тема: СОЦИОЛОГИЯ ДЮРКГЕЙМА
Москва
1998
П Л А Н
Введение
$ 1. Жизнь Дюрнгейма и интеллектуальные истоки
социологии.
$ 2. "Социологизм" - философская основа социологии Дюрнгейма.
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Совсем недавно, каких-нибудь десять лет назад, по интересую­щим нас в данной работе вопросам мы вряд ли нашли бы сколь-нибудь исчерпывающие ответы. Ведь в учебниках и пособиях по философии имя Дюркгейма - основателя французской социологической школы - лишь упоминалось вскользь наряду с другими представителями "бур­жуазной" социологии конца XIX - начала ЧЧ веков".
"Дюркгей Эмиль (1858-1917) - французский социолог и философ; позитивист, последователь Конта, профессор в Сорбонне. Дюркгейм утверждал, что социология должна изучать общество как особую ду­ховную реальность, законы которой отличны от законов индивидуаль­ной психики. Любое общество, по Дюркгейму, основано на общезначи­мых коллективных представлениях; ученый имеет дело с социальными фктами - коллективными представлениями (право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые принудительно навязываются че­ловеческому сознанию общественной средой"*. Эти строки - практи­чески половина всей информации об Эмиле Дюркгейме, которую можно было прочесть тогда в философском словаре.
Основными работами Э.Дюркгейма являются его книги "О разделе­нии общественного труда", "Правила социологического метода" ("Ме­тод социологии"), "Элементарные формы религиозной жизни". Но поз­накомиться с ними читателю в советское время в нашей стране было не так просто.
В 1991 г. в серии "Социологическое наследие" издательства
* См.: Философский словарь (Под редакцией М.М.Розенталя). М.,
1975. С.126.
"Наука" был опубликован однотомник Дюркгейма, в которой вошли но­вые переводы книг "О разделении общественного труда" и "Метод со­циологии"*. Тираж быстро разошелся, что неудивительно, учитывая, с одной стороны, его незначительность, с другой - большой чита­тельский интерес к социологической классике и потребности разви­вающегося социологического образования. Кроме того, в 1991 г. в журнале "Социологические исследования" была опубликована извест­ная работа Дюркгейма "Ценностные и "реальные" суждения"**.
А ведь именно в России были осуществлены первые переводы его книг, причем еще при его жизни, когда классик еще не стал класси­ком. (См.Метод социологии. Киев-Харьков, 1899. О разделении об­щественного труда. Одесса, 1900. Самоубийство. СПб., 1912). Поми­мо указанных, в дореволюционной России были опубликованы следую­щие работы Дюркгейма: Социология и социальные науки. - Метод в науках. СПб., 1911. Социология и теория познания. - Новые идеи в социологии. СПб., 1914, N 2 и др.
"Судьба незаурядных научных идей нередко такова, что, оказав глубокое и повсеместное влияние в науке, превратившись в "пара­дигму", они, по крайней мере внешне, теряют свою актуальность. Кажется, что они существовали всегда и не существовать не мог-
________________
* См.: Дюркгейм Э.Г. О разделении общественного труда. Метод социологии. Общ.ред.А.Б.Гофмана. М., 1991.
** См.: Дюркгейм Э.Г. Ценностные и "реальные" суждения. // Со­циол.исслед., 1991, N 2.
ли"4. Так произошло и с идеями Дюркгейма, находящимися у истоков
современного социологического мышления.
Трудно найти сегодня такую отрасль социологии, начиная от об­щей социологической теории и кончая прикладными исследованиями, в которой бы влияние исследований Дюркгейма так или иначе не ощуща­лось. Трудно, наконец, назвать такую страну, в которой хотя бы номинальное присутствие социологии не сочеталось с одновременным присутствием дюркгеймовских идей.
Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан. И тем не менее идеи Дюркгейма продолжают сох­ранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них и не повсюду стали достоянием не только массового сознания, но и про­фессионального сознания социальных ученых. Между тем, они могут оказаться очень полезными и сегодня, особенно в обществах, нахо­дящихся в переходном состоянии.
Рассмотрим подробнее социологию Дюркгейма.
________________
* См.: Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма. / Приложение к кн.: Э.Дюркгейм. Социология. Её предмет, метод, предназначение.
М., 1995. С.336.
$ 1. ЖИЗНЬ ДЮРКГЕЙМА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ
ЕГО СОЦИОЛОГИИ
"Дюркгейм - представитель позитивизма в социологии. Он пре­тендовал на то, что его социологическая теория, якобы чуждая "крайностям" материализма и спиритуализма, должна быть названа рационализмом, а при дальнейшем уточнении - позитивизмом. Социо­логические взгляды Дюркгейма враждебны материалистическому пони­манию истории и во многом сближаются с идеализмом и религией"*.
Это можно было прочесть о Дюркгейме в шеститомной истории филосо­фии, изданной в 1961 году. Более внимательное и беспристрастное отношение к наследию Дюркгейма находим в источнике, изданном поч­ти тридцать лет спустя: "Основатель французской социологической школы, группировавшейся вокруг журнала Конта, Дюркгейм испытал также влияние Монтескьё, Руссо, Канта, Спенсера, Ш.Ренувье. Обос­новывая особое место социологии в ряду наук о человеке, он отста­ивал специфичность ее объекта - социальной реальности, ее несво­димость к биопсихической реальности индивидов. В работе "Правила социологического метода" (1895, в рус.пер. - "Метод социологии",
1899) Дюркгейм определяет предмет социологии как социальные фак­ты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему принудительной силой"**.
Приведем некоторые факты из жизни ученого. Эмиль Дюркгейм ро-
* См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
С.188.
** См.: История философии. В шести томах. Под ред.Дынника М.А. и др. М., 1961.
дился 15 апреля 1858 года в г.Эпинале, на северо-востоке Франции
в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущий автор
социологической теории готовился к религиозному поприщу своих
предков, изучая древнееврейский язык, Тору и Талмуд. Но он до­вольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение ока­зала его школьная учительница-католичка. Короткое время он испы­тывает склонность к католицизму мистического толка. Но и католи­ком Дюркгейм не стал, также, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком. Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предме­том своей веры науку вообще и социальную науку в частности.
Окончив в 1882 году Нормальную школу, Дюркгейм в течение нес­кольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях.
В 1887 ггоду Дюркгейм был назначен преподавателем "социальной науки и педагогики" на филологическом факультете Бордоского уни­верситета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру "социальной нау­ки", по существу, первую самостоятельную кафедру социологии во Франции.
Как уже говорилось выше, с 1898 по 1913 гг. Дюркгейм руково­дил изданием журнала "Социологический ежегодник". Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.
С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сарбонне, где возглавлял ка­федру "науки о воспитании и социологии". Многие его научные рабо­ты родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим орато­ром, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным ясным стилем изложения и в то же время носили ха-
рактер своего рода социологических проповедей.
Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторон­ником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях.
Вместе с тем, Дюркгейм был противником революционного социа­лизма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения про­исходят в результате длительной социальной и нравственной эволю­ции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.
Будучи человеком прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединить в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской этики. Практическая цель его профессиональной и об­щественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженцев "сильной власти", против ре­акционных клерикалов и националистов.
Дьркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. "Правила социологического метода", "манифест" Дьркгеймовской социологии удивительным образом перекликаются с "Рассуждением о методе" Декарта. Оба труда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющ