План:
Введение
Несколько секунд они молча
смотрели в глаза друг
другу, и далекое, невозможное
вдруг стало близким, возможным
и неизбежным .
Л. Н. Толстой.
“Семейная идея” находит своё наивысшее воплощение в определенном укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими людьми в семействах Ростовых и Болконских, а в эпилоге – Николая Ростова и княжны Марьи, Пьера и Наташи. Поэтому нас особенно интересуют предыстория образов любимых героев Толстого и их прототипы.
А каким он предстаёт в окончательном варианте?
“… массивный, толстый молодой человек со стриженою головою, в очках…” с умным, робким, наблюдательным и естественным взглядом.
Какой можно сделать вывод?
- В романе дается более сдержанное и краткое описание.
Да, исчезает первоначальная резкость, менее заметным делается контраст между плотским и духовным началом. Внимание: после освобождения из плена, в котором Пьер духовно очистился, плотское начало в нём как бы отступает. “Пьер чувствовал себя особенно дружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал…”; “… говорил быстро, оживлёно”; “Он покраснел радостно и страдальчески болезненно. Он хотел скрыть своё волнение”; “… часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими замечательными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами”. Здесь видна только его душа, светившаяся во взгляде, в улыбке, в волнении.
“Наталья, 15 лет. Щедра безумна. Верит в себя. Капризна, и всё удаётся, и всех тормошит, и всеми любима. Музыкой обладает, понимает и до безумия чувствует. Вдруг грустна, вдруг безумно радостна.
…Глупа. Но мила, необразованна, ничего не знает и всегда умеет скрыть. Влюблена в учителя, в Бориса, кукла Биби, дружба с Соней. Первый бал, влюблена в царя. Деревня, Михаил, влюблена, падение. Ужас и весёлость. Концерт. Отношения полудружбы с Аркадием. С Петром. Она хочет погубить себя. Он ранен. Она бегает от него. Объяснение. Свадьба – платья”.
Да, описание приобретает эстетически законченную форму. И, вероятно, случайно автор уменьшил возраст Наташи до 13 лет. В ней ещё чувствуется непосредственность детского обаяния. И мы имеем возможность проследить более сложный путь развития и становления характера. Прототипом Наташи в какой-то степени послужили Танечка Берс, младшая сестра Софьи Андреевны. Толстой указывал на близость этого типа к типу его героини. Во время работы над романом Лев Николаевич был особенно дружен с Таней. Он любил слушать её пение, часто сам аккомпанировал ей на фортепиано. Танечка сопровождала его в верховой езде и на охоте. “Прелесть наивности эгоизма и чутья”, “милая, беснующая, энергическая натура”, “прелестная натура и сердце” – так отзывался он о ней в дневнике и в письмах. Писатель использовал некоторые эпизоды из её жизни. Например, сцена венчания Бориса с куклой Мими имела место в действительности, но в окончательный текст не была включена. Зато писатель оставил две фразы, художественно более оправданные, чем целый эпизод.
“Она смеялась чему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.
- Видите?.. Кукла… Мими.… Видите?”.
“Борис, улыбаясь, шёл за нею.
- Какая же это одна вещь? – спросил он. Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла её в руки.
- Поцелуйте куклу, - сказала она”.
“Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперёд дядюшки и, подперши руками в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка”.
Почему писатель исключил это прекрасное описание, так много объясняющее в становлении внутреннего мира героини. Возможно, потому, что оно слишком разъясняет образ девушки. В романе показаны близость и любовь Наташи к природе и простым людям, но более тонко и более художественно, в самой сюжетной линии. Иногда это незначительные детали и штрихи (во время охоты), иногда скульптурно отделанная сцена (пляска у дядюшки), пейзажные зарисовки (лунная ночь в Отрадном, святки). Мы знаем, что пейзаж у Толстого выполняет дополнительную психологическую функцию: как правило, он дан через восприятие героев и раскрывает их душевные тончайшие движения.
“- …Нет, я поеду, непременно поеду, - сказала решительно Наташа.”
“ …Илагин… приятно улыбнувшись, сказал, что графиня [Наташа] представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей”.
“Какой-то шум, похожий на звук влетевшей в комнату и бившейся об окно птицы, послышался на окне, выходившем на балкон, и отчаянный и веселый голос кричал: - Отворите, я защепилася, мама! Я защепилася, - кричал, смеясь и плача, как показалось князю Андрею, какой-то мальчик, стоявший на окне. Увидев его, мальчик, и прелестный мальчик, встряхнув чёрными кудрями, покраснел, закрыл лицо руками и соскочил с окна”.
Хорошо. В окончательном же варианте всё проще, естественнее и … больнее. Уже в этой мимолётной встрече предчувствуется то невыразимое счастье и острое страдание, которое принесёт в жизнь князя Андрея Наташа.
Смерть – таинство. И писатель надевает покров молчания на это событие.
Очень бережного и пристального внимания заслуживает сюжетная линия Николай Ростов – княжна Марья – Соня. В её основу положены некоторые внешние события жизни родителей и троюродной тётушки Льва Николаевича.
Творчески переработанные, жизненные впечатления видоизменились на страницах романа, приобрели самостоятельное значение.
“- Ты удивляешься, я думаю, мой друг, нашим отношениям с Ростовой?
- Да, я хотела…
- Прежнее всё забыто. Я искатель, которому отказано, и я не тужу. Мы дружны и навсегда останемся дружны…
- Но я понимаю, - сказала княжна Марья и подумала, что гордость князя Андрея не могла ему позволить вполне простить её.
- Да, да, - сказал князь Андрей, отвечая на её мысли”.
Наташа выходит замуж за Пьера. Князь Андрей выздоравливает.
В другом варианте князь Андрей и Наташа обручились. Через некоторое время Болконский умирает, но ни предсмертное состояние, ни сама смерть не описаны.
Эти эпизоды, доработанные Толстым для окончательного варианта, - чудо художественного совершенства.
Сцена свидания Наташи и раненого князя Андрея как бы мягко освещена высшим духовным светом, проникающим во всё их существо. Слов очень немного, но они и не нужны: происходит таинственное общение душ. Образы приобретают удивительную легкость и грацию.
“Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить тою новою, чистою, божескою любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, соя на коленях, испуганно, но приковано (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо её было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то.
Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.
- Вы? – сказал он. – Как счастливо!
Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать её, чуть дотрагиваясь губами.
- Простите! – сказала она шёпотом, подняв голову и взглядывая на него. – Простите меня.
- Я вас люблю, - сказал князь Андрей.
- …Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, - сказал князь Андрей, поднимая рукой её лицо так, чтобы он мог глядеть в её глаза.
Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно любовно смотрели на него.
Находясь в Богучарове, княжна Марья невольно предается поэтическим мечтам. “Кто знает, может быть, это моё положение теперь, здесь и в опасности сведёт меня с ним. …Может, завтра на нас нападут неприятели, и он спасёт меня. Может быть, он едет теперь”. Лев Николаевич исключает это описание, вероятно, как излишне романтическое. При первой встрече Николая с княжной Марьей обращает на себя внимание одна деталь, впоследствии опущенная писателем. “Княжна Марья, как и всегда, произвела своим некрасивым лицом неприятное впечатление на Ростова”. И лишь когда она начала говорить, это впечатление исчезло. В окончательном тексте Николай, пожалуй, единственный человек, который никогда не замечал некрасивости княжны.” …Какая кротость, благородство в её чертах и в выражении! – думал он, слушая её робкий рассказ”. Каждая фраза и мысль, каждое слово в этой короткой сцене говорят о зарождающейся глубокой любви.
По-иному описана встреча в Воронеже. Николай “почти грубо отвечал на заискивание губернаторши о сватовстве”. Затем он получил письмо из дому, в котором сообщалось, что, по мнению доктора, рана князя Андрея не так опасна и что он обручился с Наташей. Отсюда следовало, что Николай Ростов не мог жениться на княжне Марье. Он радовался известиям, полученным из дому, и ещё тому, что “между ним и ею уничтожатся эти неприятные, натянутые, произведённые сватовством отношения”. Не менее возмущена сватовством и княжна Марья.
Толстой не включил этот эпизод в окончательный текст, потому что была бы нарушена логика развития характеров.
В одном из ранних вариантов женитьбы Николая на княжне Марье представлена весьма прозаично. “В это время княжна Марья приехала в Москву, и Nicolas, открыв ей положение своих дел, сделал ей предложение и был принят”.
Этот вариант писатель также отвергает.
Персонажи, несущие в себе разрушительное начало, почти не подвергались творческой правке. Внутреннее развитие, как в ранних редакциях, так и в окончательном тексте им не свойственно. Таковы Василий Куракин, Элен, Анатоль. Семья для них не имеет никакого положительного значения. Жизненная позиция приводит их к краху: совершенной бездуховности и нравственной распущенности.