Оглавление
Часть первая - Работа.
Введение.
Работа как единство объективной и субъективной сторон.
Формы практической деятельности.
Техника и техническая работа.
Заключение.
Часть вторая - Прогресс.
Введение.
Противоречивость общественного прогресса.
Объективный критерий прогресса.
Применение критерия общественного прогресса и конкретной истории.
Свобода как продукт общественного прогресса.
Заключение.
Список использованной литературы.
Часть первая - Работа.
Введение.
Работа может быть представлена как слож­ная сеть различных актов преобразования объектов, где продукты одной деятельности становятся исходными компонентами другой.
Структурные характеристики элементарного акта практики можно выявить, если взять за образец марксов анализ процесса труда. Рассматривая труд «в простых и абстрактных его момен­тах», К. Маркс выделял следующие стороны (элементы) процесса труда1: человека с его целями, знаниями и навыками, осущест­вляемые человеком операции целесообразной деятельности; объ­екты, включенные в ходе этих операций в определенные вза­имодействия. Объекты, в свою очередь, расчленяются по своим функциям на предмет (исходный материал) труда, средства труда (прежде всего орудия) и продукты, получаемые в результате преобразования предмета труда.
=============================================
1 См: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С. 188-195.
Работа как единство объективной и субъективной сторон.
Труд как преобразование чело­веком вещества природы предполагает взаимодействие всех этих элементов указанных выше.
Марксову схему можно распространить на структуру практи­ческой деятельности, которую можно представить как единство двух сторон: «субъектной» (человек с его способностями, целями и целесообразными действиями) и «объектной» (средства, исход­ные материалы и продукты, получаемые из исходных материалов благодаря воздействию средств деятельности). Причем надо иметь в виду, что в функции объекта практической деятельности или работы могут выступать не только фрагменты природы, преобразуемые в производстве, но и люди, «свойства» которых меняются, совершенствуются, развиваются. Поэтому человек может выступать и как субъект и как объект работы. Взятая в качестве общественно-исторического процесса, работа предстает как единство предметно-материального изменения природы и изменения общественных отношений, в процессе которого происходит развитие самого человека как субъекта работы.
2. Формы практической деятельности.
Исходной формой практической деятельности, лежащей в основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом, является материальная производственная деятельность, способ производства материальных благ. Развитие способа производства материальных благ является основной движущей силой всего общественного развития. Именно возникновение материальной производственно-практической деятельности явилось исход­ной предпосылкой становления специфически человеческого от­ношения к миру, преодоления рамок животного существования.
Преобразуя природу, созидая специфически человеческую сре­ду обитания, люди одновременно строят свои собственные обще­ственные отношения, преобразуют самих себя. Формирование и развитие общественных отношений также является необходимой формой практически-преобразовательной деятельности, направ­ленной уже не на окружающую людей природу, а на самих себя, на свои отношения с другими людьми.
Важно еще раз подчеркнуть, что эта форма практики органи­чески связана с материальной производственной практикой. “По существу, имеется единая практическая деятельность, включаю­щая две стороны - отношение людей к природе и отношение лю­дей к самим себе"1.
=============================================
1 См: Материалестическая диалектика. Краткий очерк теории. 2-е изд. М., 1985. Гл. 7. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М., 1988. с. 78
Однако в процессе общественного развития эти стороны практической деятельности дифференцируются. Дея­тельность, направленная на преобразование общественных отно­шений - социальная, классовая борьба, революционное движе­ние и т. д.,- выступает как особая форма практики.
Важнейшей формой социальной практической деятельности в современных условиях является осуществляемая в нашем обще­стве перестройка. Перестройка носит революционный характер и направлена на реальное практическое преобразование условий нашей жизни, общественных отношений, самих людей.
Наряду с производственной и социальной практикой можно выделить также ее особую форму, имеющую более узкую социаль­ную значимость, но тем не менее необходимую в современном обществе. “В этом обществе все большую роль начинает играть наука, превращающаяся в непосредственную производительную силу и становящаяся средством управления социальными процес­сами"1. Научное познание по своей природе нацелено не только на отражение уже существующих объектов, которые могут быть полу­чены и воспроизведены в способах практической деятельности. Оно обладает проективно-конструктивной функцией, то есть дает знания о таких объектах, которые можно освоить в производ­ственной и социальной деятельности только в будущем. “Проверка истинности знаний о таких объектах требует особой формы прак­тики, в качестве которой выступает научный эксперимент”2. Науч­ное экспериментирование, хотя оно и опирается на возможности производства и социального опыта, достигнутые на данном этапе развития общества, часто выходит за пределы существующего уровня и предвосхищает принципы технологии и способов управ­ления и организации общественной жизнедеятельности, которые могут быть реализованы в будущем. Современное научное экспе­риментирование, таким образом, выступает в качестве важнейшего средства осуществления проективно-конструктивной функции научного познания.
Особое значение в современных условиях приобретает такая форма практики, как техническая деятельность. Остановимся на ней специально.
============================================
1 См: Бердяев Николай. Самопознание. М., 1990. с. 45
2 См: Никитин Е. П. Открытие и обоснование. М., 1988. с. 237.
3. Техника и техническая деятельность
Хотя наше время по праву называют веком техники и эпохой научно-технического прогресса, не все отдают себе полный отчет в том, что представляет собой техника и какова ее глубинная роль не только в создании материальных благ и искусственной среды обитания, особой техносферы, в которой живет современный человек, но и в формировании мышления, культуры, мировоззре­ния.
Термин «техника» происходит от греческого «techne» - поня­тия, родственного нашим понятиям «искусство», «навык», «уме­ние».
Оно двойственно по своему смыслу. Техника в первом смыс­ле - это совокупность различных устройств, созданных человеком (машин, инструментов, строений, транспортных средств и т. п.), предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их преобразования, хранения и использования в це­лях развития производства и удовлетворения различных непроиз­водственных потребностей. Техника в этом смысле может выступать и как средство производства, и как его конечный продукт - результат производительной деятельности людей. Она поэтому сос­тавляет важнейший элемент производительных сил, определяющих в конечном счете характер и содержание способа производства. Техника во втором смысле представляет собой совокупность раз­личных навыков, устойчивых образцов деятельности, особого рода умений. Примером этого рода может служить техника рисования, балетная техника, техника программирования и т. д. Оба смысла понятия «техника» тесно связаны и вырастают из одного корня. Те или иные устройства, созданные человеком - артефакты,- могут практически применяться для соответствующих целей лишь при наличии определенного уровня профессиональных умений. И наоборот, навыки, профессиональная подготовка и умения определяются и ограничиваются соответствующим типом и уров­нем развития артефактов и, в свою очередь, содействуют или препятствуют их совершенствованию. Таким образом, в самой сердцевине технической деятельности заложено диалектическое единство между материальными артефактами, с одной стороны, и навыками, умениями, стандартами деятельности и соответствую­щими техническими знаниями - с другой.
“Техническая деятельность, особенно в условиях НТР, носит сложный, противоречивый характер, в значительной степени обусловленный противоречивостью, внутренней диалектичностью самих артефактов”1. Эта противоречивость заметна даже в самых простых и исторически первых орудиях труда.
===========================================
1 См: Материалестическая диалектика. Краткий очерк теории. 2-е изд. М., 1985. Гл. 7. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М., 1988. с. 65.
Каменные зубила, скребок, костяная игла, деревянная палица, копье и т. д., с одной стороны, приспособлены к взаимодействию с внешним миром, с определенными природными объектами: обтесыванию камня, сшиванию шкур диких животных, с необходимостью пронзить бегущую дичь, свалить уда