1,2.Мировоззрение.Его историч.типы.
Мировоз-ие- это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отражают и раскрываютпрактическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы(истина, добро, красота), принципыпознания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В мировоз-ии выделяют двауровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в ивде ощущений, восприятий, эмоций.Теоретич.уровень- интеллектуальный аспект мировоз-я(действительность через призму законов).
Историч.формы мировоз-я: миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифология-самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмыслениядействительности предков. Мифологич.сознание сущ-ет и сейчас. Религия- это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном,искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов(монотеизм,политеизм). Отличие от мифа в том, что у религиисущ-ют свои книги и организац.орган. Философия(с греческ. “любовь к мудрости”)- это учение овысших принципах действительности, о первых началах бытия, учение оглубинной основе мира. Осн.фил-ие проблемы: 1.онтология(теория познания). 2. гносеология (учение о бытие).3.методология(учение оразвитии).4.социология(соц.проблемы). 5.этика(учение о морали). 6.эстетика(учение о прекрасном). 7.антропология(учение о человеке).8.аксиология(уч.о ценностях). 9.диалектика(уч.о действительности). 10. метафизика(уч.о смысле жизни).
Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет,чем, смысл его жизни, почему существует жизнь исмерть. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление орешениии этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют М., к-ая вырыжается посредствомкатегорий. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или как говорятобладает особой методологической ф-ей от греч. methods-способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из основных ф-ийФ.является обоснование оправдание и анализ М. Ф.-теоритическое ядро М.
Исторические типы М.: Обусловленные той или иной исторической эпохой тем или иным общественным классом, определенные нормыи принципы сознания стили мышления. и в зависимости от того, совпадают ли интересыданного класса с объективной тенденцией общественного развития, является ли он носителем более прогрессивного способа пр-ва или нет,его М. по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Например: М.буржуазии когда она противотояла феодализму было сначала прогрессивным, после утверждения у власти буржуазия и ееМ. Становится консервативным или реакционным.
3.Осн.проблемы фил-ии и их природы.
Осн.проблемы: отношение бытия к мышлению; отношение физич.к психическому; отнош.материальн.к идеальному; отнош.духа к природе;отнош.субъективного к объективному. Все эти проблемы явл.составными одной большой проблемы - отношения бытия и сознания. Гносеологическая необходимостьпостановки этих проблем (гносеология - учение о познании) заложена в реальном отношении человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческогопознания и поведения предполоагает разграничение субъективного и объективного, сознания осознаваемых вещей. Эти проблемы вырастают из повседневной жизнилюдей, из практики. Есть две стороны этих проблем: гносеологическая (возможность в наших понятиях и представлениях о действительном мире составлятьверное представление о действительности) и онтологическая (вопрос о первичности духа или материи). Т.е.осн. проблемы философии возникают из полемики междусторонниками различных течений по поводу этих основных вопросов (гносеология и онтология).
4.функции философии и ее ориентация на соц.ценности.
Ф. - особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании и висторическом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности. Основные ф-ции:1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития наки,культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологиипознания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, к-рые применяются в строго определеннойобласти для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., незанимается специальным вопросом, что такое "необходимость", "случайность", хотя может использовать их в своей области. Такие понятияявляются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи,взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий). Основнойвопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием ивнешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.
5.Соотнош.философии и науки, фил-ии и политики.
Философия зиждется на понимании мира и человека с точки зрения разума и знаний. Философия как особый способ духовного освоениямира, есть теоретически сформулированное мировоззрение и исторически первая форма теоретического знания. Специфическая особенность философии в том, что онавыступает синтезирующей формой познания. Наука- сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе имышлении. Наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведение и обществоведение; философия иестествознание; метода и теории; теоретических и прикладных исследований. Политика- деятельность связанная с отношением между классами, нациями и др.соц.группами, ядром которой явл.завоевание, удержание и использование государст.власти. Политика явл.надстройкой над экономическим базисом. Философиякак наука использует научные методы и подходы в изучении и познании внешнего мира. Частные науки явл.одним из методов познания с практической стороны ипредоставляют философии к5онкретные результаты и опыт для дальнейшего развития философской мысли. Такие науки как математика и логистика (составляющие логики)явл.неотъемлемой частью философии и представлены и используются сторонниками рационализма (Кант, Фихте, Гегель). Политика как одно из общ-ых явлений такжевходит в сферу философского анализа и исследования, поскольку общество - один из осн.объектов извечных философии. Философия пытается постичь реальностьполностью, а поскольку общ-во явл.одной из неотъемлемых составных реальности, то и все общественные процессы (в т.ч.политика) становятся объектами ееисследования.
6.особенности философии др. Востока.
ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам:древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этихцивилизаций. Причины возникновения: 1.социально-экономическая (переход от меди к железу) 2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных связей4.первое гос-во 5. духовная жизнь. В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика)(фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). ИндийскаяФ. систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки каноновучения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников"середина I тыс. до н.э.), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до IIтыс. до н.э.). Для древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. и окружающего мира2.признание тождества между микро- и макрокосмосом 3.признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровеньсост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня- "атман" В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств". Первые ф-ы бродягикритиковали мифологию. Ф-ы крутые Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая хар-на опора на священныекниги - "пятикнижие". Аскеты, бродячие мудрецы - первые критики мифологиии, подготовили эпоху борющихся царств. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицитворяют два взаимодополняющихначала (муж. и жен.). Позже включена категории ци-нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцветприходится на время существования 6 классических школ. Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. дон.э., видит освобождение от страданий на пути нравственного совершенствования, удаления от мира идостижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В первыхвеках нашей эры буддийская религия терпит поражение.
7. Космоцентризм древнегреческой Ф.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новоенемиф. М., новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю,человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - всевозникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческиеф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие(пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином,незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) -земной шар лишь тень,результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти Ф. направления быливо многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией,они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.На первых порах древнегреческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. может иметь разное значение, но уже в V в. дон.э. (Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит через всю дальнейшую историю Ф.
8.Понятие бытия античн.философов.
Физис -первоначало (то из чего все происходит и то, во что все разрешается). Существовали 4 разыне школы: 1) Фалес, Анаксемандр,Анаксемен, Гераклит - Милетская школа. 2)Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс- Элеаты. 3)Пифагор, Алкмеон - пифагорейцы. 4)Демокрит, Левкипп- анатомисты.
Все они были натуралисты (псевдоматериалисты). Материальное начало, кот.они брали за основу имело божественную сущность. Фалессчитал первоначалом воду (например, питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр- апейрон (безграничное, беспредельное, вечно движущееся, кот.определяетсяпосредством воздействия на него некой высшей субстанции (происхождение кот.не требует доказательств)). Анаксемен - воздух (бесконечный,вечный, подвижный.Сначала сгущаясь образует облака, затем воду, землю, камни и разрежаясь превращается в огонь). В его учении видна идея перехода количества в качество.Гераклит - огонь (первый подметил то, что мир находится в бесконечном изменении, движении, и отсюда вывод, что огонь наиболее подвижный, наиболееспособный к изменению элемент бытия). Ксенофан - в своих поэмах критиковал антропоморфное понимание сущности бога (приписывание ему человеческих качеств исвойств. Прогресс этого был в том, что он первый понял, что божество - безразличная миру сущность, кот.не может быть наделена свойствами, присущимитем, кто его пытается рассмотреть). Парменид - основатель онтологии (учение о бытие). Все его учения были в поэмах. Его учение было направлено против ученияГераклита о том, что бытие подвижно, изменчиво. Считал, что бытие конечно, неподвижно. Все движение, кот.сущ-т - это лишь иллюзорная видимость. Первыйвстал на путь чистого рационализма, т.е.он говорил, что познать мир возможно только рациональным путем (путем умозаключений) и все чувственное относил кложному. Отрицал сущ-ие небытия. Зенон- последователь Парменида. На доводы оппонентов, утверждавших, что мир подвижен и изменчив приводил “парадоксы”,ставившие в отрицательной форме диалектические вопросы движения. Для него бытие непротиворечиво. Пример “парадокса”: стрела, выпущенная в другую точкупространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва. В итоге сумма множества состояний покоя можетдать только покой, хотя визуально она изменила свое положение относительно начальной точки. Пифагорейцы - пришли к выводу о том, что количественныеотношения являются сущностью вещей. Считали первоосновой число. Пытались отобразить сущность мира с помощью геометрических фигур. Анатомисты считали,что все тела состоят из атомов (конечная неделимая единица). Атомы+пустота - это основа всего сущего. Так, по своей природе атом неизменен, то и сущностьвсего неизменна. Посредством столкновения атомов возник весь мир. Два столетия позже- Эпикур. Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признаниявечности материи. Внес изменения в анатомизм: для объяснения возможности столкновения атомов вводит понятие внутренне обусловленного отклонения движениеатома от прямой линии, что явилось основой более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности.
9.Проблема человека в Древнегреч.фил-ии.
Основным достижением софистов было то, что они переместили глаыную проблему философии с физиса на человека. Софистика-сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов. Софисты впервые сделали философию своей профессией, они брали деньги заобучение, они сами искали себе учеников. Одним из самыз известныз представителей софистов был Протагор. Его основное положение заключалось в том,что он полагал человека как меру всех вещей. Поэтому невозможна абсолютная истина, истина относительна. Для одного и того же человека никогда одно и то жене бывает истинным раз и навсегда, в различное время, ибо тот же человек становится другим человеком. В этом смысле все относительно. СОКРАТ. В центрсвоих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека. Его философия основана на том, что нравственное нужно познать и усвоить, а иззначения нравственности следует всегда действие в соответствии с ним. Нравственным явл.то действие, кот.дает истинную пользу, а вместе с тем иистинное блаженство. Поэтому предпосылкой практической приспособленности явл.самопознание (“познай самого себя”). Для Сократа знание являлосьопределяющим критерием для нормы поведения. Знание у него отождествлялось с добродетелью, а невежество- со злом. Осн.добродетелями. Сократ считаетсдержанность, мужество и справедливость.
10. Ф. Платона.
Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечтосреднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром дорождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел.теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своегодоземного существования. Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глазаи заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе Аристотель- создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. Помнению Аристотеля Платон создал идеальный
сверхчувственный мир наряду с миром реальным. In his humble opinion идея ("форма") неразрывна с вещью,каждая вещь состоит из двух начал - материи и формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат- "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она определяетсяактивностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность.Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма
материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира,к-рый един и вечен.
11.филос-ая сист. Аристотеля.
Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь несуществует или сама вещь остается непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи. Идея вещи находится внутри самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же времяявляется и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, исуществует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает всееё раздельные части и потому является целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организмвещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей и замену их другими частями.Организм есть такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует субстанционально.Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма: 1. Эйдос (идея) вещи является такой её сущностью, котораянаходится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 2. Материя вещи есть только ещёсамая возможность её оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть еёматерия, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществленияэйдоса.
3. Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причинадвижения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину,которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе отражается и вреальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи. 4. Нельзя мыслить движение в абстрактномвиде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения -специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина. Общая формулировка четырехпринципной структуры- вещь естьматерия,форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевымназначением. Художественно-творческий первопринцип: 1. Художественная роль материи - материя не просто отсутствие всяких форм,но и бесконечная творческая возможность. Материя проявляет себя в виде тех или иных пространственных ивременных форм. 2. Природа как произведение искусства - природные вещи и вся природа, взятая вцелом, является той или иной смысловой картиной. 3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела. Душа - субстанция в качестве эйдоса физическоготела, в потенции обладающего жизнью. Художественно-творческий принцип в его завершении: 1. Подобно тому, каквсякое материальное тело есть нечто, то есть является тем или иным эйдосом, и подобно тому, как эйдосживого тела есть принцип его жизни, то есть его душа, подобно этому и всякая душа, движущая теломв томили другом направлении, тоже имеет свой собственный эйдос, называемый Умом, такчто душа есть энергия Ума. 2. Ум есть эйдос всех эйдосов. 3. Ум,несмотря на всю свою свободу от чувственной материи, содержит свою собственную чистоумственную материю, без которой он не был бы художественным произведением.
12.Религиозн.хар-ер средневек.фил-ии.Полемика между номинализмом и реализмом.
Средневек.Ф.- фил-ия западноевропейского феодального общ-ва, развивавшаяся в эпоху от крушения Римской империи (5в.) до возникновенияранних форм капиталистич.общ-ва (14-15вв.). Падение античного рабовладельч.общ-ва сопровождалось упадком фил-ии. Античное фил-ое наследиебыло утрачено и оставалось до второй половины 12в. неизвестным ученым Зап.Европы. Господствующей идеологией стала религиозная: в Передней Азии,Аравии и арабоязычных странах - мусульманская, в Европе - христианская в двух разновидностях (римский католицизм и византийское православие). Школа,просвещение перешли в руки церкви, догмы кот.лежали в основе всех представлений о природе, мире и человеке. Развитие школ (светских и духовных), а с середины12в.и основание первых университетов (в Италии, Англии, Чехии, Франции) поставили перед фил-ей задачу помочь церкви в фил-ом объяснении и дажеобосновании догматов веры. Фил-ия на несколько веков стала “слугой богословия”. Роль эту она исполняла уже в деятельности апологетов - защитников христианствапротив язычества, затем в соч. “отцов церкви”. Крупнейший из них на Западе - Августин ввел в систему учений христианск.фил-ии ряд идей неоплатонизма. Др.-для Запада - источником влияния неоплатонизма, приспособленного к задачам христианской идеологии, стали вост.неоплатоники, в их числе так называем.ЛжеДионисий Ареопагит (5в.). Важную роль в формировании ср.фил-ии сыграл Иоанн Скот, или Эригена. При объяснении догм веры перед средневек.фил-ми возниклисложные вопросы об отношении единичного к общему и о реальности общего. В зависимости от способа их решения школьная фил-ия, получившая названиесхоластики, выработала ряд точек зрения, осн.среди кот.стали вступившие в борьбу между собой учения реализма и номинализма.
Реализм - направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование ипредшествуюто существованию единичных вещей. Реализм фактически продолжал линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объективного мира, общего иединичного. Реализм служил философской базой католицизма. Виднейшими его представителями были Ансельм Кентерберийский и Вильгельм из Шампо. К этому женаправлению примыкал и Фома Аквинский. Против реализма вели борьбу представители номинализма. Эта борьба была выражением борьбы двух тенденций вфилософии - материал-ой (номинализм) и идеалистической (реализм).
Номинализм - направление в ср.фил-ии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. В противоположность реализмуноминалисты утверждали, что реально сущ-ют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия,создаваемые нашим мышлением об этихвещах, не только не сущ-ют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признаниипервичности вещи и вторичности понятия. Однако, номиналисты не понимали, что общие понятия отражают реальные качества объективно сущ-их вещей и чтоединичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11-14вв.были Росцелин, Дунс, Скотт, Оккам.
13.Фома Аквинский - систематизатор средневек.схоластики.
Фома Аквинский - средневековый католич.теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 г.был причислен к ликусвятых. Объективно-идеалистическая фил-ия Ф.А.сложилась в результате теологической интерпретаци аристотелевского учения, приспособленияаристотелизма к христианскому вероучению. Обработка аристотелевской фил-ии Аквинатом шла по линии выхолащивания ее материал-их идей и усиления идеалист-ихэлементов (учение о неподвижном мировом перводвигателе и др.). Значительное влияние на фил-ию Ф.А. оказали и учения неоплатонизма. В споре об универсалияхзанимал позиции “умеренного реализма”, признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном)и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Осн.принцип фил-ии Ф.А.- гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога иотклонить возражения против истин веры. Все сущ-ее укладывается Ф.А. в созданный богом иерархический порядок. Учение Ф.А. об иерархии бытия отражалоцерковную организацию феодальной эпохи. С 1879 схоластическая система Ф.А. официально объявляется “единственно истинной философией католицизма”.Осн.сочинения Ф.А.: “Сумма против язычников”(1261-1264), “Сумма теологии”(1265-1273).
14.Антропоцентризм и гуманизм фил-ии эпохи возрождения.
Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазногообщ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительныедостижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрелаантисхоластическую направленность. Прежде всего она проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла),направленных против христианской морали. Натбольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс),свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления вфилософии были: методы экспериментально - математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическомуистолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческимикачествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание последних(неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда наприроду и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм- предполагает наличие бога, как безличной причиныбытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире. Огромные соц.-эконом.изменения нашли своеотражение во многих социолог.концепциях, для кот.было характерно понимание общ-ва как суммы изолированных индивидов. В борьбе со средневековымтеократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человекесть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своимобъектом ценность человека. презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью.Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и рпедназначении, о смысле и цели своегобытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные,классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную “божественность” человека, в привлечениичеловека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержаниемкот.является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный,филологический.
15,16.Особенности фил-ии нового времени. Проблема метода познания в фил-ии новых времен.(эмпиризм и рационализм).
Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденциейпознания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышениюзначимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познаниявызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельнымиявлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснениювзаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического познания мираразвивается и точное, рациональное математическое мышление. Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.
17.Проблема человека в философии Просвещения.
Просвещение- общ-ое движение, представители кот.стремились установить недостатки современного общ-ва, изменить его нравы,политику, быт, установить идеи добра, справедливости, познания. В основе просвещения - идеалистические представления о определенности знания,объясняющие пороки людей непониманием ими своей природы. Боролись против церкви, религиозной догматики, схоластических методов мышления. Человек, егосвобода, свобода человеческой воли, устройство общ-ва - это те вопросы, кот.в то время обсуждались не только в философских дискуссиях, но и в практическойкаждодневной политике. Философия просвещения выступала против всякой метафизики. В области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалыгуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-эконом.жизни - освобождение человека отнесправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Последнее представляет собой понятие, разработка кот.является главной заслугойпросвещения. Представители: Вольтер, Руссо. Вольтер: высиупал сторонником механики и физики Ньютона, признавал сущ-ие Бога-творца (деизм). Движениеприроды происходит по вечным законам, но Бог неотделим от природы. Отвергая учение Декарта о душе и врожденных идеях, он считал источником знаниянаблюдение и опыт. Изучение объективной причинности (“Трактат о метафизике”). Изображал историю человечества как историю борьбы человека за прогресс иобразование. Руссо- признавал бессмертие души. Дуалист (признание двойственности начала мира- синтез духовного и материального). В теориипознания придерживался сенсуализма (направление, выводящее все познание из чувственных восприятий). Пытался доказать, что одновременно с прогрессомкультуры идет падение нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философско-научную форму, заглушают голос природы и разума (всеявляется добрым поскольку выходит из рук творца, но вырождается под руками человека).
18.специфика немецкойя классической Ф.
В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции. Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную рольв формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук. Кант -основоположникнем. классич. идеализма. Разработал концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности. Считал,что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания,и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование некоего предмета вненашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе ("ноумен"). Но последняя с другойстороны, принципиально непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию (трансцендентной). Два периодатворчества - докритический и критический. Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселеннойиз туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль играют исследования, а неиндукция и не дедукция. Критический: критика классич. разума, практическая теория познания, этика, эстетика и теория о целесообразности. Фихте - отрицалагностицизм Канта, его представление о вещи в себе. Предлагает объект "Я" и субъект "не Я". Воснове мира лежит какое-то конкретное "Я". Мир можно познать через интеллектуальную интуицию. Методпознания: истину можно вывести с помощью тезиса, антитезиса и синтеза. Тезис -высказывание, антитезис - противоположное высказывание, синтез= тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из тезиса. Субъективный идеалист. Гегель -все, что существует, существует в мышлении. В основе мира - абсолютная идея - мировой разум. В своем развитии идея проходиттри этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существуетобъективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в мышлении, развитие ее - вдухе. Фейербах - материалист. Выступал против идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта.Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас от внешнего мира, а связывают нас сним. Оно есть образ объективного мира.
19.Фил-ая позиция Канта.
И.Кант нем.философи ученый, родоначальник нем.классич.идеализма. К.-основатель “критического”, или “трансцендентального”идеализма. В так наз-ый “докритический” период (до 1770) создал “небулярную” космогоническую гипотезу, в кот.возниковение и эволюция планетной системывыводится из первоначальной “туманности”. В это же время К.высказал гипотезу о сущ-ии Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение озамедлении - в результате приливного трения- суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материал-ойидеей естественного развития вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. В фил-их работах “докритического” периода К.наметил -под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма- различие между основанием реальным и основанием логическим,ввел в фил-ию понятие об отрицательных величинах и осмеялувлечение современников мистикой и “духовиднием”. Во всех этих работах ограничивается роль дедуктивно-формальных методов мышления в пользу опыта. В1770 состоялся переход К.к воззрениям “критического” периода; в 1781 появилась “Критика чистого разума”, за ней последовали “Критика практического разума”(1788) и “Критика способности суждения” (1790). В них последовательно излагались: “критическая” теория познания, этика, эстетика и учение оцелесообразности природы. В работах “критического” периода К.доказывает невозможность построить систему умозрительной философии (“метафизики”, согласнопринятой тогда терминологии)- впредь до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводятК.к агностицизму- к утверждению, будто природа вещей, как они сущ-т сами по себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнеевозможно только относительно “явлений”, т.е.способа, посредством кот.вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике иестествознании. Оно обусловлено, поК., тем, что внашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, такие же априорные формы,илипонятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза чувственного многообразия и понятий рассудка, на кот.основываются, напр., закон постоянствасубстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций. В разуме, поК., заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высшихэтических запросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени,о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о боге, как безусловно необходимом существе. К.считал, чтос равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и конечен и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) - и такихчастиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно необходимоесущество- и такого существа нет. Таким образом, разум по природе антиномичен, т.е.раздваивается в противоречиях. Однако, противоречия эти, по К., все же лишькажущиеся. Решение загадки- в ограничении знания в пользу веры, в различении “вещей в себе” и “явлений”, в признании “вещей в себе” непознаваемыми. Так,человек одновременно и не свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект непознаваемого сверхчувственного мира); существование боганедоказуемо (для знания), и в то же время есть необходимый постулат веры, на кот.основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в мире, ит.д. Это учение об антиномичности разума, служившее у К.основанием для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком для разработкиположительной диалектики в нем.классич.идеализме. Напротив, в понимании познания, поведения и творчества это учение осталось в плену дуализма,агностицизма и формализма. Так, в этике К.провозглашал ее осн.законом безусловное повеление, требующее руководствоваться таким правилом,кот.совершенно независимо от нравственного содержания поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное к“незаинтересованному” удовольствию, независящему от того, сущ-ет или несущ-ет предмет, изображ.в произведен.искусства, и обусловленному только формой.Впрочем, провести последовательно свой формализм К.не смог: в этике - вразрез с формальным хар-ом категорического императива- он выдвинул принцип самоценностикаждой личности, кот.не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общ-ва; в эстетике - вразрез с формализмом в понимании прекрасного - объявил высшимвидом искусства поэзию, т.к.она возвышается до изображения идеала, и т.д. Прогрессивным было учение К.о роли антогонизмов в историч.процессе жизни общ-ваи учение о необходимости вечного мира. Средством к установлению и сохранению мира К.считал развитие международной торговли и общения с взаимными выгодамидля различных государств. Изобилующее противоречиями учение К.оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли.
20.Фил-ая концепция Гегеля. Система и метод.
Гегель - нем.философ, объективный идеалист, представитель нем.классич.фил-ии. В молодости Г.отличался радикальным образоммышления, приветствовал фр.революцию, выступал против феодальн.порядков прусской монархии. Реакция, кот.началась после Венского конгресса , оказалавлияние и на Г. Философия Г.своеобразно отразила противоречиывй хар-ер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природанем.буржуазии, идеологом кот.был Г. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже революц.тенденции его философии как выражение идейной подготовкибуржуазной революции в Германии, а с др.- консервативные и реакционные идеи как результат непоследовательности и трусости нем.буржуазии, ее склонности ккомпромиссам с реакционным юнкерством. Анализируя категорию отчуждения, Г., хотя и в идеалистической форме , “ухватывает сущность труда”, т.е.многие важныестороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и его историю как “результат его собственного труда” , а следовательно, догадывается о некотоыхреальных закономерностях истории. Г.обосновывает тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активномначале. Исходное положение философии Г.- тождество бытия и мышления,т.е.понимание реального мира как проявление идеи, понятия, духа. Этотождество Г.рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. В развитом виде содержание системы абсолютного(объективного) идеализма Г.состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общ-ва лежит абсолют, духовное и разумное начало - “абсолютная идея”, “мировойразум” или “мировой дух”. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютнаяидея проходит три этапа: 1)развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии чистого мышления”- Логика, где идея раскрывает свое содержание в системесвязанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2)развитие идеи в форме “инобытия”, т.е.в форме природы, - Философия природы; природа не развивается,а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность; 3)развитие идеи в мышлении и истории (в“духе”) - Философия духа. На этомэтапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеч.сознания идеятельности. Его собственной системой завершается, на взгляд Г., процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее самопознание. Ценнейшимприобретением философии Г.была диалектика, изложенная особенно полно в “Науке логики” (1812-16). Исключительно велик вклад Г.в теорию познания, в частностибольшое значение имеет его глубокая критика созерцательности, кантовского дуализма “вещей в себе” и явлений. Большой интерес представляют также такиеработы Г., как “Философия права”, “Лекции по истории философии”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по философии истории”. Во всех областях фил-ии он оставилглубокий след, применяя диалектику, глубоко анализируя актуальные проблемы науки. Однако диалектика Г.была облечена в мистическую оболочку. Идеализмфилософии Г.привел к прямой измене его собственным диалектическим идеям (признание завершенности развития мира и познания, мистификация диалектики,распространение принципа развития только на идеальные явления, схематизм и искусственностьв развитии ряда логических категорий, замкнутость их системы, неумение и нежелание сделать последовательные социальные выводы из диалектики и др.), кнационалистич.предрассудкам и т.д.
21.антрополологич.мат-изм Фейербаха.
Хар-ая особенность мат-ма Фейербаха- антропологизм, явившийся следствием историч.условий предреволюц-ой Германии и выражениемидеала революц.буржуазн.демократии. исходным пунктом фил-ой эволюции Ф.была критика идеалистического понимания Гегелем человеч.сущности, сведение ее к самосознанию.Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вооюще. Заслугой Ф.явл.подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критикеподвергает Ф.также идеалистич.хар-ер гегелевской диалектики. Критика Гегеля открывала путь к использованию рацион-го содержания гегелевской философии и вэтом отношении способствовала формированию марксизма. Однако Ф.просто отбросил фил-ию Гегеля и поэтому не сумел увидеть главного его достижения- диалектики.Осн.содерж.и смысл фил-ии Ф.-отстаивание мат-ма. Антропологизм Ф.проявл-ся в выдвижении на первый план сущности человека, кот.рассм-ся им как“единственн.,универс-ый и высший” предмет фил-ии. Но провести последовательно матер-ую точку зрения в этом вопросе Ф.не удается, т.к.человек для него- абстрактныйиндивид, чисто биологич.существо. в теории познания Ф.отстаивает точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Вместе с темон не отрицал и значение мышления в познании, пытался хар-ть объект в связи с деятельностью субъекта, выцсказывал догадки об общественной природечеловеч.познания и сознания и т.д. Но в целом Ф.не преодолел созерцательности домарксовского материализма. Это связано с тем, что в понимании истории Ф.ещецеликом оставался на позициях идеализма. Идеалистич.воззрения на обществ.явл-я вытекают из стремления Ф.применить антропологию как универсальную науку кизучению общественной жизни. Идеализм Ф.особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение человеческихсвойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как “бессознательное самосознание”человека. Причины такого удвоения Ф.видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки Ф.о соц.иисторич.корнях религии.
22.Фил.понятие отчуждения и его преодоление у Маркса.
Отчуждение- понятие, хар-ее, во-первых, процесс и результаты превращения продуктов человеч.деятельности (как практической -продукты труда, деньги, общ-ые отношения и т.д., так и теоретическтой), а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующеенад ними; превращение каких-либо явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальныхжизненных отношений. Маркс, кот.уделил анализу О.большое внимание особенно в “Экономическо-философских рукописях 1884 года”, “Немецкой идеологии” и вэкономич.ркописях 1857-59, исходит из того, что О.выражает противоречия определенной ступени развития общ-ва. Оно порождено антагонистическимразделением труда и связано с частной собственностью. В таких условиях общ-ые отношения формир-ся стихийно, выходят из-под контроля людей, а результаты и продуктыдеятельности отчуждаются от индивидов и соц.групп и выступают как навязанные либо др.людьми, либо сверхъестественными силами. В центре внимания Маркса -анализ О.труда, при помощи кот.он хар-ет систему капиталистич.отношений и положение пролетариата. Признание О.труда в качестве основы всех др., в т.ч.иидеологических, форм О.давало возможность понять искаженное, ложное сознание как результат противоречий реальной общественной жизни. Таким образом,устанавливалась зависимость теории от практики и на этой основе перестраивалась философия. Одновременно Маркс обосновал задачу ликвидации О.путемкоммунистического переустройства общ-ва. В дальнейшем в своих классич.произведениях Маркс вычленяет различные аспекты О.и обосновываетметодологическую роль этой категории для анализа функционирования и развития всей системы общественных отношений капитализма.
23.разработка концепции матер-ма и диалектики в фил-ии Маркса.
Концепция разработана на основе классич.нем.фил-ии. Повторял путь Фейербаха, но считал, что человек не только природное сущ-во, аесть природное сущностно-родовое существо и поэтому к себе относится как к универсальному и свободному существу. Природа сущ-ет как продолжение человека испособ жизнедеятельности. Растения, камни - человеческого сознания, как объект природоведения и частично как объект искусства. В этом специфика иоригинальность гуманистического материализма Маркса. Универсальность человека - в его общественной природе. Общественный человек по Марксу видит перспективу ввозможности активного преобразования природы в интересах человека. Диалектика - единство противоположно направленных процессов. Гуманизм природы инатурализации человека приводит к световой гармонии.
26.фил-ия неопозитивизма и постпоз-ма.
ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ который почти одновременно возник в Англии, Германии, Австрии, Польше.Основную задачу неопозитивизм видит в анализе логической структуре языка. Терминов и предложений, которые употребляются в научном языке. Другиеразновидности неопозитивизма анализируют обыденный язык. Познавательным источником неопозитивизма является абсолютизация или преувеличениепознавательных функций формальной логики. Т.е. они используют формальную логику для анализа предложений. Источником этого учения было учение Рассела (Англия) ологическом анализе. По его мнению все точное знание должно быть выражено языком, грамматикой которого являлось бы математическая логика. Т.о. математическая логика берется за основукак язык который может выражать все точные знания. Перенесение принципов математической логики на анализ научного языка является основой этого учения. В дальнейшемпроисходит отход от логического позитивизма большинства философов. Происходит трансформация в семантическую Ф, а потом в лингвистический анализ.Семантический идеализм (семантическая Ф). Здесь сохранены исходные принципы логического позитивизма, но при этом дополняют их требованием объяснения иуточнения употребляемых слов. Представителями являются КАРНАТ (Австрия) и ТАРСКИЙ (Польша). Наряду стеоретической семантикой существует общая семантика которая в 30-е годы была основана КАЖИВСКИМ (Польша). Отличие между двумя видами Ф состоит в том, чточистая семантика исследует смысловую функцию языка, с точки зрения отношения между знаниями с символами, а общая семантика исследует кто употребляет этисимволы или знания. Третья разновидность неопозитивизма- Ф лингвистического анализа. Представители этой Физбрали для себя более скромную задачу - описание того, что есть т.е. описание способов употребления слов свойственных обыденному языку. Наиболее яркимипредставителями являются ВИТГЕРШТЕЙН (Австрия) и МУР (Англия). По мнению этих Ф (лингвистических аналитиков) Ф должна ориентироваться не на науку, а наобыденные знания, на обычный язык. И более того Ф не имеет права выходить за рамки обычного языка. В 50-70 гг делаются попытки переосмысленияпозитивистского способа мышления. Это привело к возникновению целой группы критических направлений или пост позитивизма, которые в себя включают критическийрационализм Поппера, методологического фальсификационализм Локаторша, историческая школа методологии Ф и науки или теория революций в науке ТомасаКУНА (США), и на конец методологический анархизм Фиерахена. Суть критического рационализма Поппера состоит в том, что он отказывается считать истину цельюпознания. Он подменяет понятие истины понятием правдоподобия, т.к. мы не можем доказать истинность. Поппер отрицает связь между знанием иреальным миром, и одновременно отделяет знания от человека (субъекта). Кун ставит вопрос о том, что понять сущностьзнаний не возможно вне исторических контекстов науки. Если кто-то рассматривает знания как устоявшиеся данные, то Кун говорит, что надо рассматривать динамикуразвития научного знания. Как оно возникло, формировалось т.е. исторический подход, а не только логический. На необходимость учета исторического момента развитиянаучного знания обращает внимание и Лакоторш. Но вместо Куновских научных революций дает другое понятие - научно-исследовательская программа. Дальше всехпостпозитивистов на пути ограничения позитивистского империзма пошел один Американский Ф. Он предлагает дополнить принципы империзма принципомтеоретического плюрализма. Суть этого принципа состоит в том, чтобы принимать не одну теорию и исходя из нее что-то доказывать, а работать одновременно сомногими теориями, которые могут даже противоречить друг другу. Он предлагает свой путь методологизации науки и этот путь получил название методологическийанархизм. Основной принцип которого - все подходит. Он говорит, что если отметать все точки зрения и стоять на одной и так сделает каждый то в суммекаждый посвоему прав и не прав одновременно а истина дается в комплексе.
27.фрейдизм и неофрейдизм.
Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени Зигмунда Фрейда австр.врача-невропатологаи психиатра. Фрейд,исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистич.в своей основе попыток объяснитьизменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения,отказался от объективных методов исследования психики и создал в целом произвольную, надуманную, субъективистскую теорию. Суть ее состоит в отрывепсихики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельноматериальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человекавластвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с “принципом реальности”, ккот.приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления Фрейд подвергаетпсихоанализу, т.е.истолковывает какпроявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-психическое (и прежде всего непознаваемое“Оно” - бессознательное) становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т.п. Совр.сторонникиФ.-неофрейдисты, представители школ “культурного психоанализа” (Хорни, Кардинер, Александер и др.), сохраняют нетронутой осн.идеалистическую линиюЗ.Фрейда, отказываясь лишь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др.методологически несущественныхособенностей классического Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области культуры, и особенно заметное -на теорию и произведения западного искусства. Меньшее влияние Ф.имеет сейчас в неврологии и психиатрии.
28.Бытие и его осн.формы.
Бытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Онопредставлено в нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено в двухформах: а)бытие вещей и состояний природы, кот.большинство людей воспринимают как объективеую реальность, кот.сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд спозиции материализма. б)Идеалистич. позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а сдругой- в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека. а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь);б)специфич.человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 3)Бытие духовного, идеального. а) индивид.духовное (сознание индивида). Структура бессознательного:*рефлексы*, *подсознат.*, *интуиция*. б) объективно-существующее духовное - то, что материализованно в культуре. 4)Бытие социальное. а) бытие человека; б)бытие человека в обществе.
29. Диaлеkтиka и ее альтернативы.
Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия ипознания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. - всеобщая связь,становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорийи
законов. П. целостности: проблема несводимости целостности к простой сумме частей заключается в связи,объединяющей предметы в сложные комплексы, во взамовлиянии частей. П. детерминизма: реальные природные, обществ. ипсихич. явления и процессы детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются
закономерно, в рез-те действия опред. причин, обусловлены ими. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, онаиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе
филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение количествав качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг вдруга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитиепутем противоречия, или отрицание отрицания -
спиральная форма развития. Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих"полярные"
стороны целостных явлений, процессов. Категории. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс,
отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных,в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристикединичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений илиединой системе
связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторонатого или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние, наблюдаемые,обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета. Содержание -совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип,характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма- принцип упорядоченности, способ существования того или иногосодержания. Причина-следствие. Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе егосвязей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивностиприсущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такойинтервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход изодного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категории системного исследования:система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных
эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т- неразложимый далее компонентсложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.
30.единство Чycтвенного и paционaльного в nознaнии.
Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в видепредставлений, и поднимаясь на высшие этажи теоритического мышления, представляет собой единыйпроцесс, тесно связанный с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального впознании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с однойстороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущербреальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; изнего оно исходит и на любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты ввиде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познания
вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рациональногопредстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мыслиследует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуальното потенциально связанны
наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретноедело. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, чтоони обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своейспецифической структурой, отличной от структуры чувственного познания.
38.Понятие классич.и неклассич.типов филос-ии.
Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания. Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классич. Вконце 19, нач.20вв.наблюдался отход от классики- создание неклассич.физик, геометрий. Те же процессы происходят и в философии. Венцом классич.фил-иисчитают нем.класич.фил-ию (от Канта до Гегеля). Гл.проблема - проблема рацион., разумного познания. При чем разум рассматрив.не только, как индивид, но исверхнадиндивид-й, воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах, в том, что Гегель наз.общ-ым сознанием. Человек осваивает мир только с помощью разума. В этойфил-ии господствует вера в разум, в его совершенство и всемогущество. Считается, что разум ведет к просвещению масс и демократии. Классич.фил-ияполагает, что в мире сущ-т разумн.порядок; в природе, общ-ве, в самом человеке. Задача человека - с помощью разума постичь законы природы, общ-ва. Начало 20в.-бурное развитие науки, антигуманизм во всем (войны, убийства и т.д.). Все это поставило под сомнение идею всевластности разума. Кроме того, были открытия вобласти биологии, психологии человека (открытие Фрейда) и др. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому пониманию человека. Первой попыткойпереосмыслить классич.фил-ию был марксизм. Он первым вышел из классич.фил-ии в практику, человеческую деятельность, в остальном же он придерживалсяклассич.теорий. Др.фил-ие течения 20в порывают с классич.теорией вообще. Они уже не основываются на разуме, их идеалом становится иррационализм,т.е.сверхрационализм. В основе лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. Т.обр., задачей неклассич.фил-ии становится познание законов необъективн., а субъективн.мира: внутр.состояний, переживаний человека. Человек рассматривается в иррацион-ме как субъект общения, как его внутрен.чувств.связьс миром (будь то мир др.человека или общ-ва). В классич.фил-ии господствовал гносеологич.подход. В фил-ии 20в гл.становится аксиологический подход.Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной.
24,41.каковы осн.принципы нравствен-ти в фил-ии Сковороды.
Сын малоземельного казака, получил образование в Киево-могилянской духовной академии, отказавшись от духовной карьеры избрал путь проповедника. На егомировоз-ие оказали влияние идеи Платона, философов нового времени, Ломоносова. Колебался во взглядах между матер-ом и идеализмом, во многих проблемахпридерживался мат-их принципов, однако пришел к выводу о вечности ид-ти материи о господстве в природе закономерных связей. Создал теорию трех миров“объемлющих собой все сущее”: макрокосмос(природа), микрокосмос(человек) и “мир символов”(библия) и каждый из них состоит из двух натур- “внешней”(матер-ой) и“внутр-ей”(духовной). Пытался объеденить понятия “бог” и “природа” для снятия противоречия между духовным и матер-ым началами, что харак-но для пантеизма.Сковорода признавал распределительность челов-го познания пропагандировал учение Коперника. Его этические проповеди были обречены в религиозную форму.Сковорода призывал покончить с бесправием. Хотя он разделял интересы народа его решения соц-ых проблем носило утопический хар-ер, т.к.он считал главн.факторомнового общ-ва моральное начало. Изучал проблему смысла и цели (жизни) человеч.бытия. его источниками были библия, фил-ия Платона. Осн.структ. принцип его произв-ий-диалог,в кот.рассматр-ся разл.точки зрения. Сковорода выдвигал передовые для того времени идеи о творческом труде, общности имущества, любви и равенстве какоснове общ-ой жизни. Работы Сковороды не издавались при его жизни, но распространялись в рукописных изданиях.