Сон Понтия Пилата как олицетворение победы человека над самим собой
В народе существует мнение, что сны
могут указывать нам на то, что произойдет в будущем. Люди полагают, что вещи и
события, которые мы видим во сне, сбудутся в дальнейшей нашей жизни.
Однако есть и противоположная точка
зрения, которой придерживаются многие психологи. По их мнению, наши сны
являются отголосками уже произошедших с нами событий.
Вспомним сон Понтия Пилата, в
котором он разговаривает со спасенным Иешуа. В этом сне рядом с Пилатом
находится собака Банга. Этот сон наполнен ощущением спокойствия. И присутствие
Банги здесь не весьма символично, поскольку для Пилата его собака всегда был
олицетворением покоя и защиты. Кроме того, Банга была, пожалуй, единственным
существом, к которому Пилат испытывал чувство любви.
В “ершалаимских главах” романа большинство
персонажей имеют евангельские корни. Однако пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат
не вписывается полностью в евангельский образ. В то же время автор, говоря об
Иешуа, проводит прямую параллель с Иисусом Христом. У них даже имена
одинаковые, ведь в сирийском языке Иешуа и Иисус - это одно и то же.
Но вернемся ко сну Пилата. Здесь
прокуратор производит впечатление абсолютно другого человека, он является
противоположностью себе дневному. Именно во сне Пилат соглашается с мыслью
Иешуа о том, что они теперь всегда будут вместе. Прокуратор во сне перестает
испытывать отвращение, которое возникало у него по отношению ко всему, что было
связано с учением Иисуса. Пусть автор и не говорит об этом открыто, но
некоторые параллели, тем не менее, выстраиваются в сознании читателей.
Чтобы в этом убедиться, обратимся к
символам, которые использует автор при описании сна Пилата. Итак, прокуратор
выходит в колоннаду дворца, и первое, что он ощущает, это то, как к “запаху
кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя”. Этот розовый запах как
ничто другое ненавидел Пилат. Никакой другой запах, будь то дым из кентурий или
запах коней, не вызывают у него такой ненависти и не причиняют столько
страданий Пилату, как “жирный розовый дух”. Мало того, для Пилата почему-то
запах роз стал ассоциироваться непременно с нехорошим днем.
Почему это происходит? Почему Понтий
Пилат терпеть не может запах роз, в то время как большинство людей считают его
приятным и используют как благовоние? Возможно, причина такого отношения к розам
кроется в том, что они издавна считались символом Христа и христианства в
целом. Так было и для Булгакова, и для всего его поколения. Ведь если вспомнить
произведения того времени, то можно заметить, что, к примеру, у Блока в поэме
“Двенадцать” тоже упоминаются розы, как христианский символ:
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
И вот тут Понтий Пилат струсил.
Пилат, человек, который считал трусость страшным пороком человечества, Пилат,
не испугавшийся “в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли
Крысобоя-Великана”, он струсил сейчас. Почему? Булгаков дает свой ответ на этот
вопрос.
Как известно, бедному человеку
нечего терять, вот он и не боится ничего, что могло бы снова заставить его жить
в нищете, ведь он уже беден, дальше некуда. Но стоит человеку обрести
богатство, как сразу же в его душе поселяется страх того, что в один прекрасный
момент он может все потерять и очутиться на улице. В подобной ситуации оказался
и Понтий Пилат. Ведь когда произошла та история со спасением Крысобоя-Великана,
то обычному трибуну в легионе Пилату было практически нечем рисковать. Но
теперь Понтий Пилат уже не простой трибун, а пятый прокуратор Иудеи, и потерять
власть для него – все равно, что лишиться жизни. Вот почему в реальной жизни
Пилат никогда не сделает ничего, что могло погубить бы его карьеру.
Однако сон позволяет Пилату сделать
то, на что он не мог решиться в жизни. Очень символичным является и тот момент,
что пробуждает Понтия Пилата приход Афрания, который выступал в определенной
степени прообразом Воланда-Сатаны.
Булгаков, заканчивая книгу, прощает
Пилату его поступок. Его роль, как и роль Мастера, имеют большое значение в
раскрытии философского смысла романа. И действительно, зачастую литературные
критики оценивают сон Пилата, его прогулку по “лунной дороге” как высшую победу
человека над самим собой.
Добро и зло в романе Булгакова
сливаются воедино через образы Понтия Пилата и Иешуа, которые сквозь века
продолжают свой спор. И Воланд выступает здесь как олицетворение единства этих
двух начал.
Булгаков говорит о том, что и добро,
и зло имеют свои корни в человеке, который, обладая свободой выбора, постоянно
несет полную ответственность за все свои поступки в этой жизни.