ЛЕКЦИЯ №3
Тема: Русская философия
1) Особенности становления и развития русской философии
2) Русская ренессансная философия (XVII - XIX вв.)
3) Русская философия ХIХ в. и начала ХХ в.
4) Философская мысль в советский период.
1 вопрос
Особенности становления и развития русской
философии
Перед началом рассмотрения 1-го вопроса мы должны отметить своеобразие Русской Культуры (важнейшей составляющей которой является русская философия), которая, в конечном счете, определила своеобразие русской философии.
Русская культура -явление уникальное.
С чем это связано:
1) Географически наше Отечество, на протяжении всего своего существования, находилось на перекрестке Западной и Восточной цивилизации.
2) Наша культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций и находилась с ними в постоянном контакте, но никогда не опускалась до “голого” их копирования, а с Х1Х века сама начала оказывать серьезное влияние на культуру других народов.
3) Формирование нашей культуры происходило не только в благоприятных условиях, но и в условиях насильственного насаждения чуждых образцов и идеалов, путем приказов и запретов, разрушения и наказания.
Однако русская культура сумела создать свой своеобразный тип мышления и самочувствия, который нельзя однозначно отнести ни к восточному, ни к западному вариантам.
4) Русь (а затем Россия) всегда была многонациональным и поликультурным социальным организмом, который способствовал образованию особой единой культурной основы своей общей Родины.
5) Находясь на протяжении значительного периода своей истории в положении отстающей и догоняющей, Россия приобрела редкую способность не просто быстро усваивать передовые идеи, но и перерабатывать их, приспосабливать к своей культурной среде.
6) Для русского общества всегда были характерны большая напряженность, взрывоопасность, конфликтность, связанные:
С господством власти (самодержавие, КПСС) и диктатом идеологии (религии, партии)
С архаичной или крайне прочной и неповоротливой государственной машиной, поэтому единственной сферой для развития свободы была духовная сфера, где находили свое воплощение различные теории и идеи.
Периодизация русской философии
В современной отечественной философии обычно выделяют следующие периоды русской философии
I период - Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.)
II период - Русская ренессанская философия (XVIII - начало XIXв.в.)
III период - Русская философия XIX - начало XX в.
IV период - Философия в советский период истории (1917 - 1991г.г.).
1) Зарождение философской мысли на Руси
Этот период соответствует средневековой философии и делится на два этапа:
Древнерусская философия Киевской Руси (Х1 - Х111 в.в.)
Средневековая русская философия Московского государства (XV - XVII в.в.)
Древнерусская философия Киевской Руси.
Особенности исторического периода
Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом;
Наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом;
Создание письменности, распространение грамотности, книжности, школьного образования
Принятие Византийского православного христианства в 988 г., послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.
Особенностью этого процесса явилось то, что славяне православию не подчинились, они его оязычили, так как:
Славянам была чужда русская психология, (они не ждали Мессии-спасителя) поэтому постепенно произошла переориентация с культа Христа на культ Богородицы
С привычной общинной моралью не согласовывался принцип личной ответственности за грехи мира.
Поэтому христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, стало мощнейшей силой, внедрясь в основы национальной культуры и психологии.
Все это наложило отпечаток на особенности древнерусской философии
Философские идеи Киевской Руси
Русь восприняла две византийские философские традиции.
Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально-назидательных кодексах;
Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью
Представители:
Киевский митрополит Илларион (Х1в.)
В “Слове о Законе и Благодати” он рассматривает:
вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а также место России в общемировом историческом процессе;
значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной и велико княжеской власти;
проблема познания как богопознания выходит за рамки богословия и подходит к пониманию познания с позиции рационализма.
2. Владимир Мономах (1053-1125) - великий князь, политик, мыслитель.
В своих “Поучениях” оставил потомкам нравственные заветы:
власть - ответственность;
долг - справедливость;
каждый человек неповторим, мерило его полезности - труд;
к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия.
3. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) - философ.
В “Послании к пресвитеру Фоме” трактовал две метода познания:
Тайное, чтивое, не нуждающееся в усилиях ума знание, достигаемое “святыми”.
Обыденное знание, обоснованное практической жизнью
Разум - это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум выше чувств. В разуме человеческая душа обретает земное бытие и устремляется к познанию, мудрости бога, сокрытой в твари.
Вывод:
Киевские мыслители выступали против византийского влияния, на стороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского государства.
В этот период Киевская Русь сумела познакомиться с античной и византийской философией, как постичь из нее многое.
Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно конструируемые аллегориум и символиум.
Философия Московского государства (ХV - ХVII вв.)
Исторические условия:
После монголо-татарского ига к XV веку Русь оказалась экономически опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной.
Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. - это уже крупное централизованное государство с единой экономикой.
Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство.
Окончательно оформляется крепостное право.
Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но постепенно возникает светская литература.
Направления философии Московского государства
1) Историософское направление.
Становление русской государственности отразилось в учении псковского монаха Филофея “Москва-третий Рим”.
Историософия - концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариантности форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла.
Согласно этому учению в основе исторического процесса лежит божественное провидение. “Старый Рим” как центр христианского учения пал в 476 г.
“Новый Рим” (Константинополь-Византия) как продолжатель христианских идей пал под напором турок в 1453г.
“Третьему Риму - Москве” - как истинному продолжателю христианского учения - стоять вечно.
Падение “старого” и “нового” Рима Фелофей объяснил тем, что тот и другой изменили истинной вере - православию - и за это подверглись божьей каре.
Учение “Москва- Третий Рим”, по существу, имело целью обосновать необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное государство во главе с Москвой.
2) Религиозные направления
А). Ереси (от греч. - особое вероучение) - отклонение в вопросах религиозной доктрины от ортодоксии
Ереси возникли в ходе борьбы за независимость страны как движение против засилия религиозной византийской догматики.
Наиболее известные - стригольничество и движение “жидовствующих”.
Родоначальники ереси “жидовствующих” был ученый еврей Схария, и распространилась она главным образом в Новгороде:
-отдавали преимущество Библии перед Новым Заветом
-отрицали Троицу, святость икон, таинств;
-выступали против церкви как института;
-Христос - обычный человек, умерший обычным путем.
Б). Нестяжатели и стяжатели.
В конце ХV в. возник знаменитый спор между осифлянами (стяжатели) во главе с Иосифом Волоцким и нестяжателями во главе с Нилом Сарским и Василием Патрикеевым.
-Нестяжатели были противниками монастырского землевладения и богатой церкви. Главное - это развитие духовной культуры.
-Осифляне выступали за сильную и богатую церковь, которая способна выполнить божественное предначертание вместе с верховной властью.
В этом споре победили осифляне.
Борьба еретических и внутрицерковных идеологических направлений привела к возникновению русской схоластики.
3) Нравственное направление.
Наиболее важные мыслители этого периода:
-Сименон Полоцкий (1629-1680) -Юрий Крижанич (1618-1683) -Андрей Белобоцкий -Епифаний Славинецкий
1. Видный мыслитель С. Полоцкий ратовал за доброе законодательство и хороших правителей, осуждал тиранов и невежество. Он проповедовал любовь к подданным, трезвость в суждениях, скромность в поведении, прославлял просвещение, дружбу, трудолюбие.
Полоцкий считал, что вещественный и духовный мир создан Богом. Задачу философии он видел в том, чтобы просвещать людей, исправлять их нравы, врачевать болезни, поучать мудрост