М. Фельденкрайз ПОНИМАНИЕ ПРИ ДЕЛАНИИ
Feldenkrais М. Awareness through movement. N.Y., 1972. Перев. М.П. Папуша.
Мы действуем в соответствии с образом себя. Этот образ себя, который управляет каждым нашим действием, определяется тремя факторами (в различных соотношениях): наследственностью, воспитанием и самовоспитанием. Наследуемая часть менее всего поддается изменению. Биологические особенности индивидуума - особенности нервной системы, костной структуры, мускулов, желез, кожи, органов чувств — определены его физической наследственностью задолго до того, как он начинает осознавать себя. Но образ себя развивается из его действий и реакций в нормальном течении опыта. Воспитание и образование определяют язык и задают паттерны представлений и реакций, присущие определенному обществу. Эти представления и реакции различны в различной среде, они не характеризуют человечество как вид, будучи характерными для определенных групп индивидуумов.
Воспитание в значительной степени определяет направление нашего самовоспитания и самообразования - наиболее активного элемента в нашем развитии. С другой стороны, наше самовоспитание влияет на то, как мы воспринимаем внешнее воспитание и образование, как и выбор материала для обучения. Воспитание и самовоспитание, образование и самообразование протекают во взаимной связи. В первые недели жизни воспитание сводится к впитыванию окружающего, и самовоспитание практически отсутствует; оно состоит лишь в отказе или сопротивлении по отношению к тому, что первоначально чуждо и неприемлемо для наследственных особенностей индивидуума.
По мере роста детского организма самовоспитание прогрессирует. Ребенок постепенно обретает индивидуализированные характеристики. Он начинает выбирать объекты и действия в соответствии со своей природой Он уже не принимает всего, что обучение пытается ему навязывать. Навязываемое воспитание и индивидуальные склонности вместе задают тенденции привычного поведения и действий.
Из трех факторов, определяющих наш образ себя, лишь самообразование до некоторой степени находится в наших руках. Наша физическая наследственность нами не выбирается, воспитание и образование также навязываются нам; даже самовоспитание не целиком произволы в ранние годы; оно зависит от относительной силы наследственности, индивидуальных характеристик, эффективности работы нервной системы, упорства и серьезности отношения. Наследственность делает каждого из нас уникалъным индивидуумом в отношении физической структуры, внешности и способов действования. Воспитание делает каждого из нас членом определенного человеческого общества и стремится сделать нас настолько похожими на всех остальных членов этого общества, насколько это возможно. Общество диктует нам то, как мы одеваться, делая нашу внешность похожей на внешность других. Давая нам язык, оно заставляет нас выражать с таким же образом, каким выражают себя другие. Оно прививает нам паттерны поведения и ценности, — и поэтому наше самовоспитание рискует также стремиться сделать нас похожими на всех других.
В результате самовоспитание, которое является активной силой, работающей на индивидуальность и расширяющей унаследованные различия в области действия, в значительной степени стремится сделать наше поведение похожим на поведение других. Существенный недостаток нынешнего воспитания состоит в том, что оно основано на древней и часто примитивной практике, уравнивающая цель которой была неосознанной и неясной. Однако, поскольку у такого воспитания не тиной цели, кроме как формировать приспосабливаемость индивидуумов, оно не может полностью подавить самовоспитание. И все же даже в развитых странах, в которых методы воспитания и образования постоянно совершенствуются, имеет место возрастающая одинаковость мнений, внешностей, амбиций и пр. Развитие массовой коммуникации и ложно понятой идеи социального равенства также вносят свой вклад в стирание индивидуальных различий.
Современное знание в области воспитания и психологии дало возможность профессору Скиннеру, гарвардскому психологу, демонстрировать методы получения индивидуумов, которые "удовлетворены, способны, образованны, счастливы и способны к творчеству". Это действительно цель воспитания и образования, даже если это выражается не всегда столь определенно. Скиннер, конечно, прав относительно эффективности этих методов, и можно не сомневаться, что со временем станет возможным создавать существа в форме человека, которые образованны, удовлетворены и счастливы, если использовать все знания в области биологической наследственности. Можно даже научиться создавать различные типы таких существ, чтобы удовлетворить все потребности общества. Эта "утопия", которая имеет шанс воплотиться в недалеком будущем, является логическим следствием нынешней ситуации. Чтобы прийти к ее воплощению, нужно лишь создать биологическое единообразие и применить подходящие воспитательные средства, чтобы исключить самообразование.
Многие полагают, что общество более важно, чем индивидуумы, из которых оно состоит. Тенденции к усовершенствованию общества можно наблюдать почти во всех развитых странах; различия касаются лишь методов, избираемых для достижения этой цели. Кажется общепринятым, что самое важное — это усовершенствовать социальный процесс работы, производства, предоставления всем равных возможностей. В каждом обществе заботятся о том, чтобы воспитание подрастающего поколения создавало качества, делающие общество однородным, насколько это возможно, чтобы это общество функционировало без всяких "возмущений". Может быть, эти тенденции общества соответствуют эволюционным тенденциям человеческого рода. Если это так, каждый должен направить свои усилия на достижение этих целей.
Однако если мы на время оставим представления об обществе и обратимся к человеку как таковому, мы увидим, что общество — не просто сумма людей, которые его составляют; с точки зрения индивидуума оно имеет иное значение. Оно значимо для него, прежде всего, как поле, в котором он должен продвигаться, чтобы быть принятым в качестве ценного члена общества, так что его ценность в собственных глазах зависит от его положения в обществе. Общество значимо для индивидуума также как поле, на котором он может проявлять свои индивидуальные качества, развивать и выражать свои частные личные склонности, органичные для его индивидуальности. Органические черты, основанные на биологической наследственности, и их выражение существенны для наилучшего функционирования организма. Поскольку тенденция к единообразию в обществе создает бесчисленные конфликты с индивидуальными особенностями, приспособление к обществу может быть осуществлено либо ценой подавления индивидуальных органических потребностей, либо посредством отождествления индивидуума с потребностями общества, что может зайти так далеко (при том что сам человек не осознает навязанности ему этих потребностей что он чувствует себя не в своей тарелке, если не может вести себя в соответствии с ценностями общества.
Общественное воспитание осуществляется одновременно в двух направлениях. Оно подавляет любую нон- конформистскую тенденцию посредством наказания или отказа в поддержке, и одновременно оно внушает индивидууму ценности, принуждающие его преодолевать и отвергать спонтанные желания. Эти условия заставляют большинство взрослых сегодня жить в маске - маске личности, которую индивидуум пытается продемонстрировать другим и самому себе. Любое спонтанное стремление или желание подвергается строгой внутренней критике, если оно обнаруживает органическую природу индивидуума. Эти стремления и желания вызывают тревожность и угрызения совести, индивидуум стремится подавить желание реализовать их. Единственная компенсация, делающая жизнь выносимой, несмотря на эти жертвы, - это социальное признание, получаемое индивидуумом, добившимся успеха. Потребность в постоянной поддержке окружающих столь велика, что большинство людей тратят большую часть своей жизни на укрепление своих масок. Повторяющийся успех побуждает людей продолжать этот маскарад.
Этот успех должен быть видимым и включать постоянное социальное продвижение. Если этого не происходит, не только жизненные условия становятся труднее, но ценность человека уменьшается в его собственных глазах до такой степени, что это начинает угрожать его психическому и физическому здоровью. Человек не дает себе возможности отдохнуть, даже если он обладает материальным достатком. Действия и порождающие их импульсы, — необходимые для предохранения маски от трещин и проколов, чтобы человека за ней не было видно, — не основаны ни на каких органических потребностях. В результате удовлетворение, получаемое от этих действий, даже если они успешны, — это не живительное органическое удовлетворение, а нечто весьма поверхностное и внешнее.
Постепенно человек убеждает себя, что признание обществом его успеха должно давать и дает ему органическое удовлетворение. Часто индивидуум настолько при-спосабливается к своей маске, настолько полно с ней отождествляется, что уже не чувствует ни органических импульсов, ни органических удовлетворении. Это порождает трещины и нарушения в семейных и сексуальных отношениях; может быть они всегда присутствовали, но замазывались социальным успехом. Действительно, частная органическая жизнь и удовлетворение потребностей, основанных на сильных органических импульсах, почти абсолютно несущественны для успешного существования маски и ее социальной ценности. Большинство людей проживает достаточно активную и удовлетворительную жизнь за своей маской, чтобы более или менее безболезненно подавлять ощущение пустоты, возникающее, когда они останавливаются и прислушиваются к своему сердцу.
Не все преуспевают в занятиях, которые общество считает важными, до такой степени, чтобы успешно жить жизнью маски. Многие из тех, кто в юности не сумели приобрести профессию или занятие, обеспечивающее достаточный престиж для маски, утверждают, что они ленивы и не обладают характером или настойчивостью чтобы чему-нибудь научиться. Они пробуют то или иное одно за другим, переходят от одного занятия к другому неизменно считая себя пригодными к тому, что подвер-нется следующим. Они, может быть, не менее одарены чем другие, но также привыкли не учитывать свои органические потребности, поскольку не могут найти подлинного интереса к какой бы то ни было деятельности Они могут наткнуться на что-нибудь, что задержит их дольше другого, и могут даже обрести известное умение. Но их занятие все же случайно, хотя оно и дает им опору в обществе и ощущение собственной ценности. В то же время ненадежность самооценки заставляет их искать успеха в других областях, например, в беспорядочной сексуальной жизни. Эта беспорядочность, параллельная постоянной смене работы, поддерживается одним и тем же механизмом веры в какую-то специальную собствен-ную одаренность. Это поднимает их ценность в собственных глазах и дает им хотя бы частичное органическое удовлетворение, - достаточное, чтобы пробовать снова и снова.
Самовоспитание, которое, как мы видели, не вполне независимо, - порождает также структурные и функциональные конфликты. Многие люди страдают нарушением пищеварения, выделения, дыхания, патологией костной структуры. Временные улучшения, достигаемые в отношении этих болезней, дают столь же временное возрастание жизненности, за которым, как правило, следует период ухудшения здоровья и состояния духа.
Очевидно, что из трех факторов, определяющих в целом поведение человека, только самовоспитание поддается волевому усилию. Вопрос в том, до какой степени, и, в особенности, каким образом человек может себе помочь. Большинство людей будут искать консультации специалиста — лучший способ в серьезных случаях. Однако большая часть людей вообще не ощущает потребности в этом и не имеет желания это делать; неясно, чем специалист мог бы им помочь. В конце концов, помощь самому себе — единственный путь, открытый каждому. Этот путь может быть сложным и трудным, но для каждого, кто чувствует потребность в изменении и улучшении, это возможно, если только помнить, что нужно ясно понимать некоторые вещи, чтобы процесс не стал неосуществимым.
С самого начала нужно ясно понимать, что процесс учения нерегулярен, он состоит из ступеней, и на этом пути будут спады так же, как и шаги вверх. Это относится даже к такому простому делу, как выучивание стихотворения наизусть. Можно выучить его сегодня и совершен но ничего не помнить завтра; а через несколько дней, без всякой дополнительной работы, оно может внезапно вспомниться целиком. Через несколько месяцев, в течение которых человек не вспоминал об этом стихотворении, краткое напоминание может целиком восстановить выученное. Следовательно, нас не должно обескураживать то, что в какой-то момент покажется, что мы оказались в том же положении, в каком были вначале постепенно регрессии будут становиться более редкими а возвращения к улучшенному состоянию легче.
Далее, следует понимать, что по мере изменений себе могут обнаружиться новые, до сих пор не замечавшиеся трудности. Раньше сознание не могло их видеть - из страха или из-за боли, которую они причиняют; по мере укрепления уверенности в себе трудности начинают замечаться. Большинство людей делает попытки улучшить или исправить что-то в себе, даже если эти попытки не со-знаются. Средний человек доволен своими достижениями и полагает, что ему достаточно нескольких гимнастических упражнений для исправления нескольких замечаемых недостатков. Все, что было сказано в этом предисловии, как раз адресовано этому среднему человеку — тому, кто полагает, что все это его не касается. По мере того, как человек достигает улучшения себя, в нем обнаруживаются различные стадии развития, и средства усовершенствования становятся все более рафинированными. В этой книге я детально описываю первые шаги, предоставляя читателю в дальнейшем продолжать развитие по своему усмотрению.
ОБРАЗ СЕБЯ
ДИНАМИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем по-разному, каждый в соответствии с тем образом себя который он построил за годы своей жизни. Чтобы изменить образ действия, нужно изменить образ себя, который мы несем в себе. Это включает изменение динамики реакций, а не просто замену одного действия другим. Такое изменение подразумевает не только изменение образа себя, но и изменение природы мотивации мобилизацию всех частей тела, которые затронуты действием. Эти изменения порождают заметную разницу в том, как каждый выполняет одни и те же простые действия писание и говорение, например.
ЧЕТЫРЕ КОМПОНЕНТА ДЕЙСТВИЯ
Наш образ состоит из четырех компонентов, вовлеченных в каждое действие: движение, ощущение, чувствование и мышление. Доля каждого компонента в том или ином действии различна, так же как различны люди, выполняющие действие, но в какой-то степени каждый компонент присутствует в каждом действии. Чтобы думать, например, человек должен бодрствовать и знать, что он бодрствует, а не спит; он должен ощущать свое физическое положение относительно поля тяготения. Таким образом, движение, ощущение и чувствование вовлечены в думание. Чувствуя себя сердитым или счастливым, человек должен находиться в определенной позе и в определенных отношениях к другому существу или объекту. Таким образом, он должен двигаться, ощущать и мыслить. Чтобы ощущать - видеть, слышать или ощущать тактильно — человек должен быть заинтересованным, испуганным или заметившим нечто, что его касается. То есть он должен двигаться, чувствовать и думать. Чтобы двигаться, он должен использовать по крайней мере одно из своих чувств, сознательно или бессознательно, что включает чувствование и мышление. Если хотя бы один из этих элементов действия уменьшается до исчезновения, само существование оказывается под угрозой. Трудно поддерживать жизнь даже н короткое время без всякого движения. Нет жизни, если существо лишено всяких ощущений. Без чувствования не импульса жить; лишь чувствование удушья заставляет на дышать. Без минимума рефлексивной мысли даже таракан долго не проживет.
ИЗМЕНЕНИЯ ФИКСИРУЮТСЯ КАК ПРИВЫЧКИ
В действительности наш образ себя не остается постоянным. Он изменяется от действия к действию, и эти изменения постепенно становятся привычками, т.е действия постепенно обретают фиксированный неиз-менный характер. В начале жизни, когда образ только еще устанавливается, изменения часты и значительны. Новые формы действия, которые еще вчера были ребенку недоступны сегодня быстро осваиваются. Ребенок, например, начинает видеть через несколько недель после рождения; и определенный момент он научается стоять, ходить, раз говаривать. Его опыт, вместе с наследственностью, медленно формируют индивидуальные способы стояния ходьбы, говорения, чувствования, слушания и выполнения всех других действий, составляющих субстанцию человеческой жизни. И хотя со стороны жизнь одной человека может быть очень похожей на жизнь другого при близком рассмотрении они оказываются совершен но различными. Нам, следовательно, нужно употреблять слова и понятия таким образом, чтобы они были боле или менее одинаково применимы к каждому.
КАК ФОРМИРУЕТСЯ ОБРАЗ СЕБЯ
Рассмотрим более детально двигательный аспект образа себя. Инстинкт, чувствование и мышление связаны с движением, так что их роль с созданием образа себя также проявится в таком рассмотрении. Стимуляция определенных клеток двигательной зоны коры головного мозга задействует определенную мышцу. Сегодня известно, что соответствие между определенными клетками коры и определенными мышцами не явля-ется абсолютным и исключительным. Тем не менее, можно полагать, что существует достаточно экспериментальных подтверждений, что определенные нервные клетки коры активируют определенные мышцы, по крайней мере в основных элементарных движениях.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И СОЦИАЛИЗИРОВАНН0Е ДЕЙСТВИЕ
Новорожденный ребенок не может делать практически ничего из того, что он будет способен делать как взрослый член человеческого общества; но он может делать практически все, что делает и взрослый человек в качестве индивидуума: он может дышать, есть, переваривать пищу, выделять ненужное; его тело может организовы-вать все биологические и физиологические процессы кроме полового акта. Впрочем, сейчас полагают, что взрослая сексуальность также развивается из ранней детской аутосексуальности, что позволяет объяснить многие не-адекватности в этой сфере как недостаточное развитие индивидуальной сексуальности в социализированную.
КОНТАКТ С ВНЕШНИМ МИРОМ
Контакт новорожденного с внешним миром устанавливается в основном посредством губ и рта; так он узнает свою мать. Он начинает использовать руки в помощь работе рта и губ и познает на ощупь то, что уже знает губами и ртом. Потом он постепенно обнаруживает различные части своего тела в их отношении друг к другу, и таким образом формируются его первые представления о расстояниях и пространстве. Время открывает ему себя в координации процессов дыхания и глотания, которые связаны с движениями губ, рта, челюстей, ноздрей и связаны с движениями губ, рта, челюстей, ноздрей и прилегающей области.
ОБРАЗ СЕБЯ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОРЕ
Если мы обрисуем область коры головного мозга месячного ребенка, которая активирует мышцы, послушные его развивающейся воле, мы получим форму, напоминающую форму его тела, - но таким образом представлена только область произвольных движений, а не анатомическая конфигурация частей его тела. Мы увидим, что губы и рот занимают большую часть обрисованной области. Антигравитационные мускулы, — те, которые поддерживают тело вертикально, — еще не поддаются произвольному управлению. Мышцы рук также лишь временами отвечают произвольными движениями на импульсы. Мы получаем функциональную картину, в которой человеческое тело представлено четырьмя тонкими линиями для конечностей, соединенных также тонкой и короткой линией, соответствующей туловищу, губы же и рот занимают большую часть этой картины.
КАЖДАЯ НОВАЯ ФУНКЦИЯ ИЗМЕНЯЕТ КАРТИНУ
Если мы перерисуем теперь эту картину для ребенка, который научился уже ходить, а потом — писать, мы получим каждый раз иные функциональные образы. Губы и рот вновь будут занимать значительное место, поскольку добавилась функция говорения, занимающая язык, рот и губы. Появляется новая значительная область, связанная с большими пальцами, причем область, связанная с правым большим пальцем, значительно превосходит ту, которая соответствует левому. Большой палец принимает участие практически в каждом движении руки, в особенности - в письме, так что область, соответствующая большому пальцу, превосходит те, которые соответствуют другим пальцам.
МЫШЕЧНЫЙ ОБРАЗ В МОТОРНОЙ ЧАСТИ КОРЫ УНИКАЛЕН У КАЖДОГО ИНДИВИДУУМА
Продолжая рисовать такие картинки, мы заметим, что они не только меняются со временем, но и сильно различаются у различных индивидуумов. Если, например, человек не учился писать, области, связанные с большим пальцем, менее развиты. Области, связанные с другими пальцами, окажутся более развиты у человека, который учился игре на музыкальных инструментах. Люди, изучавшие несколько языков или учившиеся пению, обнаружат большее развитие областей, связанных с дыханием, языком, ртом и т.д.
МЫШЕЧНЫЙ ОБРАЗ ОСНОВАН НА НАБЛЮДЕНИИ
В результате многочисленных экспериментов физиологи обнаружили, что по крайней мере в основных движениях затрагиваемые клетки коры связываются в формы, напоминающие тело; они назвали это "гомункулусом". Это составляет значимую основу для понятия "образа себя' по крайней мере в отношении основных движении. У нас нет подобных экспериментальных свидетельств относительно ощущений, чувствований и мышления.
НАШ ОБРАЗ СЕБЯ МЕНЬШЕ, ЧЕМ НАШИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Наш образ себя существенно меньше, чем мог бы быть, поскольку он строится лишь из тех: групп клеток, которые мы актуально используем. Более того, различные паттерны и комбинации клеток важнее, чем их количество. Человек, изучивший несколько языков, по-видимому, использует большее количество клеток и по-видимому, использует большее количество клеток и больше их сочетаний. Большинство детей национальных меньшинств мира знают по крайней мере два языка; их образ себя чуть ближе к потенциально возможному, чем у людей, знающих лишь один родной язык. То же относится к другим областям деятельности. В целом наш образ себя гораздо ограниченнее, чем наши возможности. Есть люди, знающие от тридцати до семидесяти языков. Это указывает, что обычно образ себя занимает лишь около 5% потенциально возможного. Систематическое наблюдение и работа с примерно тысячью пациентами, при-надлежащими к различным национальностям и культурным слоям, убедили меня, что это приблизительно и есть та доля, которую мы используем из нашего скрытого потенциала.
ДОСТИЖЕНИЕ БЛИЖАЙШИХ ЦЕЛЕЙ ИМЕЕТ НЕГАТИВНЫЙ АСПЕКТ
Негативный аспект стремления к достижению всего лишь ближайших целей состоит в том, что научившись достигать их, мы перестаем учиться чему-либо еще. Так, например, мы перестаем учиться говорить, как только наша речь становится более или менее понятной; в то же время тот, кто хочет научиться говорить с ясностью и выразительностью актера,
обнаруживает, что для этого необходимо немало лет серьезной работы, и лишь тогда удается приблизиться к достижению максимума потен-циально возможного. Процесс ограничения собственных способностей и возможностей заставляет человека обходиться пятью процентами его потенциала и не замечать что его развитие прервано. Сложность ситуации увеличивается из-за запутанности отношений между ростом к развитием индивидуума и культурой и экономикой общества, в котором он развивается.
ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ПРАВИЛО, ПРИВЯЗАНО К ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКЕ
Никто не знает целей жизни; и образование и воспитание, которое каждое поколение передает следующему, — не более чем продолжение привычных представлений предыдущего поколения. Жизнь была тяжелой борьбой на начальных стадиях развитая. человечества, природа, не благоволит созданиям, которым не хватает внимателъного отношения к окружающему. Нельзя игнорировать и тех значительных социальных трудностей, которые вызываются существованием на земле миллионов людей. В условиях таких напряжений образование-воспитание совершенствуется лишь в отношении необходимого и возможного для того, чтобы новое поколение могло заменить старое приблизительно в тех же условиях.
МИНИМУМА РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУУМА ДОСТАТОЧНО ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА
Основная биологическая тенденция любого организ-ма состоит в развитии своих возможностей до наибольшей возможной степени. Между тем, современное общество довольствуется минимальным развитием инди-видуума. Фундаментальное развитие потенциальностей прекращается в раннем отрочестве, поскольку общество требует, чтобы молодое поколение как можно скорее превращалось в полезных членов общества. Образование после раннего отрочества фактически ограничивается приобретением практических и профессиональных знаний и умений в определенной области. Собственно же развитие продолжается лишь в исключительных редких случаях. Только необычный человек будет продолжать совершенствовать образ себя в направлении наибольшего соответ-ствия потенциальным возможностям.
ПОРОЧНЫЙ КРУГ НЕПОЛНОГО РАЗВИТИЯ И УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ДОСТИГНУТЫМ
В свете сказанного очевидно, что большинство людей в состоянии использовать лишь небольшую часть своих потенций; превосходящее их меньшинство не обладает более высоким потенциалом, просто такие люди науча-ются использовать большую часть своего потенциала. Нужно, разумеется, иметь в виду, что нет двух людей с одинаковым потенциалом. Как же создается порочный круг, ограничивающий человеческие способности и в то же время дающий человеку основание чувствовать удовлетворение собственными ограничениями?
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ
В первые годы жизни человек подобен любому другому живому существу в мобилизации различных способ-ностей и использовании всех функций, которые достаточно развиты. Клетки его тела стремятся, как все живые клетки, расти и выполнять свои специфические функции. Это относится и к клеткам нервной системы каждая из них живет своей особой жизнью, принимая участие в органическом функционировании, для которого она предназначена. Тем не менее, многие клетки, будучи частями общего организма, остаются бездействующими. Это может быть следствием двух различных причин. В одном случае организм может быть занят действием, которое угнетает одни клетки и мобилизует другие. Если это продолжается более или менее долго, то часть клеток оказывается в более или менее постоянном угнетении. В другом случае некоторые потенциальные функции могу вообще не достигнуть зрелости. У организма могло не быт повода обратиться к ним либо потому, что он не придает им никакой ценности, либо потому, что его потребности ведут его в других направлениях. Действительно, социальные условия позволяют организму функционировать качестве полезного члена общества без малейшего стремления развивать свои возможности как целого.
ЧЕЛОВЕК ОЦЕНИВАЕТ СЕБЯ В СООТВЕТСТВИ1 СО СВОЕЙ ЦЕННОСТЬЮ ДЛЯ ОБЩЕСТВА
Стремление к усовершенствованию общества в наши дни ведет к недооценке, чуть ли не отрицанию самого человеческого материала, из которого состоит общество. Дело не в цели как таковой, — которая как таковая конструктивна, — но в том, что индивидуумы, справедливо или нет, начинают отождествлять образ себя с ценностью для общества. Даже освободившись от воспитателей, человек не пытается отличать себя от паттерна, навязываемого ему окружением. Таким образом, общество составляется из людей, все более похожих друг на друга своих целях и в своем поведении. Несмотря на очевидный факт внутренних различий между людьми, мало кто рассматривает себя безотносительно к тому, как оценивает его общество. Это похоже на старание засунуть колышек квадратного сечения в круглое отверстие: индивидуум стремится сгладить, стереть свои биологические особенности, отчуждая себя от своих внутренних потребностей. Он засовывает себя в это круглое отверстие, он уже активно хочет ему соответствовать, потому что, если ему это не удастся, его ценность в собственных глазах упадет, и он лишится оснований для дальнейшей инициативы. Эти соображения нужно иметь в виду, чтобы вполне оценить возможное отношение индивидуума к себе, когда он стремится к собственному росту, развитию собственных особых качеств и достижению плодотворности.
ОЦЕНКА РЕБЕНКА ПО ЕГО ДОСТИЖЕНИЯМ ЛИШАЕТ ЕГО СПОНТАННОСТИ
В самые ранние годы ребенка ценят - во многих случаях, по крайней мере, - не за его достижения, а просто как его самого. В тех семьях, где это так, ребенок развивается в соответствии со своими индивидуальными склонностями и способностями. В семьях же, где ребенка оценивают по его достижениям, ребенок рано теряет спонтанность. Такие дети становятся взрослыми, не пережив отрочества. Такие взрослые время от времени чувствуют бессознательную жажду отрочества, которого им не хватило, желание найти в себе те инстинктивные способности, которым в юности они не дали развиться.
САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СВЯЗАНО С ПРИЗНАНИЕМ СОБСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ
Важно понимать, что, если человек хочет улучшить свой образ себя, он должен прежде всего научиться ценить себя как индивидуума, даже если его недостатки в качестве члена общества кажутся ему преобладающими над положительными качествами. Можно поучиться у людей, обладающих врожденными или полученными в детстве увечьями, как они умеют оценивать себя перед лицом очевидных недостатков. Те, кто сумел найти в себе достаточное достоинство и обрел устойчивое самоуважение, могут достичь высот, больших, чем нормальный здоровый человек. Те же, кто ощущает свою неполноценность в связи с увечьем и пытается пре-одолеть его посредством лишь силы воли, вырастают в людей тяжелых и озлобленных, стремящихся отомстить всем подряд - тем, кто не виноват в их судьбе и по-существу ничего не может для них сделать.
ДЕЙСТВИЕ СТАНОВИТСЯ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВОМ САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Признание собственной ценности важно в начале работы над собой, но чтобы добиться реальных улучшений, нужно поместить его на второй план. Пока самооценка не перестает быть основным мотивом, никакое улучшение не сможет удовлетворить индивидуума. В действительности, по мере того, как человек растет и совершенствуется, центр его интересов перемещается в то, что и как он делает, и все менее важным становится вопрос, кто это делает.
ТРУДНО ИЗМЕНИТЬ ПРИВЫЧНЫЙ СПОСОБ ДЕЙСТВОВАНИЯ
Человек обычно рассматривает образ себя как нечто, навязанное ему природой, хотя в действительности это в большой мере результат его собственного опыта. Внешность, голос, образ мыслей, среда, отношения с пространством и временем, — среди многого другого -принимаются как данное, как врожденные реальности; между тем любой значимый элемент в отношениях инди-видуума к другим людям и к обществу - результат воспитания и обучения. Способность ходить, говорить, читать, видеть три измерения в картине или фотографии, - все эти умения человек приобретает в течение ряда лет. Выучить второй язык не так просто, как первый, родной произношение на втором языке будет носить следы родного языка Вообще любой полностью ассимилированные паттерн действия будет воздействовать на последующее действование. Трудности возникнут, например, в том случае, если человек попробует научиться сидеть в соответствии с навыками другой нации. Поскольку ранние навыки сидения зависят не только от наследственности, но и той среды, в которой родился индивидуум, то трудности лежат не столько в природе новой привычки, сколько в необходимости изменить старые привычки тела, чувствования и ума. Это относится к любым изменениям привычки, какова бы ни была их природа. Здесь имеется в виду не просто замена одного действия другим, а изменение того способа, каким исполняется действие, изменение всей динамики так, чтобы новый способ был во всех отношениях по меньшей мере так же хорош, как старый.
ЧЕЛОВЕК НЕ СОЗНАЕТ МНОГИЕ ЧАСТИ СВОЕГО ТЕЛА
Если вы ляжете на спину и попробуете систематически прочувствовать свое тело, обращая внимание на каж-дую конечность, вообще на каждую часть тела поочередно, вы заметите, что одни части тела легко отвечают, другие же можно почувствовать лишь с трудом и смутно, или они вообще оказываются не чувствуемыми, не осознава-емыми. Легко почувствовать кончики пальцев или губы, но гораздо труднее почувствовать затылок и заднюю часть шеи, между ушами. Разумеется, степень зависит от индивидуального образа себя. Вообще говоря, трудно найти человека, который одинаково легко может почувствовать или сознавать все участки своего тела. Легче всего подда-ются сознаванию те части тела, которые ежедневно ис-пользуются в каких-либо действиях, в то время как те, которые не играют непосредственной роли в жизни ин-дивидуума, сознаются смутно. Человек, который совершенно не умеет петь, не может почувствовать эту функцию в своем образе себя, он может лишь осуществить интеллектуальную экстраполяцию. Он не сознает никакой живой связи между полостью рта, ушами и дыханием, в то время как у певца такое сознавание весьма полно. Человек, не умеющий прыгать, не будет сознавать части тела, которые ясно сознаются прыгуном.
ПОЛНЫЙ ОБРАЗ СЕБЯ - РЕДКОЕ ИДЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Полный образ себя - это сознавание всех связок скелетной структуры и всей поверхности тела - спины, боков, паха и т.д. Это идеальное состояние, и оно редко встречается. Легко убедиться для самих себя, что все, что мы делаем, соответствует ограничениям нашего образ себя, который является не более чем сектором, участком идеального образа. Легко также обнаружить, что отношение между различными частями образа себя различно различных деятельностях и различных позах. Может быть это не очень заметно в обычных условиях, как раз в сил их привычности, но достаточно вообразить себе какую то необычную позу, в которой нужно удерживать равновесие, чтобы заметить, что ноги, например, могут менять длину, толщину и другие аспекты в зависимости от типа движения.
ОЦЕНКА РАЗМЕРА РАЗЛИЧНА В РАЗЛИЧНЫХ КОНЕЧНОСТЯХ
Если, например, мы попробуем показать длину нашего рта, с закрытыми глазами, большим и указательным пальцами правой руки, а потом указательным пальцами двух рук, мы получим разные длины. Они не только не будут соответствовать реальной величине, но могут отличаться в несколько раз. Если мы, далее попробуем оценить ширину своей грудной клетки, показывая этот размер - также с закрытыми глазами - двумя разведенными на соответствующее расстояние руками, один раз горизонтально, другой — вертикально, мы получим также две разные величины, которые обе вряд ли будут приближаться к истинному размеру. Закройте глаза, вытяните руки перед собой на ширине плеч, и попробуйте представить себе точку, в которой луч света от указательного пальца правой руки к левому глазу пересечет луч света от указательного пальца левой руки к правому глазу. Попробуйте показать эту точку указательным и большим пальцами правой руки; маловеро-ятно, что выбранное место покажется вам правильным, если вы откроете глаза. Очень немногие люди обладают достаточно полным образом себя, чтобы показать в этом упражнении правильное место. Более того, если попробовать сделать это указательным и большим пальцами левой руки, то почти наверняка вы укажете другое место.
ОБЫЧНЫЕ ОЦЕНКИ (РАССТОЯНИЙ И Т.П.) ДАЛЕКИ ОТ ТОГО, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ДОСТИГНУТО
Легко убедиться посредством непривычных движений, что наш образ себя в целом далек от той полноты и точности, какие мы предполагаем. Наш образ формируется в знакомых действиях, в которых соответствие реальности совершенствуется благодаря вовлеченности нескольких модальностей восприятия, корректирующих друг друга. Так наш образ точнее в области перед глазами, чем за спиной или над нами, точнее в привычных положениях сидя или стоя. Если различия между оцениваемыми рас-стояниями или положениями с закрытыми глазами и с открытыми глазами около 20-30%, это можно считать обычным, хотя, конечно, это совершенно неудовлетворительно.
ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВУЕТ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ СУБЪЕКТИВНЫМ ОБРАЗОМ
Различие между образом и реальностью может достигать 300% и более. Люди, которые обычно держат свою грудь в таком положении, будто воздух выдохнут из легких преувеличенным образом, так что грудь оказывается более плоской, чем она должна быть, чтобы эффективно выполнять свою роль, склонны считать ее глубину в не-сколько раз больше, и так показывают, если попросить их это сделать с закрытыми глазами. Преувеличенное сплющивание груди кажется им правильным положением, а ее выдвигание вперед представляется демонстративным усилием расширить легкие. Нормальная величина груди представляется им так, как представлялась бы другому произвольно надутая, расширенная грудь. То, как человек держит плечи, голову, живот, его голос и интонация, способ представляться, и многое другое основываются на образе себя. Но этот образ может быть урезан или раздут, в соот-ветствии с маской, которую человек хочет продемонстрировать своим ближним. Только сам человек может понять, что в его внешности фиктивно, а что подлинно. Однако не каждый может оценить таким образом себя, и здесь может помочь опыт других.
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ОБРАЗОМ СЕБЯ ПОЛЕЗНЕЕ, ЧЕМ ИСПРАВЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Из всего вышесказанного ясно, что систематическое исправление образа себя - более эффективный подход, чем исправление отдельных действий и ошибок в поведении, количество которых тем больше, чем более мелкие детали мы замечаем. Установление в начале более или менее полного, хотя бы и приблизительного образа делает возможным улучшение динамики в целом, вместо по-пыток частичного совершенствования отдельных действий (что можно сравнить с попыткой совершенствоваться в игре на плохо настроенном инструменте). Улучшение общей динамики образа можно сравнить с настраиванием фортепиано, — а на таком фортепиано, разумеется, легче добиться правильной игры.
УРОВНИ РАЗВИТИЯ
ПЕРВАЯ СТАДИЯ: ЕСТЕСТВЕННЫЙ СПОСОБ
Во всей человеческой деятельности можно выделить три стадии развития. Дети говорят, ходят, дерутся, танцуют, потом отдыхают. Доисторические люди также разговаривали, ходили, бегали, дрались, танцевали и отдыхали. Поначалу все это делалось "естественно", т.е. так же, как делают животные все, что необходимо в их жизни. Хотя эти вещи приходят к нам естественно, они совсем не просты. Самое простое человеческое действие не ме-нее удивительно, чем возвращение голубя домой с большого расстояния или постройка пчелами улья.
ЕСТЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ОБЩЕЕ НАСЛЕДСТВО
Все естественные деятельности функционируют одинаково в каждом человеке, так же, как они одинаковы у всех голубей или всех пчел. Племена в различных частях мира, даже семьи на изо-лированных островах естественно научаются говорить, прыгать, бегать, драться, носить одежду, плавать, танцевать, шить, прясть пряжу, дубить кожи, плести корзины и т.д. В некоторых местах естественные деятельности развиваются и обогащаются, разрастаясь, в других остаются неизменными с ранних времен.
ВТОРАЯ СТАДИЯ - ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
В те времена и в тех местах, где происходит развитие, мы всегда обнаруживаем особенную, индивидуальную стадию. Это значит, что отдельные люди находят свой собственный, индивидуальный способ выполнения действий. Один может найти особый способ выразить себя, другой - особый способ бега, особый способ плести корзину или делать что-то еще, что отличается от естественного спо-соба. Если этот способ дает какие-то преимущества, он перенимается другими. Так австралийцы научились бросать бумеранг, швейцарцы освоили йодль, японцы изобрели дзюдо, а жители южных морей — особый вид плавания. Это вторая стадия.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ - МЕТОД ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ
Когда определенный процесс может быть осуществлен многими разными способами, кто-то может оценить важность процесса как такового независимо от того, как он выполняется тем или иным индивидуумом. Он найдет что-то общее в том, как разные люди выполняют этот процесс, и определит процесс как таковой. На этой третьей стадии процесс выполняется в соответствии со специфическим методом, основанным на знании, а не естественно. Если мы рассмотрим историю ремесел, практикуемых в цивилизованном мире, мы почти без исключения всюду найдем эти три стадии. На заре человечества люди естественно создавали прекрасные рисунки; Леонардо да Винчи использовал элементарные принципы перспективы, и лишь в XIX веке они были ясно определены, — и с тех пор им обучают в каждой школе искусств.
ЗАУЧЕННЫЙ МЕТОД ВЫТЕСНЯЕТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ
Мы можем наблюдать, как естественная практика постепенно уступает место приобретаемым методам, "профессионализму"; общество вообще отказывает индивидууму в праве использовать естественный метод принуждая его освоить принятый способ действования прежде чем допустить его до работы. Роды, например, когда-то были естественным процессом, и женщины умели помочь друг другу в час нужды. Но когда акушерство стало принятым методом и акушерка стала получать диплом, обычная женщина уже не допускается — да и не может помочь — во время родов. Сегодня мы можем видеть, как продолжается процесс конструирования систем вместо индивидуальных, интуитивных методов; действия, которые некогда выполнялись естественно, становятся профессиями, предоставляемыми специалистам. Какую-нибудь сотню лет назад с нездоровьем обходились естественным путем. Профессией становится ведение домашнего хозяйства; обставление квартиры становится профессиональным делом дизайнера. То же происходит во множестве областей деятельности, в том числе математике, пении, актерской игре, военных действиях, планировании, думании и пр. Когда-то они были естественными действиями, прошли стадию индивидуального усовершенствования и становятся системами и профессиями.
ЧЕМ ПРОЩЕ ДЕЙСТВИЕ, ТЕМ БОЛЕЕ ОНО ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ
Наблюдение и изучение показывают, что чем проще и чем более распространено действие, тем более задерживается переход его на третью, систематическую стадию. Развиваются методы изготовления ковров, геометрия, философия, математика систематизированы тысячи лет назад. Между тем ходьба, способы стояния и другие основные деятельности лишь теперь достигают третьей, систематической стадии. В течение своей жизни каждый человек в каких-то своих действиях проходит все три стадии; в других он проходит через первые две или остается на начальной. В обществе в котором каждый из нас рождается, разные деятельное ти также находятся в разных стадиях развития.
СТАДИИ ТРУДНО ОПРЕДЕЛИТЬ
Каждый человек приспосабливается к своему времени. В определенных действиях естественный способ буде пределом его достижений, так же как и пределом достижения общества; в других предполагается, что он достигнет второй или третьей стадии. Это приспосабливание сталкивается с определенными трудностями в связи трудноопределимостью самого процесса. Во многих случаях неясно, должны ли мы опираться на естественный способ или, начиная сначала, методически осваивать социализированный способ. Так, многие люди, не умеющие петь или танцевать, объясняют это тем, что они не учились. Но многие танцуют или поют естественно н предполагают, что они делают это не хуже тех, кто специально учился, — если только те не более одарены. Многие люди не умеют бить в барабан, прыгать в длину или в высоту, играть на флейте, рисовать или решать головоломки, — все, что в старые времена делалось только естественным путем; сегодня люди не решаются даже пробовать, поскольку существуют признанные методы. Системы столь значимы в их гла-зах, что даже то немногое, чему из этого они научились в детстве, удаляется из образа себя, потому что они заняты преимущественно деятельностями, которым они обуча-лись систематически и сознательно. Они могут быть весьма полезными для общества, но им недостает спонтанности, и им трудно жить за пределами областей, в которых они профессионально обучены. Так мы вновь приходим к необходимости рассмотреть и усовершенствовать образ себя, чтобы иметь возмож-ность жить в соответствии со своей естественной конституцией и одаренностью, а не в соответствии с образов себя, установленным случайно, без самопознания.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕТЬЕЙ СТАДИИ
Систематическая стадия действования не во всем благоприятна. Ее основной недостаток состоит в том, что многие люди даже не пытаются делать специализированные вещи, из-за чего не используют первые две стадии доступные каждому. Тем не менее, третья стадия действительно важна. Она позволяет нам найти способы поведения и действования, которые соответствуют нашим потребностям, но не могут быть найдены естественным путем, поскольку обстоятельства и внешние влияния повели бы нас в других направлениях, в которых прогресс невозможен. Систематическое изучение и сознавание даст человеку возможность рассмотреть все поля действования, так что он сможет найти для себя место, где ем легко действовать и свободно дышать.
С ЧЕГО И КАК НАЧАТЬ МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Проблема совершенствования — с помощью других или собственными усилиями — занимала человека на протяжении всей его истории. Множество систем созданы для этой цели. Многие религии пытались описывать способы поведения, направленные на совершенствование человека. Различные системы анализа стараются помочь человеку освободиться от глубоко запрятанных затруднений в поведении. "Эзотерические" — то есть спрятанные, внутренние системы, практикуемые в Тибете, Индии, Японии и других местах, также стремятся к этой цели. Целый ряд методов внушения и гипноза сегодня доступен всем. По крайней мере полсотни такого рода методов известны и используются в разных местах земного шара; практикующие тот или иной метол полагают, что это и есть метод.
СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
Обычно различают два состояния бытия: бодрствование и сон. Мы будем говорить о третьем состоянии: сознавания (awareness). В этом состоянии индивидуум определенно знает, что именно он делает в "бодрствующем" состоянии, так же как иногда мы можем, проснувшись, знать, что нам только что снилось. Например, в сорок лет человек может заметить, что одна его нога короче другой, после того, как он в связи с болями в пояснице обратится к врачу, получит рентгеновский снимок, и врач обнаружит дефект. Это возможно потому, что так называемое "бодрствующее" состояние больше напоминает сон, чем сознавание. Сон часто считался подходящим состоянием для введения в человека тех или иных усовершенствований. Куэ использовал моменты засыпания для самовнушения и собственно сон для внушения. В гипнозе человек вводится в состояние частичного или глубокого сна, чтобы более поддаваться внушению. В некоторых современных методах сон используется не только для внушения, но и для изучения математики или иностранных языков.
КОМПОНЕНТЫ "БОДРСТВОВАНИЯ"
Четыре компонента создают бодрствующее состояние ощущение, чувствование, мышление и движение. Каждое служит основой для целого ряда методов усовершенствования. В ощущение мы включаем, помимо известных "пяти чувств", кинестетические ощущения, охватывающим ощущения боли, ориентацию в пространстве, течение времени и ритм. В чувствование мы включаем, помимо общеизвестных эмоций вроде радости, печали, раздражения и пр., — самоуважение, униженность, сверхчувствительность и другие сознательные и бессознательные эмоции, окрашивающие нашу жизнь. Мышление включает все функции интеллекта, такие как противопоставление левого и правого, добра и зла, хорошего и дурного; понимание, знание, классификацию вещей, нахождение и узнавание правил, воображение, знание, что нечто ощущается или чувствуется; память всего вышеназванного и т.д. Движение включает все перемещения в пространстве и времени, в состоянии и конфигурации тела и его частей, в том числе — дыхание, еду, говорение, циркуляцию крови, пищеварение.
РАЗЛИЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ - АБСТРАКЦИЯ
Можно лишь в речи выделить один из этих компонен-тов, в реальности НИ один момент бодрствующего состояния не проходит без участия их всех. Невозможно, например, вспомнить событие, человека или пейзаж, не используя хотя бы одно из ощущений — видение, слышание, обоняние и т.п., — не связывая с этим память образа себя, такую как представление о своей позе, своем возрасте, внешности, о своих действиях, приятных или неприятных чувствах. Из этого следует, что детализированное внимание к любому из компонентов повлияет на все остальные и на человека в целом. Действительно, практическое совершенствование человека предполагает постепенное совершенствование как частей, так и целого.
СИСТЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЖУТСЯ БОЛЕЕ РАЗЛИЧНЫМИ В ТЕОРИИ, ЧЕМ ОКАЗЫВАЕТСЯ НА ПРАКТИКЕ
Реальные различия между системами совершенствования не столь велики в отношении того, что они делают, сколько в отношении того, о чем они говорят. Явно или неявно большинство систем построено на предположении, что человек имеет внутренние предрасположения, которые могут быть изменены — подавлены, контролируемы, вытеснены. Системы, предполагающие, что человек обладает фиксированным характером, рассматривают каждое из его качеств или свойств как кирпичик в здании: тот или иной кирпичик может быть неправильно положен или вообще отсутствовать. От человека, который хочет помочь себе, здесь требуются годы усилий, иногда этому нужно посвятить всю жизнь.
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВ
Статический подход превращает исправление в длительный и сложный процесс. Я полагаю, что это основано на ложной предпосылке, ибо невозможно исправить кирпичики в структуре человека или вложить недостающие. Жизнь человека — постоянный процесс, и в улучшении нуждается качество процесса, а не качества человека. Многие факторы влияют на этот процесс, и они должны быть соединены, чтобы сделать его пластичным и самоусовершенствующимся. Чем яснее понимаются ос новы процесса, тем большими будут достижения.
HYPERLINK "http://bodywork.chat.ru/felden1.htm" Часть 1 Часть 2
ОШИБКИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
В любом сложном процессе отклонения используются для корректировки; так же и в совершенствовании человека ошибки и отклонения должны быть не подавляемы и вытесняемы или преодолеваемы каким-либо силовым образом, а использованы для направления совершенствования.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ -ЛУЧШИЙ СПОСОБ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Замечено, что любой из четырех компонентов "бодрствующего" состояния влияет на все остальные. Выбор движения как основного средства самосовершенствования имеет следующие основания:
1) Нервная система занята преимущественно движением
Движение занимает нервную систему более, чем что-либо другое, потому что мы не можем ощущать, чувствовать или мыслить без разнообразных и сложных последовательностей движений, управляемых мозгом, направленных на поддержание тела в поле тяготения; в те же время мы должны знать, где мы находимся и в каком положении. Чтобы знать свое положение в поле тяготения по отношению к другим телам или чтобы изменить положение, мы используем ощущения, чувства и силу нашего мышления. Полная вовлеченность всей нашей системы в бодрствующем состоянии — часть любого метода самосовершенствования, даже тех, которые, предположительно имеют дело только с одним из четырех компонентов.
2) Качество движения легче различимо
Наше представление об организации тела в поле тяготения яснее и определеннее, чем относительно других компонентов. О движении мы знаем больше, чем о гневе, любви, ревности или даже о мысли. Относительно легче научиться определять качество движения, чем качестве других факторов.
3) Опыт движения более богат
Все мы обладаем большим опытом движений и боль шей способностью к движению, чем к чувствованию или мышлению. Многие люди не отличают повышенную возбудимость от чувствительности, считают развитую чувствительность слабостью, подавляют беспокоящие их чувства и избегают ситуаций, в которых они могут возникнуть. Мышление также многие люди ограничивают Свободомыслие считается опасным для принятых норм поведения не только в религии, но также в областях этики, экономики, морали, секса, искусств, политики и даже науки.
4) Способность к движению существенна для самооценки
Физическое строение и способность к движению, по-видимому, более важны для образа себя, чем что бы то ни было еще. Достаточно понаблюдать ребенка, заметившего какой-то недостаток внешности, отличающий его от других детей, чтобы убедиться, что это существенно влияет на поведение. Если, например, его позвоночник не развился нормально, ребенок будет испытывать трудности в движениях, требующих точного чувства равновесия, и ему придется применять постоянные сознательны усилия для того, что другие дети делают совершенно естественно. Такой ребенок будет развиваться иначе, чем другие: ему приходится заранее думать и готовить себя, он не может опираться на спонтанные реакции. Эти трудности подрывают его уверенность в себе и мешают ему развиваться в направлении его естественных склонностей.
5) Всякая мышечная деятельность — это движение
Любое действие начинается с мышечной деятельности. Смотрение, говорение, даже слушание требуют мышечных действий (при слушании мышцы регулирую натяжение барабанной перепонки в соответствии с громкостью воспринимаемых звуков). В каждом движении учитывается не только координация, пространственная и временная точность, но и интенсивность. Длительная релаксация мышц делает движение медленным и слабым, длительное перенапряжение создает порывистые и угловатые движения; и то другое проявляет состояние психики и связано с мотивом действия. Так, у невротиков и у людей с нестабильным образом себя можно обнаружить нарушена мышечного тонуса, соответствующие типам заболеваний. В то же самое время такие аспекты действия, как ритм координация в пространстве и времени могут оставаться удовлетворительными. Даже неопытный человек может наблюдая прохожих на улице, различать нарушения регуляции интенсивности движений и выражении лица.
6) Движения отражают состояние нервной системы
Мускулы работают в результате непрерывных поток импульсов в нервной системе; поэтому мышечные паттерны вертикального положения, выражения лица, голоса и т.п. отражают состояние нервной системы. Ни поза, ни выражение лица, ни интонации голоса не могут быть изменены без изменения в нервной системе, которая мобилизует и порождает внешние в видимые изменения.
Таким образом, говоря о мышечных движениях, мы можем иметь в виду в действительности импульсы нервной системы, которая активирует мышцы; сами мышцы не могут действовать без управляющих ими импульсов. Хотя сердечная мышца младенца в утробе начинает сокращаться раньше, чем появляются контролирующие ее позже нервы, она работает не так, как позже, когда нервная система регулирует ее действие. Из этого мы можем вывести заключение, которое может поначалу показаться парадоксальным: улучшение действий и движений может проявиться лишь после того, как имеется улучшение функционирования мозга и нервной системы; совершенствование действий тела отражает изменение в работе центральной нервной системы. Сами по себе эти измене-ния невидимы, видимо лишь их внешнее выражение.
7) Движение — основа сознавания
Большая часть того, что происходит внутри нас, скрыто от нас или неясно, пока не достигает мышц. Мы знаем, что происходит внутри нас, если мышцы лица, сердца или дыхательного аппарата организуются в паттерны, известные как страх, возбуждение, смех или какое-либо знакомое чувство. Хотя нужен очень небольшой промежуток времени, чтобы организовать мышечное выражение внут-ренней реакции или чувства; все мы знаем, что можно удержать смех, прежде чем он будет заметен другим, и так же можно сдержать выражение страха и других чувств.
Мы не сознаем, что происходит в нашей центральной нервной системе, пока не сознаем перемен в позе, положении равновесия и пр., поскольку эти изменения легче почувствовать, чем изменения, происходящие в самих мышцах. Мы можем задержать полное мышечное выражение, поскольку процессы в той части мозга, которая имеет дело со специфически человеческими функциями, значительно медленнее, чем процессы в тех частях, которые касаются функций, общих для человека и животных. Именно медленность первых процессов дaeт нам возможность судить и решать, действовать или нет Вся система организуется таким образом, что мышцы готовы как выполнять действие, так и воздержаться от его выполнения.
Как только мы начинаем сознавать средства, используемые для организации выражения, мы получаем возможность обнаружить стимул, который запускает всю структур. Иными словами, мы узнаем стимул для действия, или npичину реакции, когда мы в достаточной мере сознаем организацию мышц, приготовившихся к определенному действию. Иногда мы можем начать сознавать, что в нас что-то происходит, не будучи в состоянии точно определить, что именно. Это связано с организацией нового паттерна, который мы еще не знаем, как интерпретировать. Если он возникнет несколько раз, он уже станет знакомым; мы найдем его причину и будем замечать уже первые признаки процесса. В некоторых случаях опыт требует многих повторений, прежде чем он будет узнаваться. В конце концов мы обнаруживаем, что происходит внутри нас, и сознаем это в основном благодаря мышцам. Небольшая часть этой информации достигает нас через оболочку, то есть кожу, покрывающую все тело, слизистую оболочку пищеварительного тракта и дыхательных органов, а также внутренние поверхности рта, носа и ануса.
8) Дыхание — это движение
Наше дыхание отображает каждое эмоциональное или физическое усилие, любое беспокойство или нарушение. Оно чувствительно также к вегетативным процессам. Нарушения в работе щитовидной железы, например, вызывают особый род дыхания, по которому и диагностируют эти нарушения. Любой неожиданный сильный стимул вызывает приостановку дыхания. Каждый знает по собственному опыту, как тесно связано дыхание с чувствами и сильными эмоциями. На протяжении всей истории человечества мы можем встретить системы и правила, предназначенные для достижения успокаивающего эффекта посредством совершенствования дыхания. Человеческий скелет организовав таким образом, что почти невозможно правильно организовать дыхание без удовлетворительного расположение тела в поле тяготения. Реорганизация дыхания удается настолько, насколько мы косвенно совершенствуем организацию скелетных мышц, улучшая позу и движение.
9) Основа привычки
Наконец, есть еще одно, самое важное основание для выбора аспекта движения в усовершенствовании человека. Все поведение, как мы отмечали, есть мобилизация мышц, ощущения, чувствования и мышление. Теоретически каждый из компонентов может быть использован в качестве основного; но мышцы играют столь большую роль, что если мы исключим их паттерн в моторной части коры, остальные компоненты паттерна определенного действия дезинтегрируются.
Моторная часть коры головного мозга, где устанавливаются паттерны, активирующие мышцы, находится лишь несколькими миллиметрами выше слоев мозга, имеющих дело с процессами ассоциации, связывающими все чув-ствования и ощущения человека. Фундаментальной характеристикой нервной системы является то, что мы не можем осуществлять одновременно одно действие и другое, ему противоположное. В любой данный момент вся система обладает некоторой общей интеграцией, и тело выражает ее в данный момент. Поза, ощущения, чувствование, мышление, а также химические и гормональные процессы объединяются в одно целое, которое уже не может быть разделено на части. Это целое может быть сложным и сложно организованным, но оно интегрирует систему в данный момент. В каждой такой интеграции мы сознаем только те элементы, которые охватывают мышцы, кожу и слизистые оболочки. Мы уже видели, что мышцы играют основную роль в сознавании. Вместе с тем, невозможно, чтобы в мышцах произошло изменение без предшествующего изменения в моторной части коры. Если каким-то образом происходит изменение в коре и тем самым изменение в паттернах или их координации, основа сознавания каждой элементарной интеграции дезинтегрируется.
Благодаря близости в головном мозге моторной части коры и тех структур, которые отвечают за мышление и чувствование, а также благодаря диффузии и распространению процессов в головном мозге значительные изменения в моторной коре дадут параллельные изменения в мышлении и чувствовании. Фундаментальное изменение двигательной основы паттерна единичной интеграции разрушит связь целого лишит мышление и чувствование укорененности в привычном рутинном паттерне. В таких условиях легче осуществить изменения в мышлении и чувствовании привычка потеряла свою главную опору и изменение стало более возможным.
СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ
АБСТРАКЦИЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧЕЛОВЕКУ
Как уже было сказано, весь жизненный процесс может быть разбит на четыре компонента: движение, ощущение, чувствование и мышление. Последний элемент в большинстве аспектов отличается от движения. Можно принять взгляд, что мышление в той форме, в какой мы находим его у человека, специфически человечно. Хотя некоторые проблески мысли и можно обнаружить у высших животных, абстракция, без сомнения, принадлежит исключительно человеку: гармоническая теория музыки пространственная геометрия, теория групп, теория вероятностей немыслимы вне человеческого ума. Человеческий мозг и нервная система в определенной своей части обладают структурными особенностями, которые существенно отличаются от структур в других частях, в целом сходных с мозгом других живых существ. Здесь не место говорить об анатомических и физиологических различиях, достаточно общего описания структуры.
СОБСТВЕННО ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ МОЗГА
Мозг требует для своего существования определенно химической среды и определенной температуры. Каждое живое тело содержит структуры, управляющие и регулирующие химические и тепловые процессы целого, обеспечивающие внутренние требования каждого живого организма. Если эти структуры будут неправильно работать, организм может оказаться нежизнеспособным. Эти структуры симметричны и наследуются во всех деталях своей организации и функционирования.
ВНУТРЕННИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИМПУЛЬСЫ
Вторая группа структур мозга имеет дело со всем, касающимся внешнего выражения внутренних жизненных потребностей. Потребность в поддержании определенных параметров внутренней среды порождает внутренние стремления, которые находят свое выражение по отношению к внешней среде. Это осуществляется лимбической системой — группой структур, занимающихся движением индивидуума в поле тяготения и удовлетворением внутренних импульсов, таких как голод, жажда, эли-минация. Короче говоря, они занимаются внутренними потребностями, которые усиливаются, если не находят удовлетворения, и ослабляются или исчезают после удов-летворения, пока потребность не возрастает вновь и цикл не начинается сначала. Все чудеса, которые мы обычно называем инстинктами, — такие как постройка птичьих гнезд, тканье пауком паутины, способность голубя или пчелы находить дом на большом расстоянии — основаны на этих структурах.
НАЧАТКИ СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ
В деятельностях такого рода уже проглядывают специфические особенности человеческой нервной системы. Структура, организация и деятельность в основном наследуются, но не целиком, в отличие от первых (ринических) систем, которые наследуются полностью и изменяются лишь с эволюционным изменением видов. Инстинкты не так устойчивы и определенны, как часто думают; существуют небольшие инстинктивные различия между индивидуумами. В некоторых случаях инстинкт слаб, и для осуществления действия нужен определенный индивидуальный опыт; так, например, некоторые младенцы не сразу умеют сосать, и нужно стимулировать их губы соской. В некоторых случаях инстинкт допускает определенную меру приспособления к обстоятельствам, здесь обнаруживается первый проблеск способности изменяться с изменением обстоятельств — начатки способности к обучению. Так, например, птицы научаются строить гнезда из нового материала, если их помещают Е совершенно новую среду. Но такое приспособление затруднительно, и не все индивидуумы к нему способны некоторым это вообще не удается. Приспособление инстинктов к требованиям новой среды может зайти так далеко, что приближается к тому, что мы привыкли на-зывать пониманием и научением.
ТОНКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - ПРЕРОГАТИВА ЧЕЛОВЕКА
Третья группа структур мозга касается деятельностей отличающих человека от животных. Это супралимбическая система, которая в гораздо большей степени развита у человека, чем у любого из высших животных. Эта система обеспечивает тонкую дифференциацию мышц руки создавая возможность образования множества паттернов ритмов и способов деятельности. Эта система превращает человеческую руку в инструмент игры на музыкальных инструментах, рисования, письма и многих других искусств. Супралимбическая система дает подобную чувствительность мышцам рта, гортани, дыхательного аппарате. Здесь также возможности многообразной дифференциации порождают разнообразие звуков различных языков, множество способов пения и других звуков.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
Структура и ткани этой части нервной системы также наследуются, но их функция в большей степени зависит от индивидуального опыта. Нет двух одинаковых почерков. Почерк индивидуума зависит от языка, который был первым при освоении письма, от способов обучения, от того, какие ручки или карандаши при этом использовались, от позы, принимаемой во время письма, и т.д. - т.е. он зависит от всего, что влияет на формирование паттернов или кодов в моторной коре мозга при письме.
Произношение матери и особенности ее речевого аппарата в большой степени влияют на развитие речевого аппарата — мышц языка, рта, гортани и пр. -индивидуума. Особенности родного языка определяют относительную силу мышц рта и структуру ротовой полости до такой степени, что сколь бы хорошо ни овладел человек впоследствии другим языком, можно определить, какой язык был первым по трудностям приспособления к новому языку. В этом примере индивидуальный опыт становится фактором, определяющим структурное развитие не в меньшей степени, чем унаследованные факторы.
ПОНЯТИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ПРОИСХОДИТ ИЗ СТРУКТУРЫ
Деятельность третьей системы асимметрична, т.е. ле-вая сторона отличается от правой, — в отличие от сим-метричности, господствующей в предыдущих двух системах. Эта асимметрия лежит за дифференциацией левого и правого. Если доминирует правая рука, то речевой центр формируется в левом полушарии, и наоборот. Можно полагать, что эта первичная оппозиция между правым и левым — основа наших представление вообще о противоположностях. Поскольку правая рука обычно более функциональная, то во многих языках слово, соответствующее правой стороне, одновременно означает правильность, законность, авторитетность и т.д.
Книга М. Фельденкрайза опубликована в 1972 г., так что его внимание к функциональной асимметрии мозга весьма показательно; современные исследования этой темы дают, разумеется, гораздо более сложную и дифференцированную картину, в частности, и относительно соответствий доминирующе» руки и речевых центров, а также латерализации родного и позже выученных языков. Популярное изложение см., например, в книг< В.В. Иванова "Чет и нечет". (Примеч. перев.) Примитивная мысль противопоставляет хорошее дур ному, белое — черному, холодное — горячему, свет -тьме, видя в них оппозиции как конфликт. Более разви тое мышление затруднится приписывать им противопос тавленность в каком-либо реальном смысле. Например темнота или холод никак не являются противоположное тями света или тепла: темнота имеет место там, где не света, что же касается отношений тепла и холода, то он еще более сложны.
ОБРАТИМЫЕ И НЕОБРАТИМЫЕ ФЕНОМЕНЫ
Связь между центрами эмоций в третьей системе значительно слабее, чем связи двух предыдущих систем. Сильные эмоции, такие как гнев или ревность, нарушаю деятельность этой новой, тонкой системы и сбиваю мысль. Однако мысль, вообще не связанная с чyвcтвoм, оторвана от реальности. Мозговая деятельность как таковая нейтральна и может одинаково хорошо обращаться противоположными утверждениями. Чтобы выбрать мысль должно быть по меньшей мере чувство, что определенная мысль "правильна", т.е. соответствует реальности, хотя бы субъективной; если субъективная реальность "правильная" объективно, мысль может иметь общечеловеческую ценность.
Мозговая деятельность сама по себе не может выбрать одно из двух следующих утверждений: "Можно добраться до Луны" и "Невозможно добраться до Луны", - поскольку обе мысли приемлемы как таковые. Только опыт может наделить мысль свойством "правильности", "истинности". Для многих поколений первая мысль быть ошибочной, и "с луны свалился" говорилось о человеке лишенном чувства реальности.
Что касается мозговой деятельности самой по себе, многие процессы могут быть как обратимыми, так и необратимыми. В реальности большинство процессов необратимы. Спичка, которой чиркнули и которая зажглась, не может вернуться в коробку и быть снова неистраченной спичкой; дерево не может превратиться в росток. Процессы, связанные со временем, необратимы, потому что время само необратимо. Немногие процессы того или иного рода обратимы, т.е. могут шаг за шагом пройти в обратном направлении таким образом, чтобы состояние, предшествующее процессу, полностью восстановилось. Мозговой процесс, не связанный с реальностью, не создает мысли, так же как беспорядочные сокращение мышц не создают движения или действия.
ЗАДЕРЖКА МЕЖДУ МЫСЛЬЮ И ДЕЙСТВИЕМ -ОСНОВА СОЗНАВАНИЯ
Нервные пути в третьей системе более разработаны v длиннее, чем в первых двух. Большинство действий третьей системы выполняется посредством первых двух, хотя у третьей системы есть пути осуществления прямого контроле над исполнительными механизмами. Опосредованность процесса создает отсрочки в самом действии, так что слове "Сначала подумай, потом сделай" — не пустая фраза. Между тем, что возникает в супралимбической системе, и телесным исполнением существует задержка или отсрочка. Эта задержка, промежуток между мыслительным процессом и его переводом в действие, достаточно велик, чтобы удержать действие. Возможность создать образ действия, а затем отложить его выполнение или совсем отказаться от него — основа воображения и интеллектуального суждения.
Большинство действий, инициируемых третьей системой, исполняются посредством команд первых двух, более древних в мозге человека, так что их скорость ограничена скоростью этих более древних систем. Так, например, невозможно воспринимать значение напечатанного текста быстрее, чем глаза могут пробежать по странице. Мысль не может быть выражена быстрее, чем произносятся выражающие ее слова. Из этого следует, что ускорение чтения и ускорение произнесения — средства ускорить мышление.
Возможность приостановиться между созданием мыслительного паттерна определенного действия и выполне-нием этого действия — физическая основа сознавания Эта пауза дает возможность рассмотреть, что происходит внутри нас в тот момент, когда формируется намерение действия и тогда, когда действие выполняется. Возможность отсрочить действие — продлить период между намерением и выполнением — это возможность для человек изучить себя. А в человеке есть что изучать, потому что системы, воплощающие внутренние импульсы, действу ют автоматически, как это происходит у большинства высших животных.
ДЕЛАТЬ - НЕ ЗНАЧИТ ЗНАТЬ
Выполнение действия никоим образом не доказывает, что мы знаем, хотя бы поверхностно, что мы делаем и как мы это делаем. Если мы попытаемся проделать действие с постоянным сознаванием, т.е. проследить за ни в деталях, мы тут же обнаружим, что даже простое и обычное действие, вроде вставания со стула - таинственно, и мы не имеем никакого представления, как это делается: сокращаем ли мы мышцы спины или живота; напрягаем ли мы сначала ноги или сначала направляем тело вперед; что при этом делают наши глаза, голова? Легко показать, что человек не знает, что он делает. Он, таким образом, не имеет свободного выбора, он может лишь вернуться к привычному методу, который состоит в том чтобы дать себе приказание встать и предоставить его исполнение специальной организации в себе, которая выполнит действие "как обычно". Это показывает, что самопознание не происходит без значительного усилия и может даже мешать выполнении действия. Мышление и интеллект, которые знают, - враги автоматического, привычного действия. Этот факт хорошо иллюстрируется историей о сороконожке, которая не могла сдвинуться с места, когда задумалась, какой ногой она двигает после двадцать третьей.
СОЗНАВАНИЕ ДЕЛАЕТ ДЕЙСТВИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМ НАМЕРЕНИЮ
Часто достаточно спросить человека, который что-то делает, что он делает, чтобы он остановился и не смог продолжать свое действие. В этом случае он внезапно по-нимает, что выполнение действия на самом деле не соответствует тому, что он, как он думал, делает. Без бодрствующего сознавания мы делаем то, что более древние мозговые системы делают своим способом, хотя намерение действовать может исходить из более высокой, третьей системы. Более того, действие часто оказывается прямой противоположностью того, что было задумано. Это происходит, когда намерение действовать исходит из более высокой системы, связь которой с эмоциями слаба, и запускает более низкие системы, которые обладают более сильными связями с эмоциями из-за большой скорости, а также меньшей отсрочкой между намерением и исполнением, В таких случаях более автоматическое и быстрое действие нижних систем мозга управляет частью действия связанной с интенсивным чувством и выполняемой почти немедленно, в то время как часть, связанная с мыслью (исходящая из более высокой системы), проявляется медленнее, когда действие почти совершенно закончено. Большинство "оговорок" появляется таким образом.
СОЗНАВАНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ ЖИЗНИ
Две более древние системы, риническая и лимбическая, гармонически приспособлены друг к другу у большинства людей. Эти две системы могут удовлетворить основные человеческие потребности и выполнять все человечески действия, включая те, которые мы приписываем разумности. Даже социальная жизнь не невозможна без супралимбической системы, и она развивается у общественных животных. Пчелы, муравьи, обезьяны, стадные животные живут социальными системами без сознавания. Некоторые из таких систем высоко развиты и включают большинство функций, характерных для человеческого общества: заботы о подрастающем поколении, правление "царя", войны с соседями, защиту определенной территории, эксплуатацию рабов и другие совместные действия.
СОЗНАВАНИЕ — НОВАЯ СТАДИЯ ЭВОЛЮЦИИ
Высшая система, более развитая в человеке, чем в каком-либо животном, делает возможным сознавание, т.е. замечание, обнаружение органических потребностей и выбор средств их удовлетворения. Благодаря природе этой системы сознавание дает нам способность суждения, дифференциации, обобщения, способность к абстрактному мышлению, воображению и многое другое. Сознавание органических стремлений — основа самопоз-нания. Сознавание отношения между этими импульсами и их пооисхождением в формировании человеческой культуры создает в человеке потенциал управления своей жизнью, который мало кем до сих пор достигнут. Я полагаю, что мы живем в краткий исторический промежуточный период, знаменующий появление истинно человечного человека.
НАПРАВЛЕНИЕ ПРОГРЕССА
Каждый человек имеет два мира — собственный личный мир и внешний мир, общий для всех нас. В моем личном мире вселенная и все живое существует лишь до тех пор, пока жив я сам. Мой мир рождается вместе ее мной и вместе со мной умирает, исчезает. В общем большом мире я — капля в море или песчинка в пустыне. Moя жизнь и моя смерть едва ли как-то задевают большой мир.
Цель человеческой жизни — это личное дело человека, до какой-то степени. Один человек мечтает о счастье другой — о богатстве, третий — о власти, четвертый — знании, или справедливости, или о равенстве. Но мы еще даже не подступаем к знанию целей человечества как такового. Единственная идея, имеющая разумную основу и принимаемая всеми науками, состоит в том, что существует направление в эволюции живых существ, и что человек стоит на вершине этой лестницы. Это направление эволюции может также рассматриваться как цель. В предыдущей главе мы касались этой цели при детальном рассмотрении нашей нервной системы. В этом аспекте направление развития связано с возрастанием способности к сознаванию, ради управления более древними процессами и действиями, развитыми в более ранние эволюционные периоды, ради возможности разнообразить их, исключить одни, ускорять другие и т.п. Мы имеем в виду эту цель, когда говорим, например, что такой-то артист или ученый может быть очень талантлив в своей области, но ему может не хватать чего-то "человеческого".
СОЗНАНИЕ (CONSCIOUSNESS) И СОЗНАВАНИ1 (AWARENESS)
Все высшие животные имеют некоторую долю сознания. Они знают среду, в которой живут, свое место в семье, стаде или стае. Они могут сообща защищать семьи или стаю, даже помогать члену стада или стаи, что означает, что они, возможно, понимают, что хорошо для и соседа. Человек наделен не только более высокоразвитым сознанием, но также специфической способностью к абстракции, дающей возможность различения и знания что происходит в нем, когда он пользуется этой способностью. Так, он может знать, что он знает что-то или не знает чего-либо. Он может сказать, понимает ли он что-то, что он знает. Он способен и к более высокой форме абстракции, которая дает ему возможность оценить свои способность к абстракции в той мере, в какой он ее использует. Он может сказать, использует ли он полностью свою способность к сознаванию, чтобы знать, и понимает ли он, что чего-то не знает.
Между сознаванием и сознанием есть существенная разница, хотя в нашем употреблении языка их границы могут быть смутными. Я могу пройти по лестнице моего дома в сознании того, что я делаю, но не зная, сколько шагов я сделал. Чтобы узнать это, я должен пройти их еще раз, на этот раз обратив на них внимание, вслушавшись в себя и пересчитав их. Сознавание — это сознание вместе с пониманием того, что происходит в нем или что происходит в нас, когда мы сознательны. Многим людям кажется легким сознавать управление своими произвольными мышцами, мышлением, процессом абстракции. С другой стороны, гораздо труднее сознавать и управлять непроизвольными мышцами, ощущениями, эмоциями, творческими способностями Несмотря на трудность, это не является невозможным как многим кажется.
Мы действуем как целое, даже если наша целостность не вполне совершенна. Из этого вытекает возможность развить сознающее управление в более сложных частях. Изменение в частях, где контроль легок, задевает также и все остальное в системе, включая те части, над которыми мы не имеем прямой власти. Опосредованное влияние — также своего рода управление. Наш метод основан на превращении этого, первоначально косвенного контроля в ясное знание.
Здесь можно отметить, что мы говорим об управлении силы воли и управлении собой, но не для того, что бы обрести власть над собой или над другими. Коррекция усовершенствование, обретение сознавания и другие понятия использовались здесь, чтобы обрисовать различные аспекты идеи развитая. Развитие подразумевает гармоническую координацию в структуре, функций и достижении. Основное условие гармонической координации -полная свобода как от принуждения себя, так и от при-нуждения других.
Нормальное развитие вообще гармонично. В развитии часто растут, совершенствуются и обретают силу таким образом, что целое может двигаться к своему общему пpедназначению. Как появляются новые тенденции по мер гармоничного развития и роста ребенка, так возникаю новые способности в любом гармоничном развитии.
Гармоничное развитие не просто. Возьмем, например, абстрактное мышление, которое на первый взгляд кажете преимуществом, достижением в гармоничном развитии, однако может быть и недостатком. Абстракция - основа вербализации, выражения в словах. Слова символизируют значения и не могут образоваться без абстракции качества или характера представленных вещей. Трудно представить себе какую-либо человеческую культуру без слов. Абстрактное мышление и вербализация занимают наиболее важное место в науке и других социальных достижениях. Но в то же время абстракция и вербализация становятся тиранами, лишающими индивидуума конкретной реальности. А это вызывает сильные нарушения в гармоничности большинства человеческих действий. Часто эти нарушения граничат с психической или физической болезнью и вызывают преждевременное старение. Чем более эффективными становятся абстракция и вербализация, тем более мышление и воображение человека отделяются от его чувствования, ощущения и даже движения.
Мы видели, что структуры, используемые для мышления, слабее связаны со структурами, в которых коренится чувствование. Чистое мышление возникает лишь в отсутствии сильных чувств, искажающих объективность. Таким образом, необходимым условием для развития эффективного мышления оказывается постоянное отделение от чувств и проприоцептивных ощущений. Тем не менее, гармоничное развитие остается для индивидуума более важным, чем одностороннее развитие, даже если эффективное мышление является нарушающим гармонию фактором. Мышление, оторванное от остальных частей человека, постепенно становится бесплодным. Мышление, протекающее только в словах, не извлекает сути из процессов в более эволюционно-древних структурах, тесно связанных с чувствованием. Творческая, спонтанная мысль должна поддерживать связь с ранними структурами мозга. Абстрактная мысль, не получающая время от времени питания из более глубоких источников, становится фабрикой слов, лишенных подлинно человеческого содержания. Многие научные и художественные книги не могут предложить ничего, кроме слов, связанных логической связью; они не имеют личного содержания. Это относится также ко многим индивидуумам в их повседневных отношениях с другими. Мышление, не развивающееся в гармонии с человеческим целым, становится препятствием в развитии.
Может показаться тривиальной мысль, что гармоническое развитие — это нечто желательное. Но пока мы рассматриваем только абстрактное и логическое содержание этой фразы, она остается столь же отделенной от "целостного человека", как любая другая фраза, и не имеющей практического значения. Она может, однако, стать источником бесконечных форм, фигур и отношений, новых открытий, если мы обратимся к стимулированию наших эмоций, восприятии и прямых впечатлений, т.е. попробуем мыслить в образах. Мы должны находить их за словами, чтобы установить человеческий контакт с себе подобными.
Гармоническое развитие можно найти в любом существе, чей вид прошел длительную историю. Такого рода развитие затруднено для человека в силу относительной новизны сознавания для эволюции. Гармоничное развитие животных, антропоидов и раннего человека требовало ощущений, чувств, движений и лишь минимума мысли — памяти и минимума сознания, — то есть того, что отличает "бодрствующее" состояние от сна. Животные без сознавания бродят здесь и там, и это не является существенным. Когда на эволюционной лестнице в человеке появляется сознавание, простое движение в од-ном направлении оказывается поворотом направо, a в другом — налево.
Нам трудно оценить важность этого факта. Он кажется столь же простым, как способность видеть глазами. Но если подумать, то способность различать правое и лево» не менее сложна, чем видение. Различая правое и левое человек разделяет пространство по отношению к себе принимая себя за центр, от которого расходится пространство. Это далее развивается в понятие "правого" и "левого", которые уже могут быть выражены в словах. Со временем символы становятся все более абстрактными, так что становится возможным составить предложение вроде следующего: чтобы сделать небольшой шаг вперед в сознавании, состоящий в понимании правого и левого, человек однажды должен был, двигаясь, обращать внимание как на то, что происходит внутри него, так и на то, что происходит вне его. Это перемещение внимания внутрь и наружу создают абстракция и слова, которые описывают изменение положения его внутреннего личного мира по отношению к внешнему миру. По-видимому, развитие этого сознавания связано со значительными муками родов, и первые проблески сознавания не раз озадачивали наших предков.
Благодаря своей новизне в эволюционном смысле, способность к сознаванию различается у различных индивидуумов значительно больше, чем распределение других способностей. Существуют также значительные периодические вариации сознавания в индивидууме и в месте этой способности среди других его личностных свойств. Она может исчезать на время или насовсем. Реже могут появляться пики, в которых все человеческие способности сливаются в гармоничное, единое целое.
В одной тибетской притче человек без сознавания сравнивается с повозкой, пассажирами которой являются желания, лошадью — мышцы, сама же повозка — скелет. Сознавание — спящий кучер. Пока он спит, повозка будет бесцельно продвигаться то туда, то сюда. У пассажиров разные цели, и лошади тянут в разные стороны. Если же возница проснется, возьмется за вожжи, то он может заставить лошадей развезти пассажиров к их целям.
В те моменты, когда сознавание соединяется с чувствованием, ощущениями, движением и мышлением, коляска движется по верному пути. Человек делает открытия, изобретает, творит и "знает". Он постигает, что его маленький мир и большой мир вокруг — одно и что в этом единстве он не одинок.
Конец формы