Изделие неведомого мастера обладает уникальной оптической системой. С помощью выпуклых глазниц концентрируется такое количество света, что череп буквально сияет изнутри. Предполагалось, что, когда он находился в определенном положении, из его приоткрытых челюстей вырывался ослепляющий луч. Жрецы, возможно, знали об этом удивительном свойстве черепа и о производимом им ошеломляющем эффекте, поэтому, вполне вероятно, использовали его в своих целях.
По мнению известных специалистов из фирмы <Хыолетт-Паккард>, такой череп можно было изготовить только с применением современных технологий. По прикидке одного из исследователей, на это ушло не менее 7 миллионов рабочих часов... Трудно представить, что древний мастер мог располагать таким временем.
Название Череп Рока находка получила благодаря древней легенде, согласно которой с помощью подобного черепа можно было уничтожить любого человека. Череп якобы являлся воплощением вселенского зла. Ходили даже слухи, что Череп Рока действует наподобие известного <проклятия фараонов> и с ним был связан ряд необъяснимых смертей. Скорее всего, их распустил сам Митчелл-Хеджес, чтобы привлечь внимание как к находке, так и к своей книге <Опасность - мой союзник>.
Не менее искусно сделан и другой хрустальный череп из Южной Америки, который с 1898 г. хранится в Британском музее. Он в отличие от находки Анны Митчелл-Хеджес монолитный, но также выполнен в натуральную величину. Любопытно, что оба черепа по своим параметрам являются женскими. При попытке реконструкции облика неведомой женщины оказалось, что своеобразной моделью стала молодая индианка. Относительно способа изготовления этих загадочных черепов существует множество различных гипотез. Одни предполагают, что это <сувениры>, оставленные пришельцами, другие видят в них реликвии ушедшей на дно Атлантиды. По мнению некоторых исследователей, хрустальные черепа способны каким-то образом сохранять информацию о древних временах, возможно, когда-нибудь она станет доступной и для нас.
Обычно изделия в форме черепов не вызывают удивления у археологов, ведь голова всегда считалась весьма важной частью человеческого тела, и черепа, как и их различные имитации, с древних времен использовались в различных ритуалах. Так, у ацтеков существовали жуткие маски, которые делали из настоящих чере пов: заднюю часть удаляли, а в лобной просверливали специальные отверстия для шнурков, с помощью которых маска крепилась на лице жреца. В череп дополнительно вставляли кремневые лезвия: одно символизировало нос, другое - язык... Очевидно, что подобная маска приводила в трепетлюбого простолюдина. Не менее интересен череп, предположительно шамана, обнаруженный в Кентукки (США): на месте удаленных верхних зубов находился фрагмент челюсти волка... Может, благодаря таким <оригиналам> и родились легенды об оборотнях?
Черепа часто использовались, если так можно выразиться, и в декоративноприкладных целях. У инков было принято из черепов поверженных врагов делать кубки для вождей, из которых те попивали чичу - крепкое местное пиво. А в знаменитом Колодце жертв, куда майя сбрасывали несчастных, чтобы умилостивить своих богов, археолог-любитель Эдвард Томпсон обнаружил курительницу, изготовленную из черепа молодого мужчины, в которой еще сохранились остатки ароматической смолы. Ацтеки украшали черепа кусочками бирюзы и черного янтаря, а в глазницы вставляли диски из пирита. Считается, что подобные черепа принадлежали юношам-горемыкам, которых на год выбирали земным воплощением ацтекского бога Тескатлипоки. Когда срок истекал, они расставались с жизнью.
Немалое удивление у ученых вызвали черепа со следами древних трепанаций. Особенно искусно эти операции проводили инки. Хотя черепа с удалением части кости уже не раз находили и в Африке, и в Европе, считалось, что трепанации проводились с какой-то ритуальной целью на черепах мертвецов. Инки же явно делали столь сложные операции на живых людях, причем большинство пациентов потом продолжали вести полноценную жизнь. Первые трепанации в Перу были проведены примерно в 400 г. до н.э.
Но инки не только умело вскрывали черепа (в Перу обнаружено более 10 тысяч черепов со следами трепанаций), они достигли большого мастерства и в искусственной деформации голов. Результатом этого являлись поразительные по своей форме, совершенно фантастические черепа. Сначала яйцевидные, с какими-то чудовищными буграми черепа изумляли археологов, а уфологов наводили на мысль о пришельцах из космоса. Потом ученые разобрались, что древние индейцы специально стягивали веревками головы детей для придания им нужной формы. Вероятно, подобные <яйцеголовые> были нужны для специально проводимых религиозных ритуалов. Правда, черепа детей могли деформироваться и естественным путем: древние индейцы Адена (Мексика) переносили своих младенцев настолько плотно привязанными к доске (своеобразной люльке), что затылочная часть головы ребенка зачастую становилась плоской, как доска...
Недавно выяснилось, что не только инки были искусными нейрохирургами. Во французской деревушке Энсисхэйм в древнем захоронении учеными был обнаружен скелет 50-летнего мужчины. Его череп сразу привлек внимание исследователей: в нем были два аккуратных отверстия (в передней части лба - диаметром около 6 см, в верхней части черепа на пару сантиметров шире). Они определенно имели искусственный характер, а не являлись следствием ранения или травмы. Интересно, что регенерация костной ткани в этих местах закончилась до того, как мужчина умер, не было и признаков послеоперационной инфекции. Причем обе трепанации сделаны в разное время, т.е. мужчину два раза успешно прооперировали! Он жил после этого не менее двух лет. Эти oперации были проведены за 5000 лет до нашей эры!
А в 1983 г. в заваленной камнями пещере в юго-западной части побережья Мертвого моря были обнаружены черепа <в сеточку>, покрытые толстыми черными пересекающимися линиями. Археологи предполагали, что линии на черепах сделаны битумом, на это вроде бы указывал их черный цвет, к тому же и месторождения данного полезного ископаемого находились неподалеку от пещеры. Но оказалось, они сделаны коллагеном, извлеченным из шкур, костей и хрящей животных, являющимся основной составляющей некоторых типов клея. Благодаря этим странным черепам, которые древние люди 8000 лет назад так аккуратно разукрасили клеевым составом, удалось установить, что обитатели пещеры, даже не освоив гончарное дело, умудрились изобрести клей задолго до египтян.
Еще более невероятные черепа обнаружили в октябре 1995 г. в пустыне Гоби. Потрясенные археологи просто глазам не верили: на нескольких, явно человеческих, черепах были самые настоящие... рога! Вряд ли когда-то на Земле могли обитать рогатые люди, останки явно не принадлежали и пришельцам из космоса. Скорее всего, как фантастично это ни звучит, древние умудрились вживить в черепа рога, взятые у животных. Вероятно, это было сделано либо в каких-то ритуальных целях, либо для устрашения врагов.
Стоит упомянуть и череп ребенка Таунга, найденный в 1924 г. на северозападе Южной Африки. Некоторые уфологи заявляют, что он принадлежит внеземному существу. Основными доказательствами этой гипотезы, по их мнению, являются необычная форма черепа и весьма солидный возраст находки - 2,5 миллиона лет... Но если вспомнить знаменитые рисунки Ики, на которых изображены представители исчезнувшей ветви земной цивилизации, приручившей динозавров, возраст черепа Таунга уже не кажется таким невероятным. Возможно, череп принадлежит одному из этих укротителей древних ящеров.
Иной раз загадочные черепа не только археологам, но и простым обывателям доставляют немало хлопот. Некогда в знатных английских семьях особым шиком считалось хранить в качестве своеобразных талисманов самые настоящие человеческие черепа. Примечательна в этом плане история так называемого <кричащего черепа> поместья Беттискомб. Считается, что он принадлежал чернокожему рабу, которого привезли в Англию в XVIII в. Владелец поместья Джон Фредерик довольно хорошо относился к своему рабу и даже обещал отправить после смерти его останки на родину, в Африку. Но когда чернокожий слуга умер, хозяин не сдержал свое обещание и похоронил его на деревенском кладбище рядом с усадьбой. Сразу после этого в доме начали происходить жуткие вещи: ночи напролет кто-то стучал, стонал и душераздирающе завывал. Кончилось тем, что Фредерик извлек останки раба из могилы и перенес их в Дом на чердак. К всеобщему удивлению, в доме сразу стало спокойно.
Со временем скелет раба куда-то исчез, а сохранившийся череп занял свое почетное место в апартаментах хозяина. Джон Фредерик относился к черепу очень серьезно и в 1847 г. даже заявил одному из гостей: <Ни один призрак не появится в доме, пока он с нами>. Некоторые владельцы этого <талисмана> Иногда все же пытались от него избавиться. Один из них якобы зарыл череп в землю на почти двухметровую глубину, но на следующее утро череп снова оказался на поверхности. Он лежал на куче разрытой земли и, словно усмехаясь, Наблюдал пустыми глазницами за изумленным хозяином, которому пришлось опять забрать череп в дом.
Немало жутких историй о знаменитом черепе поместья Беггискомб могу поведать и местные жители. Одни, например, утверждают, что сами не раз слышали как череп страшно визжит у себя на чердаке, другие же упоминают с скорой смерти всех, кто осмелился потревожить покой этого талисмана>
Возможно, легенда о <кричащем черепе> просто вьщумка. К тому же и профессор Гилберт Коузи, обследовавший череп, категорично заявляет: он принадлежал не чернокожему рабу, а первобытной женщине... Правда, нынешние вла. дельцы поместья все же не решаются трогать череп, поскольку считают что он мог остаться здесь после ритуального убийства, произошедшего в древние вре. мена: тогда в фундамент новой постройки в качестве жертвы богам часто заму. ровывали труп убитого человека.
Подобный .кричащий череп> есть и в США у калифорнийского журналиста А Дж. Пью. По его словам, череп привезли в Америку из Франции как семейную реликвию его предки в XVII в. Он будто бы принадлежал погибшему когда-то от рук инквизиции члену их рода. .Нигде, кроме каквнашем фамильном особняке череп находиться не мог, стоило лишь попытаться вынести его из дома тут же раздавался душераздирающий вопль. Если же череп внезапно вскрикивал в доме значит, кого-то из членовсемьиждетскорыйконец>, -рассказывает журналист.
Однако обследование черепа показало, что он принадлежал американскому индейцу и скорее всего был приобретен уже в Америке.
Подобных жутких историйо <семейных> черепах довольномного вероятно некоторые из них являются выдумкой. Одни хотят придать истории своего рода некий мистический оттенок, другие таким образом привлекают туристов третьи просто хотят увидеть свои имена на страницах журналов. В отличие от поразительных находок археологов, .фамильные> черепа стали знаменитыми только благодаря своим хозяевам.