Проблемы
общества в романе Достоевского “Преступление и наказание”
Русская литература XIX века
отличается своим величием и могуществом. Она является самой гуманной и в то же
время самой важной на целом свете. О чем говорят такие великие имена как Пушкин,
Гоголь, Толстой, Чехов, Лермонтов и, конечно же, Достоевский.
Великое творение Федора Михайловича
Достоевского роман "Преступление и наказание" по истине занимает
важное место не только в творчестве писателя, но и в мировой литературе.
В романе раскрываются проблемы той
России, нищей и грязной, которая побуждала людей совершать нечеловеческие
поступки и терять смысл жизни. Достоевский пишет о бедных и беспомощных людях,
об их безысходности и трудностях, о многочисленных проблемах, которые их
окружают. Писатель описывает в романе события со всеми подробностями, хотя
принадлежал к высшему сословию. Он знал жизнь не понаслышке и прекрасно понимал
своих героев.
В обществе возникает множество
различных проблем, но одной из ведущих проблем является вопрос о жизненных
приоритетах. Так, в романе "Преступление и наказание" главный герой
Родион Раскольников по началу ставил превыше всего деньги, а потом уже все
остальное. Но не только ради денег он совершил убийство. Для него это был
своего рода выход для нищих. Родион человек довольно неординарный, умный и
чувствительный. Именно чувственность его души, видения страданий и мучений
бедных людей побудили в нем совершить грех.
В чем же идея проблемы жизненных
приоритетов? Необходимо выбрать для себя - что важнее? Что ставить на первое
место. Герой на протяжении всего рассказа претерпевает ряд изменений,
постепенно меняется, и вместе с ним меняются и его приоритеты. Как в любом
человеке с честью и душой, совесть диктует поступать так или иначе. Таким
образом, Раскольников постепенно приходит к выводу, что деньги – не главное в
этой жизни, что он не имел никакого права убивать человека. И только к концу
романа он полностью раскаивается в содеянном происшествии.
Нищета - так же вечная проблема
русского общества. Из-за нищеты люди идут на самые непредсказуемые поступки, о
которых жалеют и за которые расплачиваются всю жизнь.
Люди, в романе, не могут заработать
деньги на своё существование. И сознание этого провоцирует людей к тому, что
постепенно, они опускаются ниже и ниже, занимаются проституцией, воровством.
Примером этому служит Мармеладов, проводивший всё своё свободное время в
распивочных, не заботясь о своей жене и детях, находящихся в бедственном
материальном положении. Соня Мармеладова так же деградировалась, доставая деньги
быстрым путём – проституцией.
Неужели кроме денег ничего святого
больше нет? А как же чувства? Достоевский не мог оставить в стороне самое
ценное достояние человечества. Всё же среди жестокости этого мира не умерли
чувства сострадания и любви. Соня искренне любит Родиона Раскольникова,
доверяет ему и пытается ему помочь, несмотря на признания в убийствах
старухи-процентщицы и Лизаветы. Уже с первых минут в ней проснулось чувство
сострадания к Раскольникову: “…-Что вы, что вы это над собой сделали! – отчаянно
проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и
крепко-крепко сжала его руками”.
На протяжении всего романа Соня не
покидала Раскольникова, в конечном итоге последовав за ним на каторгу, в то
время, когда в богатых слоях общества царствует бездушие и жестокость,
способность пройти мимо чужого горя. Тот же Лужин, желающий жениться на сестре
Раскольникова – Дунечке только потому, что она удовлетворяла всем его
требованиям: была красива и умна, и к тому же не имела денег. Лужин хотел, что
бы Дунечка и её мать полностью зависели от него материально: “…Ошибка была ещё,
кроме того, и в том, что я им денег совсем не давал, - думал он, грустно
возвращаясь в каморку Лебезятникова, - и с чего, чёрт возьми, я так ожидовел?
Тут даже и расчёта никакого не было! Я думал их в чёрном теле попридержать и
довести их, чтоб они на меня как на провидение смотрели, а они вон!”
Нельзя не сказать об еще одной
проблеме, затронутой Достоевским в своем произведении. Это сам город –
Санкт-Петербург, где и происходят все события. Петербург играет очень важную
роль в романе. Этот город усугубляет жизнь человека, влияет на его психику,
разрушая её: “…На улицах жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня,
всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная
каждому петербуржцу. “Вся обстановка на улицах города, хаос, царивший в нём,
люди, населяющие этот город, - всё это может подтолкнуть человека к суицидному
настроению: “…Нестерпимая вонь из распивочных, которых в этой части города
особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее
время, довершали отвратительный и грустный калорит картины.”
Санкт-Петербург известен всем, как
пышный и величественный город, с красивой архитектурой, дворцами и парками. Но
на страницах романа нам представлен тот Петербург, который не может не вызвать
жалости и отвращения одновременно. Жалости к тем людям, которые населяют
большую часть города, жалости к их бесперспективности и безысходности. И
отвращение к тем, кто полностью деградировался, растрачивая свои последние
гроши в зловонных распивочных.
Великое достояние русской литературы
роман Достоевского "Преступление и наказание" по истине учит человека
нравственности, ценности, духовному возвышению человека не только людей XIX
века, но и современное поколение. Обидно, что некоторые люди, прочитав роман,
не понимают смысла и идейного содержания романа.
Ю. Селезнев, вдумчивый и глубокий
исследователь творчества великого мастера русской прозы, так завершил одну из
глав своей книги "В мире Достоевского" (1980): "Идея
Достоевского "красота спасет мир", по нашему убеждению, есть в конечном
счете прямое отражение в идейно-образном мире писателя его непреходящей веры в
духовную красоту народа".
Достоевский как нельзя лучше передал
проблемы народа и общества. И из всего этого вытекает извечный вопрос Руси:
“Что делать?”