Лицо как зеркало судьбы
Физиогномика как наука о строении лица, впитавшая в себя мудрость древних цивилизаций, XX век встретила в неопределенно двойственном состоянии. Наш век точных технологий хоть и опирается в некоторых своих исследованиях на этот бесценный опыт, как на фундамент, но с другой стороны, вроде бы и не признает за физиогномикой права называться наукой. В какой-то степени этому способствует великое множество «популярной» литературы: мол, стоит взглянуть на лицо человека, и все сразу станет понятно - определенная форма глаз заставит сильно задуматься, конфигурация носа и вовсе диагноз, а уж о подбородке и говорить нечего – он выдает своего владельца, что называется, с потрохами!




Чем-то мне это напоминает астрологические прогнозы, печатающиеся на последней странице многих изданий: мол, несколько миллионов Дев на всем земном шаре на этой неделе ожидают денежные потери, а всем Ракам стоит избегать морских путешествий. Поневоле у каждого здравомыслящего человека возникают вполне оправданные сомнения в достоверности таких «прогнозов». Между тем все мы прекрасно знаем, что наука астрология едва ли не самая древняя на Земле и в своих истинных, не искаженных основах отличается точными до минуты и строго индивидуальными расчетами.
Но вернемся к физиогномике. Очень может быть, что некоторые ее выкладки покажутся нам наивными и, мягко говоря, сомнительными. Но если очистить их от налета популяризации и попытаться понять, что же имели в виду древние ученые, то, возможно, мы изменим свое мнение о науке «читать по лицам».
История лица
С древнейших времен люди стремились по внешним признакам судить о внутреннем состоянии человека. Любой уважающий себя жрец, шаман или лекарь в совершенстве владел наукой «чтения» лица, определяя по нему не только болезни, но и характер и будущее человека. 5000 лет назад греческий мыслитель Гермес Трисмегист высказал гениальную мысль: «Что внутри, то и снаружи». Наши великие предки были уверены, что тело не лжет, оно как зеркало отражает фактическое положение вещей. Современные ученые согласны со своими предшественниками в том, что наружные покровы человека представляют собой гигантскую сигнальную систему, состоящую из множества информационных знаков, позволяющих судить если не о характере человека в целом, то уж точно о наличии у него тех или иных болезней.
Итак, физиогномика – это учение о внешних проявлениях и признаках наблюдаемых явлений в организме человека, в его физическом облике. Традиционно считается, что основателем этой науки является выдающийся ученый и философ Аристотель. Он полагал, что по общему выражению и некоторым чертам лица можно распознать сущность индивидуума, оценить уровень его интеллекта и одаренности. Однако, по данным некоторых историков, задолго до Аристотеля физиогномикой занимался Пифагор, и именно он является основоположником этой науки.
В Средние века отдельные взгляды физиогномистов разделяли и в той или иной степени совершенствовали Ибн Сина (980-1037) и ряд ведущих алхимиков, в эпоху Возрождения – И. Скотт и Леонардо да Винчи, в XVI-XVIII столетиях – английский философ Ф. Бекон и швейцарский священник, поэт и художник Иоганн Гаспар Лафатер, который своей популярностью непревзойденного физиогномиста затмил императоров и королей. На его выступления и физиогномические сеансы съезжались поклонники из Европы и других стран. Лафатер опубликовал четырехтомный труд «Физиогномические фрагменты» (1775-1778), ставший новым подходом к физиогномике. Лафатер писал, что «лица настолько же доступны чтению, насколько это присуще книгам, разница лишь в том, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас».
Эстафету Лафатера принял в середине XIX века известный психиатр и криминалист профессор Туринского университета Чезаре Ломброзо, труды которого по физиогномике переводятся и издаются и поныне. Основываясь на исследовании 4000 преступников, Ломброзо вывел теорию, согласно которой имеется целый ряд черт лица, указывающий на предрасположенность человека к совершению преступлений.
Лев глазами бедуинов
Собственным и очень интересным путем развивалась физиогномика в странах Древнего Востока. Здесь очень большой популярностью пользовалась кийяфа – искусство бедуинов, способных читать человеческое лицо как открытую книгу. Умение это бережно передавалось из поколения в поколения по мужской линии. Так, человек, по обличию схожий со львом, объявлялся отважным, милосердным, гордым и терпеливым; похожий на леопарда – хвастливым, злопамятным и вероломным; высокий лоб свидетельствовал о глупости, узкий лоб – о ловкости движений, а залысины – о низости духа. Глаза средней величины говорили об уме и хорошем характере, неподвижный взор – о скудоумии. Огромное значение бедуины также придавали родинкам.
В Средние века богатые арабы, выбирая на рынке рабов, целиком и полностью опирались на приметы лица.
А столь популярная в наши дни наука Древнего Востока, основанная на акупунктуре? Это прямой наследник разработок восточных ученых – физиогномистов, считавших, что все внутренние органы человека имеют свой выход, отражение на внешних покровах.
Особенно большое развитие искусство чтения лиц получило в Японии, где и сегодня в отличие от прагматической Европы оно весьма востребовано. Например, для удобства чтения японцы условно делят лицо человека на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя зона – это лобная часть, отражает весь жизненный путь человека. По этой зоне физиогномисты получают информацию за период жизни от 15 до 30 лет, а также в глубокой старости. Правильная форма и прекрасный цвет кожи лба свидетельствуют о превосходном состоянии тела и духа. Средняя зона – от бровей до кончика носа – представляет жизненный путь от 35 до 50 лет. Гармоничность данной области свидетельствует об уравновешенности психики. Нижняя зона – от кончика носа до подбородка – дает информацию о периоде жизни от 50 до 77 лет. Правильные формы этого участка говорят о спокойном характере.
Исторический экскурс на Восток был бы неполным без рассмотрения иридодиагностического метода, своего рода кульминации в физиогномике. Говоря об этом, относительно новом и уже весьма популярном, методе, необходимо помнить, что возник он более трех тысяч лет назад, и истоки его уходят корнями в прошлое древних культур Китая, Японии, Индии. Сохранившись на протяжении веков, глазное прорицание в наши дни преобразовалось во вполне научный метод глазной диагностики.
Неуживчивая форма
И западные и восточные физиогномисты сходились в одном: по отпечаткам на теле человека можно определить его судьбу, возможности и защитные силы. Учение это условно складывалось из четырех частей: исследование отпечатков (черт) лица – физиогномика, знаков на руке – хирология, выпуклостей на черепе – френология и родинок на теле – морфоскопия. За каждым из этих направлений – столетия практических исследований. Главное, наиболее информативное направление – физиогномика.
Знание о человеке несут не только черты лица, но и его форма. Например, продолговатое лицо, так называемое «аристократическое», свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности, но вместе с тем и о рассудительности, расчетливости. Круглая форма лица ассоциируется, в частности в Японии, с добродушием, мягкостью, миролюбием, гурманством, любовью к комфорту и отсутствием честолюбия. Владелец треугольного лица обладает определенной одаренностью, но отличается хитростью, неуживчивостью, ветреностью.
И все же для большинства физиогномика – это прежде всего чтение характера по чертам лица. Мы не будем останавливаться на каких-то конкретных «приметах», ибо знания эти, как уже говорилось выше, во многом искажены любителями «психологических рецептов на все случаи жизни». Для того чтобы читатель проникся если не интересом, то хотя бы уважением к древнейшей науке, достаточно понять те основы, на которые опирались древние диагносты. Строение глаз, по их мнению, указывает на восприятие и отдачу энергии человеком, а также на связь с окружающими людьми, их биополем. Глаза отражают творческие устремления личности, по ним определяют духовные начала – что человек несет людям и миру. Лоб раскрывает связь с религией, философией, нравственностью и моралью. Очень важной при этом является линия роста волос надо лбом. Подбородок – показатель стойкости, выдержки и концентрации, нос – воли и активности, рот – чувственности, мягкости, любви, эмоциональной сферы человека.
Само же искусство «чтения лица» – процесс индивидуальный, во многом зависящий от интеллекта, интуиции и накопленного опыта конкретного исследователя.
Родинки на Солнце
Если об «информационных знаках лица» мы худо-бедно хоть что-то знаем, то о морфоскопии, искусству «чтения» по родинкам и пигментным пятнам на лице и теле, наверняка, даже и не слышали. Между тем наука эта развивалась в древности так же активно, как и физиогномика, и составляла единое целое в умении читать человека как книгу. Согласно учению древних, тело человека вертикальной линией делится на две части: на правую и на левую. Условно гов