Содержание
Введение. 3
1. Современные цивилизации 5
1.1 Незападные цивилизации, или традиционное общество 5
1.2 Западная цивилизация 7
1.3 Российская цивилизация 9
2. Сущность процесса вестернизации 11
2.1 «Вестернизация», как культурная экспансия 11
2.2. Лингвистическая агрессия 15
2.3 Что несет вестернизация отечественной культуре? 19
3. Социологическое исследование. 30
Заключение 33
Список литературы 34
Введение.
Российское общество проходит полосу глубоких перемен. Все признают, что страна переживает переходный период. А для переходного состояния характерно наличие элементов старого (прежних учреждений, законов, традиций, привычек и т.д.) и элементов нового (зарождающихся новых организаций, правовых норм, отношений и т.д.). Их взаимодействие противоречиво и порождает сложную, быстро меняющуюся ситуацию в общественно-политической жизни.
Переходное состояние общества можно правильно понять, если задуматься над вопросом: от чего и к чему осуществляется переход? С какими социальными порядками мы расстаемся и к какому общественному устройству движемся?
За последние годы в российском обществе проведены радикальные преобразования, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном планах. Все более значительное место в обществе занимают рыночные отношения. В нарастающей степени идет приватизация государственной и коллективной собственности и ее переход в частную. Преобразуются институты трех ветвей власти. Меняется система государственного управления, в которой происходит децентрализация. Идет процесс многопартийности. В обществе складывается обстановка политического, идеологического, национального и религиозного плюрализма, выражающегося как в разнообразии частных позиций и ориентаций, так и в их напряженной полемике и соперничестве.
Перед обществом встал вопрос: принимать ли за основу дальнейшего развития модели западных стран или же идти своим, никому не известным и мало кому четко представляющимся, путем? Заимствовать или придумывать?
Пал "железный занавес". Все открыто и доступно. Но сумеем ли мы воспользоваться, сможем ли правильно использовать данный нам потенциал для своего блага?
Именно поэтому в наше время - время новых коренных преобразований - возникла проблема вестернизации культуры, споры вокруг которой идут в России уже не первое столетие.
И главной задачей моей работы является всестороннее рассмотрение процесса вестернизации в целом и его воздействия на отдельные сферы общества.
При подготовке моей работы было использовано много интересной литературы. Самые новые и достоверные сведения из этой области удалось найти через виртуальные библиотеки сети "Интернет". Многогранный фактический материал удалось извлечь из прессы, которая изобилует информацией по данной теме.
Мои теоретические знания я подкрепил практическим социологическим исследованием, что помогло мне полно раскрыть тему курсовой работы, собрав для этого множество достоверных и убедительных фактов.
1. Современные цивилизации
Запад есть запад,
Восток есть восток,
Не встретиться им никогда.
Лишь у подножья
Престола Божья
В день страшного суда.
(Редьярд Киплинг)
Незападные цивилизации, или традиционное общество
Знакомясь с древневосточной цивилизацией, вы узнали о ее важнейших чертах и особенностях, и в частности о том, что земля, ирригационная система были собственностью общины. Каждая семья имела определенный участок земли, который давался ей во временное пользование. Господствовала экстенсив­ная технология, направленная главным образом на овладение внешними природными процессами. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, максимально приспосабли­ваясь к окружающей среде. Не случайно, например, принцип «у-вэй» у древних китайцев требовал невмешательства в проте­кание природных процессов.
Этот тип общества, получивший название традиционного, со­хранился до наших дней. Он представлен многими государства­ми «третьего мира»: странами Азии и Африки, сравнительно недавно освободившимися от колониального гнета. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от по­коления к поколению. В целом ценностно-духовная сфера чело­веческого бытия ставится выше экономической.
Однако преобладавшие в хозяйственной деятельности восточ­ных народов экстенсивные технологии, которые в ранний период существования традиционных обществ способствовали их эконо­мическому прогрессу (благоприятные природные условия, про­стота создаваемых человеком средств труда), в дальнейшем стали тормозить его, обусловив не только постепенное исчерпа­ние природных богатств, но и застой в развитии техники. Ука­занные факторы объясняют характерную сегодня для ряда стран «третьего мира» экономическую отсталость.
С середины 70-х годов все большую роль в общественной жизни этих стран стала играть религия. В тех из них, где господствующей религией является ислам, была выдвинута идея со­здания исламской цивилизации, основой которой могут стать нравственно-духовные ценности, проповедуемые этим вероуче­нием.
Западная цивилизация
Исследователи западной цивилизации называют ее по-разно­му: техногенная, индустриальная, научно-техническая. Но неза­висимо от названия западное общество во многих чертах проти­воположно традиционному восточному обществу, хотя также имеет достаточно глубокие исторические корни.
Вы уже знаете, как происходило становление индустриаль­ной цивилизации, вобравшей в себя достижение античной куль­туры, западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения. Данная цивилизация существует чуть более 300 лет. Сложивше­еся в европейском регионе с его более суровой по сравнению со странами Востока природной средой интенсивное производст­во требовало предельного напряжения физических и интеллекту­альных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда, способов воздействия на природу.
В связи с этим формировалась и новая система ценностей. На первый план выдвигалась активная, творческая, преобра­зующая деятельность человека. Идеалами цивилизации стали по­стоянное обновление, могучая поступь прогресса. Безусловную ценность приобрело научное познание, существенно расширяю­щее интеллектуальные силы, изобретательные способности чело­века, его возможности преобразовывать мир.
Таким образом, «созерцательности» традиционных обществ противостояло деятельностное начало западных обществ.
В отличие от традиционных обществ, где первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития, западная цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценно­сти независимую, автономную личность, что, в свою очередь, по­служило основой для выработки идей о неотъемлемых правах че­ловека, о гражданском обществе и правовом государстве.
Научные открытия и технические новшества, в частности изобретение конвейера, позволили наладить массовое производство. Индустриальный мир стремился к наращиванию объемов, скоростей, мощностей. Почти во всех отраслях господствовала гигантомания: огромные предприятия, гигантские стройки, вели­чественные сооружения... Из середины XX столетия 80 - 90-е го­ды виделись такими: по железным дорогам мчатся поезда, которые перевозят сразу несколько тысяч пассажиров; в небесных просторах летают самолеты с огромной вместимостью и скоростью в 10 раз превышающую скорость звука; моря и океаны бороздят суда грузоподъемностью в миллионы тонн. В эти прогнозы верили.
1.3 Российская цивилизация
Россия. Кто же она?
В этом пункте я хотел бы рассмотреть российскую цивилизацию, как отдельную, обособленную.
А. Тойнби выделил двадцать типов цивилизаций. Среди них как отдельную цивилизацию он назвал российскую.
Обратим внимание на специфику географического положения России. Она стоит одной ногой в Азии, другой в Европе. Она зажата между двух сил:
Европа Россия Азия
Это отмечал великий русский философ В. Савельев:
В стране морозных вьюг,
седых туманов
Явилась ты на свет,
И, бедное дитя,
меж двух враждебных станов
Тебе приюта нет.
Россия - сфинкс
Россия - Запад? Россия - Восток? Или Россия - цивилизация, соединяющая эти два начала? А может быть, Россия - это вообще уникальное явление? В. Брюсов поставил проблему так:
Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы старый решаем вопрос:
Кто мы в этой старой Европе?
Посмотрим, как осмысливали эту проблему русские поэты и философы.
В.К. Кюхельбекер: «Россия по самому своему географическому положению могла бы присвоить себе сокровища ума Европы и Азии».
П.Я. Чаадаев: «… Раскинувшись между великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы - воображение и разум - и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара. Не эту роль предоставило нам Провидение. Оно предоставило нас