Введение
Глава І. Становление А.И. Куприна
как писателя:
1.2.1.
“Русское богатство”
Глава ІІ. А.И. Куприн в
периодических изданиях
_
2.1
Рассказы киевского периода
Выводы
_
Список использованной литературы
_
Реферат
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ
в данной работе является киевский период
жизни и творчества А.И. Куприна (работа в периодических изданиях)
ЦЕЛЬЮ
РАБОТЫ
является рассмотрение периода
становления А.И. Куприна как писателя, работа в газетах и журналах г. Киева. В
ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
·
рассмотреть
связь жизни и раннего периода творчества А.И. Куприна
·
изучить темы
творчества Александра Ивановича Куприна в Киеве и работу его в периодических
изданиях древнего города;
·
рассмотреть
формирование Куприна как мастера короткого рассказа
·
проанализировать
сборники “Киевские типы” и “Миниатюры”
МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
–
метод системного анализа и
описательный.
НАУЧНАЯ
НОВИЗНА
данной работы состоит в
попытке описать период формирования творчества Александра Ивановича Куприна,
проанализировать его работу в газетах и журналах как журналиста и как
начинающего писателя.
ОБЛАСТЬ
ПРЕМЕНЕНИЯ
-
школьное преподавание русской литературы, подготовка к
семинарам.
КАЗЕННЫЙ
МАЛЬЧИК, АРМЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ, КИЕВСКИЙ ПЕРИОД, РУССКОЕ БОГАТСТВО, КИЕВЛЯНИН, ЖИЗНЬ
И ИСКУССТВО, РАССКАЗЫ КИЕВСКИЕ ТИПЫ, ОЧЕРКИ МИНИАТЮРЫ, ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ,
МАЛЕНЬКАЯ ХРОНИКА, КУСТ СИРЕНИ, ЖИЗНЬ ВСЕХ СЛОЕВ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВА
Введение
Среди выдающихся русских писателей
начала XX века одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит
Александру Ивановичу Куприну. Начав литературную деятельность в самом конце
80-х годов прошлого века, Куприн за свою почти пятидесятилетнюю творческую
жизнь создал немало значительных произведений, выдержавших испытание временем.
Александр Иванович Куприн родился 7
сентября 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии, в семье
мелкого чиновника-секретаря мирового съезда Ивана Ивановича Куприна. Отца
своего будущий писатель не помнил, он умер от холеры в августе 1871 года и
годовалый Саша вместе со старшими сестрами, Софьей и Зинаидой, остался на
попечении матери - Любви Алексеевны Куприной.
через два с лишним года после смерти
мужа вдова с тремя детьми переезжает в Москву, где устраивает дочерей в
закрытые учебные заведения, а сама с сыном поселяется в Кудринском вдовьем
доме. В нем, описанном много лет спустя в рассказе "Святая ложь",
Куприн прожил до шестилетнего возраста. Летом 1876 года он был отдан в
Разумовский сиротский пансион, в котором пробыл четыре года.
По окончании пансиона Куприн в
августе 1880 года был принят во Вторую Московскую военную гимназию, которая
через два года после этого реорганизовалась в кадетский корпус. Здесь будущий
писатель провел ровно восемь лет - до августа 1888 года а, о том, что представляло
собой это учебное заведение, Куприн рассказал в своей известной повести
"На переломе" ("Кадеты").
Осенью 1888 года Куприн поступает в
3-е Военное Александровское училище, готовившее пехотных офицеров, и кончает
его в чине подпоручика в августе 1890 года.
В это время Куприн впервые
печатается. Это небольшой рассказ "Последний дебют" в журнале
"Русский сатирический листок" от 3 декабря 1899, № 48, который автор
считал не удавшимся.
Окончив юнкерское училище, Куприн в
августе 1890 года был направлен на службу в 46-й пехотный Днепровский полк.
В годы военной службы Александр
Иванович не оставлял занятия литературой. Было написано много стихотворений и,
кроме того, несколько произведений в прозе.
Однако, необходимо было
совершенствовать свое мастерство, а для этого нужно было уехать из провинции.
Единственным возможным, хотя и
трудно достижимым средством вырваться в те годы из захолустной армейской среды
было для офицера поступление в Академию генерального штаба. Куприн решил
использовать этот путь, и в конце лета 1893 года он едет в Петербург сдавать
экзамены в Академию. Экзамены шли успешно, но перед самым окончанием их молодой
офицер по распоряжению командующего войсками Киевского военного округа генерала
Драгомирова был неожиданно отозван обратно в полк, распростившись с надеждой
попасть в Академию. Вернувшись в полк Куприн еще в течение года “тянет”
служебную лямку и только осенью 1894 года он принимает решение выйти в
отставку, покидает Проскуров и переезжает в Киев.
Я всегда восхищалась умением Александра
Ивановича Куприна так красочно и реалистично описывать своих героев, вкладывать
глубокий смысл в краткие рассказы, поэтому я очень рада, что мне представилась
возможность глубже изучить его жизнь. И, не смотря на то, что широкая
известность и слава придут к нему намного позже темой своей работы я выбрала
именно Киевский (ранний) период его творчества, так как, по-моему, как раз
тогда и формировался тот Куприн, которым позже будут восхищаться, память о
котором пронесут сквозь века.
Свои рассказы Куприн писал легко, не
задумываясь, брал талантом, но прекрасно понимал, что на одном таланте без
большого жизненного материала долго не продержишься. В одном из своих писем он
писал о том, что, когда он вышел из полка, “самое тяжелое было то, что у меня
не было никаких знаний - ни научных, ни житейских. С ненасытной и до сей поры
жадностью я накинулся на жизнь и на книги”. [15,9]
Живя в Киеве, так как специальности
Александр Иванович не имел, занимается журналистской деятельностью, пробует
себя в роли начинающего писателя, иногда приходится работать на заводе,
грузчиком, зубным врачом, землемером, актером, рыбаком, управляющим имением и
т.д. Благодаря этому Александр Иванович Куприн получил огромный и интереснейший
материал, основываясь на который написал, и после переезда из Киева, множество
замечательных рассказов.
Куприн изъездил всю Россию, меняя
одну профессию за другой. Он изучил эту страну и знал ее во всех ее качествах,
любил жить одной жизнью с простыми людьми, выспрашивать их, следить за ними,
запоминать их язык, их говор.
Обосновавшись в Киеве, Куприн много
путешествовал по Украине, ездил по украинским селам и местечкам, подолгу жил в
Одессе, Екатеринославе, Житомире, Севастополе, бродил по югу Украины с
передвижными цирками. [16,148]
И так постепенно, из года в год,
Куприн стал таким же бывалым человеком, как Горький, с которым он потом
подружился, как Лесков, - стал знатоком своего народа и его описателем. Поэтому
он никогда не чувствовал недостатка материала. Все занимало его, и обо всем он
'рассказывал живо, со вкусом, ни на минуту не сомневаясь в том, что это
интересно и всем окружающим.
Глава
І. Становление Куприна как писателя
Как я уже говорила, А.И. Куприн
пробовал себя в роли писателя и поэта еще находясь на службе в армии, но лишь с
появлением Куприна в Киеве начинается его формирование как профессионального
писателя, все свое время он отдает литературе, которая становится для него
основным источником существования. Оказавшись без средств к существованию,
Куприн живет в гостинице “Днепровский порт”, о чем напишет в дальнейшем в
произведении “По-семейному”, но большее время Куприн прожил у своих друзей и
знакомых: у журналиста М.Н. Киселева, у братьев Сергея и Михаила Каришевых.
вынужден идти в любые издания, заниматься всеми видами газетной работы, до
полицейской хроники включительно. [4,9]
В 1894 году в солидном столичном
журнале “Русское богатство”, в котором уже был напечатан его юношеский
“Последний дебют”, было опубликовано “Дознание”, что стало хорошим началом для
молодого писателя. Беллетристикой “Русского богатства” руководил В.Г.
Короленко, выдающийся писатель-революционер, демократ и последовательный
реалист. Его правой рукой был критик Н.К. Михайловский, воспитанный
“Отечественными записками” и нелегальной “Народной волей”.[16,148] Обычно в
“Русское богатство” и в другие “толстые” журналы попадали авторы, имевшие
предварительный опыт работы в мелких столичных и провинциальных изданиях,
которые “заслужили” право появиться в “большой прессе” [1,9]. Но Куприн прошел
иной путь спустившись, после “Русского богатства”, в мелкую провинциальную
прессу.
С сентября 1894 года Куприн начинает
сотрудничать в газетах “Киевское слово”, "Жизнь и искусство", а с
февраля 1895 года - в газете “Киевлянин”, а также в ряде иногородних газет:
“Волынь” в Житомире, “Донская речь”, “Приазовский край” в Ростове–на-Дону,
“Самарская газета”, “Донская речь” в Новочеркасске, “Одесские новости” и проч.
Он печатает в этих газетах рассказы, очерки, статьи и стихи, подписывая их
различными псевдонимами: Алеко, А. Незабудкин, А. Поспелов, В. Теплов,
Киевлянин, NN.; криптонимами: А. И. К., А. К., А. К-рин., К., К-н, а иногда и
такие как Януш, Еgo, -инъ и др. Лишь под немногими из своих произведений этих
лет ставит он полную подпись.[1,10].
Из всего напечатанного в киевских газетах:
фельетоны, рецензии, судебные отчеты, передовые статьи – на данный момент
наиболее рассмотрены и, по словам В. Афанасьева, “представляют наибольший
интерес” его рассказы.
В ранних произведениях 1893-1896 г.
еще много ученического, подражательного, но вместе с тем в них видны
реалистическое дарование молодого писателя, неуклонный рост мастерства. Многие
картины и зарисовки имеют совершенно ясную острую социальную направленность,
проникнут глубокой симпатией к простому человеку. Это видно в рассказах армейской
тематики (“Дознание”, “Прапорщик армейский”), рассказах обличающих
чиновников-взяточников и пройдох (“Негласная ревизия”, “Просительница”). В
раннем периоде творчества обнаруживается склонность Куприна к психологическому
анализу (“Страшная минута”, “Ночлег”).
В серии фельетонов и очерков Куприн
дает зарисовки обитателей большого города. Источником вдохновения, для
написания этих произведений, служит изображение реальной, окружающей автора
жизни с стремлением преодолеть журналистскую, газетную фотографичность.
Меткость рисунка, сочность красок отличают серию “Киевские типы”, в которую
объединены эти фельетоны и очерки. В них появилась большая зоркость и
наблюдательность Куприна. Содержание очерков значительно шире объединяющего их
заглавия. Некоторые критики отмечали это как недостаток, может им хотелось,
чтобы Куприн ограничивался забавными этюдами.
Редакция газеты “Киевское слово” в
предисловии к очерку “Вор” оправдывалась, что новая серия “Киевских типов” не
будет выходить за рамки Киева, но очерки Куприна действительно имели
всероссийских характер и в этом и была их сила. Наиболее значительными
оказались “Студент - драгун”, “Лжесвидетель”, “Босяк”, “Вор”, “Художник”,
“Доктор”, “Хайжушка”.
Киевский период был плодотворным в
жизни и творчестве А.И. Куприна. Не смотря на ряд не совсем приятных моментов,
пребывание в Киеве и работа в газетах дали Александру Ивановичу возможность
познакомится ближе с жизнью различных слоев городского населения, сделать
ценные наблюдения, которые в дальнейшем отразятся в произведениях, а так же
лягут в основу ряда коротких рассказов, объединенных под заголовком “Киевские
типы”.
Писатель умел близко сходиться с
простыми людьми, жить их заботами, радостями и печалями, возможно именно в этом
и кроется секрет его писательского своеобразия.
К началу ХІХ века Куприн был уже
лично знаком с А. Чеховым, Л. Андреевым, Н. Михайловским, Л. Толстым, М.
Горьким, Ф. Батюшковым, И. Репиным и др. Среди его знакомых были и жившие
в Киеве украинские писатели М. Старицкий, Б. Гринченко, Леся Украинка. [16,147]
В Киеве А.И. Куприн тесно общается с
местными литературными силами. Это М.Н. Киселев (Чалдон), Е. Кибаленко, И.М.
Левинский, К.В. Назарьева, Ю.В. Ревякин и другие. Писатель очень быстро
привыкает к повседневному труду за письменным столом, оттачивает свое перо
“быстрописателя”, приобретает необходимый писательский навык, которым будет
пользоваться постоянно.
Дружба с Киселевым оказала
благотворное влияние на Куприна, человека неуравновешенного и порывистого. По
совету Киселева Куприн много читал, познакомился с произведениями
Г.И. Успенского, чье творчество потом очень ценил. Благодаря наставлениям
Киселева, ездил в Донбасс, изучал жизнь рабочих и как результат этой поездки
стала повесть “Молох”.
Позднее Куприн напишет о М.Н.
Киселеве как о “лучшем, преданнейшем друге, лучше и ближе которого, кажется, не
было за всю жизнь”.[8,21]
В Киевских газетах под рубриками “Из
записной книжки репортера” и “Маленькая хроника” печатались репортерские
заметки Куприна, насыщенные диалогами, сценками, яркими зарисовками.
Куприна-журналиста интересовало
буквально все. Он с увлеченностью работал репортером, считая, что репортерская
работа – разновидность литературной деятельности. Репортер должен все видеть,
все знать и все уметь рассказать.
Профессия журналиста благотворно
сказалась на художественном творчестве Куприна. Сотрудничество Куприна с
киевскими газетами и журналами совпало с широким распространением и
популярностью в те годы в русской литературе очерков “городского типа”. Как раз
в “Русском богатстве” этому жанру уделялось заметное место еще в конце 1880-х
годов и до второй половины 1890-х годов.
Глава
ІІ. “Киевские типы” и “Миниатюры”
Почти три четверти всего написанного
А.И. Куприным с 1894 по 1900 года появилось на страницах киевских газет. Здесь
же, в Киеве, увидели свет и первые книжки Александра Ивановича – “Киевские
типы” (1896 год) и “Миниатюры” (1897 год).
Отличительной чертой этих очерков
было то, что они представляли итог определенного наблюдения, изучения и
обобщения конкретного материала; вместе с тем Куприн не руководствовался модным
в то время натурализмом, в них нет фотографий, не смотря на то, что каждая
черта тщательно срисована с натуры. [3,18] Этому способствовала тщательная
наблюдательность Куприна-очеркиста, повышенный интерес и внимание к маленьким,
неизменным, а иногда и деклассированным , брошенным на дно жизни людям. Уже
самим выбором объекта для зарисовок писатель утверждает мысль о том, что каждый
человек, не зависимо от его общественного положения, представляет интерес,
имеет право на внимание. В “Киевских типах” наряду со студентами фигурирует
босяк, наряду с доктором – вор, и о каждом из них писатель рассказывает живо и
увлеченно.
Стремясь нарисовать типические
фигуры представителей той или иной социальной категории, той или иной
профессии, Куприн дает обобщенные образы, а героев часто называет не по именам,
а по принадлежности к той или иной группе – певчий, пожарный, квартирная
хозяйка, художник и так далее.
Как не пестры очерки, в целом все же
воссоздают они страшную картину падения, деградации человеческой личности в
условиях собственного мира.
“Киевские типы” принадлежат к широко
распространенному в конце 80-х – начале 90-х годов в русской литературе типу
очерков “городских типов”.
Первая книга рассказов Куприна была
издана в Киеве при непосредственной помощи жены старшего брата Карышева, Сергея
Алексеевича, популярного в Киеве нотариуса. В доме Карышевых устраивались
вечера, к ним приезжал из Петербурга известный баритон Мариинского театра Л.Г.
Яковлев, приходившийся родным братом жене Сергея Алексеевича Анне Григорьевне.
С.А. Карышев позже вспоминал, что в
свое время именно он предложил Куприну написать что-то для одной из киевских
газет и, после того как Карышев написал редактору рекомендательное письмо,
молодого писателя. [16,150]
Куприн задавался целью изобразить
“собирательные черты тех групп индивидуумов, на которые известная профессия и
местные условия имели то или иное влияние”. [3,23]
Тематически “Киевские типы” можно
разделить на две группы зарисовок: одна из них – портреты, в которой без
всякого шаржа и утрировки, по сатирически остро показаны черты обывателей и
мещанства; другая группа – портреты босяков и деклассированных людей,
промышляющих кто чем может.
Очерк “Студент - драгун” имел
значительный успех, объяснявшийся исключительной меткостью образной
характеристики. В студентах-белоподкладочниках, сынках богатых родителей, было
воплощено все духовное убожество паразитической среды. Щегольски затянутые в
новенькие мундиры, рисуясь военной выправкой, эти представители золотой
молодежи бездельничали, развратничали, играли целыми днями на бильярде. Их
чванливость была равна их невежеству.
Один из самых ярких очерков серии
“Киевские типы” - “Художник” имеет отчетливо выраженную сатирическую направленность.
В очерке рассказывается о декадентствующем живописце, который презрительно
отвергает реалистическое искусство, как классическое, так и современное.
Куприн и сам испытал влияние
декадентства, хотя оно и было кратковременным и лишь в самом начале творчества.
Автор высмеивает подобных деятелей, претендующих на роль новаторов, но в
большинстве своем посредственных, а то и просто бездарных. Такие люди губят
подлинные таланты, и только немногим удается вырваться из этой “инертной и
бездарной” среды. К этой же теме можно отнести и другие очерки об “имущих” -
“Доктор”, “Квартирная хозяйка”, “Заяц”. Проходит вереница людей, все мелочное
существование которых подчинено одной задаче – выколачивать деньги; людей у
которых нет ни тени любви к своему делу.
Все эти очерки интересны еще и тем,
что они, как я уже говорила, являются своеобразными набросками, эскизами к
более поздним произведениям писателя. Например, квартирная хозяйка в
одноименном очерке, по мнению многих исследователей, прообраз содержательницы
меблированных комнат Анны Фридриховну в рассказе “Река жизни”. Вообще роль
киевских впечатлений во всем последующем творчестве писателя чрезвычайно
велика.
Сборник рассказов “Миниатюры”
объединил в себе более двадцать произведений писателя, печатавшихся в газетах и
журналах Киева и Житомира.
В.Д. Карышева сыграла решающую роль
в издании второй книги Куприна “Миниатюры”. Дочь Карышевых, Лидия, вспоминала,
что ее мать сама выбирала для книги шрифт, бумагу и прочее. [16,150]
Куприн горячо сочувствует своему
герою, хотя и видит свойственные ему слабости, которые порой изображает в тонах
мягкой, дружеской иронии.
Как уже отмечалось, ранние рассказы
Куприна пестры, разнообразны и не равноценны. Но какими бы пестрыми ни казались
эти купринские произведения, в них все же при более внимательном взгляде
проявляются главная, ведущая линия, связанная со стремлением их автора раскрыть
духовную красоту человека - труженика, человека из народа, показать
неприглядный облик “хозяев жизни”. Эти характерные особенности раннего творчества
Куприна найдут отчетливое воплощение в его первом крупном произведении –
повести “Молох”, который был посвящен Варваре Дмитриевне Карышевой, жене
приятеля Куприна Михаила Алексеевича Карышева, инженера, служившего на
Юго-западной железной дороге, а позднее переведенного на Донбасс, куда позднее
вместе с семьей своих приятелей переезжал также и Куприн.
Выводы
Первые рассказы Александра Ивановича
Куприна, во многом еще художественно несовершенны, привлекают тематическим
разнообразием, вниманием к простому человеку, прославлением его нравственных
достоинств – самоуважения, находчивости, гордости. Куприн принадлежит к тем
писателям, которые умеют заинтересовать читателя сюжетом рассказа, поразить
неожиданной развязкой. Но под час у него внимание к маленькому человеку
оборачивается сентиментальностью, а динамичность повествования – внешней
занимательностью.
В киевских газетах Куприным было
напечатано свыше сорока рассказов. Наряду с реалистическими произведениями,
какими являются “Дознание” и “Ночлег”, психологически тонкими рассказами, как
“Негласная ревизия” и “К славе”, чудесной полной большой человечности миниатюре
“Allez”, которой восхищался Л.Н. Толстой, в творчестве раннего Куприна
встречаются слабые, мелодраматические произведения: “Странный случай”,
“Каприз”, типичные для журналов и газет тех времен.
О “Миниатюрах” Куприн позднее
говорил, что без стыда не может вспомнить, столько в этой книге было плохих
рассказов. “Она, слава богу, не привлекла внимания даже безработных
провинциальных критиков… Разошлась она быстро благодаря пошлейшей обложке…”
[12,29], но для читателя и исследователя она очень ценна.
Прямо Куприн говорит о любви к
человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к
человечности.
Он повсюду искал ту силу, что могла
бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье. В
поисках он шел по разным путям, часто заблуждался, но в конце концов пришел к
единственно правильному решению, что только величайший гений социализма
приведет к расцвету человечности в этом измученном противоречиями мире.
Он пришел к этому решению поздно,
после трудной и сложной жизни, после дружбы и разрыва с Горьким, после своего
противоречивого и не всегда ясного отношения к революционным событиям, после
некоторой склонности к анархическому индивидуализму, - пришел уже в старости,
больной и утомленный своим непрерывным писательским трудом Тогда он вернулся из
эмиграции на родину, в Россию, в Советский Союз, и этим поставил точку под
всеми своими исканиями и раздумьями.
Украина занимает видное место в
творчестве писателя. И это не случайно. Многое в жизни Куприна было связано с
нею.
Военная служба молодого выпускника
Александровского пехотного училища протекала в Украине – в Проскурове и Волочиске.
“Поединок” - наиболее значительное из произведений Куприна, в которых нашли
свое воплощение впечатления тех лет. На украинском материале написаны рассказы
из крестьянской жизни, к которым впоследствии присоединились и такие вещи, как
“Олеся”, “Конокрады”, “Лесная глушь”, “Серебряный волк”, “На глухарей”.
Не довелось Куприну после
возвращения на Родину побывать на Украине, в Киеве, в Одессе, в Крыму, где он
провел когда-то немало счастливых дней, где были созданы самые известные его
произведения.
Для читателей Куприн остается одним
из лучших представителей классического реализма, певцом человеческой
преданности и любви, верности и мужества, одним из самых любимых русских
писателей.
Мы должны быть благодарны Куприну за
все за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей
стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не
умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного
соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом.
Список
использованной литературы
1.
Афанасьев В.А.
Александр Иванович Куприн. - М., 1972
2.
Афанасьев В.А.
Александр Иванович Куприн “Критико-биографический очерк” гос. из-во “Худ.лит.”.
- М., 1960
3.
Берков П.Н.
Александр Иванович Куприн “Критико-биографический очерк” Из-во Академия наук
СССР. – М., - Л., 1956
4.
Волков А.
Творчество А.И. Куприна. - М., 1981
5.
Дейч А.И. День
нынешний и день минувший. - М, 1969
6.
Крутикова Л.В.
А.И. Куприн (1870–1934): из-во “Просвещение”. - Л., 1971
7.
Кулешов Ф.И.
Творческий путь А.И. Куприна 1907-1938 года 2-е изд-е. - М., 1987
8.
Кулешов Ф.И.
Творческий путь А.И. Куприна. - Минск, 1983
9.
Куприн А.И.
листригоны: Рассказы, очерки, воспоминания. – Симферополь: Таврия, 1984
10.
Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9 т. Под
общ. ред. Н.Н. Акоповой. - М., “Худ.лит.”, 1973
11.
Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Под общ. ред. Н.Н. Акоповой. Вступительная статья Ф.И. Кулешова. Прим.
И.А. Питляр. т. І-ІІ. Произведения 1889 - 1896 г.. - М., “Худ.лит.”,1970
12.
Лилин В. А.И. Куприн.-Л.,1975
13.
Михайлов О.Н. А.И. Куприн.-М.,1981
14.
Паустовский К. Поток жизни. Заметки о прозе.
– К.,1985
15.
Смирнова Л.А. История литературы конца хІх –
начала хх вв.. - Л.,1997
16.
Хинкулов Л. На рубеже веков (Александр
Куприн)// Хинкулов Л. Золовые ворота Киева. - К., 1988
17.
Хінкулов Л. Олександр Іванович Купрін //
Хінкулов Л. Літературні зістрічі: Розповіді про письменників у Києві.
-К.,1980