Альберти Р. Е., Эммонс М. Л.
Умейте постоять за себя.
Ключ к самоутверждающему поведению.
Оглавление
Вводный комментарий к книге Альберти Р.Е., Эммонс М.Л. "Умейте постоять за себя". 2
Права человека и возможности личности. 2
Для кого написана эта книга? 3
Хозяин ли вы своей жизни? 3
Как вы относитесь к самому себе? 5
Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение. 6
В ресторане. 7
Могу я взять? 8
Предложение курить марихуану. 8
Лишний вес. 9
Неудачник. 9
Страховой агент. 10
Соседский сын. 10
С меня довольно! 10
В свободное время. 11
Но я могу постоять за себя ... Иногда! 11
Пассивность как обычный стиль поведения, и пассивность в определенных ситуациях. 12
Агрессивность как обычный стиль поведения, и агрессивность в определенных ситуациях. 12
...иногда.. 13
Зачем мне менять свое поведение? 13
Умейте постоять за свои права. 14
0'кей...я готов(а)! 14
Ваш путь к самоутверждению. 15
А если ничего из этого не получится? 15
Но я никогда не знаю, что сказать! 16
Контакт глаз. 17
Поза. 17
Жесты. 17
Выражение лица, голос, тон. 17
Темп речи. 17
Правильно выбрать время. 17
Содержание разговора. 18
Теперь уже слишком поздно.... 18
Чувство гнева в конфликтных ситуациях. Должно ли оно проявляться агрессивно? 19
Конструктивное решение конфликта. 20
Уверенное поведение в межличностных отношениях. 21
"Девочки пришли в гости". 21
"Опоздал к обеду". 22
"Родственники в гостях". 22
За полночь.... 22
Уверенность в рабочей обстановке. 23
"Работа после работы". 23
"Ошибка в работе". 24
Опаздывающий. 24
Собеседование при поступлении на работу. 25
Как реагировать на унижения? 25
Словесно-агрессивное оскорбительное поведение. 25
Бессловесно-агрессивное уничижительное поведение. 26
Словесно-пассивное оскорбительное поведение. 26
Бессловесно-пассивное уничижительное поведение. 27
Явное самоуничижительное поведение. 27
Скрытое самоуничижительное поведение. 27
Выражение положительных эмоций — заботы и любви. 28
Протянуть руку. 28
Вводный комментарий к книге Альберти Р.Е., Эммонс М.Л. "Умейте постоять за себя"*.
Я хочу представить вашему вниманию действительно замечательную книгу, выдержавшую множество изданий за рубежом — и дважды изданную в России. Это — классика тренинга уверенности в себе, книга, которая стала основой для большинства программ тренинга уверенности в мире.
Внимательный читатель, конечно, заметит некоторое несоответствие приведенных в книге примеров нашей, российской реальности. По возможности я попытался сгладить эти шероховатости. Далее, я позволил себе некоторую вольность в воспроизведении текста, опубликованного московским издательством "Треугольник". Поскольку под рукой у меня был английский оригинал книги и немецкий авторизованный перевод, в некоторых местах я внес небольшие коррективы. Все они основываются на следующих принципиальных соображениях.
Переводчик и редактор перевели английский термин "assertiveness" как самоутверждение. Такой перевод нарушает логику изложения материала, поскольку авторы последовательно разводят три различные формы поведения в ситуациях, его требующих: уверенное, агрессивное и неуверенное. Два первых способа поведения, собственно, и являются различными формами самоутверждения. Неуверенность может рассматриваться как способ отказа от самоутверждения.
Исходя из этого и контекста изложения, я в некоторых местах заменил слово "самоутверждающее" (кстати, отсутствующее во всех его формах в орфографическом словаре русского языка) на "уверенное". Далее, я пропустил некоторые фрагменты, не очень существенные для изложения материала, и прокомментировал некоторые важные для излагаемой темы фрагменты.
Права человека и возможности личности.
Авторы настоящей книги знают, что люди, живущие в современных многонаселенных, шумных, загрязнённых и небезопасных в отношении уровня преступности городах и поселениях, где главенствуют гигантские промышленные компании, профсоюзные и политические организации, — подвержены чувствам растерянности, беспомощности и собственной ничтожности.
«Средний», рядовой гражданин современного общества чувствует себя контролируемым и эксплуатируемым тем или теми, кто находит это выгодным для себя; этот рядовой гражданин ощущает себя чем-то вроде средства потребления.
Мы, авторы настоящей книги, не согласны с таким положением. Мы убеждены, что индивидуум стоит большего. Исходя из этого, мы ставим целью нашей книги помочь людям преодолеть чувства собственной незначительности, беспомощности и растерянности, чувства столь свойственные человеку в современном круговороте жизни. Мы не возлагаем вины за это на современные условия жизни индустриального общества, но мы отчетливо сознаем, что в современных условиях очень важно не забывать, а, напротив, подтверждать и всячески утверждать индивидуальную ценность каждого из нас.
Хотелось бы подчеркнуть в этой связи, что мы не имеем в виду каких-либо политических, экономических или социальных структурных изменений. В данном случае нас интересуют возможности личности в повседневных реальных условиях современной жизни: дома, на работе, в школе, в магазинах, ресторанах, клубах, то сеть везде, где человек сталкивается с обстоятельствами, которые порождают чувства собственной незначительности, огорчения, раздражения и тревоги.
Мы озабочены растущей в современном обществе тенденцией в оценке людей по «шкале», подразумевающей, например, что
победители лучше побежденных;
генералы лучше солдат;
врачи лучше сестер милосердия;
и так далее, до бесконечности.
Современная социальная структура способствует укреплению подобных мифов, как бы превращая в людей «второго сорта» тех, кто по занимаемому положению, должности и т. п. находится