Информационное телевизионное вещание в г.Красноярске: основные принципы

Кафедр
а
журналистики
Дипломный видеофильм
студентов5 курса Красноярск -
1995 Глава 1. Глава 2. Приемы
информационного телевещания программы
Специфика работы тележурналистов красноярских программ
новостей: Заключение. Сегодня в Красноярске регулярно выходят в
эфир три местные телевизионные программы новостей. Что мыпонимаем под термином
программа новостей ? - постоянное место в структуре недельной и дневной
программы; - многотемность основной части выпусков, сочетающихся со
специализированными по тематике выпусками(спортивные, экстренные и
др.); - мозаичный характер построения при наличии определенного
постоянства (рубрики, указывающие на принадлежностьмножества событий к единому
временному интервалу, постоянных ведущих); -
cочетание различных видов выпусков и передач, различающихся наличием
оперативности, характером и объемомкомментирования, регулярностью выхода в
эфир [11. - с.65].
Красноярской государственной телерадиокомпании Центр России выходитв
эфир ежедневно, кроме воскресенья, на 4 общероссийском телевизионном канале,
вещая в 19.00 практически на всю территорию Красноярского края, а в 17.30 -
соспецвыпуском - на Север края. В программе четверо постоянных ведущих
(А.Соколов, А.Бендина, В.Власов и Т.Паршинцева), ее верстка стабильна. В19-
часовом выпуске, идущем в прямом эфире , есть устоявшаяся система
подачи 12 - 15 видеосюжетов по тематическим блокам.
,в случае необходимости, выходит в эфир со
спортивными, политическими и экономическими спецвыпусками. Программа
выходят в эфир
с оригинальными выпусками ежедневно, кроме воскресенья, на 6красноярском
телевизионномканале, вещая в 15.00, 20.00 и 23.00 на Красноярск и на некоторые
регионы края. В программе пятеро постоянных ведущих (И.Долгушина,Д.Чечкин,
В.Востров, О.Альберг и А.Клюкин), верстка соответствуют понятию программа
новостей . выходят в
эфир с оригинальными выпусками ежедневно, кроме воскресенья, на 9красноярском
телевизионном канале, в 20.30 и 23.30 на Красноярск и на некоторые территории
края. В трое постоянныхведущих
(С.Ким, И.Третьякова и С.Видов), верстка всех выпусков программы стабильна.
Сюжеты идут по тематическим блокам. Можно с уверенностью сказать,что
Американские теоретики журналистики насчитывают
у средств массовой информации... 5 основныхфункций: 1)информировать,
2)развлекать, 3)влиять на аудиторию, 4)размещать рекламу и 5)распространять
культуру [25. - с.173]. Для телевизионнойпрограммы новостей определяющей
является 1-я функция - информировать зрителя о событиях в окружающем его мире.
Начав сознательную жизнь, человек все меньшийобъем информации получает
посредством прямого контакта и все больший - из вторичных источников, в том
числе, из средств массовой информации. Здесь задачажурналиста - по возможности
не исказить новость, чтобы донести ее до зрителя в наибольшей полноте.
Хорошие журналисты стараются не привноситьсобственное мнение в сюжет и
представляют все стороны проблемы честно, объективно и точно [25. -
с.174]. Однако не нужно забывать, что зрительтоже обладает собственным мнением,
и, видя сюжет, в котором даются несколько точек зрения на проблему, зачастую
зрители отрицательно реагируют на темоменты, которые расходятся с их личным
мнением. Исходя из этого, в тележурналистике применяются, в основном, 2 подхода
к новости - безоценочная передачатолько фактов и рассказ о событии,
сопровождаемый комментарием автора или ведущего. В своей работе мы собираемся
показать, например, что и
программа Кроме этого,
существуют и другие концептуальные различия в подходах к осуществлению
информационноготелевещания тремя красноярскими программами новостей.
В связи с изложенным, представляется достаточно актуальным изучение различных
подходов в телевизионнойподаче новостей в Красноярске. - выявить конкретные приемы информационного
телевещания трех красноярских программ новостей:
- проследить специфику работы
ведущих, репортеров, операторов и режиссеров трех красноярских программновостей
согласно принципам их вещания. - изучение литературы о
проблемах информационного телевизионного вещания; - анализ выпусков местных
программ новостей. Принципы информационноготелевизионного
вещания в г.Красноярске Думается, подобные исследования должны периодически
повторяться. Это может быть полезным дляизучения происходящих с течением времени
изменений в принципах вещания информационных телепрограмм
Красноярска. С развитием общественных потребностей в расширении сети
телеинформационных программ, улучшением качествавидеотехники, а также повышением
профессионализма журналистов, работающих в системе телевизионной информации,
новостийные принципы вещанияместных программ новостей будут
меняться. Материал данного исследования, на наш взгляд, будет
полезен студентам при изучении курса Тележурналистика . Видеофильм
может быть также использован в спецпрактикуме Мастерство журналиста
и представляет определенныйинтерес для тележурналистов-практиков,
специализирующихся на информационных
программах. Практически по всем последним рейтингам
красноярских социологов ВЦИОМа и БМ-рекламы Новости Афонтово впервые
появились на красноярских экранах чуть больше двух с половиной летназад. Их
возглавили ушедшие из программы популярные ведущие
Ирина Третьякова и Сергей Ким, которых пригласил насоздаваемый 9 телеканал его
директор Александр Карпов. его создатели поставили перед
собойсверхзадачу: сделать на местном уровне новое телевидение .
, которую тогда возглавляла
Ирина Долгушина, Чтобы привлечь внимание телезрителей, Сергей Ким и Ирина
Третьяковасделали ставку на принципы американского телевидения. Для этого в
редакцию приглашались американские специалисты, изучались подходы американцев к
способамосвещения событий. - С самого начала
существования Афонтово мы работаемпо учебным программам с
американцами, с Москвой, с коллегами в других городахРоссии, то есть, мы очень
много обмениваемся опытом. Мы вышли на уровень международный. Только что Сергей
Видов вернулся из Вашингтона, Наташа Ивановавот-вот вернется из Англии. Сергей
Ким два раза был за границей - очередная поездка ожидается на WTN в сентябре.
Поедут туда ведущие Новостей ирежиссеры. избрали освещение
максимальновозможного количества событий, происшедших в городе. Причем зачастую
это новости, затрагивающие лишь небольшую часть аудитории, например, одну школу
илисемью. Таким событиям, как правило, другие новостийные телепрограммы уделяют
мало внимания. Для Афонтово , тем не менее, это являетсянеотъемлемой
частью их концепции. НовостяхАфонтово принято предоставлять слово
участникам, очевидцам события либо официальным лицам. Во многих сюжетах дается
интервью с местасобытия, что, кроме достоверности, положительно влияет на
зрелищность репортажа. на сегодняшний день - это единственная программа, в
которой тщательно продуман стиль оформления. Начиная перебивками и
заканчивая выгородкой , Первыми в
Красноярске афонтовцы переняли из мирового опыта идею оформления микрофонов и
камерфирменными знаками программы. Уже позже фирменные знаки появились на
микрофонах и камерах . Очень большое
значение придаетсяна Афонтово графическому оформлению пространства
экрана. Для этого активно применяется компьютерная графика и спец.эффекты.
Конкретный примериспользования компьютеров - это заставка, уровень исполнения
которой гораздо выше, чем у конкурентов. Кроме того, компьютерной графикой
оформлены и прогнозпогоды, и сообщения службы 005 . В совокупности
все это намного повышает профессионализм специально подчеркивалисобственную
американизированность , то в последнее время они все чаще отмечают,
что несмотря на это, они принадлежат к российскому телевидению.По нашему мнению,
это связано с изменением конъюнктуры телезрителя, который пресытился различной
американской кино- и видеопродукцией. Но, приспосабливаясодержание новостей к
потребностям российского зрителя, Один из принципов своей работы Новостях ТВК очистить фактот какого-
либо субъективного подхода - Конечно, новость.
Безусловно, факт. Потому что все остальное - для других передач. Мы считаем, и
лично я считаю, что эта оценка интересна мне, вкрайнем случае, трем-четырем моим
приятелям. Все остальные люди должны получить факт, по возможности, без моей
оценки. Практика показывает, что полностью отказаться от оценки
нельзя. У каждого человека есть собственныйвзгляд на ту или иную проблему. Здесь
речь идет лишь о том, чтобы свести это отношение к минимуму. По словам Ирины
Третьяковой, репортер свободен в своихмнениях, и строгого контроля за ним нет.
Но после эфира репортер будет отвечать за явно выраженную в сюжете
оценку. Новостей
Афонтово беспрепятственно вернуться на местосъемок еще
раз - Даже если ты делаешь любой критический
материал, даже если ты делаешь репортаж из камеры смертника, ты все равно должен
сделать такой материал, чтобытебе не было стыдно прийти туда во второй раз.
Чтобы ты этого человека не обидел, не извратил смысл его выражений, не говорил с
ним об одном, а потом наэкране сказал другое. Ты можешь в пух и прах развеять
какую-то позицию, ты можешь вывести их на чистую воду, но ты должен прийти и
сказать: Вот уменя факты, о которых мы говорили, факты, которые я сам
узнал. Если у тебя есть другие факты, я сейчас их запишу, завтра -
расскажу . Но так, чтобы я в глазаговорил одно, а потом вывернул ситуацию
на другое - это просто невозможно представить. события. Помнению руководства программы, политические пристрастия
репортеров не должны мешать зрителю воспринимать событие во всем его объеме.
Помимо фактологическойточности, это еще и хорошая возможность конструктивно
работать с существующей властью. Естественно, если у руля окажутся
люди, плохо относящиесяк частному телевидению и независимости средств массовой
информации, - По большому счету, мы действительно боимся
всяких революционных потрясений. Была бы стабильная власть, были бы стабильные
предприятия,экономика, политика и так далее, - и тогда нам вообще ничего не
страшно. Потому что все остальное в условиях стабильности мы
решим. - Мы боимся, во-первых, зависимости от
определенных структур - властных, финансовых, прочих. Очень просто попасть в
зависимость, и оченьнепросто потом от нее избавиться. На сегодняшний день я
оцениваю позицию как самую
независимую. Мой корреспондент может делать любой сюжет, как он считает и как он
его видит. Никакой цензуры у нас несуществует. Слабое место любой
частной телекомпании - то, что она зависит от спонсоров и рекламодателей. С
другой стороны, этосвоеобразный катализатор прогресса , при
отсутствии которого деньги потекут к конкурентам. Этим же обстоятельством
определяется и обилие рекламы в . В
каждой программе - по 2 рекламных блока, и еще по одному - перед программой и
сразу после ее окончания.Длина каждого блока - не более 4 минут.
Этим же, в какой-то мере, объясняется отношение руководства 9 канала к программе
новостей как наиболеепопулярной, стабильной и интересной программе. Поэтому
приоритетное финансирование канала идет именно на новости. Кроме того, любая
программа,которая помешала бы выходу в эфир новостей, по мнению руководства
канала, должна быть прервана вне зависимости от возможных последствий. А время
выходавыпусков - Когда мы создавали канал, не новостям мы
окружение выбирали, а мы делали совсем наоборот. В сетку вещания мы ставили
сначала Новости как главную и основную нашу программу. И уже вокруг
Новостей строится сетка. И уже не важно - куда, какой фильм
поставить? Новости священны. Ни один раз из-за какой-нибудь передачи
Новости не переносились. Это себе невозможно представить, это,
какбы, табу. Новости - это главная программа нашей телекомпании. Да
и любой должна быть. . Оригинальные выпуски -вечером, в
20:30 и 23:30, а на следующий день двадцатичасовой выпуск повторяется в 9 часов
утра. Каждому выпуску отводится по 27 минут. Это примерно15 - 17 сюжетов, 2
рекламных блока, сообщения службы 005 , Центра стандартизации, курсы
валют и устные информации. Хронометраж обычного сюжета в ограничен 1 минутой. Если событие неординарное,
хронометраж может быть увеличен. Как, например, было в случае савиакатастрофой
под Ванаварой. - Когда упал самолет под
Ванаварой, этот сюжет шел самым первым в выпуске, потому что это очень серьезная
информация, которая интересовала,скажем так, практически всю аудиторию
Новостей . Так, мы заявили, что наш корреспондент вернулся из
командировки, буквально, тремя словами (онвернулся за несколько минут до эфира),
а в ночных мы поставили этот сюжет вверх, с него открывали выпуск, и
он шел практически 2 минуты с копейками . заметно
отличается отаналогичного показателя в . Часто они являются лишь связующим
звеном междусюжетами. Устные информации в . С этим, кстати, связанои то, что ведущие
НовостейАфонтово - Устные новости
- это только то, что мы не смогли снять, не успели снять, или то, что еще только
произойдет. заметно отличается от верстки новостей двух
другихкрасноярских телекомпаний. - принципиально
отличается от верстки новостей других телекомпаний в Красноярске.Это уже многие
заметили, потому что, во-первых, она очень сильно зависит от рекламных включений
(и погода у настоже разбита, таким образом, на 3 блока), и, в зависимости от
этих рекламных включений, весь выпуск новостей делится на 3 информационных
блока. В первый блок, как правило, попадают официальные события из
разряда наиболее важных для города или простоважные новости: экономические,
деловые, визиты высоких гостей. Второй блок обычно начинается тоже с важной
криминальной или экономической информации. Втретий блок попадают новости спорта,
культуры, различные хобби - то есть, по словам Ирины Третьяковой,
приятная информация. Внутри строение блоков подчинено
определенным законам. Каждый блок начинается с самой важной в блокеустной
информации, за которой следует самый важный в блоке сюжет. Есть и свои тонкости.
Например, какой бы важной ни была спортивная информация, она в лучшемслучае
может попасть лишь в начало третьего блока. В то же время, сюжеты к празднованию
50-летия Победы шли обычно в самом начале программы. Верстка выпуска
начинается с утра, когда ответственный редактор делает так называемую
грубуюверстку . Далее к верстке подключаются продюсер новостей, а
затем и ведущий выпуска. - использование такназываемых
дразнилок . Чтобы не потерять зрительский интерес во время рекламных
вставок, продюсер (С.Видов) или один из репортеров (чаще всего,К.Арутюнян)
делают короткий анонс одного из наиболее важных сюжетов из следующего за
рекламой блока новостей. Вот пример такой дразнилки . нестандартное построение прогноза погоды . Делаетсясвоеобразная
отводка от предыдущего сюжета или рассказывается о чем-то, совсем не
связанном с новостями. Чаще всего этим занимается режиссер Принципы отбора информации в у зрителя в - давать больше , по словам С.Кима,
- Мы считаем, что
зритель в Красноярске очень устал от черноты , от безысходности, от
тех проблем, с которыми онсталкивается каждый день. Мы стараемся щадить зрителя,
стараемся заражать его положительной энергией. излишняяфактологичность подачи информации, когда репортер лишь
излагает само событие, причем, иногда ему даже приходится повторять в начитке
видеорядсюжета. Между тем Евгений Прохоров в учебнике по тележурналистике
отмечает, что в сюжете текст не должен описывать изображаемое на
экране , и в то же время, он не должен быть абстрактным [17. -
с.209-210], отвлекаться от основной идеи сюжета. Также авторы брошюры
Теле- ирадиоинформация уточняют: текст... должен
, конкретизировать, расшифровывать изображение, не повторяя
того, что прочитывается на экране [3. - c.18]. - В большой степени у нас информации устные
идут сами по себе, а видеосюжеты - сами по себе. Мы пытаемся, чтобы они были
взаимосвязаны, послеполитики шла политика или, там, экономика (но никак не
политика - культура), то есть, чтобы не было совсем мешанины. Но, тем не менее,
нарезка достаточно лапшой . понимают, что после пика зрительского интереса,
которыйдлится обычно 2-3 года, популярность программы начинает падать.
Журналисты готовятся к этому и постоянно ищут новые формы подачи информации.
Например, кактолько на основе данных социологического исследования они понимают,
что заставка и выгородка надоели
зрителям,появляются новые варианты оформления. Большие возможности открывает
перед Именно благодаря тому, что они
не боятся экспериментов, программы в 20.30, занимающего 1-е
место по городу Красноярску врейтинге БМ-рекламы , идет
девятнадцатичасовой выпуск программы самое
большое количество телезрителей по краю. Это связано с тем, что на значительной
части территории края у Из редакций всех новостийных
программ Красноярска редакция - самая
молодая.После ухода команды Ирины Долгушиной на ТВК год назад главным редактором
программы стал Мисак Нахшкарян,
известныйтелезрителям как постоянный автор и ведущий программы Де-
юре . С 1 июня прошлого года и по сей день коллектив еще создается, что,
безусловно,отражается на творческом процессе. Но несмотря на это, программа
ежедневно выходит в эфир и имеет своего зрителя. Уже в течение 5-ти лет
практически водно и то же время зрители могут увидеть программу на своих экранах и, как отмечают
некоторые критики,часть аудитории смотрит ее по старой памяти, вспоминая
программу, которую делала Ирина Долгушина, так называемый, старый
ИКС . Но это - меньшая часть аудитории. Например, жители
одной из деревень Красноярского края вообще невидят разницы между программами
Российской телерадиокомпании и краевого телевидения и смотрят
ИКС
стабильно популярен -его государственная принадлежность. Аудитория считает, что
у государственной программы новостей всегда будет доступ к наиболее достоверной
информации, и чтоэта программа выражает мнение властных структур. На самом же
деле, это - заблуждение, поскольку слишком строгого контроля со стороны власти
надредакцией нет. Зачастую в репортажах программы
журналисты подвергают весьма острой критике городскую, краевую и
федеральнуювласти. Эта критика, пожалуй, самая сильная из всех трех программ.
Естественно, существует цензура, но она внутренняя. Функции цензоров выполняют
главныйредактор и заместитель генерального
директора КГТРК Центр России , без подписи которых ни один выпуск не
можетбыть выдан в эфир. не появится ни одного сообщения о том, как
судится та или иная компания с тем-то, или на когов суд подали, или кто что
купил, или куда поехал, или кого уволили, или кого назначили. Нет.
Государственное подчинение программы обуславливает своеобразный стиль подачи
информации как ведущими, так ирепортерами. - принцип их работы.
Стиль их одеждыдолжен быть достаточно консервативным, таким же преимущественно
должен быть их языковой стиль. - Всегда
Новости воспринимались как официальная программа. То, что там
сказано, значит, это так есть, так будет, так случится. Что это -позиция
государства. А в России львиная доля людей - это, все-таки, люди-
государственники. И, конечно, с уважением они к этому относятся. И кведущему они
отнесутся как к представителю государства. , наверное, самая жесткая из всех 3-х краевых
программ новостей верстка сюжетов.Если не случается ничего экстраординарного, в
начале программы располагается блок сюжетов, связанных с политикой. Это, как
правило, различные совещаниягородского и краевого уровня. С недавних пор
принципом стало перекрывать видеоряд совещания
видеорядом из архива, который касаетсяконкретной темы сюжета. За
политикой следует блок экономических сюжетов. Предпочтение отдается теме
государственных предприятий икрупных акционерных обществ. После
блока экономической информации идет блок, связанный с коммунальными услугами.
Именно здесьпоявляются сюжеты о бытовых проблемах жителей Красноярска и
края. Потом настает время блока сюжетов о социальных проблемах
населения. Здесь же идут материалы о медицине инауке. отказывается от голой статистики:
сколько преступлений зафиксировано и сколько звонков о пожарах оказались ложными
(как делают
После криминальной хроники идет блок сюжетов о культуре. Здесь наиболее часты
сюжеты о театральныхпремьерах и выставках художников. Неудачным является то, что
после 19 часов очень редко происходят выезды журналистов
насъемки. Это связано с не совсем продуманной
организацией работы водителей. Но именно после 19 часов происходит очень много
культурных событий. ИКСа (В.Власов). Как показали последние
рейтинги, этот шаг редакции былдостаточно хорошо принят зрительской аудиторией.
Выделение спорта в отдельный блок подняло общий рейтинг программы. Это связано с
тем, что определенная частьзрительской аудитории интересуется спортом, и
ежедневное его появление в эфире с постоянным ведущим способствует оценке
программы в целом как стабильной. В каждом спортивном блоке
присутствуют и федеральные новости, если они касаются краевого спорта.
Версткаспортивного блока довольно проста: сначала идут федеральные спортивные
новости с участием красноярских спортсменов, затем результаты краевых и
главныхгородских соревнований. Далее (через перебивки) идут спортивные сюжеты.
Потом следуют анонсы соревнований на ближайшие 2-3 дня. Хронометраж
спортивныхсюжетов ограничен, как правило, 40 секундами, если масштаб события не
требует большего. В спортивных блоках наиболее часто используются спец.эффекты
примонтаже. Здесь есть поле для эксперимента. свойственен очень пристрастный отбор сюжетов,
идущих в эфир. Главным здесьслужит то, что программа идет на весь край. (У нее -
единственной из всех трех красноярских программ новостей есть свои штатные
собкоры в городах и районахкрая. Это Иван Гисич в Назарово, Тамара Попова в
Лесосибирске, Татьяна Горейнова в Шушенском и Петр Капустин в Канске.) Главный
критерий отбора сюжета- это его актуальность для большинства телезрителей.
- События, как такового, сегодняшнего, может и не
быть. Может быть освещен на данный момент какой-то процесс. Он имеет,
соответственно, какую-тоцену, значимость для зрителя. Если этот процесс важный
- независимо от того, то ли он начался сегодня, то ли ондлится уже несколько лет
и принял какой-то новый виток, его нужно осветить. снимать небольшиемероприятия.
О них, как правило, говорится в устных информациях. Это объясняется и
относительной краткостью выпуска. Длина среднего сюжета обычно не
превышает 1-1,5 минут. Чуть больше дается особо важной политической или
экономической новости. Например, в ситуации, когда был снятмэр Норильска Василий
Ткачев, этому событию было уделено в программе около 5 минут. не принято просто пересказывать события.
Наряду с самой новостью важнойсчитается и ее оценка. Причем, естественно, без
какой-либо подтасовки фактов из частного случая желательно сделать обобщающий
вывод. - Если в каждой телевизионной новости
будет просто перечисление фактов, будет оставлено поле для размышлений, эта
новость ничего не даст. А если будеткакой-то комментаторский посыл, с ним можно
согласиться или не согласиться (это не важно), но это, во-первых, будет каким-то
стимулом подумать, а, во-вторых,человеку думать будет проще. О событиях, на которые нет видеоряда, среди
сегодняшних съемок или в архиве, рассказывается вустных информациях.
Так называемые информушки обычно длинней, чем в и, как правило, они должны служитьне просто для появления
ведущего в кадре между сюжетами, а нести в себе информацию. Удельный вес устных
информаций в программе больше, чем у ее
конкурентов, что, в конечном итоге, по нашему мнению, снижает зрительский
интерес. Не способствует расширению аудитории и
практически полное отсутствие оформления. Заставка, перебивка и отбивка
программы давно уже морально устарели, так же, как и выгородка, на фоне
которойсидит ведущий. Не используются широчайшие возможности компьютера.
Единственное техническое средство, несколько оживляющее экран - аппарат для
выдачи титров Альфа , тоже морально устаревший. Это, впрочем, не
значит, что ни главный редактор, ни журналисты не понимают важности проблемы
оформления и нестараются изменить ситуацию. Просто редакция лишь недавно встала
на ноги и получила моральное право разговаривать сначальством студии на
равных. - его не совсем
удачное положение в программе. По некоторым оценкам, время эфира 19.00 - слишком
раннее для местных зрителей. А что уж говорить оспециальном
норильском выпуске, который выходит в 17.30, когда большая часть
активной аудитории еще не вернулась с работы. Кстати, о
норильском выпуске. Название норильский -
условное.Фактически, его принимают во всем крае, кроме Красноярска. Его
хронометраж - 10 минут без учета минуты рекламы. Верстка норильского выпуска, в
принципе, неотличается от верстки 19-часового .
Кроме специальных материалов, подготовленных для Севера края, в него входят
репортажиоб основных событиях краевого уровня, которые успели смонтировать до
выхода выпуска в эфир. Безусловно, всего один выпуск на Красноярск в
условиях, когда конкуренты выходят с 2-3-мя выпусками вдень, - серьезный
недостаток . Рассматривается вариант с выпуском в
22.30, и пробный эфир 9 мая показал, что редакции этовполне по силам. Но
определенные проблемы с руководством телекомпании тормозят процесс развития
программы. А пока нет третьего выпуска, на протяжении,примерно, 2-х недель
апреля редакция без труда готовила 30-минутные эфиры в 19 часов. Это получило
название перевещание , и руководствотелекомпании поручило сектору
выпуска, ответственному за техническую выдачу программ КГТРК в эфир, отключать
студию от передатчика на логическойточке . В связи с этим 2 или 3
раза блок рекламы даже не попал в эфир. Особую критику специалистов
вызывает недостаточно профессиональная работа операторов. Претензиипредъявляются
к устойчивости картинки и к неоправданно частому использованию
наездов и отъездов . Причем, иногда картинка теряетфокус,
потому что операторы пользуются автоматической фокусировкой (!), что недопустимо
для профессионалов. Нарекания связаны и с работой режиссеров.
Длинные панорамы, панорамы разнонаправленные - все этомешает нормальному
восприятию видео в сюжете. Но обычно это все же связано с нехваткой
качественного видеоматериала (операторская проблема). Невозможностьвыбрать
хорошие планы тоже играет свою отрицательную роль. можно отнести жесткую сетку вещания
телекомпаниив целом. Очень сложно прервать передачи как московские, так и
красноярские, и выйти в эфир с экстренным выпуском. Кроме того, приоритеты
компании лежат вобласти рекламы, а не новостей, что осложняет творческий
процесс. Не способствует улучшению программы и очень сложная внутренняя
структурателестудии в целом. Как транспорт, так и монтажное оборудование
принадлежат не редакции программы новостей, а телекомпании Центр
России . Какправило, это нормально, но в данном случае мешает творческой
работе. И нужно также отметить, что руководство КГТРК Центр России
не до концапонимает нужды программы новостей. Тем не менее, редакция
не собирается останавливаться на достигнутом. У журналистов много идей по
поводу нового Глава
3. впервые вышла в эфир в мае прошлого года. Однако, несмотря
наее молодость, в ней работает слаженный, хорошо сработавшийся коллектив.
Практически, - это команда
старого ИКСа , которая почти в полном составе ушла с
государственного телевидения. Ирина Долгушина, как на
, вскоре углубилась в финансовые проблемы, а должность главного
редактора службыновостей передала Дмитрию Чечкину, по утверждению ТВК, самому
молодому главному редактору информации в мире. не пришлось создавать новые связи, что часто является большой
проблемой длямолодой команды, делающей новостную программу. Также и те зрители,
которые смотрели старый ИКС из-за людей, делавших
программу,вскоре увидели любимую программу новостей на новом 6-м канале. Этому
способствовала неплохо проведенная рекламная кампания. С переходом
на 6-й канал концепция программы не претерпела существенных изменений. Некоторые
ее принципылишь усилились. Принцип постоянного информационного
потока воплотился в появление 3-го оригинального выпускановостей в 15.00,
причем, самого раннего на красноярском телевидении, а также в возможность в
любое время выходить с экстренным выпуском, используя шансы,которые дает
собственный канал. , получивший название новости с продолжением .
Этозначит, что в идеале программа может в течение дня отслеживать событие в
продолжении. К примеру, в 15-часовом выпуске можно сообщить о начале
некоегосовещания и о его предполагаемой повестке, а в 20 часов рассказать о его
результатах. В выпуске в 23 часа можно прокомментировать это совещание,используя
мнение экспертов. старые и сильные связи с источникамиинформации. Особенно во
властных структурах. Примером тому может послужить случай с самолетом рейсом
Красноярск - Абакан, упавшим зимой этого года подКрасноярском. Съемочную группу
пропустить
отказались. Хорошо знакомая с представителями органов правопорядка
еще со времен работы на Приме-ТВ Марина Добровольская регулярно
делает в программе репортажи о
сенсационных преступлениях и происшествиях. В то же время журналисты других
красноярских телекомпаний часто не имеют доступа кподобной
информации. является желание найти какую-либо
сенсационную новость или скандал. считают неуместным. Оценка присутствуеткак
в репортажах, так и в комментариях
ведущих. - Любая наша информация,
поданная даже интонацией. - ну, не роботы же люди сидят в эфире - он все равно
дает какую-то свою индивидуальную оценку. . Появляясь
вкадре после сюжета, ведущий старается усилить определенный психологический
настрой, вызванный материалом. Можно даже сказать, что на протяжении
программызритель чувствует некий психологический прессинг. Много внимания
уделяется в саморекламе. Например, только
у нихиспользуется следующий прием: репортер после интервью с известным в
масштабе страны человеком предлагает ему сказать в камеру, что
- лучшие новости. Затем это миниинтервью
тоже идет в эфир. Кроме того, в оперативных сюжетах репортеры
всегдастараются подчеркнуть, что они
приехали на событие первыми, по возможности упоминая, что милиция или пожарные
появились уже после них. , по словам Ирины Долгушиной, довольно традиционна. В то
жевремя она отличается от верстки тем, что в случае необходимости еще
до анонса ставится сюжет, в котором рассказывается о главной новости дня.
- Не обязательно это будет событие из области
политической или экономической жизни. Это может быть пожар какой-то серьезный,
это может бытьчрезвычайная ситуация, стихийное бедствие; это, в конце концов,
может быть скандал какой-то, связанный с кадровыми передвижениями. Мы идем от
того,насколько интересно и важно это событие для нашего зрителя. Принципы
верстки программы в целом, впрочем, не отличаются от верстки
. Хотяесть и своя специфика из-за четырехразового
выхода в эфир (3 оригинальных выпуска и в 7.00 - повторение 23-часового выпуска
прошедшего дня). Первый оригинальный выпуск начинается в 15.00. Он
обычно короткий, 15-20 минут. В нем, в среднем, 8-9сюжетов. Более половины
новостей в выпуске - репортажи, снятые в день эфира. Остальная информация -
повторение вчерашней , однако с новымидеталями. В 20
часов начинается главный выпуск. Он идет полчаса, и, кроме сюжетов
дня, в немобязательно присутствуют курсы иностранных валют, информация КЭС и
службы 005 . Последний, 23-часовой выпуск отличается от
предыдущих более легким характером информации. Предпочтениеотдается новостям из
области культуры. Кроме того, обязателен в этом выпуске
коллаж. - Это коротко, где-то, секунд по 15, но
где-то 7-8 сюжетов, которые прошли у нас в 3-часовом и 8-часовом выпуске, но не
вошли в 11-часовой. Мы вколлаже даем суть, очень фрагментарно - самую суть
события. Если происходит какое-то особенно важное событие, то этот
сюжет, как правило, ставится в выпуске первым.Обычный лимит времени - 1-1,5
минуты - в этом случае может быть увеличен. .При верстке выпуска должно приблизительно
соблюдаться следующее соответствие: 70% - видеорепортажей, 30% -
устных . - Изначально мы для себя
определили, что у нас должно быть картинки гораздо больше, чем устной
информации. Мы лучше сократим устные информации,если у нас их нечем
прикрыть. появляютсякомментарии к каким-либо
событиям. Как правило, их видеоряд берется из эфира центральных
программ. Иногда в сюжетах используются фрагменты из мультфильмови
кинофильмов. Однако нужно отметить,что в части графического оформления экрана
. Так же, как и в
Афонтово , в В течение
нескольких месяцев спорт в выходил как
самостоятельный блокв выпуске, с отдельным ведущим. Однако с течением времени
Как любая
негосударственная телекомпания, ТВК напрямую зависит от денег спонсоров. Но
здесь ситуациянесколько иная, чем в Афонтово . Одним из принципов
программы новостей ТВК является отказ от бегущей строки и рекламных блоков в
программе.Поэтому внимание зрителя не отвлекается от новостей, что, в конечном
итоге, позволяет следить за внутренней логикой развития выпуска. , то есть, положение, при котором программа
старается не замечать собственных недостатков и, наоборот, акцентирует внимание
насобственных достоинствах. есть своя информационная ниша исобственный
зритель. По словам ведущего программы В.Вострова, это - зритель, уставший
от прозападного телевидения [10. - с.4]. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ КРАСНОЯРСКИХ ПРОГРАММ
НОВОСТЕЙ Если журналист газеты при подготовке
материала имеет дело только с героем репортажа, то журналисттелевидения
становится при подготовке передачи членом большой творческой группы, в которой
он сотрудничает с режиссером, оператором, ведущим [8. -с.48] и
техническими работниками. Здесь встает вопрос команды. Ни для кого не секрет,
что даже при наличии прекрасных ведущих, режиссеров и операторовпрограмма может
не получиться из-за их личной неприязни друг к другу. На красноярском
телевидении достаточно явно виден процесс миграции телевизионщиков из
программы в программу. Из перешел режиссер Тимур Овчаренко,таким
же образом поступила и репортер Афонтово Виктория Касатова, которая,
кстати, уже ушла и из . Здесь же можноотметить
интересную ситуацию с Примой-ТВ . Во всех красноярских программах
новостей работают бывшие примовцы - это и МаринаДобровольская в
ИКС . Там же работает и Татьяна Паршинцева.
Все телекомпании относятся к процессу миграции нормально, потому
чтопонимают: становление коллектива - вещь непростая. У каждой новостийной
команды есть свой лидер. Во многом от него зависит, насколько удачно сложатся
отношенияв программе, а значит, насколько интересным будет
эфир. На красноярском телевидении ни
одна программа новостей не обходится без ведущего. Это не значит, что ни укого
не возникало мысли отказаться от ведущего. По словам С.Кима, простая вещь
убедила в неправильности этого подхода. Длительность монтажного процесса
непозволяет оперативно втиснуть в рамки новостийной программы, идущей в прямом
эфире, новости, поступившие во время трансляции. . Хотя, иногда
случаются казусы. Многие телезрители , наверное,
помнятслучай, произошедший 30 декабря 1994 года, когда ведущий Владимир Пичугин
не смог прочитать в прямом эфире информацию на только
чтосмонтированный, но не начитанный сюжет Вадима Иогансона о
новогодней елке. Объяснение случившемуся простое: текст был написаннеразборчиво,
от руки. Этот единичный пример показывает, конечно, не непрофессионализм
ведущего, а недостатки в программной организации. В любомслучае,
профессиональный ведущий должен уметь читать любую новость, ведущего. Одно из названийведущего на американском
телевидении - anchorman , то есть, человек-якорь . Как
говорит московский специалист Г.Кузнецов, ведущий новостей, как правило, не
красавец, но непременно внушает симпатию. Он свободно держится, но не развязен.
Демократичен, но не вульгарен.Не принадлежит к высоколобым интеллектуалам,
однако излучает понимание и сочувствие. Все понимают, что не сам ведущий добывал
новости, но егообязанность - умело и тактично подать их. Он - сама уверенность,
но не самоуверенность. У него четкая дикция и выразительные интонации.
Неуловимымобразом он заботится о том, чтобы зрители почувствовали себя единым
сообществом. Однако ведущий не претендует на то, что он выше и умнее всех:просто
он поставлен у источника новостей и старается приобщить к нему всех. Именно
всех, что зачастую вызывает недовольство интеллектуалов [17. -с.224].
Однако на красноярском телевидении трудно выделить сегодня какого-
нибудь ведущего, который отвечал бывсем предъявляемым требованиям.
Если говорить о популярности местных ведущих среди зрительской аудитории, можно
отметить феноменКима (термин наш), ведущего . Из года в год Сергей Ким занимает в рейтингах
популярности телеведущих первоеместо. На наш взгляд, это, в большей степени,
объясняется, во-первых, его возрастом и, во-вторых, ежедневным появлением в
эфире в одно и то же время( прайм тайм , 20.30). Фактор возраста очень
важен для зрительской аудитории. Одно время телекомпании США пытались сделать
ставку на молодых, энергичныхведущих, но позже им пришлось вернуться к более
зрелым мужчинам и женщинам. Как оказалось, зритель видит в ведущем средних лет
более надежный, по американскойтерминологии, якорь , человека,
который притягивает к экрану. Более того, информация, идущая от опытного,
зрелого человека, психологическивоспринимается как более достоверная. Кстати,
этот прием активно использовался на советском телевидении. Например, в то время
одним из любимых у зрителейтелеведущих был Игорь Кириллов, человек в
возрасте . Кроме того, феномен Кима может быть объяснен еще и
его доброжелательнымотношением к аудитории. Однако нужно признать, что, по
мнению некоторых, он иногда переигрывает , что не остается
незамеченным телезрителями.Тем не менее, цифры показывают, что для красноярского
телезрителя такой способ подачи новостей пока более приемлем, чем какой-либо
другой. Тем не менее, сейчас на красноярском телевидении явно виден
процесс омоложения ведущихновостийных программ. Из 12 постоянных
ведущих 7 моложе 30-ти лет. Это ведущий Дмитрий Чечкин, Вадим Востров и Ольга
Альберг. Что касается программы , трое из четырех
постоянных ведущих -Алексей Соколов, Владислав Власов и Анжелика Бендина -
моложе 30-ти. Можно предположить, что, вопреки исследованиям
американских специалистов, в среде российскихтелезрителей сформировалась другая
психологическая оценка молодых ведущих. Это связано, по нашему мнению, с
популярной в свое время программой Взгляд , где молодые ведущие
показали честный, смелый, нестандартный и в то же время профессиональный подход
к освещению новостей. Последние рейтинги показывают, что в
Красноярске популярность более опытных ведущих старше 30 летвыше, но пока еще
рано делать окончательные выводы, поскольку наметилась тенденция к повышению
рейтингов молодых. Если определять
ведущего как лицо программы , то репортер в новостях - человек номер
один. Сразуоговоримся, что понятие репортер на красноярском
телевидении довольно новое, и принято лишь в есть должность редактор , но
функции репортера и редактораодинаковы. является
основным жанром новостийной телепрограммы: телевидение репортажно посвоей
природе... Репортаж - наиболее оперативный жанр, наглядный, достоверный...
Репортаж - это информационно-публицистический общественно значимую тему,
который сжато, образно, документально точно отображаетконкретную
действительность [3. - с.26]. Принято разделять репортажи по содержанию на
1)событийный и 2) проблемный. Часто в репортажах присутствуют исобытийность, и
проблемность. Задача репортера - в сжатой форме в течение от 40
секунд до 1,5 минут раскрыть событие с максимальнымприближением к нему зрителя.
Этому способствует видеоряд события, о котором рассказывается в сюжете, и
интершум, на который накладывается текст журналиста.На красноярском телевидении,
особенно, в , часто используются одна
или две ключевые фразы, взятые прямо из выступленияответственного лица, что
нисколько не умаляет роль синхрона в репортаже и называется в теории
микроинтервью . Кстати, в В любом
новостийном репортаже журналист должен ответить на 6 вопросов, причем,
независимо от темырепортажа, эти вопросы, как правило, неизменны. Вопросы
таковы: А затем роль репортера - правильно скомпоновать части события в
одно целое, подтвердив их при необходимости свидетельством участника этого
событияили очевидца. репортер должен специализироваться вопределенной сфере
человеческой деятельности репортер должен
уметь снять любую новость . Такой репортер
называется универсальным репортером, а в теории -
генералистом . Все три красноярские телепрограммы новостей
предпочитают генералистов, хотямотивируют это по-разному. Чаще всего -
отсутствием средств содержать большое количество специальных репортеров. Как
говорит Ирина Долгушина, лучшепригласить эксперта по какой-либо проблеме. Сергей
Ким, в свою очередь, считает, что уметь снять любой репортаж - это главное
профессиональное качестворепортера. , однако, за каждым репортером закреплена
собственная тема. Алексей Соколовотвечает за связи с источниками информации в
администрациях города и края, Валентина Фролова - за освещение темы экономики, а
Татьяна Паршинцева - темыкультуры. Тем не менее, репортеры программы
снимают любые сюжеты, а специализация означает
лишь их ответственность заосвещение данных тем в программе. У
каждого практикующего репортера есть определенная сеть источников информации. В
каждой программеновостей больше всего места занимают события, о которых
журналисты знали заранее. Информацию о них они получают чаще всего из своих
. Иногда - из звонков телезрителей. К сожалению, на
красноярском телевидении проблема в том, что у большинства репортеров одни и те
же источникиинформации. Дело не в том, что репортеры не ищут новых источников, а
в том, что властные и иные структуры стараются оградиться от средств массовой
информацииразличными пресс-службами, которые, на самом деле, являются лишь
преградой для журналистов к получению самой свежей и достоверной информации. В
любом случае,прямая связь журналист - официальное лицо гораздо лучше
для телезрителя, чем связь через посредника в лице пресс-службы.
Кроме видеосюжетов во всех местных программах новостей репортеры делают так
называемые устныеинформации . Критерием устной информации является ее
оперативность и лаконичность. Одна из основных диксуссий как в
мировой, так и в местной тележурналистике - может ли новость бытьобъективной.
Большинство исследователей утверждают, что, так как журналист практически всегда
обладает собственным мнением по рассматриваемой проблеме,даже в максимально
беспристрастном с его точки зрения отборе фактов будет присутствовать элемент
субъективизма. На красноярском информационномтелевидении программа
Новости
Афонтово Практика показала, что репортеру просто необходимо
уметь пользоваться видеокамерой. Сегодня в любойновостийной программе
большинство репортеров - снимающие . В
, например, всегда есть 2 видеокамеры
для того, чтобы репортер мог сам в отсутствие оператора поехать и снять событие.
Также репортердолжен уметь владеть азами монтажа. Это необходимо, чтобы во время
эфира успеть самому смонтировать оперативный сюжет. Одной из тем, о
которых журналисты сегодня предпочитают не говорить, является тема
заказных репортажей. Все очень просто: некая фирма за определенную
плату предлагает журналисту сделать сюжет о ней. Более или менее цивилизованно
это выглядит,когда к сюжету об этой фирме добавляется какая-то событийная
информация. Количество заказных репортажей зависит от личных качеств репортера,
а также, отстепени финансовой независимости компании в целом. Если говорить
откровенно, во всех трех красноярских программах новостей явно заказные сюжеты
редки. Репортер должен понимать всю ответственность, когда он
берется за заказной сюжет. Ведь честность, все-таки,главное качество
репортера. На съемках сюжета репортер
обязан работать в тесном контакте с оператором и руководить им. Еще до
съемокрепортер должен посвятить оператора в свои планы относительно сюжета, а
затем наступает очередь оператора творчески разработать тему. Любое событие
можноснять по-разному. Есть несколько очевидных планов, например, общий, который
дает приблизительную картину происходящего, или план докладчика, выступающего
стрибуны. В то же время профессиональный оператор всегда сможет найти что-нибудь
нестандартное, план, который при умелом его использовании может создать
Однако основная масса
сюжетов на красноярском телевидении, в принципе, по видеоряду не отличаютсядруг
от друга, и у постоянно практикующего оператора вырабатывается шаблонный подход
к съемкам. Этот шаблон можно выразить так: сначала - адресный план местасобытия,
потом - общий план действия, какие-то детали, лица людей и панорамные планы. При
оперативных съемках оператору приходится работать быстрее, и этозаставляет его
отказываться от шаблона. Кроме того, появляются профессиональная и чисто
человеческая заинтересованность снять нестандартную ситуацию лучше, чемкто-
нибудь другой. При этом вполне оправданна потеря качества картинки
для повышения Время от времени оператор просто не
успевает снять какой-либо план или для упрощения монтажа хочет снятьего с
нескольких ракурсов. В этом случае именно оператор должен попросить объект
съемок повторить заинтересовавшее его действие. Иногда при съемках
интервью,особенно, если это обращение к аудитории или политическое заявление,
оператору приходится останавливать интервьюируемого и начинать съемку заново.
Это связано со сложностью настройки камеры ичасто говорит о профессионализме
оператора. Так, например, поздравление губернатором Валерием Зубовым женщин с 8-
м Марта было окончательно снято лишь спятой попытки. Качество
видеоряда напрямую зависит от аппаратуры, которую использует оператор. В
Красноярске практическивсе операторы программ новостей пользуются камерами
полупрофессионального формата супер-ВХС (S-VHS). Иногда приходится
производить съемки ина любительских, ВХС-ных камерах. Переход на
профессиональную аппаратуру системы BETACAM-SP в планах большинства редакций.
На Центральном телевидении обязательной считается съемка всех
сюжетов со штатива. Это обеспечивает устойчивость кадра и,
соответственно,высокое качество картинки. В Красноярске этот прием пытались
использовать . Пока это у них
получается не частоиз-за слишком быстрого ритма работы программы
новостей. суметь поймать вобъектив Оформление видеоряда,
снятого оператором - задача режиссера. Именно он должен свести воедино
текст,написанный репортером, и картинку в соответствии с правилами монтажа.
Телевизионный режиссер должен выработать в себе умение усвоить
авторскийзамысел и выявить средства, с помощью которых можно воплотить его на
телеэкране... Непременное требование к профессии телережиссера -
совершенноевладение телевизионной техникой, знание ее скрытых возможностей
[8. - c.60]. Сразу оговоримся, что непосредственный технический монтаж
видеосюжетов в задача режиссера -управлять действиями
видеоинженера, который работает непосредственно с оборудованием. Руководство
КГТРК Центр России объясняет этоматериальной ответственностью за
монтажное оборудование технического персонала студии, а режиссеры относятся к
творческой группе программы .На наш взгляд,
подобное разделение не способствует быстроте монтажа, потому что видеоинженеру,
которым руководит режиссер, не остается возможности творческиработать над
сюжетом, и к концу рабочего дня он просто устает, не заинтересованный в конечном
продукте. При монтаже программ новостей у режиссеров всех местных
телекомпаний возникает несколькопрофессиональных проблем. вызывает нехватку видеоматериала,
соответствующего сценарию. Как следствие,режиссерам приходится перекрывать
начитанный текст не соответствующим ему видео . Из опыта программы
можнопривести такой пример. Бывший собственный
корреспондент программы в Шушенском А.Милонов прислал сюжет о военной части, где
видеоряд состоял только из общегоплана ворот этой части и интервью с матерью
одного из военнослужащих. От монтажа этого сюжета пришлось даже
отказаться. в
порядке эксперимента отправляла режиссеров на съемки, и, по оценкам самих
режиссеров, качество сюжетовулучшилось. Из-за не до конца продуманной
организации подобной практики от нее пришлось отказаться. Кроме
монтажа сюжетов, задача режиссеров всех трех красноярских программ новостей -
выдать программу вэфир. На время эфира режиссер становится главным действующим
лицом в студии. Он управляет всем процессом выхода в эфир, работой ведущего,
осветителя, оператораи звукорежиссера. В его власти снять с эфира любой сюжет по
одному ему известным причинам. Правда, после эфира он должен будет отчитаться о
своемрешении перед главным редактором. целостное психологическое видение сюжета примонтаже,
хорошую реакцию на нестандартные ситуации ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ НовостиАфонтово имеют индивидуальные приемы вещания. При одинаковом стремлении
каждой программыподробно информировать телезрителя о происходящих событиях
возможности и способы этого информирования различны. Индивидуальность каждой
программыобусловлена: спецификой ее организации, наличием собственных
политических позиций и взглядов на различные стороны общественного развития.
(2) Ограниченность информационного пространства Красноярска
обуславливает освещение во всех трехпрограммах одних и тех же тем и
событий. предпочитают давать
собственную оценку событиям. А (4)
Журналисты всех трех программ новостей часто нарушают классические принципы
тележурналистики,например, пересказывая видеоряд или делая неправильные
логические выводы из использованной в сюжетах информации. (5)
Все местные программы новостей используют, в принципе, одну и ту же сеть
информаторов. Этовызывает появление в эфире практически одинаковых по содержанию
сюжетов. (6) Если рассматривать новостийные программы отдельно,
то можно выделить несколько главных проблемкаждой. - не до конца сложившийся коллектив, не совсем
продуманная организацияпрограммы, отсутствие программного стиля (устаревшие
перебивки, выгородка и др.) и слишком малое использование возможностей
компьютера. основные
проблемы - это определенная вторичность в использовании программногооформления и
стиля и некоторая агрессивность ведения программы. являются: недостаточно
профессиональная репортерская работа,вызывающая нарушение в подаче информации
(повторение текстом видеоряда) и большое количество рекламы в выпуске. (7)
Несмотря на выше перечисленные проблемы, каждая программа новостей
заняла определенную нишу всистеме телевидения и имеет своего зрителя, а также
желание и возможности для дальнейшего
прогресса. 1.
Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики.: М., Изд-во
МГУ,1987г. - 238с. 2. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.Н. Журналист
ТВ: за кадром и в кадре.: М., Прогресс , 1990. -
325с. 4. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые
средства массовой информации- их аудитория, техника, бизнес,
политика.: Тбилиси, Ганатлеба ,1989г. -
627с. 6. Вильчек В.Я. Под знаком ТВ.: М., Знание , 1987. -
214с. 8. Егоров В.В.
Телевидение: теория и практика.: М., МНЭПУ, 1992г. -
312с. 10. Новогодний выпуск ТВК.
// Красноярск, 7 мая 1995г. - 8с. 11. Попа Е.И. Информация в структуре
республиканского вещания.: Кишинев, Штиинца ,
1989г. - 119с. 13. Сапунов Б.М. Телевидение и культура.: М.,
Наука , 1989. - 436с. 15. ТВ-репортер. Сборник статей.: М.,
Изд-во МГУ, 1976г. - 86с. 16. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Сборник
статей.: М., Знание , 1986г.-
286с. 18. Телеэкран - неограниченное господство?: М.,
Прогресс , 1987г. - 228с. 19. Ученова
В.В. Творческие горизонты журналистики.: М., Знание ,
1976г.- 284с. 21. Юровский
А.Т. Телевидение - поиски и решения.: М., Наука ,
1983г.- 370с. 23. Brody E.W.
Communication Tomorrow.: N.Y., Webster, 1990. - 250p. 24. Orlik PeterB.
The Electronic Media: An Introduction To The
Profession.: Boston, Allyn &Bacon, 1992. - 491p. 26. The Journalism Of Outrage.: N.Y., McGraw-Hill Inc.,
437p. ПРИ СЪЕМКЕ ФИЛЬМА. 3. Должна ли информационная программа освещать все события, о
которыхузнает? 9. Роль оператора в
сюжете. 11.Какую роль в популярности программы
играет сетка вещания? 14. Как
делается верстка выпуска? 16.Каково соотношение видео и текста в вашей
программе?* 19.Какими должны быть
качества репортера? Приложение
2. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ Как и
у любой профессиональной группы, у тележурналистов существует свой арго.
Техническаянеразвитость отечественной радиоэлектроники, естественно,
обуславливает привлечение иностранной аппаратуры, а значит, и большого потока
иностранныхслов (в основном, английских). Это же касается и обозначения
работающих на телевидении людей и профессиональных понятий. 2) обозначения аппаратуры; 3) понятия,
используемые в процессе профессиональной деятельности
тележурналистов. - человек, который во время эфира
программы читает из студии устные информациии представляет сюжеты. Отличается от
ВЫПУСКАЮЩИЙ (дежурный редактор, ответственный
редактор)
- человек, который следит за правильностью выхода в эфир новостийных
блоков, за их очередностью. - человек,
зачитывающий в эфире какую-либо информацию. -
звукорежиссер, человек, который обеспечивает правильность наложения звукорядана
видеоряд. - человек, который
работает с кино- и видеокамерой. - человек, который собирает новости
и работает в штате телекомпании. ,
но не работает в штате телекомпании. - главный
редактор. - профессиональная видеоаппаратура стандарта
BETACAM(англ.). - любительская видеоаппаратура
стандарта VHS (Video Home
System). - передвижная телевизионная
студия. - любительская видеокамера стандарта VHS
Panasonic M7000. - полупрофессиональная
видеоаппаратура стандарта Super-VHS. Наиболее частоиспользуется в красноярских
программах новостей. - телевизионный журналистский
комплект. Состоит из видеокамеры ивидеомагнитофона, совмещенных, либо по
отдельности. 3. Понятия, используемые в процессе
- информация, которую читает в
кадре - получить информацию по телефону. - фирменный знак программы, как правило,
начинает выпуск. -
видеоизображение. 1. - нейтральные планы, подходящие для любого
сюжета (идущие люди, проезжающиемашины и т.д.) - короткая - смонтировать
сюжет, в определенном порядке склеить
видеоряд. ОТСНЯТЬ (см.),
ставится между сюжетами. - устная
информация.