Летописи

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневеко-
вые летописи. В архивах , библиотеках и музеях их насчитывается нес-
колько сот , но по существу это одна книга , которую писали сотни ав-
торов , начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.

Сначало надо определить , что же такое летопись. В большом энцик-
лопедическом словаре написанно следующее : " Историческое произведе-
ние , вид повествовательной литературы в России 11 - 17 веков , сос-
тояли из погодных записей , либо представляли собой памятники сложно-
го состава - свободные своды. " Летописи были общерусскими (" По-
весть временных лет ") и местными (" Новгородские летописи "). Летопи-
си сохранились главным образом в поздних списках.

Первым начал изучать летописи В.Н.Татищев. Задумав создать свою
грандиозную " Историю Российскую " , он обратился ко всем известным в
его время летописям , разыскал много новых памятников. После В.Н.Тати-
щева изучением летописей , конкретно " Повесть временных лет " , зани-
мался А.Шлецер. Если В.Н.Татищев работал ~ вширь ~ , соединяя дополни-
тельные сведения многих списков в одном тексте и как бы идя по следам
древнего летописца - сводчика , то Шлецер работал ~ вглубь ~ , выяв-
ляя в самом тексте массу описок , ошибок , неточностей. Оба исследова-
телских подхода при всем своем внешнем различии имели сходство в од-
ном : в науке закреплялась мысль о непервоначальном виде , в котором
до нас дошла " Повесть временных лет ". Это и есть большая заслуга
обоих замечательных историков. Следующий крупный шаг был сделан извес-
тным археографом П.М.Строевым. И В.Н.Татищев , и А.Шлепцер предсавля-
ли себе " Повесть временных лет " , как создание одного летописца , в
данном случае Нестора. П.М.Строев высказал совершенно новый взгляд на
летопись , как на свод нескольких более ранних летописей и такими сво-
дами стал считать все дошедшие до нас летописи. Тем самым он открыл
путь не только к более правильному с методической точки зрения иссле-
дованию дошедших до нас летописей и сводов , которые не дошли до нас в
своем первоначальном виде. Необычайно важным был следующий шаг , сде-
ланный А.А.Шахматовым , который показал , что каждый из летописных
сводов , начиная с 11 века и кончая 16 веком , не случайный конгломе-
рат разнородных летописных источников , а историческое произведение со
своей собственной политической позицией , продиктованной местом и вре-
менем создания. Так историю летописания он связал с историей страны.
Возникла возможность взаимопроверки истории страны , историей источни-
ка. Данные источниковедения стали не самоцелью , а важнейшим под-
спорьем в воссоздании картины исторического развития всего народа. И
теперь , приступая к изучению того или иного периода , прежде всего
стремятся проанализировать ворпос о том , каким образом летопись и ее
сведения связанны с реальной действительностью. Так же большой вклад в
изучение истории русского летописания внесли такие замечательные уче-
ные , как : В.М.Истрин , А.Н.Насонов , А.А.Лихачев , М.П.Погодин и
многие другие.

Существует две основных гипотезы относительно " Повести времен-
ных лет ". Первой мы рассмотрим гипотезу А.А.Шахматова.
История возникновения начальной русской летописи привлекала к се-
бе внимание не одного поколения русских ученых , начиная с В.Н.Татище-
ва. Однако только академику А.А.Шахматову удалось в начале нынешнего
столетия разрешить вопрос о составе , источниках и редакциях " Повес-
ти ". Результаты его исследований изложенны в работах " Разыскания о
древнейших русских летописных сводах " ( 1908 год. ) и " Повесть вре-
менных лет " ( 1916 год. ). В 1039 году в Киеве учредили метропо-
лию-самостоятельную организацию. При дворе митрополита был создан
Древнейший Киевский свод , доведенный до 1037 года. Этот свод , пред-
полагал А.А.Шахматов , возник на основе греческих переводных хроник и
местного фольклерного материала. В Новгороде в 1036г. создается Новго-
родская летопись , на основе которой в 1050г. возникает Древний Новго-
родский свод. В 1073г. монах Киево-Печерского монастыря Нестор Вели-
кий , испоьзуя древнейший Киевский свод , составил первый Киево -
Печерский свод , куда включил исторические события происшедшие после
смерти Ярослава Мудрого ( 1054г. ). На основании первого Киево-Печер-
ского и Новгородского свода создается второй Киево-Печерский свод.
Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники материа-
лами греческих хронографов. Второй Киево-Печерский свод и послужил ос-
новой " Повести временных лет " , первая редакция которой была создан-
на в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестером , вторая
редакция - игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и
третья - неизвестным автором в том же монастыре в 1118 году.

Интересные уточнения гипотезы А.А.Шахматова сделанны советским
исследователем Д.С.Лихачевым. Он отверг возможность существования в
1039г. Древнейшего Киевского свода и связал историю возникновения ле-
тописания с конкретной борьбой , которую вело Киевское государство в
30-50 годах 11 столетия против политических и религиозных притязаний
Византийской империи. Византия стремилась превратить церковь в свою
политическую агентуру , что угрожало самостоятельности Русского госу-
дарства. Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в сере-
дине 11 века. Политическая борьба Руси с Византией переходит в откры-
тое вооруженное столкновение : в 1050г. Ярослав посылает войска на
Константинополь во главе со своим сыном Владимиром. Хотя поход Влади-
мира закончился поражением , Ярослав в 1051г. возводит на митрополи-
чий престол русского священника Иллариона. Это еще больше укрепило и
сплотило русское государство. Исследователь предполагает , что в 30-40
годы в 11 веке по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена за-
пись устных народных исторических преданий о распространении христьян-
ства. Этот цикл послужил будущей основой летописи. Д.С.Лихачев предпо-
лагает , что " Сказания о первоначальном распространении христьянства
на Руси " были записанны книжниками киевской митрополии при Софийском
соборе. Очевидно , под влиянием пасхальных хронологических таблиц-пас-
халий , составляющихся в монастыре. Никон предал своему повествованию
форму погодных записей - по ~ летам ~. В созданный около 1073г. пер-
вый Киевско-Печерский свод Никон включил большое количество сказаний о
первых русских , их многочисленных походах на Царьград. Благодаря это-
му свод 1073г. приобрел еще более антивизантийскую направленность.
В " Сказаниях о распространении христьянства " Никон придал летописи
политическую остроту. Таким образом первый Киево-Печерский свод явил-
ся выразителем народных идей. После смерти Никона работы над лето-
писью непрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря и в
1095 году появился второй Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печер-
ский свод продолжал пропоганду идей единства русской земли , начатую
Никоном. В этом своде также резко осуждаются княжеские междоусобице.
Далее в интересах Святополка на основа второго Киево-Печерского свода
Нестером создается первая редакция " Повести временных лет ". При Вла-
димире Мономахе , игумен Сильвестр по поручению великого князя в 1116
году составляет вторую редакцию " Повести временных лет ". Эта редак-
ция дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году в Вы-
дубицком монастыре неизвестным автором была созданна третья редакция "
Повести временных лет ". Она была доведена до 1117г. Эта редакция луч-
ше всего сохранилась в Ипатьевской летописи.

В обоих гипотезах есть много различий , но обе эти теории доказы-
вают , что начало летописания на Руси является событием огромной важ-
ности.