Листая учебники истории литературы, поглядывая в учебные издания по философии, изучая историю культуры в целом, приходишь к выводу, что наиболее ярким этапом в контексте общей эволюции человечества является эпоха, именуемая красивым словом Возрождение. Несомненно, она привлекает к себе, манит своей пестротой, выпадающей из продолжительного ряда различных эпох и культур, как, например, классический период в литературах греческой и римской античности, средневековье, европейский романтизм, серебряный век русской литературы. В чем же заманчивость и привлекательность этого, по сути дела, переломного времени? Что же такого в ренессансной культуре, что вызывает легкую дрожь восторга, неописуемый полет воображения куда-то ввысь, далеко от приземленной действительности? В рамках данной работы я попытаюсь проанализировать эпоху и выделить ее наиболее значительные фигуры.
С XV века начинается переходная в истории Западной Европы эпоха. Различные сферы жизни человека претерпевают те или иные изменения. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; развиваются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги; огнестрельное оружие; горизонты мира расширяются: Колумб открывает Америку; Васко да Гама, обогнув Африку, находит морской путь в Индию; Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли; возникают география и картография как научные дисциплины; появляются научная анатомия и основы физиологии; возникает “ятрохимия” , или медицинская химия; огромных успехов достигает астрономия. В связи с бурным развитием науки появляется спрос на ученых. Ученый становится вполне респектабельным человеком, притом, что раньше он подвергался гонениям и даже казням. Также имеет место прогресс в технике: появляется компас, астролябий, точные карты, барометр Черетелли. Развивается архитектура: создается ее теория с привлечением точных математических расчетов и планов. Разрабатываются теории цвета и перспективы, теория музыки, с последующим изобретением новых музыкальных инструментов.
Невероятный расцвет претерпевают такие важные сферы духовной жизни человека как литература и философия. По сути дела, происходит процесс “восстановления” античной культуры. Возрождаются традиции и тенденции античной литературы: возрождается Платон. Во Флоренции возникает платоновская академия, возглавляемая Лоренсо Великолепным.
Забвение длилось, как полагали, долго. Едва ли не тысячу лет продолжалась эта пауза в культурном развитии, названная средними веками. Настает время для философии и литературы освободиться от влияния церкви и схоластической теологии. Формируется светская гуманистическая духовная культура. Происходит мировоззренческий переворот. Широко развивается антропоцентризм, пришедший на смену теоцентризму. Теперь место бога занимает человек. Человеческие способности обожествляются, горячо отрицается аскеза. Проявляется универсализм и титанизм творчества. Человек ставит своей задачей развить свои способности всесторонне (в науке, в искусстве, в любви) . Зарождается пантеизм, заявляющий, что человек есть очень важный элемент мира как организма.
Диктатура церкви сломлена. В воздухе витает дух свободы. На сцене появляются титаны мировой литературы, питающиеся бесконечным вдохновением – плодами цветущей эпохи. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены “потустороннему” призрачному миру. Петрарка, неутомимо собиравший древние рукописи, призывает “исцелить кровавые раны” своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов. Бокаччо в своем “Декамероне” высмеивает развратное духовенство и тунеядствующее дворянство, прославляя пытливый разум, прославляя стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан. Сатира “Похвалы Глупости” Эразма Ротердамского, роман “Гаргантюа и Пантагрюэль” Рабле, остроумные, полные издевательства и насмешек “Письма темных людей” Ульриха фон Гуттена выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.
Глупо было бы ценить творения гениальных мыслителей Ренессанса по причине их мудрого противостояния недостаткам современной им эпохи. Мне хотелось бы акцентировать внимание на то, что сегодня они также остаются актуальными. Какое качественное и свежее состояние духу придают эти произведения! Как высоко над повседневной обыденностью парит ваше сознание при жадном вчитывании в каждую строчку литературы этого времени. Тем более сейчас, когда духовная культура, несомненно, находится в стагнации, и молодому студенчеству не остается иного выбора кроме как покорно поклоняться богу-телевидению, наиболее ярко ощущаешь потребность в подобных “лекарствах” для души, в этой медицине против духовной нищеты и дефектной самооценки.
Вся культура Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений – человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящие средневековой схоластике и духовному господству церкви. Далее гуманизм утверждается через ценностно-моральный акцент философии и литературы. Уже простой перечень работ философов Ренессанса дает представление об этом: “О преимуществе и превосходстве человека” - Фацио, “О наслаждении как истинном благе” - Лоренцо Валла, “О благородных нравах и свободных науках” Верджерио, “О достоинстве” - Манетти, “Против лицемерия” Леонардо Бруни, “О благородстве законов и медицины” - Салютати, “О средствах против счастливой и не счастливой судьбы” - Петрарка и т.д.
В этой работе мне хотелось бы уделить особое внимание поэзии Ренессанса. Ибо, на мой взгляд, ни кто иной, как поэты эпохи Возрождения, от Яна Кохановского до Шекспира, уловили этот великий триумф человечества над своими пороками и ошибками предшествующих времен.
В процессе перехода от схоластической литературы средних веков к принципиально “новой” литературе Возрождения значительное место занимает поэзия. Умение писать стихи становилось необходимым для всех читающих слоев ренессансного общества: стихи писали не только ученые, художники, архитекторы, скульпторы, но короли и князья, медики и адвокаты, клирики и деятели парламентов и магистратур.
Тогда когда средневековые теологи и богоугодники брали из античной литературы в основном ораторскую прозу, дидактическую поэзию, то есть, тот ее слой, который имел в виду человека вообще, и избегали лирических жанров, то в Возрождении из античного наследия извлекались, заново переводились с языка оригинала, комментировались не только философские, исторические сочинения, трактаты по ораторскому искусству, но более всего – творения поэтов (Пиндара, Анакреонта, Сафо, Феокрита, Тибулла, Пропорция, Гомера, Овидия и других) . Усилия поэтов Возрождения были направлены к одной цели — найти в своем языке возможности для передачи новых тем и жанров, почерпнутых у античных авторов.
Возрождению присуще новое отношение поэта к самому себе и к поэзии в целом. Самый титул поэта становится чрезвычайно высоким. Тема поэтической славы и поэта-избранника захватывает лирику этой поры. Поэт возвышает себя и наделяет божественностью, называет себя “гласом божьим” . Подобные мотивы были почерпнуты Пушкиным (“Я памятник воздвиг себе не рукотворный...” ) . Для средневекового же поэта характерно более скромное отношение к своему ремеслу – “То, что я пою, будет нравиться долго” . Так автор лэ (один из средневековых поэтических жанров) “Жимолость” пишет: “Это лэ, если и состарится, все же всегда будет нравиться как клирикам, так и мирянам” . При этом он даже не называет своего имени. Не случайно, что о жизни и личности средневековых поэтов так мало известно, хотя существовало много списков их сочинений, т.е. их слушали и читали.
Средневековые поэты не писали ни автобиографий, ни жизнеописаний своих поэтических собратьев, редко комментировали свои сочинения. Даже полемика с литературными оппонентами носит у них условный характер и служит для утверждения собственной искусности, “правдивости” (если это стихотворное повествование) или понятности (если поэт использует тот или иной диалект) . И потому “формулы” нападок на безадресного противника однотипны и повторяются почти без изменений у разных авторов. И это связано с тем, что для средневекового поэта произведение было важно прежде всего как одна из форм воплощения общего идеального канона. Средневековый поэт как личность растворялся в этой безличной толпе, подчинявшейся общему идеальному течению, призванному служить на “благо господне” .
Средневековые поэты зачастую сравнивали себя с ремесленниками и о процессе своего стихосложения говорили в таких словах, как строгать, шлифовать, гнуть, связывать, сплетать. И слово “рифмач” для средневекового стихотворца вовсе не было унизительным.
Поэт Возрождения уже не ремесленник, но творец. Он не просто умелец, а член некой всемирной поэтической республики. А потому он – подвижник искусства слова. “Поэтическое отшельничество” становится внешним подобием христианского идеала аскета. Но уединение, бегство от суетности имеет иную цель: сосредоточение на самопознании и поэтическом труде. Именно этим смыслом и наполнена поэтическая тема уединения, столь характерная для всех поэтов Возрождения (Петрарка, Ронсар, Дю Белле и др.) . “Мелодией” этой темы стал 2 эпод Горация “Блажен лишь тот, кто суеты не ведая...” , а теоретически она наиболее кратко сформулирована у Дю Белле, суммировавшего высказывания своих античных и итальянских предшественников: “Кто хочет в творениях своих облететь весь мир, должен долго оставаться в своей комнате; а кто желает жить в памяти потомства, должен умереть для самого себя” .
Идея значительности поэта, провозглашенная в эпоху Возрождения, вызвала появление автобиографий и жизнеописаний поэтами великих соотечественников (Петрарка создает автобиографические письма, Боккаччо пишет биографию Данте, Э. Паскье создает творческие портреты поэтов “Плеяды” и т.п.) . Каждый поэт прославляет не только свою страну, но и край, где он родился: Ронсар — “Ван-домский край” , Дю Белле – провинцию Анжу, и т.д. Воспевая любовь, поэты Возрождения называют своих возлюбленных по иенам — Беатриче, Лаура, Кассандра, Мария, и это их настоящие имена, ибо каждый поэт в любовной лирике хочет лучами своей славы озарить на века свою любовь и свою избранницу. Вспомним хотя бы строки из знаменитого сонета к Елене Ронсара: Когда старушкою, ты будешь прясть одна, В тиши у камелька свой вечер коротая, Мою строфу споешь и молвишь ты, мечтая: “Ронсар меня воспел в былые времена” .
И, гордым именем моим поражена, Тебя благословит прислужница любая, — Стряхнув вечерний сон, усталость забывая, Бессмертную хвалу провозгласит она.
Перевод В. Левика Поэт стихами воспевает свою возлюбленную, друзей, поэтов прошлого и современников, используя мотивы Горация и Платона (горацианское “Я памятник воздвиг...” , “священное неистовство” у Платона в “Пире” ) . Всякий раз эти мотивы у разных поэтов Возрождения получают, хотя и в заданных границах, но индивидуальное наполнение.
Если содружества средневековых поэтов определялись территориально – двором сеньора или провинцией, где они жили, а слово “школа” имело единственный смысл — место обучения, то поэты Возрождения объединяются в литературные группы единомышленников, отстаивающих определенную программу поэтического творчества (“школа нового сладостного стиля” в Италии, “Плеяда” во Франции, “старокастильская” , “культуранистская” школы в Испании и другие) . Конкретны друзья и противники, к которым обращены стихи поэтов Возрождения. Литературная жизнь тем самым приобретает более наглядный, реальный вид.
Теперь не суетное, а гуманистическое пристрастие к славе поэта изменило и отношение к самому процессу творчества. Поэты уверены в том, что написанное ими адресовано векам (недаром столь часты обращения к потомкам в поэзии Возрождения) . И этим можно объяснить ту тщательность и скрупулезность, с которой Петрарка собирал и переписывал свои стихи, когда он приступал к созданию “Книги песен” , заботу о цельности книг, девять редакций которой им было завершено в течение почти полустолетия; или многократные переделки и редактирования семи прижизненных изданий собрания своих сочинений, сделанные Ронсаром. И еще одна черта, объединяющая разноязычных поэтов Возрождения: начиная с “Новой жизни” Данте (хотя эта книга во многом еще несет в себе средневековую форму “гагоа” , т.е. соединение текста и комментария к нему) и “Книги песен” Петрарки, поэты “сплавляют” стихи в циклы, книги, продумывая их композицию, варьируя последовательность стихотворений так, чтобы под покровом традиционной темы, жанра проступала эмоциональная история поэта, а эмоции приобрели бы индивидуальную логику развития. Эта динамичность поэзии, связанная с чувством историчности человеческого существования, была чужда Средневековью.
Итак, бесспорно, эпоха Возрождения явилась неким светлым периодом времени в истории развития человечества, его культурной и духовной жизни. Поэзия – высшая ступень литературного жанра – перешла на принципиально новый уровень, и, воспевая человека и наделяя его божественными способностями, восторжествовала над поражением душной теологии. Индивидуальный личностный дух достиг небывалых высот. Задачу, которую перед собою поставили поэты ренессансной культуры, - заставить “негодовать, успокаиваться, радоваться, огорчаться, любить, ненавидеть, любоваться, удивляться” (Дю Белле) – была, что можно сказать с полной уверенностью, осуществлена. Несмотря на то, что в последствии они (поэты) будут обвинены в излишнем гедонизме и разврате. Это уже будет, на мой взгляд, ни что иное, как попытка последующих эпох оправдать свою неинтересность в сравнении с величием Возрождения и ее гениев.
Список используемой литературы
“Поэты Возрождения” А. Парина, Г. Котлярова. – М., Изд. “Правда” , 1989
“Зарубежная Литература. Эпоха Возрождения” Шайтанов И. О. Изд. “Просвещение” . – М., 1997
“Философия” Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. – М.: Юристъ, 1998
“Культурология в вопросах и ответах” / Под ред. проф. Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 1999