Фрактальные свойства социальных процессов
 
Содержание
1. Методологическая часть
2. Схема логических шагов в работе
3. Введение. Необходимость теории самоорганизации
4. Религия и культура как регуляторы социальной активности
5. Управление и теория самоорганизации
6. Единство культурных феноменов, смысл её инвариантов
7. Золотая пропорция - инвариант культуры
8. Целостность мира, фракталы
9. Заключение, применение выводов
Библиография  
 
Методологическая часть Проблема Анализ процессов самоорганизации в обществе с позиции существования инвариантов социокультурных норм, детерминирующих поведение людей.
Объект исследования Культурные феномены, их инварианты.
Предмет исследования Существование инвариантов в культуре, особенно золотого сечения, их место в ней и их влияние на общество.
Цель Установление устойчивой взаимосвязи между культурными феноменами и социальным гармоничным поведением людей. (Люди ожидают какое какое-либо предсказуемое поведение от других (по М. Веберу) ) Установление механизма образующего согласованное, взаимосвязанное, гармоничное поведение людей.
Задачи 1. Выделение факторов, обеспечивающих процесс самоорганизации.
2. Рассмотреть эти факторы и их воздействие на психику и поведение людей.
3. Анализ полученных инвариантов (в моей работе - золотое сечение) 4. Общество - самоорганизующаяся система и совокупность индивидов.
5. Фрактальный анализ, как новое средство в управлении.
Уточнение и интерпретация основных понятий Самоорганизация - процесс возникновения упорядоченности в системе без вмешательства извне за счет ее составляющих.
Фракталы - построенные компьютером образы, демонстрирующие существование процессов самоорганизации, в сложных, считавшихся хаотическими системах.
Основными свойствами фракталов являются: чрезвычайная сложность, мозаичность, "изломанность" ; существование в них в разных масштабах инвариантов, подобий.
Инвариант - неизменный элемент системы.
Культура - система норм, ценностей, артефактов, ритуалов и т.п., детерминирующая поведение людей.
Религия система верований и обрядов направляющих внимание людей на избранные "священные" объекты.
Социальный процесс - устойчивая тенденция, закономерность изменений в обществе. Все социальные процессы тесно взаимосвязаны между собой.
Гипотезы 1. Существование инварианта культуры - золотого сечения ; 2. Связь золотого сечения в культуре и золотого сечения как инварианта существования сложных систем, закономерности протекания социальных процессов ; 3. Накопление человечеством информации (например - артефактов) , на основе золотого сечения, последствия этого ; 4. Исследование возможности практического использования знания о свойствах золотого сечения и фракталов для активизации процессов самоорганизации в обществе и управления им.
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и успешного протекания процессов самоорганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.
От того, какая информация будет наполнять это пространство будет зависеть решение ряда актуальных проблем. Использование новейших открытий науки для формирования все более совершенного общества позволит это. К наиболее значительным открытиям, открывающим большие перспективы можно отнести открытия синергетики, фрактальную геометрию.
С другой стороны развитие общества и его прогресс во всех сферах требует использования этих открытий в условиях крайне динамичного современного мира (особенно в нашей стране отставание которой от Запада обусловлено, во многом, недостаточным вниманием к этим вопросам) .
Исторически сформировавшиеся механизмы регулирования поведения человека сейчас недостаточно эффективны. На фундаментальном уровне прогресс нашей цивилизации можно рассмотреть как отношение человека с окружающим миром, с природой.
Промышленный переворот 19 века и научно-техническая революция 20 века внесли качественные перемены в эти взаимоотношения. Созданный человеком целый мир технических устройств резко повысил его возможности по преобразованию природы и воздействия на нее. " Техника в десятки и сотни раз увеличила производительность труда, во многом улучшила материальные условия жизни сотен миллионов людей. Но эта же техника, промышленное производство, попутно стали разрушать сложившиеся на протяжении веков условия существования человека. Но это была не вина машин, а беда человека, не сумевшего создать совершенную социально-политическую организацию к моменту начала научнотехнической революции (1) .
Проблемы стоящие перед обществом легко решаемы, если принять мысль В. И. Вернадского, " что биосфера переходит на высшую стадию стастановясь ноосферой"(2) , т.е. новое эволюционное состояние биосферы при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. " Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами"(3) .
Как сказывается упрощенная структура техносферы (по сравнению с биосферой) на людей? Физически человек достиг значительных успехов за счет относительной самоизоляции от биосферы.
Сознание человека возникло формировалось как отражение окружающего мира и его проявлений в культуре. Искусство, ремесло, наука становятся проекциями отраженного сознанием мира на плоскости различных форм деятельности (4) .
Можно предположить уменьшение разнообразия, обеднение и упрощение окружающей природной и социальной среды стимулирующей соответствующие перестройки психики, субъективно отражающей объективный мир.
------- 1) Ясюков М. И. "Весы Немизиды", "Мысль", 1990г. стр. 139 2) Р. К. Баландин, Л. Г. Бондарев "Природа и цивилизация" стр. 383-384 3) Советский Энциклопедический Словарь 1988г стр. 900, "Ноосфера" 4) Р. К. Баландин, Л. Г. Бондарев "Природа и цивилизация" стр. 370
Насколько безболезненны приспособительные реакции психики, судить нелегко. Возможно, они вызывают комплекс антисоциальных поступков, разрушая связи между людьми делая общественную жизнь напряженной, неспокойной, угнетающей. Духовное обновление человечества идет не столь быстро, как техническое переоснащение человечества. Человеческая память - продукт биологической и социальной эволюции, а традиции прежних " поколений тяготеют как кошмар, над умами живых " (5) .
Руководимый внутренними побуждениями или внешними стимулами человек способен в короткие сроки преодолевать огромные расстояния, создавать великие культурные ценности или, напротив, уничтожать их. Возможности проявления личности - хорошего или дурного чрезвычайно увеличились. И если сохраняются общественные связи, значит, личности проявляют себя не хаотично, как атомы в броуновском движении (как будет ясно из моей работы этот пример приблизителен) , а более или менее организованно, согласованно (пусть и не всегда осмысленно) .
Перестраивая окружающий мир, человек руководствуется не только реальными потребностями, но и своими представлениями о благополучии, счастье - идеальными моделями своего желаемого бытия. А эти представления зависят от общественного мнения, пропаганды, рекламы.
В целом образуется некая векториальная сумма всех стремлений людей. Стихийно складываясь эта линия приобретает определенные закономерности одну из них сформулировал американский ученый А. Сент-Депардьи: " Деятельность человека направляется стремлением к счастью.
Счастье - это в значительной степени реализация самого себя, то есть удовлетворение всех духовных и материальных запросов " (6) .
------- 5) там же, стр. 370, К. Маркс Ф. Энгельс, собр. соч. том 8, стр. 119 6) там же, стр. 373
Американский нейрофизиолог Х. Дельгадо писал о деятельности человека следующее: " В научно-технических достижениях мы цивилизованны, а в психических реакциях мы остаемся варварами. В известных пределах мы умеем управлять собой. Необходимо развитие новых исследований для того, чтобы организовать наши усилия и направить их на создание общества будущего с высоким уровнем психической цивилизации... Более глубокое понимание психических механизмов облегчит поиски счастья и уменьшит ненужные страдания людей. Управление гигантскими силами, вызванными к жизни человеком, требует развития определенных психических свойств, способных направлять разум не только на покорение природы, но и на то, чтобы сделать цивилизованной психику самого человека ". (7) Таким образом для правильного понимания множества проблем стоящих перед человеком сегодня, безразлично, говорим ли мы о судьбах всего человечества или о мелких, локальных проблемах, мы должны обратить особое внимание на культуру, рассматривая ее как основу для благополучного существования общества. Развитие культуры одновременно с НТР совершенно необходимо, ученые должны уделить этому особое внимание.
К. Маркс писал Ф. Энгельсу, что "культура, - если она развивается стихийно, а не направляется сознательно оставляет после себя пустыню... " (8) .
------- 7) там же стр. 373-374 8) Ясюков М. И. "Весы Немизиды" стр. 139, К. Маркс Ф. Энгельс собр соч.
том 32, стр. 45
Управление социальными проце