РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ ТЕМА: aПроблема человека в философии a П.А.Кропоткина и П.А.Сорокина. слушателя 752 группы Бут Андрея Павловича 1994-1995 BВВЕДЕНИЕ Итак, мне хотелось бы начать данный реферат с небольшого введения, которое, как мне кажется, должно пояснить тот интерес, который проявляют сейчас к личностям таких замечательных и вы- дающихся людей, как Питирим Сорокин и П.А. Кропоткин. На первый взгляд, при чтении их работ возникает ощущение, что эти люди, несмотря на их разносторонность, интеллектуальность и глубокие познания, мало в чем пересекаются, ведь один - выдаю- щийся отец анархо-коммунизмаа, а другой - не менее выдающийся основатель социологической школы.Если работы Питирима Сорокина по социологии до сих по являются одним из пособий по этой дис- циплине в США и Европе, то работы П.А.Кропоткина ныне менее из- вестны за рубежом, да и в России ими мало кто интересуется и они не входят в программу обучения философии наряду с такими личнос- тями как Фрейд,Ницше и многие другие. Но мне кажется работы этих людей саслуживают более пристального внимания. Кропоткин и Сорокин - люди в общем то разные, но как я уже отметил, их объединяет их разносторонность, интелект, ум. Конеч- но неправильно было бы утверждать, что Сорокин продолжил разра- ботку идей Кропоткина, но если посмотреть на время их творчес- тва, то можно заметить, что произведения свои они писали в раз- ные периоды истории. А тот факт,что это люди, которые имели в общем-то схожую судьбу, да и вообще они родились и выросли в России, заслуживает того чтобы эти люди заняли достойное место в Русской философии. Конечно, охватить в одном реферате полностью их тврчество не представляется возможным, ведь для того чтобы представить себе целиком творчество хотябы одного философа надо всю работу посвя- тить полностью ему, и поэтому мне представляется возможным отра- зить в этом реферате лишь немногие аспекты работ П.А.Кропоткина и П.Сорокина, причем в той области, где, как мне кажется они наиболее полно пересекаются. БИОГРАФИЯ КРОПОТКИНА ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА Кропоткин Петр Алексеевич(1842-1921) являлся потомком Рюри- ковичей и гетмана Сулимы.Воспитание и становление П.А.Кропотки- на как человека и как революционера происходило в предреформен- ную эпоху,насыщенную важнейшими социальными и политическими пе- ременами. Имя П.А.Кропоткина ассоциируется в нашем сознании прежде всего с отечественным анархизмом,возникшим в недрах рево- люционного народничества.Действительно,в 1876 году,после смерти М.А.Бакунина,именно он стал признанным теоретиком и пропагандис- том анархии.Однако многогранность и незаурядность личности П.А.Кропоткина не могут быть сведены только к этой стороне его деятельности.Он плодотворно работал во многих направлениях.Поли- тика и история, социология и философия,география и этногра- фия,сельское хозяйство и кооперация,литература и этика,блестя- щая публицистика,проблемы образования и воспитания,история нау- ки и политэкономия - вот далеко не полный перечень предметов, в развитие которых он так или иначе внес свой позитивный вклад,ставший достоянием человеческой культуры. Природа щедро одарила П.А.Кропоткина недюжинным умом и ред- костным трудолюбием,способными реализоваться в любой области че- ловеческой деятельности,но одновременно она одарила его и чрез- вычайно чутким и отзывчивым сердцем,которое невыносило разлада между личным благополучием и несправедливостью и злом окружавши- ми его.Именно этот нравственный разлад души заставил его отка- заться сначала от удачной военной,а потом и научной карьеры и отдать все силы и талант делу борьбы с существующим обществен- ным злом - делу,которое не сулило лично для него ничего,кроме невзгод и лишений,поскольку этим выбором он ставил себя в кон- фронтацию с власть придержащими. Семейная обстановка как бы специально создала контраст впе- чатлений и наблюдений для любознательного и пытливого ума П.А.Кропоткина.С одной стороны - жизнь крепостных и дворовых,с другой - жизнь родственников и друзей семьи, многочисленными ни- тями связанных с высшим обществом и императорским двором. Бога- тейший социально эмпирический материал,который накапливаетя па- мятью ребенка,отрока,юноши,зрелого человека,плюс огромная тяга к знаниям,неудовлетворенность обязательными образовательными прог- раммами Пажеского корпуса,особенно по гуманитарным дисципли- нам,все это формировало особый склад характера и строй мышления П.А.Кропоткина. В 1862 году П.А.Кропоткин отъезжает на военную службу в Си- бирь.Служба там многое дала ему для осознания реакционной сущ- ности самодержавия.После восстания польских каторжан в 1866 го- ду Петр и его брат Александр расстались с военной службой.Ни тот ни другой не участвовали и не согласились бы участвовать в по- давлении восстания. Осенью 1867 года П.А.Кропоткин поступает на физико-математи- ческий факультет Петербургского университета и одновременно на работу в статистический комитет министерства внутренних дел,ко- торым руководил крупный ученый-географ и путешественник П.П.Се- менов-Тян-Шанский.Имя П.А.Кропоткина стало известно в научном мире,он - член Русского географического общества,награжден золо- той медалью за отчет об Олекминско-итемской экспедиции и т.д.Но "разъедающее противоречие" окружающего мира заставило его отка- заться от научной деятельности. В принципе на вопрос "Что делать?" к этому времени у него уже был ответ. Поэтому поездка в Швейцарию в 1872 году,знакомство с социалистической прессой,с людьми которые посвятили себя борьбе за осуществление своего социалистического идеала,с интеллигента- ми и с рабочими послужили толчком к принятию окончательного ре- шения."Они борются.Мы им нужны,наши знания, наши силы им необхо- димы - я буду с ними". И все оставшиеся годы П.А.Кропоткин посвятил именно разработ- ке идеи того, каким должно быть будущее общество. БИОГРАФИЯ ПИТИРИМА АЛЕКСАНДРОВИЧА СОРОКИНА Родился Питирим Александрович Сорокин 21 января 1889 года в селе Турья, Яренского уезда, Вологодской губернии. Питиримом его окрестили в честь епископа Питирима, одного из местных святых, чей праздник по церковному календарю приходится на январь. Отец - Александр Прокопьевич Сорокин - был ремесленником и занимался церковно-реставрационными работами. Сам он был устюжа- нином, где, собственно, и обучался чеканному ремеслу в одной из великоустюжских гильдий, но в поисках заработка переселился на землю Коми. Мать - Пелагея Васильевна - зырянка крестьянского рода, умерла приблизительно через пять лет после рождения Пити- рима, который был средним мальчиком в семье. Вместе со старшим братом Василием он обучался у отца ремеслу. Сызмальства работал с отцом в храмах, братья вели бродячий образ жизни. По свиде- тельству Сорокина, отец много пил, а приступы запоя у него час- то заканчивались белой горячкой. В конце концов в 1899 году братья ушли от отца и продолжили путь бродячих мастеровых, но уже самостоятельно и, судя по всему, весьма успешно. Азы грамотности Сорокин получил в "зырянском" детстве, ког- да вместе с крестьянской детворой обучался чтению, письму и сче- ту на дому у одной из жительниц деревни, где проживала его тет- ка, забравшая к себе братьев после смерти их матери. В 1902 го- ду Сорокин порывает с бродяжничеством и поступает в Гамскую двуклассную школу, готовящую сельские и деревенские учительские кадры. В 1904 году, закончив школу с отличием, Сорокин по реко- мендации поступает в Хреновскую церковно-учительскую школу, что находилась в Костромской губернии. Очевидно, именно в это время им был сделан окончательный жизненный выбор в пользу учения. Однако учеба в статусно более высокой трехклассной школе привела Сорокина на стезю революции. Принудительные посещения церкви, навязываемые школой, лишь стимулировали этот протест. Все мое предшествующее мировоззре- ние и ценности были заменены на "научно-эволюционную теорию" и "естественнонаучную философию". Былая лояльность к царскому ре- жиму и "капиталистической"экономике сменилась республиканскими, демократическими и социалистическими взглядами, а политическая индифферентность открыла путь к револющионному рвению." Я стал энтузиастом-проповедником антицаристской революции и лидером со- циалистов-революционеров в школе и прилежащих регионах. В проти- воположность социал-демократам эсеры претендовали на роль пар- тии всех трудящихся классов - крестьян, рабочих и интеллигенции. В отличие от марксистского материализма и экономической интер- претации человека и истории философия и социология эсеров были в большей степени интегральными и идеалистическими. Они особо под- черкивали роль творческих идей, волеизъявления, "борьбы за инди- видуальность" против "борьбы за существование", значимость неэ- кономических факторов, детерминирующих социальные процессы и че- ловеческое поведение. Все мое предыдущее мироощущение соответ- ствовало скорее этой идеологии, чем "пролетарской", "материалис- тической","экономической" идеологии марксистов-социал-демокра- тов. Этой близостью и объясняется мой выбор в пользу эсеровской, а не социал-демократической партии и, собственно,, почему на протяжении всей последующей жизни я так и не был "заражен" мар- ксистской идеологией". Уже на рождество 1906 года Сорокин был впервые арестован за свою нелегальную деятельность и помещен в тюрьму в городе Кинеш- ме. Пройдя тюремные "университеты", освобожденный в 1907 г. Со- рокин некоторое время продолжал свою революционную активность, но, видимо, в какой-то момент осознав, что политика препят- ствует дальнейшему образованию, Сорокин отправляется в Санкт-Пе- тербург. В Санкт-Петербурге ему достаточно быстро удается найти ра- боту репетитора. Значительно расширяется круг его знакомств. Сдав экзамены в гимназии экстерном (в великом Устюге), Сорокин в 1909 году поступает в столичный психоневрологический институт. В бытность студентом университета Сорокин начинает актив- ную публикаторскую деятельность, которая нарастающими темпами будет продолжаться в течение всей его долгой жизни. В этот пе- риод Сорокин публикует ряд заметок и эссе, не говоря уж о много- численных рецензиях, рефератах и обзорах современной зарубежной философской и социологической литературы, занимается популяриза- торством социологических идей и теорий для массового читателя. Он успешно сотрудничает с журналами "Вестник психологии, крими- нальной антропологии и гипнотизма", "вестник Знания", "Запросы Жизни", "Заветы". его статьи появляются и на страницах новатор- ского по тем временам издания "Новые идеи в социологии", публи- кует в Риге ряд "пятикопеечных" брошюр по социологии. Несмотря на многочасовые занятия научной деятельностью, неутомимый студент Сорокин не отходит и от политики. В 1911 го- ду ему чудом удалось избежать очередного ареста после студенчес- ких беспорядков, вызванных смертью Л.Н.Толстого. В 1912 году в жандармской картотеке на него завели от- дельную карточку. В самом начале 1913 года столичной группой партии эсеров было решено распространить прокламацию по случаю празднования 300-летия Дома Романовых 21 февраля 1913 года с призывом выразить протест против празднования однодневной забас- товкой всех торгово-промышленных предприятий и высших учебных заведений столицы. Об этом стало известно отделению по охране общественной безопасности и порядка, и 10 февраля был проведен обыск и арест наиболее деятельных членов партии. В их число был зачислен и студент П.Сорокин. Через год Сорокин, закончив университет, был оставлен при кафедре уголовного права и судопроизводства для подготовки к профессорскому званию. В 1915 году он сдал магистерские экзаме- ны, в январе 1917 года получил звание приват-доцента Петроград- ского университета. Революция, правда, помешала защите магистес- кой диссертации. Февральская революция застала Сорокина "посреди дел". Соро- кин принимал активное участие в функционировании Государствен- ной Думы, Временного правительства, в подготовке Всероссийского крестьянского съезда, он редактировал эсеровские газеты "Дело народа" и "Воля народа". Некоторое время был личным секретарем А.Ф. Керенского. Лишь за один только 1917 год им была написана целая серия социально-политических памфлетов, многие из которых, как представляется, не потеряли своего значения и сегодня. Сре- ди них:"Автономия национальностей и единство государства","Фор- мы правления","Проблема социального равенства","Основы будущего мира","Причины войны и путь к миру","Что такое монархия и что такое республика","Сущность социализма","Кому и как выбирать Учредительное собрание?". 2 января 1918 года депутат печально знаменитого Учреди- тельного собрания Питирим Сорокин был вновь арестован, но на сей раз большевистским правительством. Само существование в период "Красного террора" для Сорокина, встретившего Октябрьскую рево- люцию в штыки, было полно ужаса и трагизма. "Жизнь в смерти" - так Сорокин назвал этот период своей биографии. Некоторое время он вынужден был скрываться от властей, но вскоре понял, что но- вая, пусть и негодная, власть крепка, а старые утопии недееспо- собны. Тогда-то Сорокин и пишет открытое и нашумевшее письмо, опубликованное в ряде центральных газет, где констатирует фиас- ко эсеровской программы и заявляет о своем разрыве с этой па- рией и выходе из нее. На этом "человеческом документе" заострил внимание В.И. Ленин, написав известную статью "Ценные признания Питирима Сорокина", послужившую в дальнейшем фундаментом не только политической, но и интеллектуальной блокады ученого. "Покончив" с политикой, в атмосфере послевоенной либерализа- ции Сорокин сосредотачивается целиком на научной и преподава- тельской деятельности. В конце 1918 года он уже состоит на служ- бе в I Петроградском университете, а со следующего - во втором психоневрологическом институте. Известно, что одновременно он читал лекции и сельскохозяйственном институте, институте народ- ного хозяйства, на всевозможных обучах, ликбезах и т.п. Словом, активно сотрудничал с Наркоматом просвещения и даже принимал участие в учебно-научных экспедициях. Сорокин предлагал консти- туирование новой дисциплины - родиноведения, - призванной синте- зировать совокупные знания разных естественных и гуманитарных наук. В 1920 году Сорокин избирается руководителем кафедры со- циологии при факультете обществознания Петроградского универси- тета. Тогда же он пишет массовые, "популярные" учебники по пра- ву и социологии и, наконец, публикует двухтомную "Систему социо- логии" (1920), ставшую венцом его творчества русского периода. В том же году он становится профессором кафедры социологии Петрог- радского университета. У Сорокина созревает план перспективных публикаций интегрального характера, он концентрирует своё внима- ние на наиболее актуальных темах того времени - война, голод, революция. Однако образ мыслей первого советского профессора со- циологии все больше не удовлетворял власти. По меньшей мере "не- корректным" признается разгромный тон его рецензии на книгу Н.И. Бухарина "Теория исторического материализма" (М., 1922). Поз- днее уничтожается набор его книги "Голод как фактор". Летом 1920 года прокатилась волна массовых арестов среди научной и творческой интеллигенции. В это время Ленин остро ста- вит вопрос о необходимости контроля над программами и содержа- нием курсов по общественным наукам. "Буржуазную профессуру" ста- ли все больше отстранять от преподавания и тем более от руковод- ства наукой. 10 августа, как пишет Сорокин в своих воспоминаниях, он при- был на несколько дней из Петрограда в Москву по приглашению своего давнего друга профессора Н.И. Кондратьева, выдающегося русского экономиста. Им, однако, не привелось встретиться. В тот день более сотни крупнейших представителей творческой мысли Мос- квы оказались за решеткой. Среди них - Бердяев, Осоргин, Пешехо- нов, Ясинский, Кондратьев и др. Арестованы были и многие сотни студентов. Несколькими днями позже аналогичные аресты были произведены в Петрограде. "Посещали" работники ЧК и апартаменты профессора Питирима Сорокина, но, по счастью, он в то время всё еще скрывался в Москве. "Через неделю стали широко распростра- няться слухи об арестах профессуры и просто ученых. Говорили, что их собираются не казнить, а просто выдворить за пределы страны. Вскоре "Правда" опубликовала статью Троцкого, где эти сплетни подтверждались". Арестованных стали постепенно отпус- кать домой, предварительно получив от каждого две расписки. В одной оговаривался десятидневный срок, в течение которого прес- ледуемого обязывали покинуть страну. Во второй фиксировалось, что если он вновь вернется в Советскую Россию без соответствую- щего на то разрешения властей, то будет немедленно казнен. Види- мо, в это время Сорокин в сложившийся обстановке "затягивающей- ся петли на шее" предпочел депортацию. Отдавать себя в руки Пет- роградской ЧК было опасно, тем более что в то время питерские газеты не раз обрушивались с нападками на Сорокина, обвиняя его во всевозможных грехах. А вот в забюрокраченной Москве все ока- залось куда проще. После подписания обеих расписок судьба учено- го была решена. Остальные формальности были преодолены довольно оперативно, и уже 23 сентября 1922 года тридцатитрехлетний Соро- кин и его жена, Елена Петровна Баратынская, навеки покидают страну. Такова официальная версия, поддерживаемая самим Сорокиным в бытность американским гражданином. На сколько в деталях она правдива, что осталось за кадром, а что, напртив, сильно выпяче- но на передний план - сейчас сказать трудно. Очевидно лишь, что, покидая родину, он испытывал неоднозначные чувства, увозил с со- бой далеко не односторонний образ молодого государства и, види- мо, сильное желание когда-нибудь вернуться назад. Мечте вернуться не суждено было осуществиться. Сорокин умер в возрасте 79 лет вдали от Родины, так ни разу и не посетив ее после своей высылки. В своем дневнике (этим он завершает "Лис- тки из русского дневника") сразу же после отъезда он напи- шет:"Чтобы ни приключилось в будущем, я твердо знаю, что извлек три урока... Жизнь, даже если она трудна, самое прекрасное, чу- десное и восхитительное сокровище мира. Следовать долгу столь же прекрасно, ибо жизнь становится счастливой, душа же приобретает непоколебимую силу отстаивать идеалы, - вот мой второй урок. А третий - насилие, ненависть и несправедливость никогда не смо- гут сотворить ни умственного, ни нравственного и ни даже мате- риального царствия на земле". Осенью 1923 года, приняв приглашение видных американских со- циологов Э.Хайеса и Э.Росса прочесть серию лекций о русской ре- волюции, Сорокин навсегда перебирается с Европейского континен- та в Соединенные Штаты. Сорокин довольно быстро обрел свободный разговорный ан- глийский язык и уже летним семестром 1924 года приступил к чте- нию лекций в Миннисотском университете, сотрудничая при этом с университетами в Иллинойсе и Висконсине. При всем при этом годы, приведенные в Миннисоте, были, пожалуй, самыми продуктивными в его жизни, впрочем, на протяже- нии всей своей жизни ему "так и не удалось" испытать творческо- го спада, за исключением, пожалуй, самых последних лет тяжелой болезни. Всемирно известный Гарвардский университет учреждает социо- логический факультет и предлагает Сорокину возглавить его. Ра- нее он отклонял предложения подобного рода, но на сей раз ре- шается занять деканское кресло, не подозревая, что ему пред- стоит прработать на факультете вплоть до 1959 года, то есть до ухода на пенсию в возрасте 70 лет. Гарвардский период стал са- мым плодотворным в жизни Сорокина и, безусловно, - самым твор- ческим. Именно в 30-50-е годы Сорокин достигает своего Акме, его труды приобретают мировую известность, а их автор благодаря им и поныне считается крупнейшим социологом нашего столетия. Ригористический крен мышления Сорокина в 50-е годы еще больше усиливается. Эксцентричность и профетизм становятся глав- ными стержнями его публичных выступлений в печати, а проповедь кризиса и альтруистической любви - центральной темой, пронизы- вающей почти все позднее творчество ученого. Видно это по одним только названиям ряда его книг - "Социальная философия и век кризиса" (1950), "Альтруистическая любовь" (1950), "Изыскания в области альтруистической любви и поведения" (1950), "Пути и власть любви" (1954), "Американская сексуальная революция" (1957), "Власть и нравственность" (1959). Но и в 60-е годы "причесанные", с точки зрения обывателя, мысли Сорокина продолжали эпатировать публику, а в общественном мнении все сильнее укрепляется имидж "чудо-старца" со страннос- тями. В 1960 году он публикует свое конвергенциональное кредо, эссе "Взаимное сближение Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу", написанное в атмосфере довольно напря- женных советско-американских отношений, когда каждая из сторон "не сомневалась" в абсолютной правильности своего пути развития и совершеннейшей порочности системы оппонента. 11 февраля 1968 года Сорокин скончался в своем доме на Клиф- ф-стрит в Винчестере. В этом же году Американская социологичес- кая ассоциация учредила ежегодную премию имени Сорокина за луч- шую книгу по социологии. @ Краткое изложение взглядов П.А.Кропоткина Каким должно быть общество,в котором нравственные ценности индивида не вступали бы в противоречие с его организацией,и ка- кова должна быть эта организация? П.А.Кропоткин отдал предпочте- ние анархизьму,хотя тогда и теперь с именем анархизьма связано множество предрассудков.Но высший нравственный идеал справедли- вого общества требовал соответствующей высоты нравственного уровня его адептов,прежде всего в личных взаимооотнощениях, в вопросах,связанных с теоретической разработкой идеала,стратегии и тактики его осуществления.Анархизм рассматривался им как логи- ческий итог тех либеральных политических и этических учений,ко- торые исходили из принципа предельной минимизации функции госу- дарства и увеличении (расширении) автономии нравственной личнос- ти. Обобщение опыта буржуазных революций создало определенное не- гативное отношение к политическим аспектам революции и породило естественный крен к анархизму.Причем устами М.Бакунина русский анархизм дополнил идеи европейского анархизма двумя момента- ми,которые,собственно,и сблизили анархизм с социализмом.Это идея коллективной собственности на орудия и средства производства и положение о том,что осуществить анархию можно только с помощью социальной революции, т.е. непосредственного решения вопроса о собственности в пользу народа. Перед П.А.Кропоткиным стояла та же задача,что и перед К.Мар- ксом:дать научное обоснование социалистического идеала.Но шли они к этому разными путями:К.Маркс строил свою концепцию на ос- нове анализа тенденций современного ему общественного производ- ства и форм классовой борьбы;П.А.Кропоткин стремился найти отве- ты на те же вопросы,исходя из изучения главным образом природы человека и эволюции его общественных форм. И тот и другой исхо- дили из различных форм материалистического созерцания,оба высо- ко оценивали роль науки в в исследовании общества и, по сущес- тву, пришли к сходным выводам. Но при этом К.Маркс считал, что для коммунистического общества необходим и более высокий уро- вень производительных сил,и более высокий уровень этической и общей культуры человека.Отсюда он выводил необходимость государ- ства для проведения соцальных преобразований, их защиты, уста- новления диктатуры пролетариата для переходного периода,которо- му определялис сугубо гуманистические функции: создание произ- водства,максимально удовлетворяющего потребности человека,усло- вий для его духовного и нравственного развития. П.А.Кропоткин,напротив,полагал,что социальный и нравствен- ный потенциал человека вполне достаточен для того,чтобы после революции начать созидание коммунистического безгосударственно- го общества на основе союза сельскохозяйственных общин,производ- ственных артелей и ассоциаций людей по интересам,а в силу сло- жившихся хозяйственных,торговых и культурных связей такой союз,по мнению Кропоткина,с неизбежностью должен был бы всту- пать в сношения с другими союзами,объединяя этими связями все человечество. Суть разногласий заключалась в понимании не конечной цели,а путей ее достижения. Многие идеи П.А.Кропоткина звучат ныне весьма актуальны.Прой- дя суровый и порой трагический путь,мы сейчас,по существу, воз- вращаемся к идее о местном самоуправлении,местной инициативе, о минимизации централистских функций государства,которые связаны с хозяйственной,социальной,культурной и национальной жизнью от- дельных людей,территориальных и национальных общностей, трудо- вых коллективов предприятий,учреждений,строек и т.д.Причем он был весьма далек от идеи региональной замкнутости,экономическо- го и национального эгоизма."Сама история нашего времени,-писал он,-не доказывает ли,что дух федеративных союзов уже представ- ляет отличительную черту современности? Если только где-нибудь Государство дезорганизуется по какой-либо причине, если только его гнет ослабевает где-либо, - и сейчас же начинают образовы- ваться союзы,вызванные естественными потребностями отдельных об- ластей..." @ Краткое изложение взглядов П.А.Сорокина Согласно логике Сорокина, мы наблюдаем два параллельных про- цесса - упадок капиталистической системы (разрушение свободноп- редпринимательских первооснов буржуазного строя) и неспособ- ность коммунистической системы удовлетворить жизненные потреб- ности людей. Коммунистическую идеологию и экономическую систему он рассматривает как одну из разновидностей тоталитарных режи- мов. Кризисное состояние любого общества очень часто приводит к "тоталитарной конверсии, и чем сложнее критический момент, тем глубже тоталитарная трансформация". Ослабление же критической ситуации в обществе ведет к "детоталитарной конверсии, к менее регламентированным и свободным образам жизни, и чем больше осла- бевает критический момент, тем шире происходит свободная конвер- сия". И если в будущем удастся избежать великих катаклизмов, то "коммунистические" и схожие с ними тоталитарные режимы неизбеж- но придут в упадок. Трудно не согласиться в этой связи с замеча- нием по этому поводу сорокинского ученика Э.Тириакьана: "Не правда ли, что Сорокин предвидел ветер перемен в современной России и в Китае?!" Но речь у Сорокина идет не только о политических и экономи- ческих переменах. Фундамент конвергенции, по Сорокину, закдючен в близости систем ценностей, права, образования, искусства, до- суга, науки а также во взаимном движении мысли друг к другу. И если советские философы безвозвратно далеко ушли от ортодок- сальных интерпретаций человека и общества от основоположников марксизма, то в Америке философия и идеология материализма все активнее проникают в общественную и частную жизнь американцев. Тоже самое можно пронаблюдать и на материале науки, техники, психосоциального знания. Словом, конвергенция безусловно приве- дет к образованию смешанного социокультурного типа, который при заданных условиях может перерасти в "блистательный интегральный порядок в обеих державах, так же как и во всей человеческой все- ленной". "Западные лидеры уверяют нас, что будущее принадлежит капи- талистическому ("свободное предпринимательство") типу общества и культуры. Наоборот, лидеры Коммунистических наций уверенно ожи- дают победы коммунистов в ближайшие десятилетия. Будучи не сог- ласным с обоими этими предсказаниями, я склонен считать, что ес- ли человечество избежит новых мировых войн и сможет преодолеть мрачные критические моменты современности, то господствующим ти- пом возникающего общества и культуры, вероятно, будет не капита- листический и не коммунистический, а тип специфический, который мы можем обозначить как интегральный. Этот тип будет промежуточ- ным между капиталистическим и коммунистическим строем и образом жизни. Он объединит большинство позитивных ценностей и освобо- дится от серьезных дефектов каждого типа", - писал он. @ C"РАВНЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ "В НАСЛЕДИИ П.А.КРОПОТКИНА И П.А.СОРОКИНА Если в вопросе о том, каким будет наше общество Кропоткин и Сорокин мало в чем схожи (причем мне, скорее всего ближе взгля- ды на этот вопрос П.А.Сорокина), то в аспектах нравственного и этического восприятия они наиболее близко подходят друг к другу. (Конечно, можно былобы упомянуть и тот факт, что оба они были идеологическими противниками марксизма: один - по средствам дос- тижения цели, другой - по многим аспектам: вначале - будучи эс- сером, а затем, после выдворения из РСФСР, - видя новый мир в единстве культуры капиталистического типа и социалистического). Наиболее полное толкование нравственности, на мой взгляд, можно найти только у Кропоткина: "Почти все писавшие о нрав- ственности старались свести ее к какму-нибудь одному началу: к внушению свыше, к прирожденному природному чувству или же к ра- зумно понятой личной или общественной выгоде. На деле же оказывается, что нравственность есть сложная система чувств и понятий, медленно развивающихся и все далее развивающихся в человечестве.В ней надо различать по крайней ме- ре три составных части: 1) инстинкт, т.е. унаследуемую привычку общительности; 2) понятие нашего разума - справедливость и, на- конец, 3) чувство, ободряемое разумом, которое можно было бы назвать самоотвержением или самопожертвованием, если бы оно не достигало наиболее полного своего вырвжения именно тогда, когда в нем нет ни пожертвования, ни самоотвержения, а проявляется высшеее удовлетворение продуманных властных требований своей природы.Даже слово "великодушие" не совсем верно выражает это чувство, так как слово "великодушие" предполагает в человеке вы- сокую самооценку своих поступков, тогда как именно такую оценку отвергает нравственный человек.И в этом истинная сила нравствен- ного." Этика Кропоткина не является некоей самостоятельнойдисципли- ной, трактующей специфический предмет нравственных отношений, она есть одновре менно концепция общества,его становления и прогресса.Не случайно поэтому такие важнейшие поняятия его со- циологии, как "взаимопомощь", "справедливость", "солидарность", несут в себе значительную нагрузку. Принцип общительности ,или как он его называл, "закон взаимо- помощи" ,выработанный в ходе эволюции природы,стал основой появ- ления таких зачатков нравственности, как чувства долга, состра- дания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования.Поэтому природа считал П.А.Кропоткин,может быть названа первым учителем этики, источником нравственного начала в в человеке."Обществен- ный инстинкт, прирожденный человеку как и всем общественным жи- вотным,- вот источник всех этических понятий и всего последующе- го развития нравственности". "Для нас же важно отметить следующее: всякий, кто возмет на себя труд серьезно заняться вопросом о зачатках нравственного в природе, увидит, что среди животных, живущих общественной жиз- нью, - а таковых громаднейшее большинство - жизнь обществами привели их к необходимости, к развитию известных инстинктов, т.е. наследуемых привычек нравственного характера. Без таких привычек жизнь обществом была бы невозможна.Поэто- му мы находим в обществах птиц и высших млекопитающих(не говоря уже о муравьях, осах и пчелах, стоящих по своему развитию во главе класса насекомых) первые зачатки нравственных понятий. Мы находим у них привычку жить обществами, ставшую для них необхо- димостью, и другую привычку: не делать другим того, чего не же- лаешь, чтобы другие делали тебе.Очень часто мы видим у них так- же и самопожертвование в интересах своего общества," - пишет П.А. Кропоткин. Взаимопомощь выступает, таким образом, первым, исходным, и в то же время природным принципом нравственности. Его развитие и усложнение в процессе эволюции человеческого общества, по мне- нию П.А.Кропоткина, связано с постепенной выработкой второго ос- новного понятия этики - справедливости,которая одновременно выс- тупает как требование равноправия и равноценности всех членов общества. " ...Но одного инстинкта общительности все-таки было бы недостаточно, чтобы выработать правила родового быта, о кото- рых я говорил в начале нашей беседы.И действительно, у первобыт- ного человека развивалось мало-помалу новое понятие, более соз- нательное и более высокое: понятие о справедливости, и для дальнейшей выработки нравственности это понятие стало основным, необходимым," - пишет Кропоткин. Требование справедливости - требование одновременно и нрав- ственное, и социальное, и экономическое, поскольку предполагает равенство людей во всех этих областях.Поэтому он и не мог согла- ситься с утверждениями о "справедливости" отношений капиталиста и рабочего, помещика и крестьянина, называя их софизмами умозри- тельной этики. " ...Первый шаг, предстоящий человечеству, чтобы двинуться вперед в его нравственном развитии, - писал П.А.Кро- поткин, - был бы, следовательно, признание справедливости, т.е. равенства по отношению ко всем человеческим существам. Без этого общественная нравственность останется тем, что она представляет теперь, т.е. лицемерием.И это лицемерие будет продолжать ту двойственность, которой пропитана современная лич- ная нравственность." На уровне деклараций - "свобода, равенство, братство",а на уровне реальной жизни - угнетение, неравенство, эксплуатация. Справедливость, являясь важнейшей составной частью нрав- ственности, по мнению П.А.Кропоткина, еще не дает всей нрав- ственности.Ее третьей составной частью выступает то,что он ус- ловно называл готовностью к самопожертвованию, великодушием.По духу этот принцип чрезвычайно близок собственной нравственной концепции П.А.Кропоткина, его нравственному выбору. "Позитивисты называют это чувство альтруизмом, - писал он, - т.е. способностью действовать на пользу другим, в противополож- ность эгоизму, т.е. себялюбию... Во всех случаях нами руководит главным образом сознание своей силы и потребность дать ей прило- жение. При том, если чувство оправдывается разумом, оно уже не тре- бует никакого другой санкции, никакого одобрения свыше и никако- го обязательства так поступить, наложенного извне.Оно само уже есть обязательство, потому что в данный момент человек не может действовать иначе. Чувствовать свою силу и возможность сделать что-нибудь другому или людям вообще и знать вместе с тем, что такое действие оправдывается разумом, само по себе есть уже обя- зательство именно так поступить.Его мы называем "долгом" ". В других аспектах П.А.Сорокин далеко обогнал, на мой взгляд, П.А. Кропоткина (чьи работы на мой взгляд очень похожи на прок- ламации.Да это и понятно, ведь он был идеологом анархизма после смерти Бакунина). Особо сильно это выразилось в его формулиров- ке кризиса современного общества (не надо забывать, что Сорокин жил и работал в США и умер там в 1968 году). Современное состояние западной культуры Сорокин диагностиро- вал как кризисное.Нынешняя "чувственная" культура, считал он, обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации че- ловека, превращении ценностей в простые вещи. Его главное проро- чество на этот счет: "Мы живем, мыслим, действуем в конце сияю- щего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медлен- но угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмара- ми, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет навой великолепной идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - людей будущего". В этом он перекликается с П.А.Кропоткиным. Сорокин пишет о современном кризисе: "Суть кризиса заключает- ся в постепенной девальвации этических и правовых норм. Де- вальвация зашла так далеко, что сколь бы странным это ни показа- лось, но этические и правовые ценности потеряли свой престиж. В них уже вовсе нет той былой святости, в которую первоначально они облекались. Все больше на истинные нравственные ценности смотрят, как на всего лишь "рационализации", "выводы" или как на "красивые речевые реакции", маскирующие эгоистические, мате- риальные интересы и стяжательские мотивы индивидов и групп.Пос- тепенно их начинают интерпретировать как дымовую завесу, скры- вающую прозаические интересы, эгоистичные желания и особенно страсть к материальным ценностям... И юридические и этические нормы ... превратились в простые дополнения к полиции, тюрмам, эликтрическому стулу, подавлениям и другим формам проявления физической силы. Они потеряли свой моральный престиж, деградировали и снизились до статуса сред- ства, используемого умными плутократами для одурачивания эк- сплуатируемых простаков. С потерей престижа они постепенно утра- чивают и свою контролирующую и регулирующую силу - важный фак- тор человеческого поведения. Их "ты не должен" и "ты должен", как моральные императивы, все меньше и меньше определяют поведе- ние людей и направляют его в соответствие с нормами, а их роль постепенно сводится к нулю... Ничего, кроме грубой силы и обмана. Отсюда - современное "право сильного". И в этом - основная черта современного кризи- са этики и права." Наш мир представляет собой общество бесконечно соревнующихся сторон без морального судьи, который мог бы разрешить эти споры. Результат - моральный хаос и анархия. Каждый становится для се- бя своим собственным законодателем и судьей, считая свой соб- ственный поведенческий образец столь же прекрасным, как и чей-либо еще.Инерция правда все еще порождает обращение к "об- щественному мнению" или к "мировому сознанию", но это либо глас вопиющего в пустыне, либо дымовая завеса, маскирующая эгоистич- ныые устремления той или иной "группы давления". Вместо одного истинного общественного мнения у нас существуют тысячи псевдооб- щественных мнений групп, сект и индивидов... При таких обстоятельствах движущая, связывающая и контроли- рующая сила этических идеалов содержит в себетенденцию к исчез- новению. Так как нет единого морального кодекса, то нет и прес- синга гомогенного общественного мнения, которое могло бы форми- ровать чьи-либо нравственные чувства и убеждения. Нет поэтому и единого морального сознания, которое могло бы обладать эффектив- ной регулирующей силой в межчеловеческих отношениях. Мудрено ли, что преступления, войны, революции все больше и больше тревожат западное общество? "Допустимо все, что выгодно" - главныый нрав- ственный принцип нашего времени. Он дополняется болезненной оза- боченностью утилитарными ценностями."Если вера в Бога полезна, то он существует, если нет, то нет и Бога". "Если наука дает жизненно важную ценность, то ее принимают, если нет, то она признается бесполезной". Отсюда наше помешательство на деньгах, наша бессовестная борьба за богатство. "За деньги можно все ку- пить"... Отсюда наше кредо "дело есть дело" и вся жестокость борьбы за чувственныые ценности. Отсюда наши предположительно научные "нравы" и "обычаи" вместо моральных императивов, наше антропологическое и социологическое допущение, что нравы услов- ны и варьируются у разных групп... - Так чувственное общество с его чувственной этикой подготовило свое добровольное самоподчинение грубому насилию... Отсюда и трагедия самого человека чувственного общества. Ли- шая человека всего божественного, чувственное умонастроение, этика и право понизили его до уровня электронно-протонового ком- плекса и рефлекторного механизма, не имеющего никакой святости и телоса. "Освобождая" его от "предрассудков" категорических импе- ративов, они отобрали у него невидимое оружие, которое безогово- рочно защищало его достоинство, святость и неприкосновенность." Пожалуй трудно дополнить его слова. BВЫВОД На закате 20 века мы оглядываемся назад, чтобы полнее и ясно представить себе картину того, что происходило ранее, чтобы не повторять ошибок прошлого. Ведь не даром говорят, что ели вы за- были прошлое, то обречены повторить его вновь; и поэтому мы хо- тим вынести из нашего прошлого все то полезное и необходимое, что может нам пригодиться в будущем. И те ошибки, которые допус- кали люди, необращая внимания, а порой и не зная о тех выводах, к которым пришли гениальные мыслители прошлого, показывает нам, что для того чтобы миновать эти и другие ошибки в будущем мы должны основываться на опыте прошлых лет, на достижениях мысли всех предыдущих поколений. И хотя бы поэтому работы Кропоткина и Сорокина представляют собой интерес не только для современного, но и для будущего общества. Ведь не смотря на все свои различия - а их у этих авторов мно- го, - они наиболее полно пересекаются в одном - в этике и нрав- ственности. Мне хотелось бы привести сейчас слова Питирима Соро- кина: "В безумстве декадентского мышления человек чувстваенного общества сегодня снова разрушает свой чувственный дом, который он с такой гордостью воздвигал последние пять столетий. Чув- ственная этика и право вновь зашли в тупик, отмечающий конец настоящей эпохи. Без перехода к идеациональной этике и праву, без новой абсолютизации и универсализации ценностей общество не сможет избежать этого тупика. Таков вердикт истории в отношении прошлых кризисов чувственной этики и права, и таким должен быть приговор в отношении настоящего кризиса". При назревании общественого кризиса возникает новая мораль, нравственность. И П.А.Сорокин и П.А. Кропоткин видели путь к но- вому обществу через очищение и воскрешение культуры.Они были проповедниками нравственого возрождения общества, основанного на принципах альтруистической любви и этики солидарности. Они приветствовали новый, лучший мир и старались работать для его приближени, несмотря на то, что видели они его по разному. И закончить реферат мне хотелось бы словами Кропоткина, которые, как мне кажется, дают и сейчас каждому человеку ту планку жизни, которую ему необходимо преодолеть, тот моральный уровень, к ко- торому должен стремиться каждый, несмотря на то, что слова эти были написаны около века назад: "Чтобы быть дейсвительно плодот- ворной, жизнь должна изобиловать одновременно умом, чувством и волей.Но такая плодотворность во всех направлениях и есть жизнь - единственное, что заслуживает этого названия.За одно мгнове- ние такой жизни те, кто раз испытал ее, отдают годы растительно- го существования.Тот, у кого нет этого изобилия жизни, тот - су- щество, состарившееся раньше времени, расслабленное, засыхающее, нерасцветши, растение". ;; A*.FRM  A*.FRMРЪ"╚ h*.MAC> MРЬ"]Рd*.MACkРo0╕s(В