Государственный комитет Российской Федерации
по высшему образованию
Московский Государственный Строительный Университет
Кафедра основ экономической теории
РЕФЕРАТ
АДАМ СМИТ
или
ПОРТРЕТ РАССЕЯННОГО ПРОФЕССОРА
Выполнила студентка
II курса 4 группы
факультета Э О У С
Лукашова ОЛЬГА
Рецензент:
ЖЕЛУДОВА М. М.
М О С К В А 1997
... Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
ОГЛАВЛЕНИЕ
§
* * *
страница

 -
Оглавление
2

 1
Вступление
3

 2
История жизни Адама Смита
5

 3
«Богатство народов»
7

 4
Заключение
15

 -
Список используемой литературы
16


«Ни в чем я не красавец, кроме как в своих книгах», - так однажды сказал о себе Адам Смит. И действительно, знаменитый профиль являет нам некрасивое лицо. К тому же у Смита была смешанная спотыкающаясяпоходка, «червообразная», как выразился один из его приятелей. Он был необычайно рассеян: однажды, увлекшись спором, он упал в яму, где дубились кожи.
Не считая этого случая, особых приключений в довольно замкнутой жизни ученого было немного. Главное, вероятно, произошло, когда ему было четыре года и его украли цыгане, проходившие через Керколди, его родной хутор в Шотландии, близ Эдинбурга. Похитители продержали его всего несколько часов. Вероятно, они почувствовали то, что позже написал о нем биограф: «Боюсь, он не стал бы хорошим цыганом».
История жизни
АДАМА СМИТА
( 1723 - 1790 )
Имя великого шотландца Адама Смита равно чтится всеми современными учеными-экономистами, сколь бы различных точек зрения они не придерживались. Наряду с именами Карла Маркса и Джона Мейнарда Кейнса, имя этого выдающегося человека вызывает повышениекровяного давления у любого, кто имеет хоть какое либо отношение к экономической науке, так как именно к трудам этих трех великих экономистовобращаются за тем, чтобы понять основные цели экономики как науки.
А путь Смита к такой славе, тем временем, был непростым.
Он был единственным ребенком в небогатой семье таможенного чиновника, который скончался всего лишь за несколько месяцев дорождения своего сына. Воспитанный матерью, которая посвятила ему всю свою жизнь, Адам в 14 лет поступил в университет Глазго, степенно начав свою дорогу к постижению мира.
Он довольно рано начал подавать большие надежды и в 16 лет получил стипендию дляпоступления в Оксфорд. Но Оксфорд в те времена не был центром обучения, как является теперь. Систематического преподавания там не было, или почти не было, студентам предоставлялась возможность самообучения, только бы они не читали опасных книг. Смита однажды чуть не исключили за то, что у него было сочинение Дэвида Юма «Трактат очеловеческой природе», которое теперь считается одним из шедевров 18-столетия.
Упорно набирая знания и одолевая вечно мучившие его болезни, этот молодой человек постепенно стал одним изобразованнейших людей своего времени. Признанием этого стало назначение его профессоромфилософии этики Университета в Глазго, после того, как он вернулся из Оксфорда в родную Шотландию. Остались записи его лекций, в которых он говорит об юриспруденции, военной организации, налогообложении и «полиции» - последнее словоозначает управление внутренними делами, которое мы бы назвали «экономической политикой». Считается также, что именно подготовка лекций для студентов этогоуниверситета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Поработав руководителем на кафедре нравственной философии, Смит заслуженно занимает должность ректораУниверситета Глазго.
В 1759 году Адам Смит опубликовал «Теорию моральных чувств», очень интересное исследование в области морали ипсихологии. Книга обратила на себя внимание и принесла Смиту знакомство с лордом Таунсендом, будущим канцлером Эксчекера, ответственным за знаменитый «чайный налог», вызвавший американскую революцию. Таунсенд пригласил Смита в воспитатели к своемупасынку, и Смит, отказавшись от профессорского места, поехал в путешествие со своим воспитанником. Во Франции он встречался с Вольтером, Руссо и с Франсуа Кенэ, блистательным врачом, которому принадлежит идея физиократии - перваяпопытка объяснения того, как работает экономическая система. Смит хотел посвятить ему «Исследование о природе ипричинах богатства народов»(иначе «Богатство народов»), но Кенэ к этому времени умер.
В 1766 году Смит возвратился в Шотландию, где и прожил остаток своей жизни профессором вотставке. Тогда-то и была тщательно и медленно, написана его книга «Богатствонародов». Смит послал экземпляр Юму, который стал его близкимдругом. Юм отвечал: «Здорово! Красота! Дорогой мистер Смит, Ваше произведение доставило мне большое удовольствие». Юм понял, как и все остальные, прочитавшие книгу, что Смит создал произведение, которое навсегда изменит представление общества о самомсебе.
«Богатство народов»
Адам Смит - это преподобный патрон нашей науки. Интеллект его возвышается над всеми егосовременниками, как башня. В историю экономической мысли он прочно и навсегда вошел своей книгой, о которой все слышали, но почти никто не читал,- «Богатство народов»,- стоящая ему девяти лет отшельничества иопубликованная в тот же год, что и Декларация Независимости США - 1776. По зрелом размышлении трудно сказать, который из этих документов имеет большее историческоезначение. Декларация звучала, как призыв к созданию общества, основанного на «жизни, свободе и стремлении к счастью». «Богатство народов» объясняло, как именно такое общество должно работать. И ведь именно эта книга принесла Смиту славу «отцаэкономической науки».
Еще задолго до написания книги своей жизни Смит просто и четко сформулировал ееглавную идею: «Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступениварварства до высшей ступени благосостояния, нужен лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; всеостальное сделает естественный ход вещей». ( Господи!Как же это актуально для нашей сегодняшней жизни!)
Смит начинает свое повествование в «Богатстве народов» с поразительного вопроса. Все участники рынка, как мы знаем, подгоняемы стремлением «сделать деньги» для себя - «улучшитьсвое положение», как выражается Смит. Напрашивается вопрос: каким образом рыночное общество не развязываетруки заинтересованным только в себе, жадным только до наживы людям грабить своихсограждан? Как на такой опасной антисоциальной основе, как стремление улучшить лишь собственное положение, может выработаться нормальное социальное устройство?
Ответ вводит нас в самый центральный механизм рыночной системы - в механизм конкуренции. Каждому, помышляющему лишь об улучшении своего положения, а вовсе не о других людях, противостоит на рынке толпа людей с такой жемотивацией. В результате каждое действующее лицо на сцене рынка вынужденно принять цены, предложенные конкурентами.
При такой конкуренции, говорит Смит, производитель, который попытается запросить больше, чем другие аналогичные производители, не сможет найти покупателя. Не сумеет найти работы тот, кто запрашивает больше установленной на рынке трудаплаты. А хозяин, которому хотелось бы заплатить меньше, чем его конкуренты, не сможет найти работников. Таким образом, рыночный механизм дисциплинирует участников:покупатели сами набавляют цену, конкурируя с другими покупателями, и поэтому не могут объединиться против продавцов. Продавцы должны соперничать с другими продавцами ипоэтому не могут навязать покупателям свою волю.
Но у рынка есть еще одна важная функция. Смит показывает, как рынок выдает товары, которые хочет получить общество, и в том количестве, которого жаждет общество, без того, чтобы кто-нибудь отдавал какие бы то ни былоприказания. Допустим, потребитель хочет больше горшков и меньше сковородок, чем было предложено. Публика раскупит горшки, и в результате их цена поднимется. Напротив, сковородный бизнес будет выглядеть уныло: так каксковородники постараются отделаться от своей продукции, цены на «бедные» сковородки упадут.
Дальше вступают в действие восстановленные силы. Поднимаются цены на горшки - поднимаются и прибылигоршечного бизнеса; падают в цене сковородки, падают и прибыли. И снова начинает работать стремление к «улучшению». Предприниматель в процветающем горшечном бизнесеначнет расширять производство, наймет больше рабочих, больше помещений, больше капитального оборудования, словом - начнет приобретать факторы производства. Владельцы же злосчастного сковородного бизнеса будутсокращать факторы производства: увольнять рабочих, отдавать земельные участки, сокращать капиталовложения.
Таким образом, производство горшков увеличится, а сковородок сократится, чего и хотела публика. Давление рынка словно бы Невидимой Рукой (пользуясьвеликолепным выражением Смита) направляет эгоистические действия людей на общественно полезную тропу. Так система конкуренции переводит эгоистическое поведение кобщественно полезному результату. Невидимая Рука - эти слова характеризуют весь процесс- удерживает общество на верном пути, обеспечивая