100 Великих
ЛЮДЕЙ
ЧУДЕС СВЕТА
ПОЛКОВОДЦЕВ
ЛЮБОВНИКОВ
КАТАСТРОФ
ЖЕНЩИН
АВАНТЮРИСТОВ
ЛЮБОВНИЦ
КНИГ
КАЗНЕЙ
БИТВ
МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ
ТАЙН
ХРАМОВ МИРА
ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
МУЗЕЕВ МИРА
КОМПОЗИТОРОВ
ИЗОБРЕТЕНИЙ
КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ
КАРТИН
МЫСЛИТЕЛЕЙ
УЧЕНЫХ
ГОРОДОВ
РОССИЯН
ПИСАТЕЛЕЙ
СОКРОВИЩ
АРХИТЕКТОРОВ
ДИКТАТОРОВ
ЧУДЕС ПРИРОДЫ
ГЕОГРАФИЧЕСКИХ
ОТКРЫТИЙ
ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ
ДВОРЦОВ МИРА
ДИНАСТИЙ
ПАМЯТНИКОВ
ТЕАТРОВ МИРА
РАЗВЕДЧИКОВ
АДМИРАЛОВ
ДИПЛОМАТОВ
ЧУДЕС ТЕХНИКИ
М.В. Губарева А.Ю. Низовский
100 великих ХРАМОВ МИРА МОСКВА
ББК 63 3(2) С81 Вниманию оптовых покупателей! Книги различных жанров можно приобрести по адресу 129348,
Москва, ул Красной сосны, 24, издательство <Вече>, телефоны 188-16-50, 188-88-02, 182-40-74
ISBN 5-7838-0506-8
Авторы-составители М. В Губарева, А Ю Низовский, 2000. Вече, 2000
ОТ АВТОРОВ <Храм Божий есть образом Града святого - Нового Иерусалима, сходящего с небесе от Бога>, -
писал Святой Иоанн Богослов. История великих храмов мира непосредственно связана с историей религии в
целом, начиная от первого осознания человеком величия Бога до духовных исканий новейшего времени. На
протяжении столетий люди отводили специальные места для молитвы и принесения жертвы - когда кровавой,
когда бескровной И уже с самых первых времен эти места украшались всеми доступными способами,
соответствовавшими этапам духовного роста человечества. Так эволюция строительства храмов прошла путь от
поляны под открытым небом до современных сооружений из стекла и бетона, а эволюция украшения храмов -
путь от черепов диких животных до самых выдающихся произведений мирового искусства При этом
строительство и украшение храма всегда были сопряжены с духовными усилиями. Там, где этих усилий не было,
нет и храма Что, например, хотели сказать строители собора в столице США Вашингтоне"7 То, что из камня и
кирпича можно строить большие здания9 Так это знали еще строители Вавилонской башни. Ведь <великий> храм
не обязательно означает <большой> Ник-то не станет отрицать, что такие всемирно известные па-мятники, как
церковь Спаса на Нередице или церковь Святого Пантелеймона в Бояне, несмотря на свои не-большие размеры,
стоят несопоставимо выше каменной громады молитвенного дома американских мормонов
1OO
* \'Д 14* 'О л
Большие размеры способны поразить только дикаря, и истинное величие храма определяется отнюдь не его раз-
мерами, а совокупностью вложенных в него духовных усилий человечества К счастью, это понимание пока еще
преобладает в со-знании большинства людей, по крайней мере, у нас в стране Преобладает оно и в кругу
специалистов Поэтому, начиная эту книгу, мы обратились к Списку всемирного наследия ЮНЕСКО, в который
включены все наиболее выдающиеся памятники мировой истории и культуры, взяв его за основу при выборе тем
нашей книги Следует еще помнить и о том, что некоторые высоко почитаемые храмы (например, мечеть Харам
Бейт-Уллах над камнем Каабы в Мекке), несмотря на свою признанную славу, в список ЮНЕСКО по различным
причинам не внесены, но это, естественно, не повод для того, чтобы не включать их в число великих храмов мира
Составляя список ста великих храмов, мы имели в виду еще и то обстоятельство, что в серии <Сто великих> уже
вышла книга <Сто великих чудес света>, в которую вошли описания около тридцати пяти храмов Поэтому мы по-
старались максимально избежать повторений, исключив из нашего списка, в частности, храмы Артемиды в Эфесе
и Соломона в Иерусалиме - безусловно, великие, но относящиеся скорее к области легенд Мы также
принципиально решили не включать в книгу описания монастырей и монастырских храмов - это вообще тема
отдельной книги И, естественно, за пределами нашей книги остались сооружения, которые иногда ошибочно
считаются храмами - мавзолей Тадж-Махал, например К сожалению, некоторые выдающиеся памятники
мировой культуры остались за пределами этой книги - во-первых, потому, что великих храмов гораздо больше,
чем сто, а во-вторых, потому что далеко не по всем из них имеются доступные источники Особенно это касается
описаний мечетей, так как во многих странах исламского мира существует запрет на посещение мечетей не
мусульманами и, естественно, публикаций об этих храмах практически нет Тем не менее, мы постарались
максимально использовать все имеющиеся в нашем распоряжении источники и рассказать о великих храмах
основных мировых религий во всех регионах земного шара Ну, а о том, получился ли наш труд или нет - судить
вам, читатель
ХРАМ АМОНА В КАРНАКЕ
Небольшой египетский городок Луксор, расположенный в Верхнем Египте на восточном берегу Нила, стал
всемирно известным благодаря тому, что в самом центре города располагаются развалины древних Фив -
великого города Древнего Египта, слава о котором гремела по всему античному миру. Некогда Фивы были
столицей Древ-него Египта. Египтяне называли его Уасет, в Библии этот город упоминается под именем Но, а
Гомер в <Илиаде> называет его <стовратными Фивами>. <Золотой век> Фив наступил в XV веке до н. э., в период
Нового царства. Фараоны XVIII династии преврати-ли Фивы в город, чья слава <покорила весь мир>. В этот
период здесь были созданы Карнакский и Луксорский храмы - самый большой и прославленный храмовый
ансамбль Египта. По своим размерам оба храма больше таких архитектурных памятников, как собор Св. Петра в
Риме, собор Парижской Богоматери или церковь Св. Павла в Лондоне. Храм в Карнаке с его воротами,
внутренними двориками и залами, с бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками - значительнейший
храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время был официальным святилищем
страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и перво-степенной заботой обустраивать и
украшать главный храм страны, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в
Карнаке посвящен богу Амону - во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь
Амона-Ра, <царя всех богов>, слагались гимны, в его честь строились величественные храмы. Храм Амона в
Карнаке представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся в течение столетий при
нескольких поколениях фараонов. Уже к на-чалу периода Нового царства в Карнаке существовал не-большой
храм Амона. Фараон Яхмос I украсил храм колоннами из кедра, драгоценной утварью - вазами для благовоний,
сосудами и жертвенниками, выполненными из розового гранита, лазурита, малахита, золота и серебра. Крупное
строительство началось здесь в правление фараона Тутмоса I. Перестройкой храма руководил выдающийся
древнеегипетский зодчий Инени, однако построенный им монументальный колонный зал не сохранился - он был
разрушен в результате последующих переделок. При фараонах XVIII династии, преемниках Тутмоса I, храм в
Карнаке продолжал строиться и расширяться. Большие работы развернулись здесь во времена царицы Хат-
шепсут, по приказу которой был разобран колонный зал, а вместо него воздвигнуты тридцатиметровой высоты
<обе-10
лиски царицы Хатшепсут>, высеченные из асуанского гранита. Их украшали навершия из электра - сплава
золота и серебра Работами руководил придворный зодчий царицы Хатшепсут - Сенмут, который, построил один
из пило-нов храма. Преемник царицы, Тутмос III, приказал уничтожить все, построенное предшественницей, и
начал строительство нового здания храма, в котором особенно изысканным оформлением отличался <Зал
Анналов>, на стенах которого, желая увековечить свои победоносные военные походы, Тутмос III приказал
высечь многочисленные рельефы и тексты, рассказывавшие о подвигах фараона. Сегодня храм Амона в Карнаке
находится в руинах, которые, тем не менее, продолжают производить колос-сальное впечатление. Недаром
Карнак - один из самых популярных туристических маршрутов. Храм Амона представляет собой вытянутый
прямоугольник. Его окружает массивная стена, к воротам кото-рой ведут две дороги, одна со стороны Нила,
другая - из Луксора. По их сторонам находятся <аллеи сфинксов> - два ряда сфинксов с головами баранов
(баран - символ бога Амона) Попасть на территорию храма и в его внутренние помещения можно через десять
ворот-пилонов, сооруженных в виде массивных порталов с двумя монументальными башнями по бокам. Башни
пилонов сужаются кверху и увенчиваются карнизом. Эти пилоны - своеобразные вехи строительства храма:
каждый их них воз-веден в правление одного из фараонов В свое время на пилонах стояли мачты из кедра с
развевающимися на них флагами Центральный пилон главного храма имеет высоту 44 метра, ширину - 113
метров, а толщина его стен составляет 15 метров. За ним расположен широкий внутренний двор, окруженный
колоннадой. Перед входом в храм рас-полагаются руины вестибюля, перед которым некогда сто-яла
колоссальная статуя Тутмоса III. От вестибюля к Нилу идет колоннада из двух рядов колонн высотой в 20 метров
с капителями в виде цветков папируса. Сейчас колонн
двенадцать, а первоначально было на две больше - на их месте при фараоне Хоремхебе был сооружен
очередной