Если провести опрос среди читавших
комедии Фонвизина, то наверняка окажется, что первое, на что обращает внимание
современный читатель комедии “Недоросль”, — это фамилии действующих лиц.
“Говорящие” фамилии сразу задают представление о персонаже, рисуют его
стереотипный образ перед читателем (зрителем). Он перестает быть относительно
объективным наблюдателем событий и психологически уже становится их участником.
Зрителю не дали возможность самому оценить героев и их действия. С самого
начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные
персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть
и, запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.
Руководствуясь не только фамилиями,
но и поступками героев, действующих лиц можно разделить три группы: первая
группа - отрицательные (Простаковы, Митрофан, Скотинин), вторая группа -
положительные (Правдин, Милон, Софья, Стародум). В третью группу входят все
остальные персонажи. Это, большей частью, слуги и учителя.
Отрицательным персонажам и их слугам
присущ простонародный разговорный язык. Словарный запас Скотининых включает в
основном слова, используемые на скотном дворе. Это хорошо иллюстрирует речь
Скотинина — дядюшки Митрофана. Вся она изобилует словами: свинья, поросята,
хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою
жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок. Например: “Я и своих
поросят завести хочу”, “коли у меня... для каждой свинки хлевок особливый, то
жене найду светелку”. И гордится этим: “Ну, будь я свиной сын, если...”
Вокабуляр госпожи Простаковой
(сестры Скотинина) немного более разнообразен, в силу того, что муж ее “дурак
бессчетный”, и ей приходится всем заниматься самой. Но скотининские корни можно
заметить и в ее речи. Любимое ругательство — “скот”. Фонвизин иногда отказывает
Простаковой в элементарной логике, чтобы показать, что она недалеко ушла по
развитию от своего брата. Примером могут служить такие фразы: “С тех пор, как
все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем”, “Тал
разве необходимо подобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?” И,
подводя итог сказанному, Простакова заканчивает фразу: “Экое скотское рассуждение”.
Другие члены семьи Простаковых тоже
оставляют желать лучшего. Относительно мужа Простаковой можно сказать только
то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но
это и характеризует его как “дурака бессчетного”, безвольного мужа, попавшего
под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от
отца, он может говорить что и когда захочет. Скотининские корни выражаются у
него в изобретательности ругательств: “старая хрычовка”, “гарнизонная крыса”.
Свои речевые характеристики -
признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат имеют слуги и
учителя. Учителя: Цыфиркин — отставной сержант, Кутейкин — дьячок от Покрова. И
своей речью они показывают принадлежность: один — к военным, другой — церковным
служителям. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желания угодить.
Ругаются:
Кутейкин: “Меня хоть теперь
щелепами, лишь бы выю грешжечу путем накостылять!.. Притча во языцах!”
Цыфиркин: “Я дал бы себе ухо
отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски!.. Эка образина!”
Здороваются:
Кутейкин: “Дому владыке мир и многи
лета с чады и домочадцы”.
Цыфиркин: “Желаем вашему благородию
здравствовать сто лет, да двадцать...”
Прощаются:
Яутейгсый: “Нам восвояси повелите?”
Цыфиркин: “Нам куда поход, ваше
благородие?”
Все персонажи, кроме положительных,
разговаривают очень колоритно, эмоционально. Можно не понимать значения
отдельных слов, но всегда понятен смысл целого высказывания.
Например:
—Я вас доеду.
—У меня и свои зацепы востры.
Обратимся к речи положительных
героев. Она такой яркостью не отличается. У всех четверых в речи отсутствуют
разговорные, просторечные фразы. Это речь книжная, речь образованных людей того
времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного складывается
из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить
из интонации.
Практически невозможно речь Милона
отличить от речи Правдина. О Софьиной манере говорить тоже очень трудно
что-либо заключить, трудно найти особенности. Образованная благонравная
барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления
любимого дяди.
Речи Стародума полностью зависят от
того, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную идею: правила,
принципы, нравственные законы, по которым “любочестивый человек” должен жить.
Монологи Стародума всегда построены схожим образом: он сначала рассказывает
историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Например, разговор Стародума с
Правдиным. А диалог Стародума с Софьей — это свод правил, и “...всякое слово
врезано будет в сердце”.
В итоге получается, что речь
отрицательного героя характеризует его самого, а речь положительного героя
используется автором для выражения своих мыслей.