Исторические личности в "Войне и мире" в оценке Андрея
Болконского
В романе Льва Толстого “Война и мир”
большое значение уделяется не только психологии, но и философии, истории.
Толстой хотел показать не отдельные характеры, как Достоевский, а человеческую
массу и способы влияния на нее. История у Толстого — это взаимодействие
миллионов людей. Он пытается показать, что отдельный человек, исторический
деятель не в состоянии влиять на человечество. Отдельные деятели у Толстого
показаны как люди, стоящие вне исторического процесса и не могущие влиять на
него. У Толстого они — просто люди и прежде всего — люди. Они вступают во
взаимодействие с другими героями произведения, и каждый герой составляет о нем
свое мнение прежде всего как о человеке. Так поступает и Андрей Болконский — он
контактирует практически со всеми историческими деятелями его времени:
Наполеоном, Александром, Кутузовым, Францем-Иосифом. Интересно посмотреть, как
князь Андрей относится к каждому из них.
Прежде всего следует рассмотреть отношение
князя Андрея к Кутузову. Это человек, который князю Андрею хорошо знаком,
именно к Кутузову послал служить князя Андрея его отец. Старый князь “передает
эстафету отцовства” Кутузову. Задача и того и другого — хранить князя Андрея.
Ни тот ни другой не в силах повлиять на его судьбу. Князь Андрей любит Кутузова
как доброго дедушку и отца своей армии, и именно через Кутузова князь Андрей
соединяется с народом. Кутузов не в силах повлиять ни на кого, на ход истории и
изменить его. Он выступает здесь как архангел Михаил — предводитель святого
воинства. Русское войско — святое войско, оно защищает свою страну от
Антихриста — Наполеона и войска дьявола. И как Архангел Михаил, Кутузов
практически никакими действиями не мешает Наполеону. Он считает, что Наполеон
образумится и раскается, как оно и случилось. Наполеон понимает всю
бесполезность войны против русских. Наполеон не может воевать с русскими.
Антихрист не может воевать со святым воинством. И ему остается только уйти,
признав свое поражение. Эта борьба разворачивается в высших небесных сферах, и
князь Андрей, как существо высшего порядка, понимает, что Наполеон и Кутузов —
не просто главнокомандующие двух враждебных армий. Это существа, личности
которых сформировались где-то в другом мире. Бородино — это своего рода
Армагеддон, последняя схватка, последняя битва Добра и Зла. Так это и случилось
— в этой битве Наполеон потерпел поражение. Князь Андрей это понимает, у него
это понимание где-то на подсознательном уровне. Он не отдает себе в этом
отчета. В начале романа он воспринимает Наполеона как властителя мира, умного и
честного. Это согласуется с библейскими апокрифическими словами о том, что
Антихрист придет властвовать, и все его будут любить. Так и Наполеон — пришел
властвовать и хотел власти над всеми. Но Русь нельзя покорить, Русь — святая
земля, святое воинство, ее нельзя завоевать. У князя Андрея при Бородине, при
иносказательном Армагеддоне была своя роль — он явился символом ангельского
смирения, и здесь он противопоставлен Кутузову, который дает сражение
Антихристу. И Кутузов здесь воспринимается князем Андреем именно так, как
воспринимают ангела — как доброго всеобщего отца.
Здесь, чтобы закончить разговор о
Кутузове и Наполеоне в восприятии князя Андрея, нужно сказать об отличии
Кутузова от Наполеона, о различиях в их философии и мировоззрении. Кутузов
более близок к князю Андрею, потому что это восточный тип человеческого
сознания. Князь Андрей сам близок к нему. И это сближает его с Кутузовым.
Наполеон же — олицетворение западной философии и западного мировоззрения.
Совсем иначе князь Андрей
воспринимает двух императоров — Александра и Франца-Иосифа. Это обычные люди,
которых судьба вознесла на высшую ступень власти. Они не могут удержать эту
власть в руках. Князь Андрей чувствует неприязнь к обоим императорам. Они
земные властители, но они недостойны быть ими. Они боятся этой власти и
передоверяют ее своим генералам, командующим, советникам и другим прислужникам
власти. У Александра такая же философия, он передоверяет свою функцию
главнокомандующего Бенигсену и другим иностранцам. Андрею не нравятся люди,
которые не способны нести ответственность за свои поступки. Если ты не можешь
властвовать — зачем называться императором? Власть — это прежде всего
ответственность за тех людей, которые тебе подчиняются. Александр не мог за них
отвечать. Франц-Иосиф тоже. Князь Андрей больше уважает Александра за то, что
он понял свою неспособность командовать армией и передал ее Кутузову.
Франц-Иосиф не способен понять даже свою неталантливость. Он глуповат и омерзителен
князю Андрею, который чувствует свое превосходство над обоими императорами. Это
ощущается где-то на подсознательном уровне. У Андрея к ним отношение
непрощающего ангела.
А к полководцам, которые потерпели
поражение, у князя Андрея отношение сочувственное. Например, к генералу Маку у
него отношение офицера. Он видит его, униженного, разбитого, потерявшего все
свое войско, — и у него не рождается негодования. Генерал Мак пришел к апостолу
Михаилу — Михаилу Илларионовичу Кутузову. Он пришел с непокрытой головой,
мокрый, понурый. Он не скрывает своей вины, и архангел Михаил прощает его. И
вслед за ним прощает его апостол Андрей. Другого полководца, уже русского,
князя Багратиона, Михаил благословляет на подвиг. “Благословляю тебя, князь, на
великий подвиг” — так говорит Кутузов, и князь Андрей просит разрешения
сопровождать его, как его ангел-хранитель.
Особняком стоит отношение князя
Андрея к Михаилу Михайловичу Сперанскому. Князь Андрей не воспринимает его как
человека. Очень важна здесь такая деталь, как металлический смех и холодные
руки Сперанского. Это говорит о Сперанском как о машине, созданной кем-то на
“благо” государства. Его задача — реформировать и обновлять. Он на это
запрограммирован. Князь Андрей не может работать с машиной и расстается с ним.
Таким образом, исторические деятели
оцениваются князем Андреем по-разному, но ни один не воспринимается как
существо, способное к влиянию на мировой исторический процесс. Это существо не
от мира сего, и у них нет силы даже на то, чтобы повлиять на историю, даже как
простой народ. Они не являются народом и выпадают из человечества, потому что
они слишком сильны для него, а значит, слишком слабы.