Вопрос № 1
Теории происхождения человека.
Сущ-вует множество теорий о происхождении человека. Впервые человек стал задумываться о своем происхождении очень давно. Каждое племя имело свой тотем (священное животное), от которого, как считалось, они взяли свой род. Но в христианских странах вплоть до 19в подобные предположения считались недопустимыми. Впрочем, смельчаков, рискующих опровергать теорию о сотворении человека Богом из глины на 6 день творения, почти и не находилось. Противники эволюционных идей даже создали особое учение - креационизм, научно обосновывавшее акт божественного творения. Даже сейчас многие считают, что человека сотворил Бог. Среди биологов по этому поводу бытует такая шутка: « 10000 лет спустя существа, населяющие Землю, будут с негодованием отрицать свое происхождение от человека». Как же вопрос о происхождении человека решается современной наукой? Человек разумный относится с семейству людей, подотряду человекообразных обезьян отряда приматов. Первые приматы появились около 70 млн. лет назад, первые человекообразные обезьяны -34млн лет назад. В последнее время ученые предложили совершенно новый способ определения степени родства любых живых организмов. Они сравнивают насколько совпадает строение ДНК двух животных существ. Этот метод применили к человекообразным обезьянам. После сравнения выяснилось, что человек отличается от шимпанзе всего на 2.5 %, немногим больше от гориллы, а от низших обезьян- 10%. Но это не значит, что человек произошел от обезьян, считается, что у них был один общий предок. Существует еще множество различных гипотез о происхождении, таких как: много млн. лет назад на землю упал метеорит, на котором была жизнь. Теперь, в результате мутации и изменения существует человек.
Вопрос № 2
Экономика как система. Основные показатели развития экономики.
Экономика - это способ организации деятельности людей, направленных на создание благ, необходимых им для потребления. Благо-это все, что ценится людьми, как средство удовлетворения своих нужд. Американские специалисты определили 4 типа экономических систем:
Традиционная эк-ка. Старшее поколение передает свои навыки младшему. В традиц. эк-ке никогда не бывает излишек.
Плановая эк-ка. Все производится по плану. Планы считаются приказом. Приказ отдает администрация.
Рыночная эк-ка. Эк-ка свободного предпринимательства.
Смешанная эк-ка. В этой эк-ке гос-во следит лишь за некоторыми отраслями производства.
Перед каждой экономической системой стоит 3 вопроса: 1) что производить 2)как производить 3) для кого производить
Номинальный ВВП - ценность (в текущих рыночных ценах) общего конечного продукта произведенного внутри страны в течение данного года и проданного. ВВП = C + Ig + G + Xn , где C - это личные потребительские расходы, Ig - валовые частные внутренние инвестиции, G- это государственные закупки товаров и услуг , Xn -это чистый экспорт.
Реальный ВВП - это номинальный ВВП с поправкой на инфляции (т.е. деленный на дефлятор ВВП - это отношение реального ВВП к номинальному ).Номинальный ВНП -это ценность всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года с помощью факторов производства принадлежащих гражданам данной страны. Способ расчета ВНП такой же как и ВВП. Реальный ВНП - это номинальный ВНП с поправкой на инфляцию. Чистый национальный продукт = ВНП - амортизация.
Билет № 3
Духовная культура, ее формы и разновидности.
Культурой принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем, а также путем обучения и подражания. Традиционную культуру принято подразделять на материальную и духовную. Под материальной подразумевают технику, производственный опыт. Подвиды материальной культуры: природные объекты, которые подверглись влиянию человека (рубило древнего человека), искусственно-природные объекты (японский сад камней), синтетически-природные объекты (пластмассы), социально-культурные объекты (шоссейные дороги), социально-материальные объекты (компьютеры, машины). К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание- то, что они значат для личности и общ-ва. В духовной культуре выделяют подвиды: произведения монументального искусства (скульптура), театральное искусство, произведение изобразительного искусства, общественно-психологические явления (обычаи, традиции).
Билет № 7
Науки об обществе и человеке в 20 в.
История, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика и другие. История изучает прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследует факты, события и процессы на базе исторических источников и ряд вспомогательных исторических дисциплин. История делится на всемирную и историю стран и народов. Философия исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания). Логика, этика, эстетика. Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык. Социология- наука об общ-ве как целостной системе и об отдельных социальных процессах, закономерностях массового поведения людей, отношениях человека и общества. Этика - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Центральной проблемой для этики остается проблема добра и зла. Эстетика - философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. Основной проблемой является проблема всего прекрасного.
Билет № 8
Глобальные проблемы и противоречия развития современного мира.
Во второй половине нашего столетия человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных. К ним относят в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами "третьего мира", стабилизация демографической цивилизации на планете. Всё большее значение в последние десятилетия приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании, возражение культурных и нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом. Пути решения: по поводу предотвращения войны - надо, как говорил Эйнштейн, изменить отношение друг к другу и предупреждать политиков об опасности катастрофы. Создать миропорядок на принципах: отношение к человеку, как к высшей ценности, отказ от войны как средства решения спорных вопросов, признание права народов самостоятельно выбирать свою судьбу, понимания современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей. ПЕРСПЕКТИВА ВЫХОДА ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА - в изменениях производственной деятельности человека, его сознания и образа жизни. Научно-технический прогресс может создать безотходное производство, построенное по принципу замкнутого цикла.
Вопрос № 9
Возможности и способности человека, их виды и пути реализации.
Духовность человека имеет прямую связь с развитием человека, как свободного субъекта. Свободный человек- это его самореализация, осуществление и воплощение своего человеческого потенциала, самореализация осуществляется не в вакууме, а в реальной материальной природе, соц. среде, поэтому она подталкивается как на содействие, так и на сопротивление обстоятельствам, в том числе и общественные. Общественное сопротивление- важное ограничение свободы человеческой деятельности (хочешь, но не можешь, но можешь найти единомышленников). Человек свободен да тех пределов и досколько, до каких и поскольку он может преодолевать эти сопротивления. В этом отношении духовный мир обеспечивает совершенно иные условия его жизнедеятельности. Деятельность человека в области духовной культуры на несколько порядков более свободна, чем реальная производительная деятельность. Другим барьером свободы жизнедеятельности является сопротивление мира общественных отношений. Каждый живет и действует в реальном мире социальных взаимоотношений, множестве самых различных социальных контекстов. Деятельность человека по каким-либо изменениям в общ-ве вызывает ответную реакцию со стороны множества людей, с которыми он реально связан и чьи интересы он задевает. Эти реакции общ-ва чрезвычайно важны для человека. Они выступают и как побудительные мотивы (похвала), и как своеобразные ограничители его свободы, побуждающие его воздержаться от каких