Объект, предмет и методы психологии
План
1. Человек как природное явление.
2. Общественная форма жизни человека.
3. Человек как душевная и духовная реальность.
4. Феноменология внутреннего мира человека.
5. Внутренний мир человека в житейской психологии.
6. Различия житейской и научной психологии.
7. Субъективность как предмет психологии человека.
8. Понятие о методе науки.
9. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в науках о человеке и обществе.
10. Методы психологии.
1. Человек как природное явление
Что есть человек? Какова человеческая сущность? Каково место и назначение человека в мире? В чем смысл жизни человека? Что есть человеческое в человеке?
Эти вопросы можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Без образа человека, без понимания его сущности невозможна осмысленная гуманитарная практика.
Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек - существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Ряд свойств человека доступен непосредственному восприятию. Это прежде всего внешние особенности человека. Есть попытки описать человека только на основе его чувственно воспринимаемых телесных особенностей. Известно идущее из античности ироничное определение человека как птицы без перьев, подчеркивающее неправомерность сведения человека только к одному свойству - прямохождению.
Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек - это часть природы. Человек - живое существо и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. В том, что человек - органическое существо, каждый из нас убеждается ежедневно, переживая так называемые органические потребности: в воде, в пище, в тепле, в отдыхе и т.д. Наше психическое самочувствие находится в зависимости от природных явлений: оно одного качества в теплый июньский солнечный день, другого - в октябрьский день пасмурный и холодный. Атмосферные явления влияют на наше состояние, настроение, работоспособность, продуктивность деятельности. Публикуемые регулярно в печати сведения о неблагополучных для людей днях основаны на явлениях метеозависимости человека.
Человеческое тело - его форма, строение, функционирование есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. "Человек, - писал Н.А.Бердяев, - есть принципиальная новизна в природе". Тело человека - культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека. "Форма человеческого тела, лицо человека духовно".
Человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных. Они удовлетворяются иными предметами, иными способами, а главное - культурно обусловлены. Но принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей.
2. Общественная форма жизни человека
Человек - общественное существо, живет в сообществе себе подобных. Он включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Именно совместная жизнь с другими людьми приводит к появлению личности как интегральной характеристики человека. Личность - это способ жизни и действования, проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний. Личность - это всегда определенная позиция.
Сугубочеловеческой формой жизни является такая общность, как семья. Животные также образуют устойчивые пары, заботятся о потомстве, но они создаются исключительно с целью продолжения рода. Детеныши животных достаточно рано расстаются со своими родителями и забывают их. У животных отсутствуют межпоколенные связи. Иначе у людей. У человека самое длительное детство. Дети для родителей всегда остаются детьми. По меткому и емкому определению психолога К.К.Платонова, человек - это существо, имеющее бабушек и дедушек.
Еще одной, специфически человеческой формой общности являются различные общественные объединения. Это добровольное и желанное объединение людей по интересам. Там люди предстают друг перед другом как равноправные личности. Здесь человек удовлетворяет специфически человеческие духовные потребности: в общении и самовыражении. На определенном этапе жизни - в период взросления - человек остро ощущает потребность в совместной общественной деятельности, во вхождении в сообщества, организованные на общих ценностях.
Способом жизни человеческого общества является общение. "Человеческая сущность, - писал немецкий философ Л.Фейербах, - налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты".
Человек живет в мире культуры, которая, по образному выражению философов, составляет его вторую природу. Поведение человека с самого раннего возраста регулируется принятыми в данной культуре ценностями, нормами, традициями, правилами. Особо подчеркнем, что слова "культура" и "образование" тесно связаны друг с другом. Культурный человек - это образованный человек, воспитанный на основе образа Человека, идеала данной культуры. До революции в России издавалась художественная серия "Образы человеческие", которая была посвящена жизнеописанию лучших сынов и дочерей Отечества. Она была ориентирована в первую очередь на подрастающее поколение. Образование как обучение, воспитание, формирование является основной культурной формой человеческого существования, оно лежит в его основе. Без передачи культурных образцов и способов взаимодействия человека с миром, осуществляемых в образовательном пространстве, невозможно представить себе человеческую жизнь.
Наряду с образованием, культура включает в себя такие формы человеческой деятельности, как наука, философия, искусство, религия, этика, политика, экономика и др. Все эти формы человеческой деятельности составляют содержание материальной и духовной культуры. Любая из форм культуры является выражением "собственно человеческого в человеке". Занятия философией и наукой отчетливо проявляют разумность человека, его способность в принципе постигать сущность предметов мира и самого себя.
Искусство строится на способности человека к эстетическому наслаждению прекрасным, на неутилитарном восприятии окружающего мира. Л.Фейербах писал, что лишь человеку "бесцельное созерцание звезд дает небесную отраду, лишь он при виде блеска благородных камней, зеркала вод, красок цветов и бабочек упивается одной негой зрения; лишь его ухо восторгается голосами птиц, звоном металлов, лепетом ручейков, шелестом ветра...".
Этика раскрывает не оформляемые в специальном кодексе отношения человека к человеку. Высшим принципом нравственного отношения человека к человеку является сформулированный философом И.Кантом категорический императив: поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели и никогда - только как к средству. Великий писатель-гуманист Ф.М.Достоевский предельно остро выразил эту мысль в "Братьях Карамазовых", отвергнув саму возможность достижения всеобщего счастья, если ради этого будет пролита хоть одна слеза ребенка.
Безусловный приоритет ценности конкретного человека перед любыми абстрактными идеями присущ христианскому мировоззрению. Человек - единственное существо на земле, у которого есть идея Бога, который верит в высшее, нежели он сам, начало, в божественное происхождение мира. Еще Цицерон писал, что нет ни одного народа, до такой степени грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не знал его существа. Сущность человека особым образом высвечивается в его отношении к божественному.
Во всех указанных формах культуры мы находим стержневую характеристику человека - его деятельную, преобразовательно-созидающую сущность.
3. Человек как душевная и духовная реальность
Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, планирует, ведет внутренний диалог с самим собой. Внутренняя жизнь человека - это особый мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений и пр. Субъективный мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже - вечное. Только человек может
заглядывать в завтрашний день, мечтать, жить будущим, выстраивать перспективу
своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью. Именно эту особенность имел в виду композитор Ф.Ницше, когда афористично говорил, что человек - это животное, способное обещать.
Человеческий субъективный