Священник Анатолий Гармаев Обрести себя От издательства Эта книга была составлена по материалам лекций и бесед священника Анатолия Гармаева, замечательного педагога и психолога. В доперестроечные годы возглавляемая им Семейно-педагогическая лаборатория, его лекции, занятия, семинары для многих стали тропинкой из мира повседневной обыденности к запретному Золотому Городу православной духовности. В те времена нельзя было говорить о Боге, спасении, причинах нашей конфликтности и нашей мелкости открыто. Но вокруг были люди: ищущие, думающие, проблемные. Были семьи, в которых постоянно что-то разбивалось и не склеивалось. Было знание о том, как с этими человеческими проблемами справлялись люди, живя под Благодатным Покровом на протяжении многих лет. Необходим был язык, который, не искажая сути произносимого, отражал бы реалии утраченных традиций, будучи при этом удобоприемлемым в социальном и временном контексте. Таким языком стал язык психологии и педагогики. И перед этими словами было обозначено «Нравственная». Новая «инонаучная» дисциплина протянулась живописным мостиком между холодно-скалистым берегом светской психологии и милующе-изумрудной пологой землей православной аскетики. Шумящий внизу водопад с одного берега называли «потребности», с другого — «страсти». На середине мостика был найден терминологический компромисс. Водопад был назван «Эго-влечениями». Психоаналитическая, роджерианская, гештальт-психология антропоцентричны. Предполагается, что в центре — человек, с его благом, его уникальным миром, его человеческими ценностями. Нравственная Психология Христоцентрична. Для нее «обретение себя» — лишь промежуточный этап в движении к Богу и людям. И поэтому «Самость» («Selfism») — ключевое понятие гуманистической психологии, конечный пункт ее стремлений и исканий — в Нравственной Психологии названа болезнью. Традиционная психология не охватывает глубинных слоев «структуры человеческого Я». Нравственная Психология, раскрывая нравственное значение внешних слоев, освещает сущностное значение Душевных Сил, Совести и лишь слегка касается Духовного, которое оставляется на попечение Церкви. Оценка значения идей отца Анатолия и предлагаемого им инструментария внутренней работы — дело будущего. Нам же остается читать, недоумевать, спорить, радоваться сделанным в процессе изучения маленьким открытиям и... соглашаться. Семидесятилетний разрыв преемственности православной жизни привел к явлению, о котором пришла пора говорить во весь голос. Не став людьми: любящими, заботящимися, добрыми, искренними, открытыми, доверительными и ответственными, многие из нас на начальных этапах воцерковления возомнили себя не просто церковными, не просто православными, — носителями истины в последней инстанции. Плоды нашей «молитвенности» — наши домашние стали врагами нам. Плоды нашего «воздержания» — развалившиеся семьи, более-менее благополучные до воцерковления одного из супругов... Плоды нашего «благочестия» — наши ближние, перестав быть нейтральными по отношению к вере, превратились в откровенных хулителей Церкви, «свихнувшей» их жену (мужа), мать (отца), дочь (сына). А, может быть, все же виноваты не «они», а мы? — Да нет, вроде бы на нас сбываются Писания... — А если честно... еще честнее посмотреть на вещи? Вот, к примеру, ты стала верующей, а твой муж запил? — А я за него читаю акафист «Неупиваемая Чаша». — «За него» или «против него»? При этом любишь ли ты его? В чем это конкретно проявляется? — Как же мне его, такого пьяницу, любить-то?.. В Церковь идти не хочет, невенчаный... Вот такой диалог. Не раскрывшись в супружестве, в подлинном отцовстве-материнстве, не научившись быть благодарными детьми, открытыми, любящими, верными друзьями, мы ищем духовного, а духовное не дается нам. Используя наработанные в течение нашей мирской жизни механизмы достижения поставленных целей, мы достигаем кое-чего в жизни церковной: одни — священного сана, другие — рабочего места в сферах околоцерковного бизнеса, третьи — привилегированного положения в ближайшем кругу особо чтимых народом духовников. Но при этом не решается главный вопрос: ради чего? Привычные шаблоны и стереотипы, желание «стать», восприятие церковной жизни как поприща для САМОсовершенствования не дают увидеть главного: где же во всем этом место Христу, подвигу, заповеданной Им жертвенной любви к ближнему, прежде всего САМОМУ БЛИЖНЕМУ: моему супругу, моим детям, моим родителям? А если кажется, что все же есть любовь, хватит ли мужества честно ответить на вопрос: любовь ли это? — При чем здесь «психология» — мирская наука, нужно все по святым отцам... — Психология — наука о душе, ведь прежде — душевное, а потом — духовное. Так говорит Священное Писание. Лучшими и глубочайшими психологами были святые старцы. Они прозревали и душевный, и духовный план человека. В душевном все ли у тебя благополучно? Пастырский опыт подсказывает: человек, который, не раскрывшись в душевных качествах своих, начал строить здание духовных добродетелей, точно следуя святоотеческим предписаниям, воздвигает такую стену гордыни и эгоизма, которую невозможно потом взорвать никому. Ведь все поставлено на цементе совершенно правильных формул: изречениях святых отцов, советах и благословениях любимых духовников. При этом гордость всех окружающих (пресловутых «ближних») будет отслеживаться и тут же обличаться. Любой же, покусившийся говорить о гордости обличителя, будет тут же остановлен и осажен. Кто-то сказал однажды: «Аскетика без любви похожа на замок Снежной Королевы»... — Вы имеете в виду духовную любовь... — Нет, прежде всего — душевную, человеческую, которая переживает за другого, жалеет его, согревает, когда ему холодно и не лезет со своими советами, когда не просят... Мне иногда кажется, что за внешней церковностью, за церковной терминологией («простите», «благословите», «искушение»), за церковной проблематикой (борьба с экуменизмом, модернизмом и прочим масонством), за постоянным механическим перечислением восьми основных грехов и их производных люди просто хотят спрятаться от движения вглубь, от встречи с самим собой настоящим... — Что вы такое говорите? Ведь есть же какие-то вещи... — ...а ведь путь к Богу, по словам Исаака Сирина, лежит через путь к самому себе. — Но ведь Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что без Бога все человеческие «добрые дела» — ничто, а вы нам тут предлагаете... — Прежде чем говорить о них, давайте хоть до этого уровня дотянемся. Давайте учиться открытости, искренности, умению доверять, наконец. — Да ну Вас с Вашей психологией... — Давайте, не закрываясь правилами и цитатами, посмотрим на всю нашу жизнь глазами нравственного человека, исследуем те глубинные уровни нашего душевного устроения, ту почву наших человеческих сердец, на которую так и не привилась ветвь Христова нрава. Ведь само понятие «нравственность» происходит от слова «нрав». Слишком часто мы сами не даем своим ближним прийти ко Христу. Один духовник сказал по этому поводу: «Иногда люди забираются на такие духовные высоты, с которых не видно живых людей». Бог являет Себя нам в человеке, созданном по образу Божию. И неверующий человек (наш самый ближний!) сохраняет этот образ. И нет нам никакой пользы, если мы, воцерковляясь, так и не засветились любовью. Вы никогда не задумывались, почему мы, считая себя «в принципе неплохими людьми», на самом деле такие без-Совестные? Почему на многие необходимейшие дела у нас не хватает Душевных Сил? И чем закончится нынешний конфликт поколений? Почему сегодня разваливаются семьи? Почему православные семьи разрушаются с ускорением? Если по отношению к слову «психология» у Вас уже нет предубеждений — эта книга для Вас. «Обрести себя» — не сборник духовных советов, это скорее рабочий дневник, который интереснее читать с карандашом в руке, а еще интереснее — перечитывать. Многое, очень многое (особенно то, с чем так хочется не согласиться) будет поводом для глубокой и серьезной исповеди. Продолжение этой книги будет называться «Психопатический Круг в семье». Если Вы, купив книгу, с нетерпением листаете ее в трамвае, троллейбусе или автобусе по пути домой или на работу, закройте ее на минутку, прокомпостируйте талончик и поупражняйтесь в терпении. В транспорте читать вредно, тем более, если Вы сидите, а рядом стоит пожилой человек (женщина, кто угодно...). Бог в помощь! Предисловие Содержание настоящей книги составлено из материалов лекций, прочитанных для людей не знакомых или малознакомых с церковной жизнью. Душевная жизнь современного человека, мало различающего в себе греховные или страстные причины своих поступков, чувств и мыслей, изложена здесь языком доступным и понятным нецерковному сознанию. Более того, книга не выходит за пределы нравственной жизни души и поэтому почти ничего не говорит о той духовной глубине, которая проявляется в человеке по мере его воцерковления. Все это — предмет других, последующих книг. Задача этой — разобраться в душевном устроении внутренней жизни людей, ибо, по слову Апостола Павла «не