Почему доктор Старцев стал "Ионычем"

Мастером короткого рассказа по праву считается Чехов. Основной проблематикой его произведений является внутренний мир человека, смысл его жизни. Чехов осмеивал мир пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете.

"Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви" - эти три рассказа были написаны Чеховым в конце 90-х годов и вошли в так называемую "маленькую трилогию". Эти рассказы связаны между собой только общей темой, темой неприятия футляра, каким бы он ни был. В первом рассказе тема футляра проявляется с полной очевидностью. Чехов показывает нам в гротескной форме человека в футляре, учителя греческого языка Беликова. Беликов пугает окружающих своим "футляром", неприятием жизни, и только смерть примиряет его с действительностью. После смерти Беликов преобразился: он лежал в гробу почти счастливый - наконец-то он обрел вечный футляр, из которого никогда не надо выходить. Во втором рассказе тема футляра уже не так видна с первого взгляда. Рассказ повествует о человеке, который мечтает только о том, чтобы купить себе имение и есть собственный крыжовник. Третий рассказ о "футлярной" любви. Помещик Алехин сам рассказывает о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Все три рассказа - проявления футлярной жизни. Маленькая трилогия поэтому представляет собой единое произведение, внутренне законченное. Исследователи творчества Чехова полагают, что писатель намеревался продолжить этот цикл рассказов и пополнить его новыми произведениями. Однако по той или иной причине он не осуществил своих планов. К циклу рассказов с футлярной тематикой можно также отнести рассказ "Ионыч".

Герой рассказа сначала предстает перед нами молодым человеком. Это юноша с идеалами, с желанием чего-то высокого. Как повествует рассказ, Дмитрий Ионыч Старцев был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. В С. у него начинается новая жизнь, и он быстро заводит новые знакомства. В С. он знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Отец, Иван Петрович Туркин, играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил. Мать, Вера Иосифовна, писала романы и повести и читала их гостям. У них была дочь, молодая миловидная девушка Екатерина Ивановна, которую в семье ласково звали Котиком. Екатерина Ивановна увлекалась игрой на фортепиано. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Но как пишет Чехов, это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже "единственной радостью и... последней". Кажется, что это чувство настоящее и на всю жизнь. Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Он стал изменяться безвозвратно и бесповоротно. Вспоминая о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях ("О, как мало знают те, которые никогда не любили!"), он только лениво говорил: "Сколько хлопот, однако!"

Постепенно меняется и внешний облик персонажа. Физическое ожирение приходит к нему незаметно. Располагая деньгами, Старцев перестает ходить пешком, начинает страдать отдышкой, любит закусить. Моральное "ожирение" также подкрадывается постепенно. В начале рассказа Старцев очень отличался от жителей города, и своими мыслями, и горячими движениями души, и пылкостью чувств. "Своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом" обыватели С. раздражали его и возмущали своими разговорами. С ними можно было только разговаривать о самых обычных вещах, играть в карты, закусывать. Другие темы не интересовали их, да и они ничего не хотели знать о том, что напрямую их не касалось. При разговорах о политике или науке обыватель становился в тупик или заводил такую философию, "тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти". Но среда засасывала Старцева все больше и больше. Постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище "поляка надутого". Чехов приводит нас к неутешительному финалу: в конце рассказа Старцев каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: "Это вы про что? А? Кого?"

Главным развлечением доктора, в "которое он втянулся незаметно, мало-помалу", стало по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало стишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если он лишает себя даже театров и концертов. Через некоторое время возвратилась и Котик. Убедившись, что у нее лишь посредственные способности, она возвратилась в С. и жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только думает: "Хорошо, что я тогда не женился".

 

Герою Чехова дано понимание того, что с ним происходит. Старцев осознает, что "стареет, полнеет, опускается", но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Теперь его зовут не по имени отчеству, а просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Финал неутешителен. Как произошло, что молодой горячий юноша, приехавший в город с благородными намерениями, превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Кажется, что ответ напрашивается сам собой: виновата среда. Жизнь однообразна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но правда в том, что человек достоин той жизни, которую он ведет. Значит, прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование.

В заключение можно провести параллель между этим рассказом Чехова и "Мертвыми душами" Гоголя. Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских персонажей из "Мертвых душ". Он стал таким же мертвым, как все эти Маниловы, Собакевичи, Плюшкины. Его жизнь пуста и бессмысленна, как их жизнь. В заключение можно вспомнить слова героя рассказа "Крыжовник" о том, что человеку нужно "не три аршина земли, а весь земной шар".