В процессе жизни человек сталкивается с различными проблемами; он чувствовал холод, и это заставляло его строить жилище, он хотел есть и это заставляло его возделывать поля и т.п. Все такие акты обладают общей структурой. В них входит некое изобретение, устройство с помощью человек надежно. По своей воле и с пользой для себя получает то, чего нет в природе, и в чем он нуждается. Подобное устройство зачастую подразумевает создание какого-нибудь предмета, приспособления, орудия, чье простое действие с неизменностью дает нам то, в чем мы нуждаемся.
Действия такого рода изменяют или преобразуют обстоятельства, природу и в результате возникает то, чего до сих пор не было. Это и есть технические действия, свойственные исключительно человеку. А совокупность таких актов не что иное, как техника, которую можно определить, как преобразование человеком природы с целью удовлетворения потребностей. Последние - это категорические требования, предъявляемые человеку природой. Итак, техника – реакция человека на природу или обстоятельства, в результате которой между природой и человеком возникает некий посредник – сверхприрода, или новая природа, надстроенная над первичной. Техника – это преобразование природы, той природы, которая делает нас нуждающимися.
Технические действия вовсе не предполагают целью непосредственное удовлетворение потребностей, которые природа или обстоятельства заставляют испытывать человека. Наоборот, цель технических действий – преобразование обстоятельств, ведущих к значительному сокращению роли случая, уничтожению потребностей и усилий, с которыми связано их удовлетворение. Если животное, как существо нетехническое, всегда должно мириться во всем, что ему предзадано, то человек, благодаря техническому дару, всегда находит в своем окружение все необходимое. Человек творит новые, благоприятные обстоятельства и выделяет из себя сверхприроду, приспосабливая природу как таковую к собственным нуждам. Техника противоположна приспособлению субъекта к среде, представляя собой приспособление среды к субъекту.
Этот бунт противоречия своего окружения, это неудовлетворение миром и состоянием человеческого удела. Вот почему его присутствие в мире всегда связано с изменением природы.
Напрасны любые усилия изучать технику как самостоятельное образование.
Подведем итог.
Как уже было сказано, к техническим действиям относятся не те действия, где мы прикладываем усилия, чтобы непосредственно удовлетворить наши нужды – элементарные или избыточные, технические действия, наоборот, такие где мы, во-первых, прикладываем усилия, чтобы что-то изобрести, и, во-вторых, стремимся выполнять план деятельности который позволяет:
Два решающих признака любой техники:
Таким образом, техника – это усилие ради сбережения усилий. Иными словами, это действие, которое мы предпринимаем, чтобы полностью или частично избежать забот и дел.
Вопросы техники перерастают в вопрос о бытии человека в мире. Человеческое существование, пребывание в мире вовсе не означает насильного присутствия, человек – онтологический кентавр, одна половина которого вросла в природу, а другая выходит за ее пределы, т.е. ей трансцендентна. Жить означает иметь дело с миром, обращаться к миру, действовать в нем, заботиться о нем. Жизнь тождественна деятельному производству, активному творчеству. Оно не мыслимо без технических изобретений и создание мира технических средств. Реализация человека человеком своего бытия в мире невозможна без сбережения человеком своих усилий, которое осуществляется человеком благодаря технике и в технике. Миссия техники – освобождение человека от его слитности с природой, от затраты усилий на мир технических средств.
Ортега выделял три стадии технических революций исходя из принципа отношения человека и техники:
Техникой случая является техника, где в роли человека-техника выступает случайность, способствующая изобретению. Такова первобытная техника и техника доисторического человека. Основные принципы, признаки этого периода:
Перейдем ко второй стадии технической революции – ремесленной технике. Эта техника Древней Греции доимператорского Рима и Средневековья. Вот перечень некоторых признаков:
И, наконец, третья стадия. На этой стадии человек получает достаточно четкое представление, что он известен способностью, абсолютно отлично от тех жестких и неизменных задатков, которые заставляют его природу существовать. Теперь он видит, что техника – это не случай, но также и неопределенный, ограниченный выполнением каких-то конкретных действий тип человека.