Фернан Бродель родился в 1901 году во Франции, окончил Сорбонну. После этого преподавал в Париже, Сан-Паулу, Алжире. С 1949 г. заведовал кафедрой современной цивилизации в Коллеж де Франс, а с 1956 г. руководил VI Секцией Практической школы высших исследований. Интересы Броделя-историка связаны с экономическим направлением в исторической науке. Из его работ следует выделить трехтомное исследование "Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV — XVIII вв” . Я пишу реферат по книге, которая представляет собой обобщенное изложение основных идей этого масштабного исследования.
В ходе работы над книгой Броделю пришлось столкнуться со множеством проблем, связанных с необходимостью обработки огромной массы документов, со спорами вокруг самого предмета занятий — ведь никакой экономики "в себе", разумеется, не существует. В экономической истории исследователь-историк сталкивается со всеми теми проблемами, которые вытекают из существа его науки: перед ним — глобальная история людей, хотя и рассматриваемая с определенной точки зрения.
Это история таких людей, как Жак Кёр или Джон Лоу, в то же время это история великих событий, история конъюнктуры и кризисов. Здесь-то и кроется трудность, ибо, когда перед взором предстают четыре века истории всего мира, неизбежно возникает вопрос: как представить такое множество фактов и их объяснений? Фернан Бродель решил остановить свой выбор на, так называемой, постоянной игре глубинных тенденций к равновесию и его нарушению в длительной исторической перспективе. Наиболее существенной чертой экономики доиндустриального периода ему представляется сосуществование жесткого и неподвижного, тяжеловесного механизма все еще примитивной экономики с локальным и ограниченным, но в то же время живым и мощным ростом современных экономических структур. В этот период мы можем наравне с крестьянами, живущими в своих деревнях почти без всякой связи с внешним миром, увидеть распространение рыночной экономики и капитализма растекающихся, подобно масляному пятну, постепенно расширяющих производство.
Итак, можно сказать, что существуют, по меньшей мере два мира, весьма непохожих друг на друга. Удельный вес каждого из них может быть однако выведен и объяснен исходя из другого. Исходным моментом стала повседневность — та сторона жизни, в которую мы оказываемся вовлечены, даже не отдавая в том себе отчета, — привычка, или даже рутина, эти тысячи действий, протекающих и заканчивающихся как бы сами собой, выполнение которых не требует ничьего решения и которые происходят, по правде говоря, почти не затрагивая нашего сознания. Все это автор попытался охватить удобным, но довольно всеобъемлющим терминов "материальная жизнь" . Конечно, это составляет лишь одну сторону деятельной жизни. Бродель хотел увидеть сам и показать другим эту обычно едва замечаемую историю — как бы слежавшуюся массу обыденных событий. Такова путеводная нить это книги. Ее цель — доскональное исследование упомянутых сторон жизни.
В книге Фернану Броделю пришлось использовать два термина: "мир-экономика" и "мировая экономика", причем первое понятие важнее, чем первое. Если под мировой экономикой понимается экономика мира, взятого в целом, то под выражением мир-экономика, он понимал экономику лишь некоторой части нашей планеты в той мере, в какой она образует экономически единое целое. По словам автора термин "мир-экономика" состоит трех существенных признаков:
Эти сосуществующие экономики, связанные между собой крайне ограниченными обменами, делят между собой почти все населенное пространство планеты, исключая ту территорию, где торговля слабо развита.
Стране с огромными ресурсами проще жить в замкнутом мире-экономике, наприер: Россия до появления Петра Великого представляла собой мир-экономику, живший своей жизнью и замкнутый в себе. Огромная Оттоманская империя до конца XVIII века также представляла собой один из таких миров-экономик. В то же время, империя Карла V или Филиппа II, несмотря на свои огромные размеры, не была отдельным миром-экономикой: с самого своего появления она оказалась включенной в широкую сеть древней и живучей экономики, образовавшейся на основе европейской. Ибо еще до 1492 года, до путешествия Христофора Колумба, Европа и Средиземноморье уже представляли собой мир-экономику с центром в славной Венеции. Этот мир расширится в результате Великих географических открытий, захватит Атлантику, острова и побережье американского континента, медленно проникая в его глубь; он будет также наращивать связи с другими, пока еще самостоятельными мирами-экономиками — Индией, Малайским архипелагом, Китаем. В то же время в самой Европе произойдет смещение его центра тяжести с Юга на Север, в Антверпен, а затем — в Амстердам, а не — заметьте — в центры Испанской или Португальской империй — Севилью и Лиссабон.
Медленно деформируясь миры-экономики отражают глубинную историю мира. Задача состоит в том, чтобы показать, каким образом последовательный ряд миров-экономик, создававшихся на основе Европы и европейской экспансии, объясняют — или не объясняют — игры капитализма и его собственную экспансию.
Эти типичные миры-экономики явились матрицами европейского, а затем и мирового капитализма. Каждый раз при утрате прежнего центра происходит возвышение нового, как если бы мир-экономика не мог существовать без центра тяжести, без некоего полюса. Такие утраты старого и обретения нового центра происходят, однако, редко, что еще более подчеркивает значение этих событий. В случае Европы и примыкающих зон, которые она как бы аннексировала, возникновение единого центра произошло в 80-е годы XIV века, и таким центром стала Венеция. Около 1500 года произошел внезапный гигантский скачок, в результате которого центр переместился из Венеции в Антверпен, затем, в 1550-1560 годы, центр вернулся в (90) Средиземноморье, но на этот раз в Геную, наконец, в 1590-1610 — новое перемещение — в Амстердам, остававшийся устойчивым экономическим центром европейской зоны в течение почти двух веков. Лишь в период между 1780 и 1815 годами этот центр переместится в Лондон. В 1929 году, преодолев Атлантический океан, он оказывается в Нью-Йорке.
Как бы то ни было, похоже, что возникновение, исчезновение и смена центра обычно связаны с продолжительными общими кризисами экономики, поэтому, конечно же, их роль необходимо учитывать, вступая на нелегкий путь изучения макромеханизмов, ответственных за изменение общего хода истории.
Точный эквивалент термину "мир-экономика" в русском языке существует, возможно, это "замкнутое экономическое пространство".