Бизнес в стиле Бэт, или Канонизируя Карлсона Алексей Недосекин, вице-президент компании IFEL Rus, д.э.н., к.т.н.Он же - брат Седок Введение в стиль Бэт Апостол Павел говорит в одном из своих посланий: «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3.28). Апостол же Иаков говорит нечто в другом духе: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2.19-20). Вывод, проистекающий из кажущегося противоречия, таков: вера дел и дела веры. Что бы там ни говорили, бизнес – это глубоко духовное занятие. Однако духовность предпринимателя может быть как позитивной, так и негативной. Абсолютно верна парадигма, заявленная в Дневном, Ночном, Сумеречном дозорах: человек, находящийся на светлой стороне, печется прежде всего о высших задачах и мотивах, и в том числе - о благе ближнего своего. Человек с темной стороны печется прежде всего о себе самом. И хорошо, что кассовые фильмы оказались еще к тому же и духовными событиями в нашей жизни – равно как, впрочем, и «Властелин колец», да и «Матрица», пожалуй. Результаты бизнеса светлых и темных сторон мы можем наблюдать воочию. По преимуществу, в глаза бросается бизнес темной стороны, направленный на потребу своих хозяев. Ради такой потребы подобный бизнес готов порвать как грелку все на своем пути, любую потенциальную угрозу своему благополучию. Сборище таких бизнесов в пределах региона, страны, мира – банка (банька) с пауками. А это уже замах на дурную бесконечность в карамазовском смысле (как там у старика Пелевина feat. ДДТ: «если эту баньку позабудет Манька – что же будет с родиной и с нами? »). Это бизнес первобытный, дремучий, пещерный, органический (AS-IS). Это - точная проекция подлой парадигмы человеческой: жадности и страха. Жадность кует выгоду, страх проецируется на риск. Соответственно, все решения принимаются в двумерном поле: «то, что мне выгодно - с поправкой на то, чего я боюсь». Если я азартен, то выгода для меня – цель, а риск – ограничение. Если я труслив, то цель моя – безопасность, а выгода –лимит на дожитие. И на этом вот базисе выстраивается измеримо-интегральная убого-частная полезность – одного лица, одного клана, одной породы людей. Бизнес светлых сторон редок. Часто он наивен и беспомощен, потому что выпадает из мейнстрима. Какой может быть бизнес на спасении бомжей в холода? А не передохли бы они все, как подумал и сказал человек с темной стороны. А другой человек пожертвовал своим сном – и поехал спасать бомжей на «Скорой помощи». При этом завтра ему было на работу. Значит, он проектировал свою активность, т.е. занимался бизнесом (Делом) в полном смысле этого слова. Или вот я – Фродо Бэггинс. Кольцо нести в Мордор некому. Исильдур кольцо в огонь роковой горы бросать не стал – ну полюбилось оно ему. В результате я, маленький мохнолапый дурик, должен покидать Шир, таскать радиоактивное кольцо на цепочке у самого сердца, плохо спать, мало кушать, постоянно балансировать на грани. И самое противное в этой миссии – иметь у себя в проводниках конченую тварь Горлума (спеллер в Ворде услужливо поправляет: «Гордума»). Такого же хоббита, как и ты, только предателя, - готового тебя сдать при первой же благородной оказии. И что же, получается, мне это надо? Да, надо. Потому что – промыслительно – именно Горлуму человечество обязано спасением от Саурона. Кто палец Фродо откусил, когда он уже хотел, как Исильдур несчастный, колечко заныкать? То-то же. Недаром старина Гэндальф (идеал Бэт-движения) говаривал: «Сердце подсказывает мне, что Горлум сыграет еще свою роль в этой всей истории». Как в воду глядел! Бомжи грязные, они плохо пахнут. Дорога в Мордор не просто опасна, но и безнадежна. Полагаться на Горлума как на проводника – что может быть глупее. Но тут же вспоминается благородный возглас гнома Гимли перед финальным походом на Саурона: «Гиблое предприятие. Никаких шансов. – Так чего же мы ждем?!» Значит, есть бизнес, ориентированный на миссию, на высшую задачу. Есть миссия Шарапова, попадающего в «Черную кошку», для которого его жизнь во время войны была не столь важна, как будущая жизнь народа, за которую он был готов погибать. Поэтому бизнес Фродо, бизнес Шарапова, бизнес разведчика Йогана Вайса, нынешний бизнес Михаила Ходорковского, закрытого в лагерном ШИЗО, бизнес любого безымянного святого, героя, подвижника – это TO-BE бизнес. Бизнес, ориентированный на миссию, на сверхзадачу, на идеальную цель, в которой задача твоего частного существования воспринимается в лучшем случае как подцель, но не более того. А в крайнем случае – вообще не берется в расчет. Поэтому TO-BE бизнес – это бизнес светлых сторон. TO-BE – это критерий Бэт-бизнеса, его необходимое и достаточное условие. Многие организации публикуют свои лже-миссии, в которых красиво написано о служении общему благу. На деле же, там нет никакого служения, а есть лишь карикатурная ширма для EBITа. Бизнес светлых сторон – он иной, инаковый. Это бизнес служения высшим сторонам жизни, бизнес развития этих сторон, включая развитие самих участников процесса, через сотворчества человека и жизни, которую он пришел улучшить (развить, гармонизировать, одухотворить). И самому обрадоваться от полноты своей жизни, от своей вновь обретаемой цельности, от осветленности своего повседневного существования. И таков именно Бэт-бизнес – как бизнес, реализуемый в основном Бэтменами. Итак, первое, что следует признать за бизнесом в стиле Бэт: Бэт-бизнес – это бизнес светлых сторон, нацеленный на перспективную идеальную цель, TO-BE бизнес. Космос, а не Хаос Эволюционное развитие поступательно, но оно содержит внутри себя катастрофические моменты, качественнее сдвиги. В зависимости от фазы развития, эволюционирующий объект прибегает к услугам агентов двух сортов: агентов космоса и агентов хаоса. Помощь агентов космоса состоит в том, чтобы объект развития: а) уцелел; б) безаварийно; в) с приращением качества. Агенты хаоса работают иначе. Они приходят тогда, когда развитие объекта потеряло динамизм или даже стало неактуальным. В этом случае объект развития проходит через фазу коренной ломки. И задача агентов хаоса, прежде всего, – оперативно подтолкнуть в спину, что-то сломать, сделать больно – ради возможного продолжения банкета. Здесь усматривается та же разница, что разница между черным и белым учительством. В рамках бесконфликтной фазы развития объекта ему достаточно бывает уроков (команд) белого учителя. Если все запущено, белый учитель отступает, открывая оперативный простор для черных уроков (тумаков). Белый учитель ставит своей целью развитие ученика. Черный учитель работает только на себя, на ученика ему плевать. Поэтому белый учитель действует осознанно, а черный – большей частью стихийно, выступая в роли орудия некоторого неявного плана лечение подопытного электрошоком. Отсюда второе: Бэт-бизнес производит космос, а не хаос. Сообразно с этим, он избирает свои инструменты. Рассмотрим, к примеру, деятельность так называемых гринмейлеров, или черных юристов; они же – рейдеры. Цель этих ребят – заработать на чужой беде, разваливая предприятия, перепрофилируя и перепродавая их по частям. Гадость, конечно. Однако, в высшем смысле говоря, волки – это санитары леса, и – кто знает – тому предприятию, которое лохматят рейдеры, может, самое время поменять миры. Вот, стоит и воняет лакокрасочная фабрика в центре города. Вот, взлохматили ее черные юристы, - и теперь, где была фабрика, стоит бизнес-центр (такое сплошь и рядом увидишь). Собственник сменился, рабочие оказались на улице. Но весь остальной мир – вздохнул с облегчением. Тут и задумаешься о мефистофелевом парадоксе: вроде, творится зло, - но на поверку сие зло оказывается благом. Припоминаем в этой связи и тезис Надежды Мандельштам о самоуничтожении зла. В то же самое время, Бэт-бизнес не водится с черными юристами. Поэтому, приходя на предприятие, которое консультирует, Бэтмен не продает его секреты на сторону, не вступает в сделки с конкурентами и на них не работает. Словом, Бэтмены не занимаются вредительством, даже во имя высших мотивов. Бэтмены считают, что цель НЕ оправдывает средства, - цель задает ограничения на выбор приспособлений для ее достижения. Все – в аренду Для Бэт-бизнеса высшие цели являются первым приоритетом. Если в ходе Бэт-бизнеса возникает прибыль или новая стоимость, то это всегда – только опциональное следствие удачно выполненного дела. Прибыль в Бэт-бизнесе – не критерий. Какая прибыль для Фродо, какая награда? Спокойная совесть, сознание исполненного долга – вот и вся награда. Минус палец, который Горлум откусил. Святой Франциск из Ассизи называл бедность своей Госпожой. Он был минорит, т.е. старался обходиться малым. Будучи сторонником крайней линии, Франциск не хотел мараться результатами, получаемыми в ходе бизнеса темных сторон. Разумеется, дело св. Франциска – это не общий путь. Но это Бэт-бизнес, однозначно. И Орден францисканцев существует по сию пору, уже 800 лет кряду. Поэтому – полный респект этой благородной инициативе. Но еще за несколько тысяч лет до Франциска Бог Кришна, проповедуя Арджуне путь карма-йоги в «Бхагавад-Гите», указывал на необходимость быть свободным от результатов своей деятельности. Кришна указывает на то, что все принадлежит Самому Кришне, поэтому присваивать себе что-либо, какие-либо результаты труда, капитал, и даже удачные мысли перед обедом – это верх невежества. Поэтому прасад как обряд угощения Кришны перед приемом пищи, перед тем как пообедаешь сам, - это мудро. Кришна имеет все, Ему ничего не нужно. Ему нужно только то, чтобы ты о Нем помнил – и любил (по мере духовных сил своих). Этих же целей преследует любая молитва перед едой, в любой религиозной традиции. И с этим же связана иудейская норма посвящения начатков и первенцев Богу (см. Второзаконие). Начатки и первенцы, посвященные Богу, Богом и святятся. В этой же связи помянем историю о приказе на принесение в жертву Авраамом Исаака. Бог знал, что творил, и Он хотел дать понять Аврааму с самого начала, что Исаак – это не просто сын Авраама, но и народ Израилев во всех коленах, как и Богородица, и Христос в том числе. Соответственно, говорить «мой сын» о том, что есть Божье в первую очередь – это установка, требующая коррекции. Авраам испытание прошел. А чего стоит фраза из Псалтыри: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61.11)? Чем не карма-йога? Путь аскезы, служения над-целям, путь отказа от EBITа и капитала как центральных моментов бизнеса – это Бэт-принцип. Он хорошо корреспондируется и с протестантской этикой. Итак, Бог дал мне в управление некое поле деятельности (виноградник в библейском смысле слова). Он указал мне на необходимость обустройства этого сада – и соделал меня главным инструментом такого устройства. Что я могу сделать для виноградника? Быть землей. Быть лопатой. Быть садовником. Наконец, быть хранителем. (На этом основан принцип духовной аристократии Ордена Бэтменов). Но во всех случаях не я владелец виноградника, но Бог, который послал меня с миссией. Какую же награду я имею за это? Если наемник – то плату. Ну а если сын? Христос говорит еще резче: «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк. 6.34). Здесь в принципе – приговор низшим целям бизнеса, в том числе – инвестиционной привлекательности бизнес-проектов как цели сугубо локальной. В первую очередь важно, что тот или иной проект дает миру, какова его миссия, в каком духе этот проект совершается, - а уж потом следует задуматься о денежных потоках и о ROI. (Задумайтесь, кстати, и над тем, как выживают исламские банки, для которых беспроцентные кредиты – норма. И о резком осуждении «лихвы» в православной традиции. И про старушки-процентщицы Алены Ивановны «процентики» припомните, равно как и про то, как с этой старушкой обошлась жизнь). Итак, соблюдая все экономические законы, Бэт-бизнес все-таки в первую очередь ищет Царствия Божьего. И никакая торговля наркотиками или детьми, сколь бы не был высок ожидаемый доход, в идеалы Бэт-бизнеса не вписывается. Но, как мы понимаем, с бизнесом темных сторон названное прекрасно сочетается, хотя и противоречит внешним нормам уголовного права. Потому что одно дело – право, а другое – факты жизни, в которой каждый сотый – ВИЧ-инфицированный наркоман, а каждый второй – зависимый от алкоголя и/или никотина человек. Собственность – это разновидность соучастия, это колоссальное испытание для души и духа, и не все его проходят. Поэтому новоначальным (в том числе и Бэтменам) правильнее быть и оставаться не собственниками, а управляющими. А уж коли владеешь чем-то, то это владение не должно касаться тайников твоего сердца. «Приобретая - не облизываемся, теряя – не плачем». Примерно такой должна быть установка. Да владей ты хоть всем миром, только душе не вреди (евангельская параллель). И в последний раз коснемся иудейской традиции, упоминая кошер. Кошерная еда – такая, что приготовлена по правилам и с молитвой. Большинство результатов этого мира носят некошерный характер. Обладать ими – небезвредно для души. Показательна в этом смысле одна из последних новелл Пелевина, где нефтедоллары, заработанные с множественными убытками для кармы российского народа, должны быть очищены по специальным правилам. А ведь тут – премудрость! Таким образом, третье: Бэт-бизнес ничем не обладает. Он все берет напрокат, в том числе свои самые лучшие побуждения, и все взятое лучшее возвращает назад с приростом, а все взятое худшее – стремится обесценить. Врачебная этика К консультанту, врачу, адвокату и священнику люди склонны обращаться в крайних случаях – когда дело дрянь. Соответственно, консультант, заставший клиента в стесненных обстоятельствах, не должен пользоваться его слабостью. Он должен оставаться врачом, а не делягой от медицины. Он должен лечить, а не залечивать. Соответственно, понятный четвертый гиппократов принцип: Бэт-бизнес планируется и реализуется так, чтобы не навредить тому, ради кого он планируется и реализуется. Клиенту может быть больно, но потом он обязательно должен почувствовать себя лучше. А где врачебная этика, там и врачебная тайна. Дух Сообщества Все здесь написанное подвигает к той поспешной мысли, что Бэтмен – скрытый святой (точно саксофонист Пабло в «Степном волке» у Гессе), а Сообщество Бэтменов – еще одна церковь нового образца. Это так и не так одновременно. Бэтмен, по определению Сообщества, – благовестник, почтальон, апостол, спасатель, человек играющий. Это – совершенно особый тип человеческой личности. Именно поэтому Бэтмены наилучшим образом применяют себя там, где есть вызов, нестандартная трудность, намек на прорыв. Где требуются специальные качества и навыки. Где надо действовать быстро и точно, при этом оставаясь на стороне света. Вот где силен Бэтмен. В условиях обыденности и рутины Бэтмен быстро скисает и начинает скучать. И поэтому трудно ожидать от Бэтмена традиционного христианского смирения, послушливости и прочих стандартных добродетелей. Бэтмен может и в глаз засветить, если что, с него станется (к вопросу о плохо понятой «подставленной второй щеке»). Также кто угодно может быть канцелярской крысой, только не Бэтмен. Усидчивость и монотонность – это не наши добродетели, у нас их просто нет. Как говаривал запыхавшийся гном Гимли, гоняясь за урук-хайями: «гномы сильны на коротких бросках!». Например, с точки зрения виртуальной Бэт-церкви: является ли скрытым святым Карлсон-с-Крыши? Ну а как же! Обоснуем. Карлсон, фактически, становится духовным наставником Малыша (пока его родители горбатятся в одном из стокгольмских офисов за штуку эре в месяц). Он ставит на место Фрекен Бок. Он открывает противному дядьке Юлиусу мир сказок. Он честно платит свои 5 эре за блины, арендованные им в другой квартире (если принять во внимание, что это были последние 5 эре, то платеж Карлсона смотрится как маленький подвиг). Карлсон проективен. Он живет на крыше (рядом со звездами) и рисует картины. Он летуч, и он приходит, когда трудно и одиноко тому же Малышу (читай – клиенту). И разумеется, Карлсон куда лучше любой собаки. Надеюсь, я выступаю убедительно. Карлсон корыстен. Но это не должно отвращать. В конце концов, если не напомнишь, что пора обедать, - никто ведь не спохватится... Умильное «дай мне блинка» в сторону Фрекен Бок – это даже на proposal не тянет. Карлсон непрерывно сыплет сентенциями. Собственно говоря, рот у него не закрывается. Наш человек, консультант. Можно усмотреть даже элементы пророчества и благовествования в речах Карлсона, элементы притч и кармических уроков (как вам этот вопрос про стакан вина перед обедом для Фрекен Бок? Или вариант выбора большей шоколадки?). Традиционная церковь держит пророчества на подозрении (об этом много и правильно говорит Бердяев). В то же время, проповедь и благовествование – это дух Бэт-церкви, она этим держится и прирастает. Пока мы в духе, мы сильны и ценны для мира. Стоит нам упасть по частоте (или, как говорят гонимые повсеместно саентологи – упасть по тону), – и Сообщество рассыпается на множество рядовых консультантов, героев-одиночек с мотором. Не все сильны пророчествовать, но все наши ищут быть проективными и игровыми, тем самым как бы пророчествуя и благовествуя поступками. Бэтмен привносит в мир свежесть, инновации. Ему не нравится плестись в хвосте какой-либо общей темы, он предпочитает создать сам себе тему и сам ее вести. В международных корпорациях Бэтмен – последний человек (потому что постоянно вываливается из формата, из полиси). Работая на любимый мною Сименс, я лично понимаю, что меня держат за мини-бренд, как дорогую породистую собаку (при этом респект по полной). Но сам себе я по внутреннему ощущению – последний в этом Риме. А хочется – быть первым в галльской деревушке, по пословице. Развивая мир, Бэтмен развивает и себя. Всякий новый проект Бэтмен рассматривает как задачу на вырост, в результате выполнения которой он должен неизбежно сделаться мудрее и чище (если при этом удастся еще и обогатиться, то и вообще красота). Потому Бэт-бизнес – это инструмент развития для того, кто его ведет. Эта мысль о синергии, о взаимообогащении – очень новая. Большинство бизнесов опустошает человека духовно и душевно, вне зависимости от cash flow. И точно также пища, принятая без молитвы, идет во грех. Тут высокое искусство в том, чтобы научиться святить каждый свой день, каждый свой акт. Мало кто может похвастаться этими навыками. Впрочем, святые Франциск и Серафим – могли – и других смогли научить. «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи» (св. Серафим Саровский). Таким образом, пятое и последнее: Не можешь не благовествовать – благовествуй. Не можешь не пророчествовать – пророчествуй. Но всегда будь в духе. Развивая Бэт-бизнес, ты развиваешь себя, и наоборот. Подытожим Экономическая эффективность бизнеса НЕ является базовым критерием с точки зрения бизнеса в стиле Бэт. Но это не значит, что Бэт-бизнес – человечески и экономически неоправданное занятие. Просто Бэт-бизнес – иной. Он находится на светлых сторонах этого грешного мира (где грязь в отношениях и кидалово – почти норма), поэтому он должен рассматриваться скорее как исключение, а не как очевидное правило. Бэтмен, сделавший свой нравственный выбор в пользу света, уже не может участвовать в бизнесе темных сторон. Участвовать в таком бизнесе – все равно что терять лицо. Итак, Бэт-бизнес, в соответствии со сказанным – это: TO-BE бизнес, бизнес светлых сторон. Бизнес, применяющий строительные, а не разрушительные приспособления и технологии. Бизнес управления, а не обладания. Бизнес врачебного образца. Дело духовного строительства – себя и мира. Бэтмен является проекцией замысла Божьего о Богочеловеке как о соучастнике Божьего плана, соработнике в Божьем винограднике. Эта религиозная аналогия не предполагает конфессиональной проекции, несмотря на очевидный христианский референс. У каждого Бог – свой. Но духовность предполагает веру в верхние миры, в наличие чего-то над видимой жизнью. Если угодно принять, всякий Бэтмен ищет эгрегор, которому присягает служить. Но, в отличие от св. Христофора, который подвизался служить только самому сильному господину, наши ищут служить самому перспективному Господину. Потому что Бог (кем бы Его ни считали) не в силе, а в правде. P.S. Подробнее о том, кто есть Бэтмены, что за такое Сообщество Бэтменов, можно прочесть здесь.