Николай Кузанский один из крупнейших философов Эпохи Возрождения.
Николай родился в селении Куза в Южной Германии в 1401 г. В 1423 г. Николай получает звание доктора канонического права. Через несколько лет он стал священником, настоятелем церкви. В 39 лет он пишет свою первую философскую книгу «Об ученом незнании» . Там содержатся основные идеи его учения: идея взаимосвязи природных явлений, совпадение противоположностей, бесконечность Вселенной и о человеке как о микрокосме. В основе всего Николай ставил бога. Но он не был сторонником теории о пребывании бога на небе. Он придерживался идеи о том, что бог нигде и одновременно везде. И интересно показывал это в работе «О возможности бытия» . В начале примера он берет волчок. Если поставить на краю точку и раскрутить ее до максимальной скорости так, что время полного оборота точки равнялась бесконечно малой величине. И таким образом мы видим, что в любой момент времени точка находится в каждой точке описываемого ею круга.
Использование Кузанским математики при анализе философских проблем неслучайно: он серьезно занимался этой наукой. Известно несколько его математических сочинений: «О квадратуре круга» , «О геометрических преобразованиях» , «Математические дополнения» .
Рассматривая геометрические фигуры применительно к бесконечности, Николай пришел к выводу, что в этом случае они изменяют свои свойства: увеличиваясь до бесконечности они отождествляются с бесконечной прямой. Если в мире конечных геометрических фигур круг противоположен прямой, то бесконечное увеличение радиуса круга приведет к совпадению окружности с касательной. Кроме того, если круг увеличить до бесконечности, «разве тогда его диаметр не станет бесконечной линией?» ; а «окружность максимального круга, больше которого не может быть, минимально крива, а стало быть максимально пряма» (Об ученом незнании) Так что, делает вывод Николай, бесконечно минимальная кривизна совпадает с бесконечно максимальной прямизной. То же наблюдается при бесконечном приближении хорды к дуге бесконечно малая хорда совпадает с дугой.
Совпадения противоположностей он демонстрирует также на волчке. Он берет 2 противоположности: покой и движение и показывает их совпадение в движущемся волчке. Чем быстрее крутится, тем ровнее и спокойнее он себя ведет.
Поясняя принцип совпадения, Николай пишет, что минимум и максимум представляют собой превосходную степень. Максимальное количество есть максимально великое количество, минимальное - максимально малое количество. И если убрать количество, максимум и минимум совпадут. Таким образом, понятие количества неприменимо к абсолютному максимуму и минимуму, которые являются чисто качественными понятиями.
В одной из своих работ, за 100 лет до Коперника, Кузанский пишет: «Вселенная есть сфера, центр которой всюду, а окружность нигде» . Поскольку Кузанский подверг сомнению идею неподвижного центра Вселенной, Земля неизбежно должна была лишиться своего центрального положения. В трактате «Об ученом незнании» Николай без всяких оговорок пишет «... наша Земля в действительности движется, хотя мы этого не замечаем» . Так же по его мнению движется и Солнце. Все движется во Вселенной. Он пишет это в то время, когда идея плоской Земли как центре Вселенной не вызывает сомнений.
Движение во Вселенной, согласно Николаю, универсально, вся она, буквально пронизана переходами из одного состояния в другое. Здесь же была заложена еще одна интересная идея. Движение есть развертывание покоя: «... единство есть покой, поскольку в нем свернуто движение, которое, если пристально рассмотреть, есть расположенный в ряд покой» .
«Вечно движущаяся Вселенная не имеет ни центра, ни окружности, ни верха, ни низа, она однородна, в разных частях ее господствуют одинаковые законы» .
Он пошел дальше и предположил обитаемость других миров: ни одна из звездных областей, по его мнению, не лишена обитателей. Через полтора века за провозглашение этой идеи поплатился жизнью Джордано Бруно, поскольку она подрывала христианское учение об искуплении, совершившемся единственный раз на Земле.
Для Николая это прошло без последствий из-за его сана.
Он предложил реформу юлианского календаря, давно нуждавшегося в улучшении (правда она была проведена только полтора столетия спустя) .
В 1448 г. Он получил звание кардинала. Николай очень любил путешествовать и первым составил географическую карту Европы. Но одновременно с этим успешно делал себе карьеру. В 1450 г. Он становится епископом Бриксена. А через три года заканчивает книгу «О согласии веры» - где проводит мысль о единстве веры для разумных существ. В 1464 г. «Опровержение Корана» - Николай указывает связь между исламом и христианством.
Постепенно он приходит к идее о развитии от низшего к высшему. Гармония по его мнению состоит из взаимно пропорциональных высокого и низшего.
Он очень высоко ставил человека:
Человек - есть второй бог. Он способен творить
Люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к знанию и ищут ему применение
Человек - микрокосм, или малый мир.
«Никто не тождественен другому ни в чем - ни ощущениями, ни воображением, ни разумом, ни исполнением, будь то в писании, живописи или другом искусстве» (Об уч. незн.) Мир, пишет он, достигает полного совершенства в человеке, высшем звене природы.
Познание вещей человек осуществляет посредством ума, с помощью чувств. Кузанский уподобляет тело городу с пятью воротами, которые сообщаются с миром. Через них, к человеку приходят послы и сообщают об окружающем мире. Более истинно описание тогда, когда открыты все ворота. Все полученное человек располагает на карте, затем отсылает послов, закрывает двери, обращается к себе и при помощи рассудка исправляет неточности сообщенного послами. Разум движется к истине, и этот процесс бесконечен, подобно тому, как многоугольник при бесконечном увеличении числа сторон приближается к кругу. Но многоугольник никогда не станет кругом, подобно этому, разум никогда не сможет постичь истину до конца, хотя бесконечно будет приближаться к ней.
Он не отрицал судьбы. Но человек, считал он, обладает свободой выбора. В большей степени человек предопределяет свое будущее.
Некоторые мысли Кузанского до сих пор живы в разговорной речи. Так, например, высказывание: «Мы живем в придуманном мире» , есть не что иное, как мысль Николая, высказанная в работе «Берилл» .
«Наш интеллект не способен очистить свои понятия от воображения» , т.е. считал, что мы живем в мире, придуманном нами самими.
Николай Кузанский умер в Италии в 1464 г.