Содержание
Глава II. Физиологические основы йоги
Глава III. Лечение словом и издержки словесного диалога
Глава IV. Практические шаги по ступеням йоги
Выводы
Приложение
Глава I
Йога – искусство учиться плавать с радостью во встречных течениях жизни.
Патанджали.
Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV–X вв. до н. э., сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе наиболее древней человеческой цивилизации. В Ведийский период (с XV–VI в. до н.э.) появились четыре священные книги индийских мудрецов, которые получили название “Ригведа”, “Атхарваведа”, “Самаведа” и “Яджурведа”, объединенные общим названием Веды. Комментарии к Ведам называются Упанишадами. Они способствовали развитию философской мысли в Индии, создав школы, к одной из которых относится система йогов.
Основоположником учения йогов считают древнеиндийского мудреца Патанджали, жившего во II–I вв. до н.э. Разумеется, Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существовавшего опыта занятий отдельных йогов. Он излагает философию и практику классической йоги в своих 185 афоризмах, названных “Йогасутра”. Как и все индийские авторы, Патанджали не дает личной философской системы, а лишь собирает устные данные, дошедшие до него из глубины веков, и комментирует их в духе своей единой философии. Философская интерпретация практики йогов в “Йогасутре” согласуется с авторитетом Вед, т. к. терминология целиком взята из них. Именно это и является причиной причисления йоги к одной из шести ортодоксальных систем, хотя по своей сущности она отличается от них своей практической направленностью. Поэтому внутренний смысл этой философии, являющейся плодом практической разработки, может быть понят лишь с ее помощью. По различным соображениям древние мудрецы, владевшие практическими упражнениями системы йоги избегали ее популяризации и это привело к мистификации этого древнего учения. В настоящее время необходимость изучения системы йогов является очевидной, что требует, однако, параллельного научного исследования. Следует помнить о том, что существует множество неправильных толкований системы йогов недобросовестными интерпретаторами и авторами литературы о йогах. Критерием истинной йоги должна быть только практика.
Что же такое, в сущности, йога?
Слово “йога” в переводе с санскрита буквально означает “соединение”, но в более широком толковании – “то, что соответствует”, “то, что последовательно и неуклонно применяется”. Йога в первую очередь – религиозно-философская система, и основное внимание в ней уделяется тем средствам и техническим приемам, которые способствуют достижению конечной цели учения. Я думаю, что следует помнить – йога включает в себя и цель, и средство достижения этой цели.
Суть мировоззрения йогов заключается в соединении индивидуальной души человека с мировым духом, с абсолютной душой или Богом. По мнению йогов, в этом – цель жизни. “Очищение” и “совершенствование” – эти два понятия лежат в основе учения йогов, которое кроме того, предусматривает выполнение комплекса физических упражнений, контроль над дыханием, соблюдение гигиены питания, а также соответствующих норм этики. Ю. А. Мерзляков (1994) считает, что йога – это образ жизни, ведущий к физическому здоровью, психической уравновешенности, спокойному и доброму взгляду на окружающий мир. Йога – это не застывшее учение, оно динамично и в своей современной ипостаси все больше отходит от религиозно-мистических толкований и приближается к чисто практическим целям. Она не предназначена для какого-то узкого круга лиц, практические знания йогов не означают, что человек должен стать отшельником и жить уединенно в горах. Это самый обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью. Для занятий йогой не имеет значения социальный статус.
Любая наука в сущности бесконечна, она имеет свои азы, основополагающие принципы. Это относится и к йоге. Желающий достичь вершин этого учения должен знать о состоянии своего здоровья, проконсультироваться у врачей и обучаться под руководством опытных учителей йоги – гуру. Заниматься нужно систематически.
В труде Патанджали “Йогасутра” изложена йога, делящаяся на 8 ступеней, составляющий “восьмеричный путь” йоги:
Причем следует учесть, что “восьмеричный путь” йоги делится на низшую ступень – хатха-йога, и высшую – раджа-йога (неограниченная власть над своими мыслями и поступками), ставящую цель – овладеть психическими процессами. В хатха-йогу входят четыре ступени: Яма, Нияма, асаны и Пранаяма. Раджа-йога включает также четыре ступени – Пратьяхару, Дхарану, Дхьяну и Самадхи. В данной работе я, в основном, буду рассматривать хатха-йогу (физическую йогу).
Глава II
Согласно учению йогов наше тело живет за счет “положительных” и “отрицательных” токов, и когда они находятся в полном равновесии, то можно говорить об отличном здоровье (речь идет, видимо, о равновесии процессов ассимиляции и диссимиляции в обмене веществ). На языке древней символики “положительный” ток обозначался словом “ха” (Солнце), а “отрицательный” – словом “тха” (Луна). Слиянием этих двух слов и получено слово “хатха”, смысл которого символизирует единство противоположностей. Как считает В. Евтимов (1986), при помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги добиваются возможности регулировать вегетативные функции. Каждое упражнение хатха-йоги характеризуется определенным положительным воздействием на различные органы и системы человека. Достигаемые при этом высокая жизнеспособность и ловкость тела при регулярных занятиях по системе йогов может сохраняться до конца жизни.
Крупнейший специалист в области физиологии спорта доктор биологических наук В. С. Фарфель констатирует: “...мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что асаны – статичные упражнения йогов – хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии”. В хатха-йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается развитие и совершенствование главного – духа (“тренированное тело способствует тренировке ума”).
Общеизвестно, что многие функции нашего организма регулируются сознанием. Мы ходим, бегаем, останавливаемся, садимся, берем ложку, жуем твердую пищу, проглатываем жидкую, открываем и закрываем глаза и т. п. – все эти действия можем начать и прервать по собственному желанию. Но в состоянии ли мы одним ишь волевым усилием ускорить либо замедлить биение сердца? Способны ли повлиять на работу желудка и перистальтику кишечника? Можем ли мы управлять функционированием желез внутренней секреции? Как считает М. С. Тартаковский (1986), на эти вопросы ответить следует положительно. Небольшая специальная тренировка – и можно ускорять или замедлять ритм сердца. Вспомним кислый вкус лимона, влажную от сока поверхность разреза – и во рту набегает слюна. Не очень сложно вызвать непроизвольную реакцию у другого человека, например, заставить его покраснеть, т. е. спровоцировать резкое расширение мельчайших кровеносных сосудов. При беспричинных или неадекватных страхах или бессоннице, когда возбуждено правое, “эмоциональное” полушарие мозга, иногда бывает достаточно проанализировать рассудительно свои эмоции, т. е. “подключить” левое “логическое” полушарие, чтобы успокоиться. Раздражительному человеку можно посоветовать в момент эмоционального всплеска несколько задержать дыхание, причем на выдохе. Избыток углекислоты сосредотачивает работу мозга на дыхательном центре и вспышка гнева гаснет.
Незначительные траты энергии резко отличают хатха-йогу от европейской атлетики. Расслаблению уделяется больше внимания, чем напряжению мышц. Не случайно в некоторых исследованиях полушутя отмечается, что “йога – это гимнастика для лентяев”. Однако сами йоги ставят это себе в заслугу. “...Мышечное развитие отнюдь не тождественно здоровью... Все движения выполняются медленно и плавно... Основная цель – в усилении циркуляции крови и притоке кислорода. Это достигается при посредстве движений позвоночника и различных сочленений, при глубоком дыхании, но без интенсивной работы мышц” (Косамби Д., 1968). Другое мнение высказано Е. А. Крапивиной (1991), которая считает, что европейская физическая культура, уходящая корнями в классическую Элладу, куда естественнее и ближе к природе, чем йога. Упражнения на гибкость тела и силу отдельных мышц (а таковы основные асаны) широко практикуются в европейской атлетике при отборе новичков в спортивные секции.
Давно замечено, что некоторые достаточно дискомфортные положения тела стимулируют внутренние силы организма, вызывают ответную сопротивляемость. Дело в том, что при таких позах происходят “зажимы” в организме, спирает дыхание, отчасти перекрываются крупнейшие кровеносные сосуды, а в ряде случаев и лимфоток. Этим “жизненным сокам” приходится преодолевать значительные препятствия на своем пути, и сосуды при этом как бы упражняются. Регулирующие их миниатюрные мышцы, совершая дополнительную активную работу, требуют больше кислорода, питательных веществ. Своеобразное упражнение без движения, в чем-то подобное изометрической гимнастике. Отдельные участки тела работают при этом в экстремальных условиях. Давление крови в тех или иных местах повышается из-за “перетяжек”. Она стремиться растечься по прилегающим мелким сосудам, капиллярам. Активнее включаются в работу не только главные лимфатические русла, но и межтканевые, межклеточные промежутки. Отсюда и ощущение тепла в данных зонах.
Стесненные условия способствуют и тренировке дыхательной системы. Для поддержания жизнедеятельности наш организм непрерывно расходует энергию, которую получает при распаде сложных высокомолекулярных органических соединений на соединения с более простой структурой и меньшей молекулярной массой. Различные органические соединения, вступающие в химическое взаимодействие с кислородом воздуха, сгорают до более простых продуктов, и высвобождают энергию, необходимую для поддержания жизненных функций организма. Конечные продукты этого сгорания, наибольшую долю которых составляет двуокись углерода, непрерывно выделяются в окружающую среду. Таким образом, в течение всей жизни организм, постоянно контактируя с окружающей средой, постоянно поглощает кислород и выделяет двуокись углерода. Дыхательный процесс состоит из трех этапов: внешнего (легочного) дыхания, транспортировки кислорода из легких к тканям через кислород и внутреннего (тканевого) дыхания. При внешнем дыхании осуществляется обмен газами между кровью в легочных капиллярах и атмосферным воздухом (в альвеолах). Транспорт газов – перенос через кровь кислорода из легких к тканям и двуокиси углерода от тканей в легкие и внутреннее дыхание, включающее в себя все окислительные процессы. При нормальном дыхании диафрагма смещается приблизительно на 1 см. При дыхании по системе йогов это смещение достигает 7-13 см. Сравнение обычного дыхания с дыхательными упражнениями йогов показывает, что:
1. Если обычное дыхание осуществляется автоматически и регулируется дыхательным центром в продолговатом мозге, то дыхание йогов управляется сознанием.
2. При обычном дыхании йогов наблюдается определенная продолжительность вдоха и выдоха и их строгая ритмическая последовательность.
3. Полное дыхание йогов представляет собой комбинацию трех типов дыхания: диафрагмального, грудного и ключичного.
4. Во время выполнения дыхательных упражнений сознание сконцентрировано исключительно на самом дыхании.
Для правильного дыхания по системе йогов существенное значение имеет хорошая проходимость полости носа и отсутствие патологических изменений на ее слизистой. Целью йогов является оказание при помощи ритмического дыхания косвенного воздействия на тканевое дыхание, чтобы повысить до максимума биоэнергетическую эффективность обмена веществ. Прямым следствием этого является замедление дыхания в результате более экономичного и избирательного потребления кислорода.
В целом же в физиологическом аспекте хатха-йога дает следующие результаты:
Глава III
Почти все заболевания возникают вследствие прямых или косвенных психологических, психоэмоцинальных причин. Отрицательные эмоции, стрессы, вредные привычки, нехорошие и неправильные поступки ведут к заболеваниям тела и нарушениям психики. Заболевания могут проявляться даже спустя многие месяцы и годы после воздействия указанных выше факторов.
Для борьбы с этим и рекомендуется первая ступень йоги – Яма. Согласно индийской мифологии Яма – бог смерти, отсюда и позаимствовано название, что символически означает “смерть плохим привычкам”. На первой ступени йоги ученик должен нанести смертельный удар своим порокам, неправильному поведению и мышлению. Эта ступень включает пять основных разделов:
1. Ахимса – не причинять окружающим вреда в мыслях, словах и делах, искоренив ненависть и зло, т. е. относиться к другим людям так, как мы бы хотели, чтобы другие относились к нам. Все остальные разделы логично вытекают из первого и расширяют его смысл.
2. Сатья – правдивость и искренность в мыслях, словах и делах, поскольку правда выражает истину, реальность. Если правда может нанести вред человеку, обманывать его все же не стоит, лучше вместо советов оказать ему конкретную поддержку в его заботах и трудностях. Действия лучше отражают свойства человека, чем слова.
3. Астейя – не присвоение чужого в мыслях, на словах и в делах, избавление от всевозможных соблазнов, которые делают людей низкими, подлыми, ведут к подрыву доверия, калечат их сознание.
4. Брахмачарья – воздержание, умеренность во всем, в мыслях, словах и делах.
Несоблюдение этих правил привносит хаос в отношения между людьми и делает невозможным создание равновесия, гармонии сознания человека и всего общества. Как считает ряд авторов [1,6,8], все вредные привычки и поступки вытекают из нарушений этих правил.
В начале занятий йогой нужно заниматься изучением Ямы и самоанализом утром и вечером в спокойной обстановке, не менее 15 минут и не более часа. Желательно концентрировать свое внимание на тех качествах, которые вы бы хотели приобрести, а не на тех, от которых хотели бы избавиться. Заниматься следует постепенно, последовательно переходя от менее трудного к более сложному, регулярно. Когда все правила Ямы будут отработаны, продолжая их совершенствовать, можно перейти к следующей ступени – Нияме. Нияма – возрождение нового, положительного образа жизни, мышления. Нияма состоит из 5 разделов:
характера. Бывает трех видов: а) тапас речи – говорить только правду, не употреблять бранных слов, не обижать своей речью других, не кричать на людей, словом, следить за культурой речи, контролировать свою речь. В гигиенических целях йоги рекомендуют не реже одного дня в месяц соблюдать абсолютное молчание. Оптимальный вариант – молчать один день в неделю (выходной). В этот день нужно думать о возвышенном, о природе, космосе и т. п., и больше бывать на свежем воздухе. Кроме того, в речи нужно стараться быть кратким и конкретным и не говорить без необходимости. Здесь будет уместно вспомнить пословицу: “Слово – серебро, молчание – золото”. б) тапас ума – культивирование спокойствия, уравновешенности, хорошего настроения, положительных мыслей, чувств, эмоций. в) тапас тела – соблюдение необходимых гигиенических процедур, предписываемых йогой, закаливание, тренировка.
4. Свадхьяя – регулярное чтение, изучение литературы по философии, физиологии, т. е. той, что способствует самопознанию, расширению кругозора и знаний. “Невежество не имеет начала, но имеет конец, у знания есть начало, но нет конца”.
5. Ишвара-пранидхана – постоянное пребывание в гармонии со всей вселенной, от микро- до макромира.
Я считаю, что Яму и Нияму не следует изучать формально и применять прямолинейно. К этим аспектам следует подходить вдумчиво, руководствуясь общими положениями, претворять их жизнь согласно конкретным условиям и обстоятельствам. Всегда следует подчинять свои мысли, слова, поступки общественным интересам, взяв на вооружение принципы гуманизма.
Читая многочисленную литературу, посвященную йоге, я заметила, что в описании асан встречаются такие рекомендации, как “думайте о приятном”, “вспомните что-нибудь хорошее”, “представляйте себя добрым, сильным”. И это не случайно, т. к. из этого явствует, что человеку необходимо совершенствоваться не только физически, но и духовно. Он должен отказаться от вредных привычек (в широком смысле), не совершать поступков, наносящих вред окружающим, ни на деле, ни в мыслях. Ведь действие мысли так же значительно, как действие слова.
Часто ли мы обращаемся друг к другу с добрыми, хорошими словами? Есть ли у нас запас этих слов? Вот случай, который описывает Л. И. Латохина (1993) из собственной практики. На занятиях хатха-йогой она предложила своим ученикам сесть по двое, спиной друг к другу в позе лотоса, закрыть глаза, подумать и сказать своему партнеру хорошие слова. Оказалось, что у учеников их не так уж много.
Добрые слова должны естественно вливаться в нашу речь и стать руководством в наших поступках. Ведь еще Л. Н. Толстой говорил, что слово есть поступок. Доброе слово и мысли несут положительную энергию. Необходимо пополнять их запас и щедро делиться ими с окружающими, создавая атмосферу тепла, хорошего настроения и дружелюбия.
Очень важно, чтобы каждое утро начиналось с положительных эмоций. Нужно просыпаться с мыслью, что день принесет удачу и настраивать себя только на хорошее, внушая себе спокойствие и веру в собственные силы. Утренний психологический настрой поможет преодолеть возникающие препятствия, пережить огорчения, а улыбка способна создать и закрепить хорошее настроение, передать его другим людям.
Применение самовнушения представляется хорошим вариантом решения проблемы преодоления препятствий и затруднений, снятия психологических “зажимов”. Не следует применять формулы самовнушения, имеющие негативную эмоциональную окраску. Нужно концентрировать усилия на применении таких формул, как “даже если это совсем непросто, я с этим справлюсь”, “все будет хорошо”, “все изменится к лучшему” и т. п.
Если человек не настроен оптимистически, лишен жизнерадостности, активности, жизнь его будет трудной, ему всегда будет чего-то не хватать. Наоборот, если человек настроен оптимистически и действует уверенно, ему всегда будет сопутствовать успех. Тот, кто постоянно живет с мыслью, что отличное физическое состояние и крепкое здоровье для него обычное явление, болеет крайне редко, считает В. Евтимов (1986). Никогда не следует сомневаться в том, что можно найти необходимые силы и возможности для преодоления жизненных препятствий. На первый взгляд это кажется не реальным, но необходимо воспитывать в себе твердое убеждение, что в жизни можно достичь всего, что желаешь. В этом смысле уместно вспомнить слова выдающегося писателя Джека Лондона: “Я стремлюсь к цели с таким же постоянством, с каким стрелка компаса стремится к полюсу. Я непоколебим. Каждый, кто имел возможность хорошо узнать меня, наверняка видел, что всегда будет так, как я хочу, пусть даже для этого потребуются годы. Жизнь есть борьба, и я готов к ней”.
Секрет умения быстро подавлять отрицательные эмоции и состояния, заменять их положительными кроется в повышенной способности к концентрации. Концентрация (и ее высшая степень – медитация) развивает волю, интеллект, регулирует эмоции и эмоциональные состояния, устанавливает психическое равновесие. Не следует забывать, что внутренняя дисциплина – необходимое условие для хатха-йоги.
По словам Вивекананды: “Тело есть то, что сделала из него мысль”.
Современные нейрофизиологи действие самовнушения объясняют возникновением доминантного очага возбуждения на общем фоне торможения активности коры головного мозга. При этом резко возрастает значение слова, как основного раздражителя. И сейчас будет уместно вспомнить о таком понятии, как аутогенная тренировка (АТ), поскольку закрепление реакций, возникающих в процессе АТ, приводит к тому, что для воспроизведения определенных ощущений достаточно повторение словесной формулы. АТ обладает большим организующим воздействием на эмоционально-волевую сферу. Человек сам активно ведет психотерапевтический процесс, активно контролируя и оценивая результаты его положительного воздействия. В АТ большое место занимает самоубеждение, как один из приемов самовоздействия при полном сохранении инициативы и самоконтроля. Словесный сигнал или словесный образ при АТ косвенно, за счет условнорефлекторных связей позволяет изменять или регулировать обычно неуправляемые вегетативные процессы. Метод аутогенной тренировки направлен на выработку навыков и умений самостоятельного контроля и регулирования психофизиологического состояния с целью повышения эффективности своих действий, особенно в напряженных ситуациях. Диапазон использования АТ весьма широк, ее широко используют при подготовке спортсменов, актеров.
Слово обладает лечебным действием. Как считает Г. Н. Сытин (1994), изобретенные им лечебные “настрои” – определенные тексты, которые можно, например, прослушивать в звукозаписи, обеспечивают это действие. При этом тон изложения должен быть деловым, твердым, убедительным, без всякого пафоса. Для повышения эффективности надо стараться вести себя как можно активнее: ходить, жестикулировать, и т. д.
Завершая главу, я хочу отметить, что под маской “новизны”, “нетрадиционности”, “оригинальности” могут быть преподнесены весьма сомнительные доморощенные приемы и наставления. Необходим разумный подход ко всему. Прикасаясь к древнейшей культуре йоги, не следует забывать, что это, в первую очередь – культура, а без культуры ничего не впрок.
Глава IV
Человек, решивший заниматься йогой, должен понять, что нет необходимости в слепой вере. Убеждает только собственный опыт. Однако существуют рекомендации, которых необходимо придерживаться, постепенно “поднимаясь по ступеням йоги”.Став на путь здоровья, мы не можем игнорировать учение йогов о здоровье, должны овладеть хотя бы минимумом приемов, доступных всем и каждому.
Хатха-йога не является панацеей от всех болезней. К таким случаям относятся: врожденные пороки сердца, родовые и физические травмы, онкологические заболевания, некоторые детские инфекционные болезни и др. Лишь отчасти ее можно рекомендовать лицам, имеющим хронические заболевания, да и то с оговорками: необходимо разрешение лечащего врача на занятия йогой, при занятиях не должно ухудшаться состояние здоровья; нельзя заниматься физическими упражнениями при повышенной температуре, болевых ощущениях, в острый период заболевания и при обострениях хронических болезней. Детям до 6 лет, людям старше 60 лет следует соблюдать большую осторожность и постепенность; женщинам нельзя выполнять физические упражнения в период менструации, с начала 4-го месяца беременности и можно возобновить занятия через 3-4 месяца после родов. Кроме того всем, страдающим хроническими заболеваниями, необходимо внимательно ознакомиться с противопоказаниями по применению отдельных методов и выполнению упражнений.
Теперь о возрастных ограничениях.
В 7-10 лет можно осваивать элементы дыхательной гимнастики (исключив из нее задержки дыхания), позы равновесия (например, поза дерева – Врикшасана) и позу лотоса (Падмасана).
В 10-17 лет в занятия включаются глубокое дыхание йогов, позы равновесия, поза лотоса, легкие упражнения для развития суставов (например, поза стрелка из лука – Акарна Дханурасана).
В 17-50 лет – все упражнения хатха-йоги.
В 50-60 лет занятия строятся в зависимости от состояния здоровья, но статичные упражнения можно выполнять все без исключения.
В 60 лет и старше занятия проводятся только в присутствии опытного инструктора и только с разрешения врача.
Если кроме упражнений йогов практикуется еще какой-либо вид физической культуры или спорта, то совмещать их нельзя, лучше чередовать – утром, например, заниматься йогой, а днем или вечером – другими видами физической культуры. Никогда не заниматься: на полный желудок, под ярким солнцем, после солнечных ванн, длительного пребывания на солнце вообще, через силу или в состоянии стресса, непосредственно перед едой, в накуренном помещении, на кухне, непосредственно перед сном. Никогда не заниматься йогой больше часа подряд. Занятия желательно начинать и заканчивать в одно и то же время. Заниматься систематически, начиная с простых упражнений, не перетруждая себя. “Начиная с малого, постепенно придешь к большему, начиная с большего постепенно придешь к малому”. Упражнения хатха-йоги не рекомендуется выполнять частями, весь цикл надо делать сразу. Любое упражнение йогов состоит, как минимум, из трех компонентов: а) физического – асаны (позы тела); б) дыхательного, соответствующего физическому; в) психического – мысленного сопровождения потока энергии (праны), которая движется в том или ином направлении и скапливается в определенном органе.
Заниматься необходимо на пустой желудок: за 30-40 минут до еды или через 2,5-3 часа после еды. Кроме того, между упражнениями всегда, даже если кажется, что нет усталости, необходимы короткий отдых и расслабление, которое ускорит процесс восстановления. Упражнения следует выполнять на чистой подстилке или коврике (не синтетическом или синтетическом, покрытым хлопчатобумажной или льняной простыней). Одежда не должна стеснять движений, упражнения лучше делать босиком или в носках, но не в тапочках.
В освоении упражнений, да и во всех остальных случаях жизни надо придерживаться трех основных заповедей йогов:
К асанам нужно подходить с учетом возраста, физической подготовки и состояния здоровья, а не в духе соревнования или соперничества с другими учениками йоги. Пределом движений для каждого должно быть ощущение “приятной боли”, испытываемое при выполнении асаны и не более.
Как разучивать комплекс? Надо выбрать несколько упражнений (1-3), воздействующих на определенную часть тела, и делать их в течении 10 дней. Это время необходимо для воздействия каждого упражнения на организм. Через 10 дней добавлять еще несколько упражнений (1-3), и т. д. пока не будет освоен весь комплекс. Упражнения имеют направленность терапевтического воздействия, от головы к ногам. Выполняются они в следующей последовательности: сначала серия упражнений в положении стоя, затем – в положении сидя, далее – в положении лежа, и наконец, перевернутые позы. Число повторов зависит от следующих факторов:
Для успешного продвижения в йоге необходимо сначала усвоить крия-йогу. Практика показывает, что не проработав этой ступени, ученики по различным причинам не могут достичь сколько-нибудь серьезных успехов в йоге. Крия-йога – морально-этический аспект йоги, занимающийся внутренним и внешним очищением.
В рамках первой ступени йоги – Ямы – важно выработать в себе такие качества, как скромность, терпение и настойчивость, планомерность и систематичность занятий и умение сосредоточиться на одной цели. А по отношению к окружающим – терпимость, не навязывание другому ни своей правоты, ни своей истины. Насилие во имя любой идеи, любой догмы – это источник всех зол. Как считает ряд авторов [7,12,15], если нет необходимых качеств характера, соответствующих требованиям Ямы, не стоит идти к другим ступеням йоги. Если они есть или их можно воспитать путем переосмысления своих установок в жизни, то можно приступать к следующей ступени.
Нияма, вторая ступень йоги – внутриличностная дисциплина, свод правил, касающихся физической стороны подготовки, очищение физическое и духовное. Для достижения высших ступеней йоги выполнение всех сложных правил физической и психической гигиены йогов обязательно на протяжении всей жизни. Комплекс хатха-йоги своей конечной целью ставит не избавление от заболеваний и достижение практического здоровья, а омоложение организма, что невозможно без постепенного освобождения от накопившихся шлаков, излишних жировых отложений, увеличения гибкости позвоночника и суставов, правильного и здорового питания.
Гигиена полости рта. После каждого приема пищи рот следует прополоскать водой для удаления крошек и остатков пищи. Основное внимание следует уделять не столько чистке зубов, сколько чистке десен, т. к. это улучшает питание корней зубов и является профилактикой парадонтоза. Укреплению корней зубов, их функциональной сохранности способствует употребление жевательной резинки натощак за 10-15 минут до приема пищи.
Гигиена полости носа. Это важная процедура, т. к. без свободного носового дыхания невозможны занятия четвертой ступенью йоги – Пранаямой. Очистка носа и одновременная закалка слизистой производится несколькими способами. Приведу один из них. Сифонная очистка. Для этого в 0,5 л теплой воды надо растворить 1 чайную ложку поваренной соли, опустить нос в банку и слегка втянуть в себя воду, запрокинуть голову, почувствовав, что вода попадает в полость носоглотки, опустить голову и с силой выдохнуть носом. Повторить эту процедуру 8-10 раз во время утреннего умывания. После промывания нос надо осушить, чтобы в его полости и пазухах не осталось жидкости. Через 1-2 месяца подобных процедур слизистая носа окрепнет, огрубеет, и грипп или ОРЗ уже не страшны. Исчезнут аллергические явления в полости носа, улучшится носовое дыхание.
Гигиена органов слуха. Для профилактики воспалительных заболеваний органов среднего уха обязательно дыхание носом и умение правильно опорожнять нос при насморке. Следует избегать длительного воздействия громких звуков.
Гигиена глаз. С целью улучшения питания сетчатки глаза и нормализации внутриглазного давления йоги рекомендуют следующие упражнения: зарыть глаза и сделать десять круговых вращений глазным яблоком по часовой стрелке и десять – против, а затем – движения сверху вниз и слева направо, по десять раз.
Гигиена органов брюшной полости. У йогов очищение органов брюшной полости и всего желудочно-кишечного тракта – процедура достаточно сложная и не всегда доступная обычному человеку. Наиболее доступной процедурой является Агнисара-дхоути (очищение огнем). Упражнение выполняется утром натощак. Стоя на слегка согнутых в коленях ногах и упираясь руками в бедра, после глубокого выдоха втяните живот и одновременно резко поднимите диафрагму путем расширения грудной клетки (поднятие ребер). На одном выдохе сделайте 5-10, а за одно упражнение – 25-50 втягиваний. Упражнение способствует мягкому массажу всех органов брюшной полости.
Питание при занятиях йогой. Пища должна быть саттвической, т. е. овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, масло, мед, орехи, рис и другие крупы. Эта пища, по мнению йогов, легко усваивается, дает много энергии и делает ум чистым. Практикующий йогу должен употреблять только саттвическую пищу, однако резко менять диету не следует. Пережевывать пищу следует неторопливо, человек должен получать от пищи удовольствие и заканчивать прием пищи не ожидая полного насыщения.
Гигиена психики. Любой успех возникает только в ответ на сконцентрированное усилие. Как считает Ю. А. Мерзляков (1994), итогом психической гигиены (как отражение перечисленных выше принципов и подходов Ямы – Ниямы) может служить положение о том, что сила любви безгранична. Любовь ко всему сущему, любовь к жизни созидательна и продуктивна.
Лишь придя в согласие с правилами Ямы и Ниямы, освоив методы физической и психической гигиены, можно продолжать усвоение дальнейших положений йоги и переходить к третьей ступени йоги – асанам. Асан великое множество, для достижения хорошего здоровья и профилактики заболеваний достаточно полтора десятка простых, легких в исполнении асан.
Отвечая на вопрос, что такое асана, Патанджали сказал: “асана – это способ сидеть приятно, устойчиво и без напряжения”. Это означает, что занимающися по системе йогов должен стремиться к достижению полного самоконтроля над телом при исполнении различных асан с тем, чтобы в течении длительного времени находиться в неподвижном положении и чувствовать себя спокойно и удобно. Чем характеризуются асаны?
1. Асаны – это медленные, умеренные движения, сочетающиеся с правильным дыханием и расслаблением. Во время исполнения асан сердце пропускает большее количество крови, чем в состоянии покоя. Это обусловлено сильным притоком венозной крови, вызванным сокращением скелетной мускулатуры.
2. Асаны – это преимущественно статичные упражнения с преобладанием изометрического компонента. Они повышают функциональную нагрузку мышц, во-первых, вследствие силового статического сокращения, во-вторых, в результате удлинения мышц. Это приводит к раздражению проприорецепторов, что оказывает воздействие на центральную нервную систему, а через нее – на работу сердца, органов кровообращения и питания.
4. При исполнении асан необходима определенная концентрация внимания на определенных участках тела, служащих объектом воздействия.
5. Дыхание при исполнении асан должно быть естественным и непринужденным.
6. При асанах не накапливается молочная кислота, образующаяся при очень напряженной физической работе.
7. Асаны дают профилактический и терапевтический эффект, для занятий ими не требуется вспомогательных приспособлений, снарядов или специального оборудования.
Виды асан. Различают следующие основные виды асан: медитативные, антиортостатические (позы перевернутого тела), позы для позвоночного столба, упражнения для ног, позы равновесия.
Медитативные позы – это позы, предназначенные для концентрации внимания и мышления и для исполнения дыхательных упражнений (например “поза лотоса”).
Антиортостатические позы. Они благоприятно воздействуют на мозг, сердце, легкие и вены нижних конечностей. Их исполнение противопоказано при: повышенном артериальном давлении и заболеваниях сердца, например “стойка на голове”.
Позы для позвоночного столба. Такие позы можно разделить на 4 группы: позы с наклоном вперед, позы с наклоном назад, позы с наклоном в стороны, и скрученные позы. Например, из асан с наклоном вперед характерной является “поза плуга”, назад – “поза саранчи”, с наклоном в стороны – “поза треугольника”. Асанами скручивания позвоночника являются полупоза йога Матсьендры (“Ардха Матсьендрасана”).
Упражнения для ног многочисленны и разнообразны, к наиболее характерным из них можно отнести ту же “позу лотоса”.
Из большого числа разнообразных поз равновесия можно перечислить такие, как “поза павлина”, “поза вороны”.
К ряду поз опытным исполнителям можно приступать только после основательного усвоения их при ежедневной практике.
Противопоказания к исполнению асан. Противопоказания могут быть общими, т. е. относящимися вообще к занятиям хатха-йогой, или распространяться лишь на отдельные асаны. Они могут определяться возрастом, состоянием здоровья. Позы йогов не рекомендуется при заболеваниях сердца с тяжелыми пороками, а также при высоком или пониженном артериальном давлении. Разумеется, это не абсолютное противопоказание – таким лицам нужно пройти медицинское обследование для определения их индивидуальных возможностей. Что касается так называемых частных противопоказаний, распространяющихся на определенные упражнения, то можно сказать, что они имеют большое значение. Консультация со специалистом по системе йогов, а также с врачом поможет определить индивидуальный вариант занятий упражнениями.
Концентрация при исполнении асан. Обычно различают два вида концентрации. Во время динамической фазы упражнения и во время статической фазы. Концентрация во время динамической фазы включает в себя следующие этапы:
1. Концентрация на правильном исполнении асаны. Она необходима больше всего начинающему исполнителю, который вначале должен направлять свое внимание исключительно на правильную технику позы.
2. Концентрация на расслаблении (релаксация). Для первого этапа бывает достаточно нескольких дней. Исполнитель должен стремиться к поддержанию в расслабленном состоянии групп мышц, не несущих нагрузки.
3. Концентрация на дыхании. После того, как занимающийся сможет проделать упражнения без напряжения, можно переходить к сосредоточению внимания на процессе дыхания с тем, чтобы дышать нормально и непрерывно при исполнении упражнений.
4. Концентрация на равномерном исполнении асан. Йоги не допускают неравномерности – ускорения или чрезмерного замедления движений. Концентрация становится автоматической, поскольку синхронизация движений и поддержание равномерного замедления скорости полностью поглощает внимание исполнителя.
Концентрация во время статической фазы.
1. Концентрация на релаксации в покое (после принятия позы). Начинающим нужно концентрироваться на поддержании абсолютной неподвижности, связанной с удобством данной позы.