O, C-P, D-Q, E-R, F-S, A'-N', B'-O', и т.д. Но между каждой парой также существуют два переходных состояния. Система довольно-таки сложна, особенно пока вы не привыкли к буквенным обозначениям.
Надо заметить, что модель не имеет никакого отношения к оценочным суждениям и сравнениям одного уровня с другим по типу «лучше-хуже». Она просто определяет, какая система мышления преобладает.
По мере того, как Спираль развивается, каждое предыдущее состояние реальности переходит в последующее, со всеми сопутствующими изменениями в приоритетах, ценностях и взглядах. Поскольку последующая реальность может оказаться где угодно на Спирали, вопрос, который важно задать, может звучать так: «Каково будущее этого человека или группы людей (компании), если в данный момент он(а) ощущает мир таким образом и проходит через такой процесс изменений?». Согласно подходу Грейвза, вопрос  «Что это за человек?» лучше заменить вопросом  «Как он думает об определенных вещах в определенных обстоятельствах?» Таким образом, модель не является типологией, а описывает процесс развития систем, вырастающих одна из другой.
Еще одним «родственным» для Спиральной Динамики подходом является меметика, наука о мемах – пакетах идей или информации, которые подобно вирусам передаются от одного ума к другому, от одного сообщества к другому. Спиральная Динамика связывает мемы с более глубинными силами человеческой природы, которые «притягивают» или «распыляют» мемы. HYPERLINK "http://www1.vostok-zapad.ru/adm/fckeditor/fckeditor.html?FieldName=_adm_txt&Toolbar=AllTools" \l "_ftn2" \o "" [2] Более привычные термины, описывающие то же явление – «системы ценностей», «уровни психологического существования». Связь с меметикой возникла в книге «Спиральная Динамика» 1966 года и не была частью первоначальных работ доктора Грейвза.
Состояния и движения по Спирали возникают как результат взаимодействия между Условиями Жизни (исторические условия, физическое расположение, психо-социальные проблемы, социально-экономические обстоятельства) и Наборами Мемов, доступными индивидуальному или коллективному уму (внутренние системы).
Как правило, эволюционное движение происходит в направлении к более сложным, включающим в себя, «высшим» уровням, хотя в жизни нет никаких гарантий, и иногда наблюдаются регрессии к более низким и менее комплексным структурам. HYPERLINK "http://www1.vostok-zapad.ru/adm/fckeditor/fckeditor.html?FieldName=_adm_txt&Toolbar=AllTools" \l "_ftn3" \o "" [3]
Для простоты, в конце 1970-х годов были введены цветовые коды. У этих цветов нет какого-либо особого скрытого смысла, кроме попытки облегчить запоминание разных уровней.
 
Восемь систем ценностей, которые уже возникли и сосуществуют друг с другом на Земле:
 
1 БЕЖЕВЫЙ A состояние природных и биологических нужд; физические ощущения диктуют состояние бытия
2 ФИОЛЕТОВЫЙ B угрожающий мир, полный мистических сил и духов, которым нужно поклоняться и угождать или усмирять.
3 КРАСНЫЙ C как в джунглях, где сильный побеждает слабого; природа это нечто, что должно быть завоевано
4 СИНИЙ D все контролируется Высшей Силой, которая наказывает зло и в конце концов награждает добро и добродетельную жизнь.
5 ОРАНЖЕВЫЙ E мир, полный ресурсов и возможностей сделать все лучше и достичь процветания.
6 ЗЕЛЕНЫЙ F окружение, в котором человечество может найти любовь и исполнить свои цели взаимодействуя и делясь. 
7 ЖЕЛТЫЙ G хаотический организм, где изменение является нормой, а неопределенность – приемлемым состоянием бытия. 
8 БИРЮЗОВЫЙ H тонко сбалансированная система взаимосвязанных сил, где управление рисками находится в руках человечества
9 КОРАЛЛОВЫЙ I (слишком рано говорить, но тенденция должна быть по направлению к я-ориентированности, управлению, консолидации, если принцип развития сохранится)
 
 
Что представители каждого мира ищут в жизни:
(Цели «успешного» существования)
 
 
1 БЕЖЕВЫЙ (A-N) выживание; удовлетворение биогенетических нужд; продолжение рода; удовлетворение инстинктивных желаний
2 ФИОЛЕТОВЫЙ (B-O) область природных духов; почитание предков; защита от вреда; семейные связи
3 КРАСНЫЙ (C-P) сила/власть/действие; желание доминировать над другими; контроль; чувственные удовольствия
4 СИНИЙ (D-Q) стабильность/порядок; послушание во имя будущей награды; значение; цель; определенность
5 ОРАНЖЕВЫЙ (E-R) возможность/успех; соревнование ради результата; влияние; независимость
6 ЗЕЛЕНЫЙ (F-S) гармония/любовь; союз ради взаимного развития; сознание; чувство принадлежности
7 ЖЕЛТЫЙ (G-T) независимость/достоинство; быть частью живой системы; знание; хорошие вопросы
8 БИРЮЗОВЫЙ (H-U) мировое сообщество/жизненная сила; сохранение жизни на Земле; приспособление к реальности
 
 
Уровни способов приспособления, активизируемые определенной реальностью:
 
БЕЖЕВЫЙ N инстинктивный: управляется природными инстинктами и рефлексами; автоматическое существование
ФИОЛЕТОВЫЙ O анимистический: согласно традициям или ритуалам группы; племенной; анимистичный
КРАСНЫЙ P эгоцентричный: самоутверждение, доминирование, захват, власть; эксплуатация; эгоцентризм
СИНИЙ Q абсолютистский: послушный верховному руководству; конформизм; чувство вины
ОРАНЖЕВЫЙ E многогранный: прагматично добивающийся результатов и двигающийся вперед; проверяет возможности; способность к маневру
ЗЕЛЕНЫЙ S реалистичный: отвечающий на человеческие нужды; готовый к сотрудничеству; спонтанный; ищущий согласия; текучий
ЖЕЛТЫЙ T системный: функциональный; интегральный; независимый; экзистенциальный; гибкий; вопрошающий; принимающий
ГОЛУБОЙ U целостный: опирающийся на опыт; трансперсональный; коллективное сознание; способный к сотрудничеству; взаимосвязанный
 
Модель доктора Грейвза является открытой, что означает, что новые буквы, цифры и цвета могут быть добавлены по мере того, как будут возникать и становиться очевидными новые уровни психологического существования человеческой природы. Его использование серий из шести букв предполагает, что развитие циклично и  седьмой уровень перекликается с первым, восьмой со вторым и так далее. В связи с этим появились понятия Первого Слоя, Второго Слоя и т.д., каждый из которых состоит из шести уровней систем мышления.
 
Подробнее о работе доктора Грейвза можно узнать здесь: HYPERLINK "http://www.clarewgraves.com/" http://www.clarewgraves.com
 
 
Спиральная Динамика и коучинг
 
Какова же роль Спиральной Динамики в коучинге? Роль может быть поистине огромной. Каждый человек, согласно теории Грейвза, представляет из себя (с точки зрения способов мышления) некий континуум, в котором присутствуют мемы самых разных уровней и в разных пропорциях. Чаще всего есть определенный «центр гравитации», то есть конденсация мемов определенного типа, которые во многом определяют, как данный человек будет думать, интерпретировать реальность и принимать решения в определенных обстоятельствах. Проблемы часто возникают тогда, когда внешние обстоятельства имеют «другой цвет» по сравнению с внутренней системой мышления клиента.
Хороший коуч всегда будет пытаться обнаружить для себя и для клиента, как тот интерпретирует реальность и принимает решения. Спиральная Динамика в данном случае помогает понять, где искать несоответствия и в чем могут быть корни проблемы.
Например, возможно, что кто-то живет в мире уровня E, в то время, когда способен приспосабливаться к жизни только на уровне Q; иногда мир будет казаться этому человеку абсолютно непонятным – например старый чиновник, оказавшийся в частной компании, которая должна постоянно доказывать свою эффективность. Кое-что с более сложного уровня просто не будет регистрироваться в сознании этого человека, и процесс приспособления будет наполнен стрессами, иногда даже невозможен. Некоторые люди способны научиться функционировать на более сложном уровне, а другие неспособны. HYPERLINK "http://www1.vostok-zapad.ru/adm/fckeditor/fckeditor.html?FieldName=_adm_txt&Toolbar=AllTools" \l "_ftn4" \o "" [4]
А другой человек, возможно, располагает способностями на уровне T, и, тем не менее, работает в системах, где результаты измеряются согласно  D или E подходам; такого человека часто используют недостаточно, и он испытывает разочарование в менеджменте, который, с его точки зрения, сосредотачивает внимание на том, что слишком узко и менее важно – профессионал-компьютерщик, который работает в окружении, где приходить на работу вовремя и одеваться соответственно распоряжениям важнее, чем компетентность и творческие способности. Если у организации достанет мудрости, она приспособит систему управления к такому работнику, если нет – потеряет интеллектуальный ресурс, когда это человек уйдет в другое место.
Спиральная Динамика – это о том, как найти правильного человека для правильной работы с правильными материалами в правильное время и внутри правильной системы и структуры.
Отсюда становится понятно, что Спиральная Динамика имеет огромные возможности, в частности, в области корпоративного коучинга, потому что каждая компания имеет определенную культуру, стиль руководства, образ мышления, способы и процессы принятия и исполнения решений. Если ценный для компании сотрудник имеет отличную от данной внутреннюю систему приспособления к реальности, именно коучинг может помочь ликвидировать конфликт.
Климат в компаниях часто определяется первыми лицами – им, зачастую, коучинг наиболее необходим. Задача приведения в соответствие своего стиля  руководства с уровнем работающих в компании людей является одной из наиболее важных.
Нечего и говорить о важности понимания трудностей, которого ждут компании «оранжевого» типа в государстве, где «синий» цвет все еще является преобладающим (США).
Здесь нельзя не заметить, что коучинг как таковой во многом является продуктом «оранжевой» системы мышления и потому может быть очень ограниченно применим в компаниях с авторитарным стилем руководства. То же касается и подготовленности клиентов – человек с «синей» системой мышления будет ждать от коуча советов, распоряжений и указаний, а если коуч будет настаивать на том, чтобы такой клиент постоянно брал управление процессом в свои руки, он рискует очень скоро потерять уважение со стороны клиента, потому что в «синей» системе мышления практически нет партнерства – если один является руководителем, другой – подчиненным, а коуч, подчиненный клиенту, безвозвратно теряет рычаг влияния.
Спиральная Динамика  может пролить свет еще на один очень интересный феномен, часто встречающийся в Российском бизнесе. В нашей стране до сих пор очень сильной является конденсация мемов фиолетового уровня, связанных с отношением к миру, как к мистическому и пугающему. Достаточно вспомнить количество доморощенных колдунов, экстрасенсов и магов, словно пена плававших у всех на виду на мутных волнах перестроечных событий. Дело в том, что если привычные процессы мышления и принятия решения дают сбой, то зачастую, вместо того, чтобы оценить соответствие внешних условий и внутренних систем, человек неосознанно скатывается на более низкий уровень, где конденсация мемов тоже достаточно сильная. Так очень успешные и волевые руководители могут внезапно оказаться в учениках у малограмотных, но обладающих определенной харизмой шарлатанов (конечно, далеко не все люди, чья деятельность так или иначе связана с мистикой, являются шарлатанами, но, поскольку именно шарлатаны представляют опасность, мы их здесь и упоминаем).
Таким образом, коуч может оказать своему клиенту неоценимую помощь, содействуя развитию осознанности и адаптивности, помогая избежать неосознанного перехода на другой уровень интерпретации реальности, который, возможно, соответствует ситуации еще менее, чем тот, с которым возникли проблемы.


HYPERLINK "http://www1.vostok-zapad.ru/adm/fckeditor/fckeditor.html?FieldName=_adm_txt&Toolbar=AllTools" \l "_ftnref1" \o "" [1] Когда на одной из конференции его спросили, почему он дал своей модели такое громкое и пафосное название, он ответил: «Потому что, черт его побери, это оно и есть!».
HYPERLINK "http://www1.vostok-zapad.ru/adm/fckeditor/fckeditor.html?FieldName=_adm_txt&Toolbar=AllTools" \l "_ftnref2" \o "" [2] Мы думаем, что здесь очень большой простор для исследований условий, когда новые идеи распространяются, словно лесной пожар, захватывая даже вполне «здравомыслящих» людей, что действительно делает процесс похожим на эпидемию. Достаточно вспомнить распространение большевистских идей в России или фашизма в Европе. Похожим, хоть и гораздо более безобидным процессом является мода – в какой-то момент все начинают думать, что в этом сезоне нужно носить розовое или читать Акунина (при всем уважении к Б. Акунину).
HYPERLINK "http://www1.vostok-zapad.ru/adm/fckeditor/fckeditor.html?FieldName=_adm_txt&Toolbar=AllTools" \l "_ftnref3" \o "" [3] Хорошим, хотя и печальным примером может служить Россия. В начале ХХ века страна, по всей видимости, представляла из себя очень пеструю картину с точки зрения Спиральной Динамики – в промышленных центрах совершался переход от иерархической системы (синий) к системе свободного предпринимательства (оранжевый), тогда как на основном пространстве страны большей частью присутствовали системы, связанные с  уровнем выживания (бежевый), полуязыческим сознанием (фиолетовый), борьбой за власть и доминирование (красный) и стремлением к строгой иерархии, поддерживаемым монархией и церковью (синий). И когда, под возникшим давлением, структура начала рассыпаться, движения «вверх» не произошло, вместо оранжевого страна упала на красный уровень, что послужило причиной гибели огромного количества людей. И единственным способом продолжать развитие оказалось построение очень жесткой иерархической системы, что и произошло.
Еще один похожий процесс произошел совсем недавно и получил название «перестройка». Иерархическая система начала разрушаться и страна снова, до определенной степени, погрузилась в красный уровень с жесткой борьбой за власть, бандитскими войнами, переделами собственности и т.д. Попытки лидеров того времени применить модели капиталистических стран естественным образом окончились провалом по той простой причине, что это были попытки искусственно привить структуре с определенным типом мышления систему совершенно другого уровня. Нечего и говорить, что в настоящее время мы видим очень сложное переплетение тенденций, которые кого хочешь могут ввести в заблуждение – война и передел собственности (красный) продолжается, происходит попытка воссоздать иерархическую структуру достаточной жесткости (синий), при этом существует серьезная тенденция к движению в сторону демократических свобод и предпринимательства (оранжевый).
Дополнительным доказательством бессмысленности и вредности насильственного внешнего изменения структур может быть как феномен бывших республик Советского Союза, многие из которых немедленно вернулись к доминирующим системам мышления, как только исчезло давление извне, так и хаос, возникающий при попытке Соединенных Штатов сменить жестко-иерархичные системы (синий) на демократические (оранжевый) чисто силовыми методами (красный).
HYPERLINK "http://www1.vostok-zapad.ru/adm/fckeditor/fckeditor.html?FieldName=_adm_txt&Toolbar=AllTools" \l "_ftnref4" \o "" [4] В период перестройки в России были случаи, когда люди буквальным образом сходили с ума от невозможности сопоставить свою систему мышления с изменившейся реальностью.

Желтые мимы, обучение III и объяснение объяснений: как моделирование может спасти мир
(Тезисы выступления на конференции по НЛП в Канаде в 2002 г.)
Предисловие к статье Д. Гордона.Уважаемые читатели нашего электронного журнала!Поскольку продвижение моделирования является частью миссии нашего "Центра НЛП в Образовании", редколлегия журнала сочла необходимым опубликовать в нашем издании тезисы выступления Дэвида Гордона на конференции в Канаде. Тем самым, надеемся, мы сможем побудить профессиональное сообщество еще раз вернуться к размышлению о различных концепциях и стратегиях моделирования. Когда я прочитал несколько лет назад эти тезисы, они потрясли меня полетом мысли, широтой обобщения и красотой перемещений по логическим уровням!Они вполне могут восприниматься в качестве отдельной статьи с той лишь разницей, что необходимо самим достроить субмодальности живого голоса Дэвида, учесть его любовь к метафоричности и Милтон-модели!В содержании обсуждаемого автором материала используются бэйтсоновскиеуровни познания, идеи Грэйвз и модели Кена Вилбера. Конечно, желательно, чтобы читатели были знакомы с указанными концепциями, но если этого еще не произошло, просто читайте эти идеи, "как если бы" вы все это давно знаете!Желаем вам собственных открытий от хитросплетений мыслей автора и соприкосновения с многогранной личностью Дэвида Гордона!
Андрей Плигин, основатель и научный руководитель,ведущий тренер "Центра НЛП в Образовании",мастер НЛП (M.A.NLP),Certified Trainer
Когда я готовился к данному выступлению, первое, что я, естественно, сделал - еще раз взглянул на название конференции "Моделирование мастерства во все более усложняющемся мире". И я вернулся в своих воспоминаниях к тем временам, когда был ребенком, и вспомнил, что тогда мир казался тоже довольно сложным и комплексным. Мы ныряли под стулья, чтобы защитить себя от атомных бомб, толпы взрослых белых людей кричали на маленькую чернокожую девочку, пытавшуюся пойти в школу, мы повсеместно боролись с коммунизмом и отправляли людей на Луну. В конечном итоге, мне кажется, тогда тоже все были довольно заняты. Когда я был старшеклассником средней школы, то участвовал в научном соревновании Bank of America (Банка Америки) и был одним из пяти учащихся из разных школ. Нам дали тему "Самое главное техническое достижение нашего века". У нас было 15 минут на то, чтобы обсудить ее в нашей группе, перед тем как предстать перед жюри, где нам предстояло вести дебаты и отвечать на вопросы. За первые 10 секунд от этих 15 минут приготовлений мои коллеги - начинающие ученые - сошлись во мнении, что именно атомная энергия, очевидно, и есть наиболее выдающееся открытие. Это знал каждый. Я ничего не сказал, так как был слишком занят, наблюдая за тем, как в моем мозгу нейроны соединялись, создавая прозрение. Затем мы предстали перед судьями, и мои коллеги по дебатам бросились отчаянно договариваться друг с другом о различном правильном и неправильном использовании атомной энергии в будущем. Когда их пыл иссяк, я прочистил горло и попросил разрешения высказать другое мнение. На самом деле я сказал, что самым важным открытием была генетика, потому что в конце концов именно генетика будет определять то, кто будет решать, как использовать атомную энергию. Со мной согласились. 35 лет спустя эти синапсы (нервные связи) все еще соединены. Но сейчас у них есть компания, а связи стали обширнее. Тогда у меня была правильная идея, но сейчас я понимаю, что было неправильное содержание. Потому что есть тот, "кто" решает, как будет использоваться сама генетика. Именно о "нем", об этом "кто" я и собираюсь с вами сегодня говорить. Сейчас я не собираюсь описывать методологию моделирования. Существует множество подобных методологий. У меня и моего коллеги Грэхема Доуза (Graham Dawes) есть своя методология, описанная в эмпирическом опыте, но существует также множество других, находящихся либо в рамках НЛП, либо за его пределами. У всех у них есть различные идеи, которые они могут предложить нам. Ни одна из этих методологий не является правильной, и в свое время каждая из них по очереди будет перепахана, чтобы удобрить поле, на котором вырастет новая методология - та, которую мы себе еще даже и представить не можем. Не имеет значения, насколько прекрасными могут быть некоторые из подобных методологий, но ни одна из них не работает сама по себе. Именно люди вдыхают в методологию жизнь.Сегодня я предложу вам следующее: у моделирования есть возможность внести огромнейший вклад в общество, даже в наше будущее, как вида живых организмов. Этот вклад заходит гораздо глубже, чем просто применение моделирования с целью продвижения личного мастерства. С помощью моделирования мы можем подойти к пониманию сущности человеческого опыта. Применяя моделирование для понимания структуры опыта на данном уровне, мы обеспечиваем одновременно концептуальные и практические инструменты, для того чтобы работать с более крупными проблемами внутри и между сообществами. Из всего этого я хочу выделить идею о том, что моделирование как концептуальный и практический инструмент было создано для того, чтобы распространяться, и оно может внести фундаментальные изменения в то, что значит быть человеком: "кто" всегда имеет значение. Я уверен, что любое публичное выступление за последние 6 месяцев включало в себя какую-либо связь с событиями 11 сентября. Это выступление не будет исключением. Но я надеюсь отступить от той однозначной позиции, которую обычно занимают. Почти все из выступающих говорят о том, что 11 сентября мир изменился. Справедливо, но я не согласен. После атаки озадаченные американцы задавали прекрасный вопрос: "Почему они ненавидят нас?" Четыре месяца спустя я смотрел рекламный ролик, посвященный автомобилям, заканчивающийся картинкой бешено несущегося внедорожника, в то время как голос за кадром говорит: "Помни: Америка - по-прежнему величайшая страна мира". Это не другой мир. Это немного больше того же самого старого мира. Да, мы стоим и ждем в длинных очередях, кто-то просвечивает рентгеном нашу обувь, бизнесмены вынашивают планы национальных идентификационных карточек в США. Но взгляд на мир, который сейчас представляет себе подобные вещи, существовал и задолго до 11 сентября. Мир не изменился - наоборот, мир такой, каким он был длительное время, то есть продолжает становиться более открытым. Мне нет необходимости пробегаться по списку болезней, кажущихся трудноизлечимыми и периодически повторяющихся. Все мы знаем этот список. В НЛП существует предостережение: "Если ты продолжаешь делать то, что ты делал всегда, ты будешь продолжать получать те же результаты, которые получал всегда". Но, возможно, на самом деле у нас нет выбора относительно этого. Возможно, конфликты, драки за территорию - независимо, является ли эта территория тем, что мы можем удержать или в руках, или в своих телах, или в мозгах - будут продолжаться, отмечая наше время здесь. Возможно, это основополагающее свойство нашей натуры, и мы не можем вести себя по-другому. Мы можем только учиться копировать стратегии. Вероятно, мы - усовершенствованные животные. Ни больше, ни меньше. Мы скрываем наши инстинктивные желания, но они, однако, все еще здесь и всегда будут здесь Возможно. Но перед тем как сдаться знакомым, мы должны сначала рассмотреть то, о чем мы говорили: это та вода, в которой мы теперь плаваем. Кажется, это должно быть так. Все мы животные, но давайте не будем преодолевать препятствие в виде концептуальной петли, когда мы принимаем то, чем являемся. Факт состоит в том, что мы можем создавать подобные концептуальные петли как доказательства того, что мы этим НЕ являемся. Язык изменяет все. Способность осмыслять с помощью языка создает уровни абстракции и комплексности, делающие нас отличными от животных несколькими основными способами (обратите внимание: я не сказал "лучше чем", я сказал "отличными от"). С языком к нам пришло, несомненно, много горя и страдания, и какие-то народы возникнут, если мы вернемся обратно к существованию без языка. Я не хотел бы возвращаться. Язык - это один из великих входов в миры опыта. Как саркастически отметил Грэхем, слова - это хирургические щипцы опыта. Если вы хотите увидеть настоящее чудо, понаблюдайте за человеком, читающим книгу. Просто смотрите. И по мере того как вы это делаете, обдумайте то, что вы видите: человек просматривает значки на странице, и эти значки превращаются в путешествие вниз по реке с Геком и Томом, в вопрос об отсутствии во вселенной первой десятой секунды или в улыбку, вызванную мыслями Далай-ламы. Возможно, мы можем использовать те же самые способности новыми трансформированными способами, для того чтобы задуматься, можем ли мы, люди, "окунать себя в различные воды". Какими эти воды могли бы быть? И как начать вступать в эти воды? Перефразируя Шекспира, опыт - это все. Ученый разыскивает следы частиц в пузырьковой камере, получая при этом опыт, который не более и не менее реальный, полный и значимый, чем тот, когда любимая рука накрывает вашу руку в безмолвном экстазе мистического чувства присутствия Бога. За пределами опыта ничего нет, что можно было бы почувствовать реально. Несомненно, могли бы быть миры, существующие вне нашего опыта, но в тот момент, когда мы узнаем о них, - они уже находятся в нашем опыте. Возможно, еще один способ думать об этом - делать миры реальными через наш опыт. Это именно то, во что я верю. Это реально. Вы реальны. Это помещение реально. Наш опыт реален. Но они не просто возможные реальности. Вероятно, мы держим эту комнату вместе, разделяя наши реальности. Я не знаю. Действительно не знаю, могли бы мы объединить наши руки восприятия каким-то новым образом, и растворить этот потолок в потоке маленьких золотистых звезд… Вздор… Да, прямо сейчас я не знаю, как это сделать. Всё, что я здесь описал и что я действительно знаю, - можно изменить, потому что это опыт. Мы знаем это как отдельные личности. И несомненно, та работа, которую вы делали как исследователи и практики НЛП, была и продолжает быть источником эмпирических изменений и личной трансформации бессчетного количества людей. Когда мне было 10 лет, мои родители взяли меня с собой в кино, которое называлось "Песня цветочного барабана". Я видел этот фильм один раз и ничего о нем не помню: только одну-единственную песню. Думая об этой сцене, в которой кто-то жаловался на жизнь, затем кто-то другой начал петь песню с припевом: "Сто миллионов чудес… Сто миллионов чудес… Случаются ежедневно!", я вспомнил, как это захватило меня тогда и, как вы можете видеть, не отпускает и сейчас. Теперь с этой маленькой историей, (надеюсь) расчищающей мне дорогу, я слегка обвиню НЛП в ереси. Как мотылька из поговорки тянет лететь к огню, так и меня, естественно, тянет проповедовать ересь. Несмотря на жар (горячность) (прим. переводчика - игра слов, метафора про мотылька перекликается с горячим, необузданным поведением, то и другое обозначается одним словом), я думаю, что эту ересь стоит рассмотреть поближе. Когда мы говорим об опыте, то обычно ссылаемся на личный опыт человека. И когда оглядываемся вокруг в поисках человека, кого можно было бы смоделировать, нас, естественно, влечет к тем людям и к тем способностям, которые блестят. Как золоту, их очевидные недостатки придают огромную ценность. Мы выделяем их и добавляем в список "человеческой гениальности". Но это относительно короткий список, искусственно урезанный, как я полагаю, самим понятием "мастерства". Поскольку мы ищем гениальность, куда мы склонны смотреть? На гениев, на финансовых воротил, на парней с большими, прекрасными зубами. Между тем в школе, где учатся ваши дети, есть учитель, который прекрасно поощряет детей к тому, чтобы они попробовали сделать то, что их пока пугает, потому что они боятся, что это может быть слишком сложно для них. Еще есть человек, который чистит для вас одежду в химчистке и помогает каждому почувствовать, что его брючный костюм и рубашки драгоценны и стоят того, чтобы о них заботились. Еще есть ваш друг, который может вступить на пол танцевального клуба и позволить себе двигаться. Моделирование намного больше, чем просто инструмент для совершенства, моделирование - это окно, открывающее нам сущность человека. Еще у меня есть достаточно широкая идея о том, что же такое "Все возможности человека". Например, кольцевые черви жили в адски горячих потоках, извергающихся со дня океана, с незапамятных времен. И вместе с тем, выходя на сушу, люди эволюционировали. Но в тот момент, когда мы услышали о кольцевых червях, они стали частью человеческого мира, нашего мира. И мы стали частью мира кольцевых червей, хотя я не думаю, что они почувствовали это на опыте. Это опыт для нас. Посмотреть на них, потрогать, подумать о них, ощутить их частью человеческого опыта и, таким образом, открыться для моделирования. Стоит ли моделировать какой-либо жизненный опыт кольцевых червей зависит от того, кто об этом спрашивает. И я думаю, что необходимо спрашивать окружающих больше, чем мы обычно делаем. Например, биолог хочет узнать о том, как работает живая система, и эта способность есть у кольцевых червей. Именно желание знать - само по себе и есть способность. Или способность посвятить себя проекту, который будет продолжаться долгие годы, или способность найти что-то извилистое, бледное, прекрасное в неясном освещении, способность побеждать страх и забираться на минисабвей, чтобы снизойти оттуда в сокрытые глубины, способность собирать факты и выводить из них гипотезы. Понятие гениальности может действовать как фильтр опыта и восприятия, который закрывает сотни простых старых знаний и опытов, составляющих нашу ежедневную жизнь. Итак, компетентность - это то, как мы делаем что-либо в нашей жизни, а опыт - то, где мы живем. Я никоим образом не выступаю против мастерства. Но я серьезно считаю, что оно уводит в сторону наше внимание, навешивает вуаль на наши глаза, скрывая бесконечные чудеса, которые мы могли бы заметить, оценить и внести в свои жизни - чудеса, которые происходят вокруг нас постоянно. Я думаю, что было бы гораздо лучше искать человеческую компетентность, а не гениальность. И куда нам нужно смотреть, чтобы заметить эти способности? Этот мир возможностей сидит прямо напротив вас, за вами, внутри вас. Сотни миллионов чудес… Случаются ежедневно... НЛП вносит свой вклад в эти чудеса, и я не сомневаюсь, что та работа, которой мы занимаемся в НЛП, будет продолжаться для того, чтобы сделать жизнь многих отдельных людей намного лучше. Я, однако, не сомневаюсь в том, будет ли эта работа обращаться к большим проблемам обществ и столкновению культур, тем проблемам, которые кажутся трудноизлечимыми, которые продолжают потихонечку кипеть, несмотря на то, что было столько великих попыток и жертв много лет подряд. Я думаю, что НЛП как дисциплина, особенно моделирование, действительно вносят вклад в решение этих глобальных проблем. Для того чтобы это сделать, нам нужно выйти за границы территории, к которой мы привыкли. И я думаю, что концепция Грегори Бейтсона об Уровнях Обучения может помочь нам сделать это. (Мой очерк будет незаслуженно коротким, но я надеюсь, что предлагаю достаточно как основу, от которой мы можем двигаться дальше). Уровень обучения I проще всего понять (в обучении происходит стимул-реакция). Мама зовет: "Ужин готов!" - и у вас начинает отделяться слюна. Кто-то протягивает руку, и вы пожимаете ее. Более интересное и особенно важное для людей - Обучение II. Обучение II - это процесс выведения предпосылок (или, если хотите, правил), действующих внутри конкретного контекста. Например, предположим, вы ребенок, а ваш школьный учитель сейчас прочитал примерно половину вдохновляющей лекции о жизни равнинных индейцев. Вас распирают вопросы, и вы начинаете спрашивать: "Кто был их президентом? Кто говорил им, что делать? Нужно ли было их детям ходить в школу?" Ваш учитель бросает сердитый взгляд и сообщает вам, что невежливо прерывать, и вам следует придержать вопросы до окончания. Теперь учитель кое-чему вас научил, но не про равнинных индейцев. Вы научились на этом опыте (или на цепочке подобных опытов), что, когда кто-то читает лекцию, его не следует прерывать вопросами. И теперь, тридцать лет спустя, вы слушаете лекцию, и хотя вас может распирать от множества вопросов, вы держите их при себе до окончания. Это и есть Обучение II - установление предположений или правил, действующих в контексте, что проникает в нас абсолютно. У доктора есть свои предпосылки о том, как протекает болезнь, у политика - свои предпосылки о том, как работает правительство, у каждого из нас есть предпосылки о том, как мы работаем (т.е. кто мы). Следует заметить: когда у врача умирает пациент, который не должен был умереть, или выздоравливает после неизлечимой болезни, когда этого не должно было случиться, доктор не отвечает: "Что ж, возможно, мне следует еще раз взглянуть на ту медицинскую модель, которую я использовал". Наоборот, пациент мертв или жив из-за неизвестных аспектов, генетической предрасположенности, это было деяние Бога и т.д. Политик, чьи попытки сокрушить оппозицию привели к ее усилению, не хлопает себя по лбу и не причитает: "Что я сделал?! Я должен пересмотреть свои идеи о том, как устроен мир!" Нет, очевидно, он приложил недостаточно усилий или приложил их не в том месте и в неправильное время. Это должно звучать знакомо. Важным уроком здесь является то, что предпосылки, которые у нас есть относительно контекста, нелегко пересмотреть, если происходят периодические сбои из-за этих предположений. В реальности способность объяснять неудачи наших допущений придает новую силу их обоснованности. Это расчищает путь для применения тех же самых старых решений и, соответственно, порождает снова и снова те же самые старые проблемы. Существует ли выход из этой колеи? Он есть, но он требует выпрыгивания на уровень понимания того, что находится вокруг, за пределами той колеи, в которой мы обычно находимся. Нам нужно подпрыгнуть до уровня, который позволит нам понять, как образуется эта колея. И это выводит нас на уровень Обучения III. Если Обучение II - это открытие исходных условий, в которых мы действуем в заданном контексте, тогда Обучение III - это открытие того, как мы создаем исходные условия безотносительно контекста. Обучение III задает вопросы: "Какие паттерны определяют, как человек создает свои миры?" Обучение III - вот что выталкивает нас из жерновов индивидуального взгляда на мир, когда мы можем увидеть, кто поворачивает рукоятку. Я не хочу притворяться перед вами хоть на минуту, что сделать этот прыжок легко. Даже при этих условиях мне в голову приходит мысль, что если бы мы применили подход моделирования, для того чтобы справиться с вопросами такого типа, они не только могли бы получить ответы в виде некоторых разоблачительных и полезных моделей, но и в буйном процессе наших попыток ухватить подобный опыт. Мы могли бы одновременно сами получить концептуальный и жизненный опыт паттернов мышления Обучения III! Позвольте мне предложить вероятного кандидата, способного начать это рискованное предприятие в обучении разных типов; это уникальное человеческое дело в поисках смысла. Когда моей дочери Кире было 10 лет, она решила (на почве гуманизма и политики) стать вегетарианкой. Поэтому 3 года она избегала мяса в каком бы то ни было виде. Когда она достигла подросткового возраста, ее тело начало заставлять ее: "Эй, посмотри на этот гамбургер! Не правда ли, он выглядит замечательно? Эй, что это я вдыхаю? Это жареный цыпленок? Леди, я могло бы кое-что из этого использовать!" Кира была в смятении несколько месяцев. Однажды изведенная всем этим конфликтом, она провозгласила, что ей необходимо съесть немного мяса в виде гамбургера. Теперь на одном уровне она наслаждается этим гамбургером, а на другом - все еще пребывает в затруднении. Это кажется предательством. Она возобновила поедание мяса, но она продолжает быть обеспокоенной по поводу своего падения. У Киры было несколько аллергий и часто был забит нос. После того как она снова ела мясо уже в течение трех дней, Кира бродила по дому и вдруг внезапно остановилась. Она вдруг поняла, что ее нос прочистился. И она тут же догадалась, почему: очевидно, что ее нос прочистился потому, что она ела мясо. Сразу после этого она пришла в восторг. Это, очевидно, было именно то, чего ей недоставало, для того чтобы чувствовать себя в порядке, будучи всеядной. И она успокоилась. Как отец я был рад. Но как думающий человек я удивлялся: "Что, черт возьми, здесь произошло?" То, что произошло, было оправданием. Как работают паттерны языка, так же работают и оправдания, и они тоже очень могущественны. Человеческий феномен "объяснения" не случайное дополнение к нашему опыту и не узы, которые мы должны терпеть, выбившись за пределы нашего естественного состояния. Конечно, это может быть причиной страдания одновременно для нас как для личностей, для обществ и культур, для планеты, частью которой мы являемся. Это также может быть источником чудес и величия нового понимания. Наши объяснения могут привести нас ближе к тайнам мира, эти объяснения могут быть научными, мистическими, механистическими, относительными, философскими - практически любыми. Кира объясняла свой насморк, доктор говорил о ремиссии, политики объясняют мятеж, а мы объясняем себя. Все настолько важно не только для нашей ежедневной частной жизни, но и для нас как для групп, организаций, сообществ, стран и видов, которые должны быть чем-то, что мы можем понять. Конечно, делая это - моделируя, как действительно работают объяснения - мы бы открыли себя для уровня III. Мы бы продвинулись на позицию исследования того, как мы создаем человеческий мир. И мы можем надеяться, что, по мере того как наша легкость и удобство в Обучении III будут расти, так же будут расти и наше желание и способность продвигать себя по направлению к тем, кем мы хотим стать. Как вы можете видеть, я предлагаю больший фрейм, в рамках которого мы будем думать об опыте, а именно фрейм общества, культуры и гуманизма. На самом деле "внутри рамки" - неправильно. Мне кажется, что структуры нашего опыта и являются рамками общества. Общество или культура не существуют отдельно от людей, живущих в нем. Наш разделяемый опыт того, кто мы как американцы, канадцы, жители Самоа или китайцы, бразильцы или итальянцы, христиане или мусульмане, евреи, буддисты или атеисты, кто мы как матери, отцы, мужья, жены или любовники, как доктора, артисты, врачи или учителя - все эти разделяемые опыты соединяют нас воедино в общества и культуры. И когда любой из опытов того, кто мы есть, меняется, так же меняется и общество. "Мы" становится другим. Нам нужна большая картина, на которой мы сможем мечтать и обдумывать наш путь к тому, что может служить в роли организующего принципа для наших идей и усилий. Итак, кем мы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотим стать? Большая картина, которую я считаю полезной и интересной, была первоначально нарисована в виде наброска Клер Грейвз (Clare Graves), затем ее расширили и углубили Бек и Ковен (Beck и Cowan), назвав ее Спиральной Динамикой. Я уверен, что многие из вас уже знакомы с этой моделью социального и культурного развития, и я не хочу превращать это в семинар по их чрезвычайно важной модели. Но я хочу указать на несколько ее элементов, потому что я думаю: они задают направление, в котором стоит прилагать усилия и в котором моделирование может внести важный вклад. Основной идеей является то, что культуры проходят через стадии развития, направляемые набором ценностей в роли переменных. Этот набор ценностей действует наподобие генетического кода. Генетический код обеспечивает основную информацию о том, как породить сложный живой организм. Подобным образом этот набор переменных обеспечивает фундаментальную информацию о том, как организовать чрезвычайно сложный механизм общества и культуры. Чтобы понять эту аналогию, Спиральная Динамика использует термин Ричарда Доукинза (Richard Dawkins) о мимах (memes), которые он определят как "единицу культуральной передачи". Например, мимы ценности первой стадии связаны с основой выживания человека: пищей, водой, кровом, заботой о потомстве. Как способ удерживать эти стадии ровными Бек и Ковен назначили им цвета, и на первой стадии назвали это бежевым мимом. Второй мим, пурпурный, связан с защитой от подобных же групп. Третий, красный мим, о том, как обладать индивидуальной властью. Четвертый мим, синий, о соответствии с общепризнанной истинной. Оранжевый мим, пятый, характеризуется индивидуальными поисками истины. Шестой мим, зеленый, описывает групповое принятие различий - о том, где сейчас находится большинство из присутствующих в данном помещении. Другие люди и каждая культура находятся где-то среди этого континуума развития. У каждой стадии есть своя верхняя и нижняя части. И естественно, на какой бы стадии вы ни находились, она кажется "правильной". Люди на другой стадии сбиты с толку, введены в заблуждение, злонамеренны или просто неправильно планируют. Когда следующая стадия ценностей становится широко распространенной либо внутри отдельно взятого человека, либо внутри культуры, возникает эта стадия, становясь все более и более присущей человеку в целом или группе. Обратите внимание, что я сказал "все более и более присущей", а не "вытесняющей" или "замещающей". Все предыдущие стадии все еще действуют в культуре и, несомненно, внутри каждого человека. И каждый из более раннего набора ценностей готов возникнуть заново, когда ситуация к этому располагает. Та реклама о машине была красной, красной, красной. Но шоу Джерри Сейнфельда (Jerry Seinfeld), которое последовало после рекламы, было о том, чтобы судить о людях не по их внешнему виду, и оно было зеленым, зеленым, зеленым. Тем не менее, отдельный мим может захватить доминирующее положение, доказывая, что его развитие - дело стоящее, распространяясь по популяции, превращаясь в нечто конкретное в языке, логике, искусстве, литературе, философии, архитектуре, дизайне автомобилей и в комедиях. В этом случае он становится водой, в которой мы плаваем и больше ее не замечаем. Я сказал о том, что было восемь стадий. Последние две, желтая и бирюзовая, ожидают нас. Желтый мим относится к восприятию и интеграции структур и систем, бирюзовый относится к синергетической унификации всех форм, сил и существования. Сейчас эти мимы звучат как направление, в котором я хочу идти. Особенно хочу обратить ваше внимание на желтый мим, поскольку он находится, как я верю, в пределах досягаемости. Как я сказал, желтый мим относится к восприятию и интеграции структур и систем. Философ Кен Вилбер (Ken Wilbur) описывает мир желтого мима следующим образом: "Жизнь - это калейдоскоп естественных иерархий, систем и форм. Гибкость, спонтанность и функциональность имеют наивысший приоритет. Различия и множественность могут быть интегрированы во взаимозависимые, естественные потоки. Эгалитаризм (уравнительность) дополнен естественными степенями мастерства, где это является подходящим. Знание и компетентность должны превосходить социальное положение, силу, статус или группу. Преобладающий миропорядок является результатом существования различных уровней реальности (мимов), и неизбежны паттерны движения вверх и вниз по динамической спирали". "О'кей, запишите меня!" Если бы это было легко. Тем не менее, желтый мим рисует большую картину, с которой мы должны считаться, когда создаем реальность. Если мы не можем превратить потолок в вид на звезды, возможно, мы хотя бы можем превратить жизнь в "калейдоскоп естественных иерархий". Желтый мим ПРОСТО ждет нас за углом. Существуют люди, для которых он - уже реальность. Я сам бросал на него взгляды, будучи вовлеченным в моделирование, в моменты, когда содержание того, что я моделировал, исчезало, как неясные очертания вокруг объекта при фокусировке линз. И внезапно я увидел динамическую сеть структур, которые создает человек в мире, эту экологию опыта. Если что-то создает неудобство у тебя в мозгу, возможно, ты заметил сходство, синергию между желтым мимом и моделированием. У моделирования есть потенциал, для того чтобы стать снежным комом эпистемологии, катящимся вниз по снежному склону современного человечества. Будущее, которое может, как лавина, обрушиться от этого снежка, - это то будущее, в котором люди все более и более думают в терминах структуры и систем. Тот тип мышления, о котором я говорю, когда рассказываю о "системном мышлении", это не видение последовательностей причина-эффект. Не имеет значения, насколько далеко в будущем вы можете увидеть, как катятся цепочки причина-эффект: это не системное мышление. Системное мышление - это понимание сети отношений, одновременно причинных и ассоциативных, действующих одновременно, для того чтобы создать этот момент, этот опыт, это событие, эту социальную ситуацию, эту культурную предвзятость, эту любовь к закату или к соседу. Сегодня подобный тип мышления - высший порядок. По крайней мере, для меня. Но нам не нужно заставлять каждого заниматься моделированием, наделять способностью такого невероятно быстрого понимания этой ошеломляющей сети с целью произвести серьезное впечатление на общество и культуру. В качестве примера я думаю об "относительности". Идея в том, что лишь немногие из нас понимают ее теоретические, технические или прикладные аспекты. Однако идея относительности и последствия, раскручивающиеся вокруг нее, пронизали наше общество и даже культуру на каждом уровне. Люди, ничего не знающие о езде верхом на световом луче за пределами гравитационного колодца, тем не менее, принимают как само собой разумеющееся то, что у различных людей могут быть различные идеи относительно одних и тех же событий (скажем, где они "есть" в их жизнях). Релятивистское мышление стало частью той воды, в которой мы плаваем, поэтому мы ее не замечаем. Однако (мы говорили об этом раньше) природа этой воды: ее вязкость, прозрачность, течение - сильно влияют на то, как мы плаваем. Я хочу предложить вам идею о том, что широкое распространение моделирования может вызвать неустойчивые (жидкие) изменения в нашем мире, в которых системное мышление станет частью воды, в которой мы плаваем. Мы не можем в этот момент, с этой стороны зеркала, знать, какими именно эти изменения действительно будут или куда они приведут. Мы можем спекулировать на том, что сложность будет увеличиваться и будет высоко ценимой, а не пугающей. Мы можем представить, что первый отклик на сложность - это не спуститься к нижней границе, на которой, возможно, НЕ будет никакого дна. Вместо этого будут интересные линии возможностей, каждая из которых несет заряд потенциалов и препятствий. И к системам будут относиться заботливо, потому что все системы открывают связь всего со всем. Они, в очень реальном смысле, и есть мы. И вопрос "Это возможно?" будет постепенно исчезать, чтобы смениться вопросом "Как это можно сделать?" Подобный переход, если он распространится, окажет сильное влияние на мир. Несомненно (я краснею от своего нахальства), это станет новым шагом в эволюции человеческого сознания - так же, как прогресс, вызванный самим языком. Ну вот. Я это сказал. Итак, я рекомендовал, чтобы мы расширили наше видение моделирования с целью заглянуть за пределы мастерства, увидеть жизненно важный космос. Я также рекомендую углубить наше видение моделирования, применив его к таким фундаментальным процессам человеческого опыта, как процесс объяснения. Я предложил, чтобы, делая это, мы продвигали себя к Обучению III, к уровню, на котором мы внезапно получаем способность выбирать. Наконец, я предложил желтый мим Спиральной Динамики - "жизнь как калейдоскоп естественных иерархий", мим, описывающий будущее, которое стоит искать. И что распространение моделирования (даже как идея) поможет осуществить это. Итак, не приведет ли это к тому, что все станет еще более сложным и комплексным для понимания, принятия решений и работы? Это, конечно же, то, как мы видим с ЭТОЙ стороны зеркала. Когда Алиса встала на колени на каминной полке и пристально вглядывалась в зеркало, она не видела того другого мира, который ожидал ее внутри зеркала, она видела только себя. Не раньше того момента, когда она прижала свою руку к зеркалу, которое до этого всегда было твердым, она соскользнула через него в этот другой мир. Пытаясь разгадать и последовать за нитью запутанности другого мира с помощью наших современных способов восприятия, мы пугаемся, даже поражаемся. Но для тех, кто пересек границу, это может быть не так: фактически я уверен, что это не будет непреодолимым, так как мы практически уже "там". Тогда это будет просто "здесь". Это, однако, не случается само по себе. Спиральная дорога Бека и Ковена делает, как представляется, путешествие к желтому миму и далее неизбежным. Но я думаю, что это не так. Все предыдущие уровни действуют в мире одновременно, при этом один или другой удерживает власть над различными группами людей. И все предыдущие уровни также живут в нас. Вновь один или другой периодически берет власть над каждым из нас. Нигде не записано, насколько далеко зайдет человек. Также не записано как далеко зайдет общество. Но, возможно, записан сам путь. Помните, раньше мы описывали, как наблюдали за читающими людьми? То, что было изложено на страницах их книг, не существовало до тех пор, пока эти люди не прочитали это. Подобным образом путь в будущее не существует до тех пор, пока его не пройдут. Франциско Варела (Francisco Varela) прекрасно выразил эту мысль в заглавии одной из своих статей: "Путь укладывается в процессе того, как его проходят". ("Laying down a path in walking"). Именно так. Как любой путь, путь к желтому миму должен быть пройден для того, чтобы возникнуть. Путь к Обучению III должен быть пройден для того, чтобы оно возникло. И путь моделирования необходимо пройти для того, чтобы он возник. И именно люди идут по этим путям. Удивительно, коллективные изменения происходят благодаря отдельным личностям. Действительно ли наши общества, культуры, истории - это реки, в которых каждый из нас - капля? Да. Означает ли это, что мы в их власти? Нет, я так не думаю. У всех нас есть достаточные доказательства того, что опыт производит изменения, по мере того как лежащие ниже структуры меняются, и эти изменения в структуре опыта действительно происходят, даже в виде общественных и культурных течений. Это не спекуляция. Все мы знаем или хотя бы слышали о том, что есть люди, у которых эмпирический мир желтый (или серо-голубой, или розовато-лиловый). И возможно, большинство из нас окунали палец ноги или два в следующий цвет. Существует множество свидетельств того, что пространство возможностей намного шире, чем эмпирическое пространство, которое намного больше, чем то, в которое заглядывало большинство из нас. Можем ли мы создать различие в реке? Что ж… …Несколько лет назад я вырезал прекрасную, правда, несколько мрачноватую, маленькую статью из газеты. Она рассказывала о словенском рыбаке, поймавшем огромную рыбу в своем любимом озере. Он был страстным рыболовом. Казалось, что он не сможет вытащить эту рыбу на берег, но он не хотел ее отпускать. В конце концов, она потянула его на дно, а рыбак все еще не хотел ее отпустить и поэтому утонул. Его последние слова были такими: "Теперь я ее поймал!" Иногда я чувствую себя тем словенцем, ловящим понимание с помощью моей маленькой удочки моделирования. Оно тоже может затянуть меня на дно. Это НЕ будет трагедией! Я не считаю смерть этого рыбака трагедией, как минимум, для него самого. Он ушел на дно, делая то, что он любил. Это та история, которую я выдумаю для него. Он поймал на крючок рыбу своей мечты - я представляю ее очень сильной. "Теперь я ее поймал!" - не душераздирающе, не испуганно, но радостно. Снежный ком моделирования может обрести адский шанс снежного кома в том, чтобы продолжать вращаться, пусть и в одиночку, но вызвать лавину. Препятствия велики. Это займет время и потребует много работы. Но для меня не следовать за тем, что могло бы быть, - реально означает сдаться…
Дэвид Гордон - один из создателей НЛП, более 25 лет работает в этой области и развивает ее. Тысячи людей обучались у него НЛП, гипнозу, использованию терапевтических метафор и моделированию, а также специальным приложениям в каждой из этих областей. Кроме того, Дэвид написал много статей по НЛП и 5 книг, включая "Терапевтические метафоры", "Феникс: терапевтические техники Милтона Эриксона" и "How know". Он работал с руководством таких компаний, как The Gap и Pepsi. Вместе со своим коллегой Грэхемом Доусом Дэвид пишет книгу по моделированию и параллельно работает над еще двумя книгами, посвященными вопросам обучения и сохранения кадрового потенциала компаний (в соавторстве с партнером по консультированию Робертом Смитом).
Опубликовано в Вестнике НЛП № 4, Московского Центра НЛП в Образовании
Перевод: Иголкина Инна