РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
Тема: «БИОЛОГИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ»
Захаров Евгений Валентинович
младший научный сотрудник,
соискатель Биолого-почвенного института ДВО РАН
03.00.08 зоология
Научный руководитель: Крюков Алексей Петрович
кандидат биологических наук
Владивосток
1997
ПЛАН
Введение............................................................................................................ 3
1. Углубление противоречий экологического кризиса....................................6
2. Резервные возможности человека...............................................................10
3. Самосовершенствование среди экологических альтернатив.....................14
Заключение.......................................................................................................22
Литература........................................................................................................23
ВВЕДЕНИЕ
Ныне, на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов ХХ столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.
Глобальные проблемы нашей эпохи - закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети ХХ века. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития человечества, глобальные проблемы выступают как специфическое порождение именно современной эпохи, как следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития в условиях совершенно новой, своеобразной исторической ситуации.
Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда технологическое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической деятельности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.
Историческое своеобразие и социальная уникальность глобальной ситуации, сложившейся на рубеже двух тысячелетий, властно требует от человечества нового политического мышления, высокой моральной ответственности и беспрецедентных практических действий как во внутренней политике отдельных стран, так и в международных отношениях, как во взаимодействии общества с природой, так и во взаимоотношениях между самими людьми. Современная глобальная ситуация сплела все противоречия нашей эпохи в единый, нерасторжимый «тугой узел», развязать который в состоянии лишь социальное и духовное обновление человеческого общества, новое мышление в соединении с новой практической деятельностью.
Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Так, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе это уже в обозримом будущем приведет к экологической катастрофе в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как две стороны единой экологической проблемы.
Глобальные проблемы цивилизации требуют для своего разрешения самой широкой коалиции всех социальных сил и общественных движений, заинтересованных в социальном прогрессе, и одновременно создают объективные условия и субъективные предпосылки для их сотрудничества. Диалектика социального прогресса в современную эпоху проявляется в том, что борьба за решение социальных проблем не отдаляет, приближает социальное обновление общества.
Рост научной и технической мощи человечества, обострение глобальных проблем - будь то экологический, энергетический, продовольственный кризис, усилившаяся угроза существования человеческой цивилизации освещена во многих работах [1, 2, 9, 11, 12, 13, 16].
Проявляя преступную беспечность, человек, воздействуя на природу, быстро изменяет естественную среду обитания. Ухудшение состояния окружающей среды влияет на здоровье людей в каждом обществе, несмотря на то, что причины и следствия могут быть весьма различными.
Философия и литература почувствовали неблагополучие раньше, чем наука. Это и естественно: научное познание требует многолетних кропотливых наблюдений, строгого отбора и анализа фактов, разработки методов, не говоря уже о приборах и инструментах науки. Уже поэтому наука медлительнее интуитивного, художественного постижения мира. Руссо, Кант, Гете, а затем и Лев Толстой глубоко и проникновенно показали нравственную сторону (точнее - безнравственную) потребительского отношения к природе.
С нарастанием и усложнением последствий человеческой деятельности экологическая проблема усугубилась, приобрела невиданную остроту. Идеи, ранее высказывавшиеся лишь отдельными провидцами и не находившие отклика в сердцах их современников, становятся сегодня важнейшей частью этики, философии, педагогики и разделяются миллионами людей.
В данной работе мы ставим перед собой цель наметить некоторые возможности осуществления самосовершенствования с точки зрения развития природных, в том числе резервных возможностей человека. Эта тема, несмотря на безусловную актуальность в плане познания и самопознания природы человека, является крайне мало разработанной. Акцентирование внимания на физическом самосовершенствовании в этой работе обусловлено современными условиями углубления про­тиворечий экологического кризиса, в результате которого страдает прежде всего организм человека. Кроме того суть и конкретные пути других видов самосовершенствования, в частности, нравственного, достаточно подробно и основательно представлены в философской, художественной и публицистической отечественной и зарубежной ли­тературе.
УГЛУБЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Выявляемые сферы возможного приложения человеком собственных усилий по саморазвитию в современных экологических условиях опре­делены особенностями эволюционного подхода. Эволюционный подход позволяет отвлечься в теории от антропогенной обусловленности происходящего и рассматривать современное биосферное состояние не только как кризис, - кризисом оно представляется только чело­веку, - но и как природную эволюционную ситуацию. Это тем более оправдано, что позитивные меры, принимаемые сегодня человечеством по предотвращению роста загрязнения окружающей среды, как будет показано, столь незначительны, что процесс современных биосферных изменений, по существу, предоставлен стихии естественного хода событий.
Какова судьба отдельного человека в такой ситуации? Какой вклад в общее дело преодоления кризисной ситуации может внести он и что в его силах сделать для собственного спасения?
Методологической основой исследований вопроса об изменениях природы человека в естественнонаучном аспекте является эволюцион­ный подход. Дарвиновская теория, несмотря на все возрастающий по­ток возражений против отдельных ее звеньев, сохраняет свой мето­дологический потенциал во многих отношениях, и, в частности, ос­тается незаменимой в вопросах, касающихся человеческой природы и её начал. Если не сформулированы научно-обоснованные опровержения, в силу которых та или иная общая биологическая закономерность или общий принцип не распространяются на биологический вид, то исследователь вправе сделать допущение, что закономерности, общие для всех других биологических видов, действуют и в отношении рассматриваемого вида.
Основополагающий принцип изменчивости биологических видов постоянно обращает естественнонаучную и философскую мысль к проблеме судьбы человечества, ставит вопрос о возможных изменениях природы человека и их признаках, условиях возникновения, характере и значении таких изменений.
Возможность изменения человеческой природы естествоиспытателями в принципе не отрицается. И. И. Мечников, например, был убежден, что человек представляет собой динамически развивающуюся систему, что у него одни органы прогрессируют от поколений к поколению, другие, регрессируют, а третьи, рудиментарные, постепенно отмирают* . При этом даже малейшие изменения связываются с промежутками времени, гораздо большими в сравнении со временем жизни одного поколения. Подобные изменения оказываются настолько малозам