Героини произведений А. Солженицына
Так уж сложилось, что в большинстве
литературных произведений главными героями становятся мужчины: мужественные,
сильные и со своими слабостями – они чаще становятся главными действующими
лицами произведений, особенно прозаических. Но наша жизнь – это переплетение
человеческих судеб. И, конечно, в литературе совершенно невозможно обойтись
лишь “сильными мира сего”.
Женские образы – это особая тема.
Они играют разные роли в произведениях: иногда они являются катализаторами
событий, непосредственными их участниками; зачастую без них сюжет не имел бы
такого эмоционального настроя, красочности.
Как и у любого автора, женские
образы у Солженицына имеют свои характерные особенности. Но, как известно,
одинаковых людей не бывает, поэтому и женщины в его произведениях – отдельная
судьба.
В таком объемном произведении, как
“В круге первом”, написанном в основном о мужских судьбах, женщины играют
непосредственную роль. В этом романе им отведена участь верных подруг, вольных,
в отличие от мужчин, но несвободных по разным причинам.
Солженицынские героини поражают
глубиной своей души. И Симочка, и Клара, и большинство других героинь некрасивы
внешне. Автор и его герои любят их за внутренний мир. Образ девушки Агнии силен
своей необычностью, чем-то мистическим в нем. Эта девушка была откуда-то не с
земли. По несчастью для себя она была утонченна и требовательна больше той
меры, которая позволяет человеку жить. Есть в ней нравственность,
одухотворенность. И еще одно качество, принадлежащее большинству женских
образов писателя. По крайней мере тех, в которых автор вкладывал особый смысл.
Эта особенность – человеческая странность. Героини Солженицына как бы “не от
мира сего”. Часто они одиноки, их не понимают даже самые близкие люди. Порой их
внутренний мир настолько сложен, необычен и велик, что, будь он разделен на
несколько человек, никто из них не чувствовал бы себя обделенным. Они редко
находят себе собеседников, которые смогли бы проникнуться к ним соучастием,
выслушать и понять.
Девушку Клару считает странной даже
ее отец. И вдруг случается чудо. Она находит родственную душу в И. Володине,
чрезвычайно умном, много знавшем и видевшем, глубоком человеке, который и сам
является странноватым даже для собственной жены. “…Много вопросов набралось у
Клары, на которые вот Иннокентий мог бы ответить!”
Вообще, эта девушка, как и Симочка,
находит теплоту и душевное взаимопонимание среди людей, научившихся ценить и
разгадывать внутренний мир других, не смотря поверхностным взглядом, видеть
душевную красоту и наполненность. Как уже было сказано, женщины у Солженицына
не имеют внешней привлекательности, и все внимание направлено на внутренний
мир, образ жизни, мыслей, действий. Отсутствие красоты позволяет объективно
оценить женский образ по общечеловеческим критериям.
Произведение “Матренин двор”
написано целиком о женщине. Несмотря на множество не связанных с нею событий,
Матрена является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет
рассказа. И эта пожилая женщина имеет много общего с молодыми девушками из
романа “В круге первом”. В нее внешности есть, да и было в молодости, что-то
нелепое, странное. Чужая среди своих, она имела свой собственный мир.
Осуждаемая, непонятная в том, что не такая, как все. “В самом деле! – ведь
поросенок-то в каждой избе! А у нее не было!…”
У Матрены непростая трагическая судьба.
И тем сильнее становится ее образ, чем больше раскрываются тяготы ее жизни:
несчастная молодость, беспокойная старость. И в тоже время, в ней нет
сверхвыраженной индивидуальности, да и тяги к философским рассуждениям, как у
Клары и Агнии. Но зато сколько доброты и жизнелюбия! В конце произведения автор
говорит о своей героине слова, характеризующие ее назначение: “Все мы жили
рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по
пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.
Есть у Солженицына женские образы,
как бы противопоставленные верным женам заключенных, девушкам с воли, с
глубокой душой и добродушной труженице-старушке. Так, совсем не похожие на свою
сестру Дабнара и Динера, красавицы, жившие в спокойном благополучии всеобщего
благоговения, не слишком вызывают симпатию автора: за их внешней оболочкой, в
общем, ничего не стоит. Во всяком случае, им далеко до “странной” Клары с ее
одухотворенностью, богатством мыслей. Они легкомысленны и приземленны, хотя и
прекрасны внешне.
Такого рода женские образы
проскальзывают в произведениях, подчеркивая прелесть высоко духовных героинь и
свою внутреннюю непривлекательность. Их порой больше, как, например, соседок и
родственниц Матрены, лицемерных и расчетливых. Но количеством не подчеркнута их
правота, а скорее наоборот: все они незаметные тени или просто кричащая толпа,
которая забывается за более нравственным и глубоким.
Сам автор, пройдя сложный и
разнообразный жизненный путь, повидав много разных людей, обосновал в своем сердце
образ женщины - прежде всего человека: той, что поддержит и поймет; той, что,
имея свою внутреннюю глубину, поймет и твой внутренний мир, воспримет тебя
таким каков ты есть.
Солженицын упоминает “праведника” в
рассказе “Матренин двор” и не случайно. Это может с какой-то стороны относится
ко всем положительным героям. Ведь все они умели смириться с чем бы то ни было.
И в то же время оставаться борцами – борцами за жизнь, за доброту и духовность,
не забывая о человечности и нравственности.