Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра философии

Контрольная работа
по социологии на тему:
Социальная мобильность общества.

Преподаватель:
Работа выполнена: Алексеенко Л.В
Специальность ГМУ
Группа 333
Вариант 12

Челябинск
2009
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Социальная мобильность: понятия и сущность……………………………..5
1.1 Вертикальная мобильность…………………………………….……….6
1.2 Горизонтальная мобильность………….………………………………11
2 Основные показатели социальной мобильности…………………….…17
2.1 Измерение социальной мобильности…………………………………..20
Заключение…….……………………………………………………………23
3. Практикум..………………………………………………………………25
Список используемой литературы…………………………………...…….….27




Введение

Всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров.
Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. П. Сорокина под социальной мобильностью понимал любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой.
Актуальность темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Средний гражданин в течение жизни перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, и очень немногим удается шагнуть сразу через несколько ступеней. Женщине, как правило, продвинуться сложнее, чем мужчине. Причинами служат такие факторы мобильности как: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, воспитание, место жительства и выгодный брак. Поэтому мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей.
Изучение социальной мобильности, как неотъемлемый и необходимый процесс в обществе, где надо рассмотреть причины перехода индивида с одного статуса на другой. Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи: 1) определить и проанализировать виды и формы социальной мобильности, 2) выявить и описать каналы социальной циркуляции, 3) рассмотреть историю человечества, которая складывается не только из индивидуальных перемещений, но также из движения больших социальных групп, 4) определить проблемы перехода из одной статусной группы в другую, 5) рассмотреть измерение социальной мобильности.
Объектом темы является социальная структура общества. Предметом является всеобщее в системе перемещений: каналы социальной циркуляции, институты наследования социального статуса, миграция, масштаб социальной мобильности.








1 Социальная мобильность: понятия и сущность
Талантливые личности, несомненно рождаются во всех социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие.
Человеческая история складывается не только из индивидуальных перемещений, но также из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых «белых воротничков» - инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других.
Подобные изменения произошли и в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите пришла бизнес – элита.
Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее в конечном счете он может стать не только писателем (актером, художником), как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях». Например, у сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности оказывается несостоятельной.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.
Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».[1]
П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.
1.1 Вертикальная мобильность
Вертикальная мобильность является наиболее важным процессом, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).
Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем или социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть.
По мнению Сорокина, поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «отверстия», «люфты», «мембраны» через которые индивиды перемещаются вверх и вниз. Особое внимание Сорокина привлекали социальные институты армия, церковь, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции.
Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из низших чинов. Во время войны солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. После повышения в звании они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя полезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.
В советском обществе работа в милиции в течение последних десятилетий представляла один из постоянно действующих каналов социальной мобильности, в частности перемещения из деревни в город, и происходило это в значительной степени из-за дефицита горожан, желающих служить в милиции. В московскую милицию принимали отслуживших в армии молодых людей в возрасте до 35 лет и не имеющих московской прописки. Иного способа попасть в столицу, как только устроиться в милицию у выходцев из российской глубинки могло и не существовать. Не только армия и милиция, но и силовые структуры в целом раньше и теперь выступают мощным каналом вертикальной мобильности, позволяющим людям совершить восхождение из периферийных в центральные сегменты общества.
Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В ХV-XIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.
По мнению П. Сорокина, не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, это позволяет сделать занятие фабриканта (29%), банкира и биржевика (21%), торговца (12%).[2]
Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции, если в союз вступают представители разных социальных страт. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получая то, чего им не доставало.
Для того, чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Поэтому для преодоления культурного барьера и барьера общения индивиды в процессе социальной мобильности прибегают к каналам социальной циркуляции.
Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой. Этим термином обозначают и процесс, и результат процесса. Эти явления описал еще М. Вебер.[2]
Под социальной клаузулой, или социальным закрытием группы, М. Вебер понимал ограничение привилегированной группой доступа в свои ряды и повышение тем самым своих жизненных шансов. Механизмом закрытия становится превращение в эталон, а затем в критерий отбора тех редких качеств (например, таланта, компетентности, благородства), которыми обладают члены данной группы и которыми не обладают другие. Статусная группа, исповедующая подобные принципы, со временем может выродиться в клику. Вебер указывал, что любая черта, даже придуманная, может быть использована в качестве критерия отбора, основания для идентификации себя с группой или отсеивания из своих рядов аутсайдеров.
Закрытые группы – удел всех стратифицированных обществ, основанных не только на неравенстве доходов, но и на неравенстве доступа в привилегированные группы.
Социальное закрытие – это действия статусной группы, направленные на защиту и гарантии определенных ресурсов и преимуществ за счет других групп. Там, где появляется много замкнутых групп, где идет процесс ограничения доступа в статусную группу, там растет число страт и субстрат. Примером служит кастовая система, насчитывающая тысячи закрытых страт и субстрат.
Бюрократия, по Веберу, борется за сохранение внутригрупповых ценностей, целей и интересов, проявляет солидарные действия с себе подобными. Бюрократия располагается по всей управленческой пирамиде и незримо контролирует распределение ресурсов. Необходимая для сохранения своей жизнедеятельности власть у нее имеется в силу должностного положения. Специфический этнос бюрократии заключается в культивировании секретности и профессионально мастерства. Она не является исполнительным комитетом другого класса, но скорее организованной статусной группой. Бюрократия – самая мощная и влиятельная из всех статусных групп. Она контролирует служебную карьеру других, распределение ресурсов общества. Не обладая при этом привилегиями собственника и преимуществами рыночных монополистов.
Современные западные общества характеризуются социологами как одновременно и открытые, и закрытые социальные структуры. К примеру, в США и Японии в высший класс поднимается только 7-10% рабочих. Дети бизнесменов, политиков, юристов имеют в 5-8 раз больше возможностей следовать по стопам своих отцов, чем это случилось бы, будь общество совершенно открытым.[2] Чем выше социальный класс, тем труднее в него проникнуть.
Тенденция к социальной закрытости присуща всем обществам. Она характеризует стабилизацию социальной жизни, переход от раннего к зрелому этапу развития, а также возрастание роли приписываемого статуса и снижение роли достигаемого.


1.2 Горизонтальная мобильность.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходит без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным.
Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса, а перемещение из одного места жительства в другое при сохранении прежнего статуса. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.
Миграция населения – это перемещение людей, связанные, как, правило, со сменой места жительства (переселение людей из страны в страну, из района в район, из города в деревню и обратно). Она подразделяется на безвозвратную (с окончательной сменой постоянного места жительства), временную (переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок), сезонную (перемещение в определенные периоды года), зависящую от времени года (туризм, лечения, учебы), маятниковую – регулярные передвижения из данного пункта и возвращение в него.
Миграция - это очень широкое понятие, охватывающее все виды миграционных процессов, т. е. перемещений населения как внутри одной страны, так и между странами - по всему миру (международная миграция). Миграция бывает внешней (за пределы страны) и внутренней. К внешней относятся эмиграция, иммиграция, а к внутренней - движение из села в город, межрайонные переселения и др.
Далеко не всегда миграция принимает массовые формы. В спокойные времена она затрагивает небольшие группы или отдельных людей. Их передвижение происходит, как правило, стихийно. Демографы выделяют два основных потока миграции внутри одной страны: город- село и город- город. Установлено, что до тех пор, пока в стране идет индустриализация, люди переезжают в основном из села в город. По ее завершении, и это характерно для США и Западной Европы, люди переселяются из города в пригородные зоны и сельские районы.
Обнаруживается интересная закономерность: потоки мигрантов устремлены в те места, где социальная мобильность наиболее высока. И еще: переезжающие из города в город легче устраивают свою жизнь и добиваются успехов, чем переезжающие из села в город, и наоборот.
Великое переселение народов - название эпохи массовых миграций гуннских, германских, славянских и другие племен в IV- VII вв. Их именуют еще варварскими племенами, жившими в период разложения первобытнообщинного строя на окраинах Римской империи. Определить численность народов, участвовавших в переселениях, затруднительно из- за недостатка источников. По некоторым данным, вестготов было около 15 тыс. человек; вандалов - от 200 до 400 тыс.; славян- до 100 тыс. человек.. Итогом великого переселения стали гибель рабовладельческой Римской империи, становление раннефеодальных (варварских) государств и народностей, предков современных европейских народов.[2]
Второй разновидностью горизонтальной мобильности является урбанизация - регулярное перемещение населения из деревень в города и (более редко) в обратном направлении. Интенсивность этих передвижений зависит от конкретных условий страны эпохи. Если в начале XIX в. в городах мира проживало около 30 млн. человек (3 %) населения, то к началу XX в- 224 млн. (13,6 %), а к концу - более 2 млрд. (свыше 40 %). В России городское население составляет более 66 %.[4]
Третьей разновидностью миграции считается колонизация. Колонизация- освоение пустующих и малонаселенных территорий. Первой великой колонизацией считают древнегреческую, второй - римскую, третьей - европейскую, начало которой положили великие географические открытия XV- XVII вв. и результатом которой стало возникновение гигантских колониальных империй. Колонизация всегда была одним из способов разрешения внутренних конфликтов в странах- метрополиях путем миграции «лишнего» или недовольного своим положением населения. Эта миграция могла быть насильственной (когда высылали уголовных или политических преступников) или добровольной. Люди покидали страны, спасаясь от хронических социальных бедствий и надеясь в новом месте начать новую жизнь. В основном это были трудоспособные люди, и их массовый отток имел для некоторых европейских стран катастрофические последствия. Еще в XVII в. Санчо де Монкада опубликовал книгу «Нищета Испании - результат открытия Америки», в которой доказывал, что упадок страны, несмотря на приток американского золота и серебра (Испания монополизировала 83% мировой добычи драгоценных металлов), связан с оттоком значительной части испанского населения за океан. Сама же Испания оказалась переполненной ленивыми бродягами, ворами, нищими и попрошайками - монахами.
К началу ХХ в. на первом месте по числу эмигрантов была Италия (ее покидало до 700 – 800 тыс. человек ежегодно). Рекордсменом по числу эмигрантов стала Ирландия – за 2-ю половину XIX в. ее население уменьшилось вдвое (из страны с 1846 по 1891 г. выехало около 5 млн человек). Всего с начала XIX в. до 1914 г. Европу покинуло около 50 млн человек, эмигрировавших главным образом в США, Канаду, Австралию – государства, в целом созданные эмигрантами. С 1918 по 1961 г. очередной поток переселенцев из Европы (главным образом – в США) составил 16 млн человек .[2]
Процессы эмиграции продолжаются и в наше время. Например, в 1981 г. Великобританию покинуло 233 тыс. человек (это своеобразный постколониальный рекорд эмиграции). Но одновременно наблюдается и обратный процесс: наплыв в Англию «цветных» эмигрантов, в основном из бывших британских колоний. К 1981 г. их численность достигла 2 млн человек, т. е. составляла 4% от общего населения страны. Подобные процессы имеют место практически во всех крупных индустриальных странах мира (исключая Японию).[2]
Четвертая разновидность миграционных процессов – это исход, бегство или изгнание. Они вызваны чрезвычайными обстоятельствами – стихийными бедствиями, политическими потрясениями, религиозными гонениями, войнами и революциями. Историческими примерами могут служить изгнание в XVII в. из Испании 500 тыс. морисков (остатков арабского населения), массовое бегство гугенотов из Франции и пуритан из Англии в XVII – XVIII вв., переселение 7 млн мусульман из Индии в Пакистан в 1947 г.[10]
В результате вынужденного или добровольного исхода больших групп населения с исторической родины на новой территории образуются этнические анклавы – диаспоры. Диаспора (от греч.diaspora – рассеяние) – это часть этноса, живущая в новом месте поселения, в различных странах. Это своеобразная социально – этническая общность, возникшая в результате сложных миграционных процессов, иногда в течение столетий.
В России за последние полтора века было несколько волн эмиграции, связанных с политическими и религиозными гонениями (Россию в разное время покидали и революционеры – народники, и социал – демократы, и недовольные либералы, и сектанты). Самым массовым был поток эмигрантов, хлынувший из России после Октябрьской революции и во время гражданской войны. Образовалась огромная всемирная российская диаспора, насчитывающая более 2 млн человек.[1] Возникла фактически целая страна – «зарубежная Россия», весьма своеобразная по своей структуре и укладу жизни. По мнению А. А. Исаева, отдельные люди мигрируют совсем не так, как целые народы, индивиды расстаются с обжитым местом добровольно, надеясь найти в другом городе или стране поинтереснее работу, получше условия быта. А народы гонит нужда, т. е. какой – то объективный закон, скажем истощившаяся почва или явившиеся извне несметные полчища врагов. Это не добровольное, а вынужденное переселение.
Среди видов миграции важное место занимают два – иммиграция и эмиграция. Эмиграция – выезд за пределы страны на постоянное место жительства или на длительное проживание. Иммиграция – въезд в данную страну на постоянное место жительства или на длительное проживание. Эмиграция снижает численность населения. Если уезжают наиболее способные и квалифицированные люди, то снижается не только численность, но и качественный состав населения. Иммиграция повышает численность населения. Приезд в страну высококвалифицированной рабочей силы повышает качественный состав населения, а малоквалифицированной вызывает обратные последствия.
Благодаря эмиграции и миграции возникали новые города, страны и государства. Известно, что в городах рождаемость невысока и постоянно снижается. Следовательно, все крупные города, особенно города – миллионеры, возникли благодаря иммиграции. После открытия Колумбом Америки сюда из Европы двинулись тысячи и миллионы переселенцев. Северная Америка, Латинская Америка и Австралия возникли благодаря крупным миграционным процессам. Миграционным путем осваивалась Сибирь.
Всего в XVIII в. из Европы исходили два мощных потока миграции – в Америку и в Россию. В России особенно активно заселялось Поволжье. В 1762 г. был опубликован знаменитый указ Екатерины II о приглашении иностранцев на гражданскую службу и заселение. Откликнулись в основном немцы из Австрии, Венгрии, Швейцарии, Германии. Первый поток мигрантов составляли ремесленники, второй – крестьяне. Они образовывали земледельческие колонии в степной зоне России.
Эмиграция тем масштабнее, чем меньше у населения возможностей удовлетворить свои потребности в своей стране, в том числе за счет внутренних переселений. Пропорции между внутренней и внешней миграцией определяются экономической ситуацией, общим социальным фоном, степенью напряженности в обществе. Эмиграция возникает там, где ухудшаются условия жизни, сужаются возможности для вертикальной мобильности. В Сибирь и на Дон, где сложилось казачество. Крестьяне уходили из – за ужесточения крепостного права. Европу покидали не аристократы, а социальные аутсайдеры.
Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другую социальную группу, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования. Социология рассматривает, как правило, массовые потоки миграции и их влияние на демографические и социальные процессы в том или ином регионе. Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы – от простого перехода из семьи до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса. Мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей. Причем возможности для вертикальной мобильности различны в каждом обществе и могут изменяться. Процесс миграции тесно связан с мобильностью и не проходит без нее.


2 Основные показатели социальной мобильности.
Классификация социальной мобильности может быть проведена по следующим критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после социальной революции старый господствующий класс уступает свои позиции новому господствующему классу.
На других основаниях мобильность классифицируют на стихийную или организованную. Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города России. Организованная мобильность (перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Эти перемещения могут осуществляться: а) с согласия самих людей, б) без их согласия. Примером организованной добровольной мобильности в советское время могут служить перемещения молодежи из разных городов и сел на комсомольские стройки, освоение целинных земель и т. п. Примером организованной недобровольной мобильности может служить репатриация (переселение) чеченцев и ингушей в годы войны с немецким нацизмом.
От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

Международные данные свидетельствуют, что выходцы из нижнего слоя среднего класса и нижнего слоя рабочего класса наиболее редко наследовали профессии отцов и были высокомобильными. Напротив, представители высшего класса и профессионалы чаще наследовали род занятий своих родителей. Таким образом, прослеживается вполне очевидная закономерность, которая подтверждается теоретическим анализом особенностей социальной пирамиды: чем выше социальный ранг, тем чаще профессия передается по наследству, и чем он ниже, тем реже наследуется род занятий родителей.
Выяснилось также, что сельская молодежь, переселившаяся в город, достигает более высокого положения по сравнению со своими отцами, чем коренные горожане по сравнению со своими. На фоне своих отцов городская молодежь выглядела малоподвижной, но только в сравнении со своими отцами. При сравнении вышедшей из села и городской молодежи между собой, т. е. при рассмотрении внутрипоколенной мобильности, ситуация оказалась скорее обратной.
Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода. Внутрипоколенная мобильность меньше зависит от факторов происхождения в изменяющемся обществе, чем в обществе стабильном.
Классовая мобильность происходит, когда ранг социального класса воспроизводится в неизменном виде из поколения в поколение. Исследователи обнаруживают в современном обществе высокий уровень классовой мобильности. Основной объем мобильности – внутри- и межпоколенной – происходит постепенно, без драматических изменений. Резко поднимаются или опускаются лишь отдельные индивиды, например выдающиеся спортсмены или рок – звезды. Успех в США и в других современных обществах определяется прежде всего приписываемым статусом – семейным положением. Этому способствует так называемое отсроченное вознаграждение – откладывание немедленного удовольствия для того, чтобы достичь в будущем значительных целей.
Стратификационные символы различаются также степенью открытости профессиональных ячеек для новичков. В значительной мере социальный ранг замужней женщины определяется статусом ее мужа, а ее мобильность измеряется разницей между профессиональным статусом ее отца и мужа.
Но, поскольку приписываемые черты – пол, раса, социальный класс по рождению – перевешивают индивидуальный талант и интеллект при определении продолжительности образования и типа первой работы, аналитики считают, что вряд ли есть основания говорить о действительно открытой классовой системе.
Термин «структурная мобильность», или мобильность на основе спроса, общественных потребностей, относится к социентальным факторам, влияющим на коэффициент мобильности. Так, виды и количество наличных рабочих мест зависят от изменений экономической системы, тогда как тип и количество желающих получить данную работу зависит от коэффициента рождаемости в том или ином поколении. На основе этого можно оценивать вероятность восходящей и нисходящей мобильности для разных подгрупп.
Провозглашенный в конце 1991 г. в России курс экономической политики, получивший название «шоковой терапии» и нашедший продолжение в «ваучерной» приватизации и конвертизации военнопромышленного комплекса, привел страну к глубокому кризису, который носит системный характер, т. е. охватывает все стороны жизни общества. В результате изменилась к худшему структура промышленности. Больше других пострадали отрасли, входившие в военно–промышленный комплекс, где было сосредоточено производство наукоемкой продукции, а также гражданское машиностроение, осуществляющее выпуск станков, турбин и т. д. Преобладание получили добыча полезных ископаемых и их первичная обработка. В полном упадке находится легкая и текстильная промышленность из-за вытеснения ее продукции импортными товарами. Вместе с падением сельскохозяйственного производства и замещения отечественных продуктов импортом свертывается ряд отраслей пищевой промышленности.[11]
Таким образом, структурная перестройка в России в конце 90-х годов привела к горизонтальной и нисходящей вертикальной мобильности.
2.1 Измерение социальной мобильности
Социальная мобильность может измеряться с помощью двух систем показателей. В первой системе единицей счета выступает индивид, во второй – статус.
В первой системе выделяют объем мобильности, что понимается как число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества по всему населению, то относительным объемом и указывается в процентах.
Совокупный объем, или масштаб, мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный – по отдельным стратам, слоям, классам.. Тот факт, что в индустриальном обществе. две трети населения мобильны, относится к совокупному объему, а 37% детей рабочих, ставших служащими, - к дифференцированному.[4]
Масштаб социальной мобильности определяется как процентная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой социальный статус. Когда Венгрия была капиталистической, т. е. в 30-е годы, масштаб мобильности равнялся 50%. В социалистической Венгрии (60-е годы) он вырос до 64%, а в 1983 г. – до 72%. В результате социалистических преобразований венгерское общество стало таким же открытым, как и развитые капиталистические страны.[2]
С полным основанием этот вывод применим к СССР. Западноевропейские и американские ученые, проводившие сравнительные исследования, установили, что в восточноевропейских странах мобильность выше, чем в развитых капиталистических странах.
Изменение мобильности по отдельным слоям описывается двумя показателями. Первый – это коэффициент мобильности выхода из социального слоя. Он свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллигентами или крестьянами. Второй – коэффициент мобильности входа в социальный слой, свидетельствующий о том, из каких слоев пополняется, например, слой интеллигентов. Он обнаруживает социальное происхождение людей.
Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: диапазоном мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться.
Диапазон мобильности, который характеризует данное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.
Вторым фактором социальной мобильности выступает исторический тип стратификации. Кастовое и сословное общества ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества называются закрытыми.
В индустриальном обществе, которое социологи относят к типу открытых обществ, прежде всего ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус. В таком обществе уровень социальной мобильности довольно высок.
Во второй системе показателей мобильности, где за единицу счета принимается статус, мобильность понимается как изменение индивидом (группой) одного статуса на другой, расположенный по вертикали или горизонтали.
Под объемом мобильности понимается количество людей, переменивших свой прежний статус на другой вниз, вверх или по горизонтали. Представления о перемещениях людей вверх, вниз и по горизонтали социальной пирамиды описывают направление мобильности. Разновидности мобильности описываются типологией социальных перемещений. Мера мобильности указывается шагом и объемом социальных перемещений.
Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну – две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.
Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений. Для описания шага социальных перемещений используется понятие статуса: перемещение из низшего в высший статус – восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус – нисходящая мобильность.




Заключение

Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Социологи изучали социальную мобильность опираясь главным образом на историю человечества. Конечно, социальные перемещения не происходят гладко, а подвержены преодолению более или менее существенных барьеров. При рассмотрении типов мобильности – горизонтальной и вертикальной большое внимание уделяли каналам социальной циркуляции и миграции как важным факторам мобильности. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально – классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты. Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности это есть изменение образа жизни, развитие типичного статусного поведения, изменение социального окружения и брак с представителями более высокого статусного слоя.
Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы – от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса. Поэтому мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей. Процесс миграции тесно связан с мобильностью и не проходит без нее.

Практикум
На приведенное суждение: «Социальные барьеры – это социальные фильтры, отбраковывающие засоренную воду и пропускающие наверх общества, где принимаются жизненно важные для него решения, чистую воду. Так должно быть в идеале. Но фильтры часто ломаются: титулы и должности покупают, аттестаты об образовании подделывают; капиталы воруют; семейное положение не учитывают».
Как вы думаете, в каком обществе – закрытом или открытом – чаще ломаются фильтры?
Ответ обоснуйте.
Если общество представить в виде болота, которое наполнено илом, грязью, различным мелким и крупным мусором перемешанном в воде. А теперь мы набрали два кувшина этой воды и попробуем очистить. Если мы поставим один кувшин отстоятся и станем за ним наблюдать, то в скором времени вода в нем начнет разделятся, более тяжелая грязь упадет в низ, за ней мусор и ил, отделившись тем самым от воды. Но более легкий мусор всплывет на верх, а вода по-прежнему будет пахнуть болотом.
Так можно представить закрытое общество, где решающим фактором является качества и свойства данные от рождения, или не зависевшие от желания и упорства. И стоит только встряхнуть кувшин как все снова перемешается и на верху окажется грязь и мусор.
Второй же кувшин мы выльем в фильтр. Где вода сначала пройдет через камушки, оставляя на них крупный мусор, за тем через песок, в котором завязнет ил и часть грязи, а после через уголь в котором останется вся грязь и большая часть болотного запаха. Так путем естественного отбора, благодаря терпению и труду, пройдя через все испытания, на выходе останется только чистая вода. Так я себе представляю открытое общество, где каждый не зависимо от своего веса займет тот слой общества к которому он подходит по своим личным качествам, потребностям и желаниям, где только способные пробираться через все препятствия, постоянно совершенствуясь, приобретая новые качества способны выти на верх.
В связи с этим я считаю что фильтры чаще ломаются в закрытом обществе, т.к в нем фильтры работают на свойства, а не на качества.








Список используемой литературы
1. Фролов С . С. Социология: Учебник – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2001. – 344 с.
2. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 624 с.
3. Асп Э. К. Введение в социологию / Под общ. ред. А. О. Боронова. – СПБ.: Алетейя, 1998. – 248 с.
4. Социология: Учебник / Авт. Коллектив: П. Д. Павленок, О. А. Акинеева и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркетинг, 2002. – 1036 с.
5. Кравченко А. И. Социология: словарь: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академия, 1997. – 240 с.
6. Липатова М. Е. Особенности карьерных продвижений за рубежом // Социс. 2001. №4. С. 130-133.
7. Черныш М. Ф. Социальная мобильность в 1986-1993 годах // Социологический журнал. 1994. №2. С. !28-131.
8. Крыштановская О. В., Хуторянский Ю. В. Элита и возраст: путь наверх // Социс. 2002. №3. С. 49-59.
9. Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993. – 249 с.
10. Волков Ю. Г., Добреньков В. Н. Социология. Учебник / Под ред. Проф. Ю. Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: Гардарики, 2002. – 512 с.
11. Руткевич М. Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социс. 1998. №6.