Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон
Энциклопедический словарь
Изд. "Русское слово", 1996 г.
OCR Палек, 1998 г.
Предисловие
Рост больших городов, появление новых путей и средств сообщения и
связи вызвали в России рубежа XIX-XX вв. всплеск интереса к различным
наукам. Как следствие возникла необходимость в систематизации их, в
появлении энциклопедий, охватывающих все области человеческого знания.
"Энциклопедический словарь" Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона справедливо
считается одной из лучших русскоязычных энциклопедий, сохранившей свою
справочно-научную ценность и для нас. Обилие статистической и
фактической информации, подробные библиографические справки, подробные
биографические статьи хорошо известны всем, кто хоть раз обращался к
этому многотомному изданию.
Первоначально энциклопедия предполагалась как перевод немецкого
"Conversations-Lexicon"'a с небольшой адаптацией для русской публики.
Однако такой подход не оправдал себя и первые тома вызвали массу
претензий. К тому же общее руководство изданием оставляло желать
лучшего. Известен случай, когда студенты университета (которым
заказывали переводы и написание незначительных статей) решили отомстить
редакции за низкую оплату их труда и плохую работу редактора,
восклицавшего "Ах, я собака безпамятная!" - в ответ на напоминания о
задерживаемой оплате. Результатом чего стала такая статья: "Безпамятная
собака - собака жадная до азартности".
Новый период в истории энциклопедии начался с приглашения в состав
редакции многих выдающихся ученых того времени: Д.И. Меделеева, Вл.С.
Соловьева, С.А. Венгерова, А.Н. Бекетова, А.И. Воейкова и многих других.
С этого момента "Conversations-Lexicon" отходит на второй план и
основное место уделяется самостоятельным статьям, особенно по всем
вопросам, относящимся к России, ее истории, культуре, географии.
Вытеснение переводных статей оригинальными, появление новых авторов
сказалось на самом характере издания: из тривиальной энциклопедии оно
превратилось в собрание новейших достижений и открытий во всех областях
науки и техники. Читая статью о периодической системе химических
элементов недоумеваешь, почему нет ни слова о Д.И. Менделееве, и, только
дочитав до конца, узнаешь, что такая несправедливость по отношению к
великому химику допущена: им самим.
Еще одно немаловажное достоинство энциклопедии - свободная манера
изложения. Элементы беллетристики встречаются не только в биографических
статьях, многие из которых читаются как захватывающие рассказы, но и в
научных. Во многом такая раскованность в подаче материала тоже следствие
привлечения к написанию статей виднейших ученых того времени, ведь, как
известно, наиболее доходчиво что-либо объяснить может только тот, кто
сам свободно ориентируется в данной области. К тому же тогда не было
принято редактировать статьи, "причесывая" их под одну гребенку и
авторский стиль оставался нетронутым.
В настоящее издание включены большинство статей "Энциклопедического
словаря" Брокгауза и Ефрона, за исключением статей, утратившие свое
научное значение.
Адаптируя тексты к нормам современной орфографии мы старались
сохранить некоторый "колорит". Отсутствие в начале века традиции
бдительного редакторского надзора имеет и свои негативные стороны, с
которыми мы столкнулись при обработке текстов: в статьях соседствуют
метры, аршины и ярды; килограммы и фунты. Однако полная унификация
привела бы к неизбежным искажениям смысла, и для облегчения ориентации
"Энциклопедический словарь" сопровождается сравнительной таблицей мер и
весов.
Мы надеемся, что "Энциклопедический словарь" Брокгауза и Ефрона
станет не только приятным, но и полезным дополнением инстументом в вашей
работе и просто полезной книгой на вашем столе.
Абакан - большая сибирская река в Енисейской губернии, левый приток
Енисея, имеющий длины 496 верст, а поверхность его бассейна 27998,3 кв.
в. А. берет начало в отраслях Саянских гор; его истоки были найдены в
1842 г. путешественником Чихачевым. На А. имеются пороги, в ущелье,
назыв. Дикое и состоящем из порфира и яшмы.
Аббас (Абул-Фадль Эль-Гашими) - дядя пророка Мохаммеда, предпоследний
из многочисленных сыновей Абу-Эль-Мутталиба, родился в 566 г. по Р. X.,
в Мекке, от Нутаилы. По смерти своего отца, Аббас занял наследственную в
его семействе должность хранителя священного источника Земзема. Когда
Мохаммед начал проповедовать ислам, Аббас не сразу принял новое учение,
хотя жил в тесной дружбе со своим племянником. Только после битвы при
Бедре (624 г.), в которой последователи пророка одержали блестящую
победу над его противниками, кораишитами, и в которой сам Аббас был взят
в плен, он открыто принял ислам, еще прежде возбудивший в нем
сочувствие. Благодаря его могущественному влиянию, присоединилась к
исламу и значительная часть кораишитов. Он помогал Мохаммеду при
завоевании Мекки (630 г.) и остался его верным другом и советником и в
последующее время. По смерти пророка (632 г.), он и Али добровольно
приняли на себя обязанность омовения его тела. Аббас умер в 652 г.,
окруженный величайшим уважением. Из четырех его сыновей старший,
Абдалла, был основателем династии Аббасидов, которая в лице внука
Абдаллы, Абул-Аббаса, в 750 г. вступила на трон багдадских калифов и в
1258 г., в лице Мотазема, была свергнута с него монголами. Мотазем
спасся бегством в Египет, где вместе с титулом калифа передал в свой род
право высшей духовной власти над мусульманами, пока в 1517 г. она не
перешла к турецким султанам. Потомки Аббасидов до настоящего времени
существуют в Турции и Ост-Индии.
Аббат, от слова Abbas (отец), - почетный церковный титул, который,
начиная с V и VI столетия, дается исключительно настоятелям монастырей и
таким образом делается названием церковной должности. То же название
только с женским окончанием, аббатисса, от лат. формы Abbatissa, стали
впоследствии давать и настоятельницам женских монастырей. Пока
существовали только монастыри на правилах, установленных св. Бенедиктом
(до начала Х стол.), и название аббата было общим именем их настоятелей.
С Х стол. начали возникать новые духовные ордена, и монастыри только
немногих из них, как напр. Премонстрантов, Цистерианцев и Трапистов,
управлялись аббатами, между тем как у большей части остальных настоятели
назывались: старшинами (majores) (у Камальдулов), приорами (у
картезианцев, иеронимитов, доминиканцев, кармелитов, августинцев и
проч.), гвардианами (у францисканцев) или ректорами (у иезуитов).
Аббатиссы были не только в женских монастырях упомянутых орденов, но
также у монахинь фонтевродского ордена и у светских канонисток. Многие
ордена не желали употреблять этот титул по чувству смирения. Аббаты
занимали различное положение по отношению, с одной стороны, к ордену, а
с другой, к подчиненным им монахам их монастырей. Напр. у бенедиктинцев
назначаемый конвентом аббат пользуется полною самостоятельностью, между
тем как у цистерианцев он бюрократически подчинен верховному совету в
Клерво. Еще прежде причисления монахов к духовенству, аббат имел право и
обязан был наблюдать за соблюдением орденских правил, управлять
монастырскими имениями и требовать от монахов безусловного послушания.
Карательная власть аббатов над их монахами была довольно обширна; в
прежнее время нередко употреблялись даже телесные наказания, да и теперь
аббаты и аббатиссы пользуются правом, за тяжкие преступления, подвергать
своих подчиненных не только временному, но и пожизненному заключению. У
бенедиктинцев апелляция на карательный приговор аббата подается епископу
или папе.
Еще в VI столетии аббаты причислены были к духовному званию, а со
времени второго Никейского собора (757) им предоставлено право посвящать
своих монахов в низшие должности. Все аббаты принадлежат к прелатам
церкви, занимают в иерархии место непосредственно после епископов и
имеют право голоса на соборах. Таких же преимуществ и прав домогались
аббатиссы, но не могли получить их уже потому, что женщинам не
дозволяется совершение каких-либо священнодействий. Они остались
подчиненными епископам своей епархии, тогда как аббаты постарались
освободиться от этого подчинения посредством привилегий. Аббаты
освобожденных монастырей не признают над собою никакой власти, кроме
власти папы. Начиная с VII столетия епископы нередко вмешивались в права
аббатов, ставили, по своему усмотрению, на места настоятелей своих
любимцев, а при очищении этих мест даже оставляли аббатства за собою.
Еще гораздо вреднее для достоинства этого сана было то обстоятельство,
что в VIII и в особенности в IX столетии, по благоволению королей или по
соображениям необходимости, он ста